школьный музей и музейная педагогика
статья по истории на тему

Братусенко Инна Анатольевна

В данной статье рассказывается о работе школьного музея, которым я руковожу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_muzey_i_muzeynaya_pedagogika.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей и музейная педагогика

Мне не хотелось бы, чтобы поколение

 моих сверстников было Иванами,

 родства не помнящими.

Исследовательская работа

 обучающейся 11 класса.

Нужен ли в каждой школе  музей? Музей боевой и трудовой славы, музей истории родного края, родного села? Какую роль он играет в воспитании подрастающего поколения? И как могут школьный музей и музейная педагогика повысить мотивацию обучающихся в процессе образования, сформировать их активную жизненную позицию?

В МКОУ «Покровская СОШ» школьный музей существует на протяжении многих лет. Сменяются поколения педагогов и обучающихся, а музей остается, пополняясь новыми экспонатами, исследовательскими работами, интересными проектами.

В наше сложное и противоречивое время творческий потенциал обучающихся  может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на передачу знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новое качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными временем.

Музейная педагогика  создает  условия для развития обучающихся путём включения их в многообразную деятельность школьного музея. Это и издание путеводителей, журналов, и составление видеофильмов, и создание музейных экскурсионных  маршрутов по карте местности, в которой проживают обучающиеся, а также работа  с документальными материалами архивов, подготовка докладов, рефератов, запись воспоминаний, выполнение познавательных заданий, написание исследовательских работ, встречи с ветеранами и тружениками тыла.

Как работа в школьном музее может привить  любовь к родному селу, к родной школе, пробудить интерес к людям, которых ты знаешь с рождения?

Для того чтобы создать туристический маршрут, нужно очень хорошо знать места, в которых тебе посчастливилось родиться. Так появился проект «Там, за Калиновым мостом», который представляет собой туристический маршрут по самым интересным и загадочным местам села Покровка и его окрестностей. Интригующе звучат даже сами названия остановок: Калинов мост,  поселок Степана Разина,  переправа Пугачева, окопы, клад Пугачева, лагерь военнопленных немцев, памятник воинам, аэродром. И не важно, что не все названия имеют под собой историческую основу, многие из них – предания, которые передаются из поколения в поколение.

Исследовательские работы о происхождении прозвищ села Покровка и происхождении названий улиц села позволили обучающимся 8 класса больше узнать о родном селе и о его жителях. Чтобы выполнить исследование, ребятам пришлось по крупицам собирать нужную информацию о происхождении прозвищ, произвести семантико-стилистический анализ, классификацию и синтез исследованных явлений, прогнозировать дальнейшую судьбу этого интересного явления в жизни любого народа. В ходе работы обучающиеся выяснили, в чём причина происхождения прозвищ (оказывается, прозвища имеют смыслоразличительную функцию, а также характеризуют человека по его отличительным признакам); составили перечень прозвищ жителей села, определили их значение и историю происхождения; сделали вывод о перспективности употребления прозвищ в будущем.

Создание альбома  истории  родной школы позволило попасть ребятам в далекий 1932 год – год строительства школы и в последующие годы. Воспоминания очевидцев тех далеких лет легли в основу работы. Современные школьники узнали о том, чем жили, что делали их сверстники в годы коллективизации, Великой Отечественной войны, в годы восстановления страны из руин, во время создания колхоза и совхоза. Особенно их удивил тот факт, что пристраивать к школе новые помещения помогали сами школьники и их родители. Многое узнали и об учителях, работавших в школе в разное время. В новом свете предстала перед ними школа, знакомая с детства, изменилось и отношение к ней: школа стала им ближе, родней, понятнее.

Совместная деятельность педагога и ученика – создание фильмов о старейших жителях нашего села, о воинах-интернационалистах помогает обучающимся сформировать самосознание и активную жизненную позицию. Никого не  оставил равнодушным тот факт, что жительнице нашего села Сургановой Дарье Ильиничне исполнилось сто лет. После общения с бабушкой Дашей  возник план проекта создания фильма «И дольше века длится жизнь». Работая над фильмом, ребята осознали, что жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью его страны, и история создается самими людьми, какими бы простыми они ни были. Это было удивительно, что человек, сидящий перед тобой, стал свидетелем эпохальных событий: правления последних Романовых, Октябрьской революции, становления Советской власти, образования СССР, коллективизации, Великой Отечественной войны, первого полета человека в космос, распада СССР, первого президента России.

Все больше лет отделяет нас от событий 1941-1945 годов. Это не просто события, это Великая Отечественная война, которая изменила ход истории, оставила глубокий след в судьбах людей нашей страны. Молодое  поколение знает обо всем этом из кинофильмов, рассказов немногих оставшихся в живых участников тех событий, экспонатов музеев боевой славы, архивных материалов, учебников истории.

Памятник в родном селе – это тоже история, даже если в нем захоронены не односельчане. Около него  проходят экскурсии школьного музея, и воспитывать бережное, трепетное отношение к нему нужно именно с раннего детства. Из творческой работы обучающейся       9 класса Братусенко А.:  «В центре моего родного села Покровка над братской могилой стоит обелиск. Я с детства знала, что здесь захоронены защитники Сталинграда, но никогда не задумывалась, кто они, откуда они родом.

Я стою около памятника и внимательно перечитываю имена: Акальмаз Василий Яковлевич, Галкин Николай Петрович, Квачадзе Симон Атанасович, Махмутов Файзык Гизендинович, Алилов Хадир-Зиби, Арасианов Загир Арсланович, Культисов Бабаш, Пирашвили Захар Соломонович, Турсенбеков Заркум, Хамидулин Ахматулла Гибатулович, Чанышев Рашкул. Они, сыны разных народов, отдали  жизни за свою большую общую Родину.

У Родины нет национальности.

Победу в Великой Отечественной войне ковали люди многих национальностей, они знали, что беда пришла в их общий  дом. Они гордо называли себя советскими людьми, и это был самый лучший сплав всех национальностей. Я хочу, чтобы мы, наши дети и внуки помнили о той беспощадной войне и о братстве народов, без которого не было бы победы. Пусть страна стала меньше, но народов, её населяющих, меньше не стало. Я хочу, чтобы и в торжестве,  и в беде мы всегда были вместе и гордо могли бы сказать: «Мы – россияне!»

В песне к кинофильму «Офицеры» есть такие слова: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Именно слова этой песни натолкнули работников школьного музея провести конкурс работ (сочинение, презентация, исследовательская работа) среди обучающихся «Моя семья в ходе Великой Отечественной войны». И снова мы увидели, что ниточка связи поколений не прерывается: в основу работ легли воспоминания старших членов семей, семейные фотографии, архивные документы.

Отрадно было увидеть, что наши старшеклассники хорошо ориентируются в современной истории, могут правильно оценить события, происходящие в мире, имеют свое мнение обо всем, чувствуют гордость за своих дедов и прадедов, отстоявших мир и защитивших его от коричневой чумы. Из работы обучающейся 11 класса Ядаровой А. «Мне не хотелось бы, чтобы поколение моих сверстников было Иванами, родства не помнящими. Поэтому в своей работе я хочу рассказать о своем прадеде и его родственниках, погибших на полях той жестокой войны…..

И мы, потомки победителей, должны помнить своих героев, должны заботиться о том, чтоб память о них жила в сердцах наших вечно. Моя исследовательская работа дала мне возможность прикоснуться к истории моей семьи в ходе Великой Отечественной войны, изучить архивные документы, сделать определенные выводы. 
        Почему так важна память об участниках Великой Отечественной войны, почему её нужно обязательно передать следующему поколению семьи?
       Пока жива память о войне, люди не допустят нового бессмысленного кровопролития. Если вся правда о войне будет передаваться из поколения в поколение в каждой семье, никакие новомодные учебники истории и оголтелые политики не смогут сбить с толка молодых людей, и не будет такой подмены событий, какую мы сейчас наблюдаем на Украине: молодежь почти не знает ничего о Великой Отечественной войне, они уверены, что это была Вторая Мировая война».

Каждая работа обучающихся становится новым экспонатом школьного музея. Прошли те времена, когда несли в школьные музеи истертые солдатские треугольнички, командирские планшеты, каски, гильзы, солдатскую форму, теперь музейные фонды пополняются творческими и исследовательскими работами  обучающихся, которые со временем тоже станут историей, и уже по ним следующие поколения будут изучать историю своего родного края и его жителей.

Школьный музей  органично вписывается в систему проводимых в школе мероприятий, становится местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Для себя мы определили, что каждое посещение музея – это занятие, которое должно иметь конкретную учебную, воспитательную или развивающую цель. И учитель, и обучающиеся должны осознавать, что посещение музея – это не развлечение, а серьёзная работа, поэтому к нему нужно тщательно готовиться.

Итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей), что впоследствии может стать основой выставки, творческого отчета.

К чему должен стремиться педагог, осуществляющий свою  деятельность в рамках музейной педагогики,  и что должно стать проводником в мир культуры для обучающегося?

Главное для педагога –  научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, то есть оценивать их с точки зрения развития культуры; сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

воспитать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры; развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;  сформировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Обучающийся должен стать  не сторонним  наблюдателем, а заинтересованным исследователем.

Литература:

  1. Музейная педагогика  В.М. Воронович электронный ресурс karpinsk-edu.ru/resources/.