рабочая программа 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Свиридова Анна Николаевна

рабочая программа 10 класс уч. Волобуев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_rabochaya_programmma_1.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории 10 класс

Раздел I.  Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на учащихся 10-го класса МБОУ  СОШ  №92 и составлена в соответствии с документами:

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего  (полного)  общего образования (приказ МО РФ от 05. 03. 2004 года № 1089);
  2. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2015\16 учебный год (приказ МО РФ 253 от 31.03.2015 г.);
  3. Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального  компонента государственного образовательного стандарта образования (история)
  4. Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего  общего образования  (Приказ МО РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
  5. Учебным  планом МБОУ СОШ №92 городского округа города Воронеж на 2015/16 учебный год
  6. Авторской программой для общеобразовательных учреждений О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века.10-11 кл.-  М.: Дрофа, 2006 к учебнику «Россия и мир» с древнейших времен до конца ХIХ в. 10 кл.,  составленной с учетом «обязательного минимума содержания образовательных программ», утвержденных министерством образования РФ.

Рабочая программа для учащихся 10 класса является модифицированной  рассчитана на 70 часов в год и 2 часа в неделю (базовый уровень) из расчета 35 учебных недель для учащихся 5-8, 10 классов

      Система распределения учебного материала и учебного времени для 10 класса в рабочей программе соответствует Федеральной примерной программе среднего общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

    В рабочей программе  в 10 классе  предусматривается  следующая система распределения учебного материала:

Объем учебного материала

История России

Всеобщая история

Итоговое повторение

70 часов

44 ч.

24 ч.

2ч.

    В рабочую программу внесены некоторые  изменения в распределении часов по сравнению авторской программой

Содержание учебного материала

К-во часов  по авторской О. В. Волобуева

Кол- во часов по рабочей    программе

Количество часов

68

70

Вводный урок

1

-

Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья

7

5

Тема 2. Древняя Русь

10                                                                                                                                                          

10

Тема 3  Западная Европа в XI-XV вв

4                          

4                                                                                              

Тема 4.  Российское государство в XIV-XV вв

7  

12

Тема 5. Запад в Новое время

10

7

Тема 6. Российская империя в  XVIII в.

5                                                          

10

Тема 7.  Запад в XIX в. Становление индустриальной цивилизации.

8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

6                                                              

Тема 8. Россия на пути модернизации

9                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

10

Тема 9 Культура XIX века

5

4

Итоговое повторение

2

2

Изучение истории на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды  принципы с мировоззренческими системами
  • Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Задачи данного курса:

  • систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;
  • обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представление о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
  • представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
  • формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
  • осознания учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе;
  • воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;
  • формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции.
  • воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

Использование   УМК:

1. О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХIХ века: учебник для 10 кл. для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2012

2. Программа для общеобразовательных учреждений О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века.10-11 кл.-  М.: Дрофа, 2006

Данный учебник расширяет представления старшеклассников об основных событиях отечественной и мировой истории с древнейших времен до конца XIX века, который поможет выпускникам научиться анализировать явления прошлого, сравнивать особенности исторического пути России и других стран, познакомит с новыми для них источниками и мнениями ученых.

II. Раздел. Учебно-тематический план

Содержание.

Кол- во часов по теме

Тема 1. Цивилизации  Древнего мира и раннего Средневековья

5

Тема 2. Древняя Русь

10

Тема 3. Западная Европа в XIV-XV вв

4

Тема 4. Российское государство в XIV-XV вв

12

Тема 5. Запад в Новое время

7

Тема 6. Российская империя в  XVIII в.

10

Тема 7.  Запад в XIX в. Становление индустриальной цивилизации.

6

Тема 8. Россия на пути модернизации

10

Тема 9. Культура XIX века

4

Итоговое повторение Основные тенденции развития России и Европы

2

Контроль за уровнем ЗУН в 10 классе осуществляется в тестовой форме и практических работ.  Всего тестов-10: практических работ - 6.

 

   Методы обучения – лекция, частично-поисковый метод, работа с источником; формы организации учебной деятельности- индивидуальная работа, коллективная работа, работа в парах; средства обучения- учебник, компьютер, мультимедиа.  Основным типом урока является  урок изучение нового материала. Предусмотрены так же другие формы уроков: комбинированные уроки, уроки отработки умений и навыков, практические работы, обобщающие уроки, семинары, урок-конференция.

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья (5 ч)

Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Образование Священной римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.

Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиция в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия – крупнейшее христианское государство раннего Средневековья.

Исламский мир. Аравия – родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата.

Обучающийся должен иметь представление  о процессе развития общества, основных проблемах его социально-экономической, политической и духовной эволюции;

знать предпосылки формирования древнейших цивилизаций; причины появления и особенности христианства, ислама; характерные черты христианской  средневековой цивилизации; понятия: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, государство, цивилизация, социальная структура общества, мировые религии;

уметь называть особенности различных цивилизационных общностей,  отображать информацию в различных знаковых системах (таблица «Древние цивилизации и их характеристики) и перевода информации из одной знаковой системы в другую; определять мировоззренческие особенности и их причины человека древности; сравнивать демократию и тиранию; сравнивать средневековые цивилизации с  цивилизациями Древнего мира; отделять основную информацию от второстепенной,  исследовать несложные реальные связи и зависимости, определять сущностные характеристики  изучаемых объектов; самостоятельно выбирать  критерии  для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, уметь составлять тезисный план.

Тема 2. Древняя Русь(10 ч)

Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Европы. Расселение славян. Фино-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности. Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.

Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Система государственного управления. Культура Руси в XII – нач. XIIIв. Архитектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.

Практическая работа «Культура Киевской Руси» (заполнение таблицы). Обобщение по теме «Древняя Русь».  Тестовая работа по теме.

Обучающийся должен иметь представление о происхождении государственности у славян, о контактах   Древнерусского государства со странами Запада, о роли монгольского завоевания в истории Руси»

знать предпосылки и причины образования государства у восточных славян; версии происхождения государства у восточных славян; князей Древней Руси; особенности культуры Древней Руси, ее международных  связей; особенности экономического, социального и политического строя Древней Руси; крещение  Древней Руси; причины политической раздробленности; особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; Новгорода Великого; Галицко-Волынского княжества: политический строй, развитие хозяйства;  события связанные с борьбой Руси против внешней агрессии; проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды; причины обособления Юго-Западной Руси;  Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада; события, связанные с началом возвышения Москвы; московских князей и их политику; основные события борьбы за политическое лидерство на Руси; отношения княжеской власти  и церкви;   основные достижения культуры Руси IX– середине XIV в; понятия: князь, дружина, государство, полюдье, политическая раздробленность;

уметь давать характеристику историческим деятелям-князьям; описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы); рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси используя информацию учебника и отрывки «Русской Правды»;

осуществлять поиск информации из различных источников; систематизировать материал; высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества;

объяснять смысл понятия «политическая раздробленность»;

характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель;

объяснять в чем заключалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения; систематизировать исторический материал, оценивать основные события и явления истории Удельной Руси;  переводить информацию из одной знаковой системы в другую,  проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; выдвигать гипотезы, осуществлять  их проверку.

Тема 3. Западная Европа в XI – XV в. (4 ч)

Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от с/х. развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Еретические движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский и миры в раннее Средневековье. Крестовые походы.

Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

Обобщение по теме «Западная Европа в XI – XV в.»  

Обучающийся должен иметь представление об особенностях средневековой европейской цивилизации;

знать признаки  традиционного (аграрного) общества, централизованного государства; предпосылки модернизации;  признаки и принципы феодальной системы; предпосылки модернизации; понятия: внутренняя  колонизация Европы, католицизм, православие, централизованное государство, крестовые походы, Реконкиста, ересь;  

уметь характеризовать сословно-корпоративный строй; характеризовать процесс взаимодействия европейской цивилизации с восточно-христианским миром и исламскими странами;

сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке, выявлять причины отличий; представлять материал, характеризующий развитие  культуры в средние века; анализировать историческую информацию, представленную в схеме;  развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах » Практическая работа «Культура средневекового Запада» (заполнение таблицы). Тестовая работа по теме.

Тема 4  Российское государство в XIV-XV вв  (12 ч)

Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I и Василий II. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497г. концепция «Москва – третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV – XVI вв. изменение в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы Смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и второе ополчения. К.М. Минин, Д.И. Пожарский. Роль церкви и усиление национально-освободительного движения. Земский собор 1613г.

Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Соборное уложение 1649г. народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура. Общая характеристика развития культуры.

Обобщение по теме «Русь Московская в XIV – XVII вв».

Обучающийся должен иметь представление  о процессе формирования  централизованного Российского государства; о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве; об особенностях российской государственности»

знать основные центры собирания земель;  причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы;  политический строй, развитие хозяйства в Московском государстве в XV в.; события связанные с прекращением зависимости Руси от Орды; этапы централизации власти; положения Судебника 1497 г., связанные с закрепощением крестьян;  формы зависимости крестьян;    развитие  России при Иване IV: реформы 50-х гг. XVI в., политику  опричнины, внешнюю политику Ивана IV (завоевание Поволжья и Западной Сибири,  Ливонская война); признаки сословно-представительной  монархии,    этапы  становление самодержавия; проявления  кризиса конца XVI – начала XVII в.; причины, сущность, последствия Смуты; экономическое развитие: аграрное производство; крепостное хозяйство, развитие мануфактурного и мелкотоварного производства; общественно-политическое устройство (самодержавие; сословная структура общества); основные положения Соборного уложения 1649 г.; территории присоединенные к Российскому государству: Левобережная Украина и Киев, начало освоения Сибири и Дальнего Востока;   народы России в XVII в.; отношения  самодержавия и церкви;  причины, формы, особенности  народных  движений в XVII в;  основные достижения культуры  России в XIV  - XVII в.;

понятия: централизованное государство, ересь, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета, опричнина, террор, смута, абсолютизм, мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право, церковный раскол, старообрядцы;

     уметь   раскрывать значение Куликовской битвы; объяснять значение создания единого Русского государства; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; анализировать историческую информацию, представленную в схеме; анализировать историческую информацию, представленную в схеме; уметь составлять характеристику Ивана IV; сравнивать вотчинное и поместное землевладение; характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях; использовать  элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России»

Практическая работа «Начало формирования многонационального государства»  (работа с картой, заполнение таблицы). Тестовая работа по теме.

Тема 5. Запад в Новое время. (7 ч)

Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV – XVI в. начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Протестантизм.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революция XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы.

Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».

Обобщение по теме «Запад в Новое время»

Обучающийся должен иметь представление о закономерностях экономической эволюции западного общества и сопровождавшей её ломки политических институтов;

Знать последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока; основные признаки торгового и мануфактурного капитализма;  причины и последствия Реформации и Контреформации; роль протестантской этики в   формировании общественных отношений нового типа на Западе;  формы абсолютизма в Европе; причины, основные этапы, результаты буржуазных революций XVII-XVIII в; основные идеи западноевропейских просветителей; знать основные тенденции европейской культуры;

 понятия: мировая торговля, капиталистические отношения, абсолютизм, революция, колониальные империи, лютеранство, протестантизм, Возрождение, Просвещение;

уметь   характеризовать изменения пространственного восприятия мира;  характеризовать мировосприятие человека индустриального общества, особенности  классической научной картины мира в в  XVII-XVIII вв ; определять сущностные характеристики  изучаемого объекта;   отображать информацию в различных знаковых системах (хронологической таблице);   отделять основную информацию от второстепенной;   передавать содержание информации адекватно  поставленной цели (сжато,  выборочно)»; проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа;

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни  для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.

 Практическая работа «Эпоха Просвещения». (заполнение таблицы) Тестовая работа по теме.

Тема 6. Российская империя в XVIII веке. (10)

Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины II. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII-XVIII вв. развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины II. Расширение западных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение советских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Обобщение по теме «Российская империя в XVIII веке»

знать преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные);  основные этапы утверждения абсолютизма;  основные события внешней политики в первой четверти XVIII в.; причины, основные события, итоги Северной войны; изменения в культуре и быту, образовании в Петровскую эпоху; причины и сущность  дворцовых переворотов;  внутреннюю политику Екатерины II; основные идеи  "Просвещенного абсолютизма"; изменения в положении дворянства (Жалованные грамоты дворянству и городам); экономическое развитие (рост мануфактур и промыслов, начало разложения крепостнической системы, ужесточение крепостничества); причины, основные события, итоги восстания под предводительством Е. Пугачева; основные направления и результаты внешней политики: Русско-турецкие войны, их итоги, участие России в разделах Речи Посполитой; внутреннюю и внешнюю политику Павла I; основные достижения культуры и быт во второй половине XVIII в. (развитие образования и науки; художественная культура; быт, русское военное искусство;

понятия: «регулярное государство», «просвещенный абсолютизм», «золотой век» российского дворянства;

уметь характеризовать важнейшие преобразования Петра I; использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, «Табель о рангах» и др.) для характеристики социальной политики власти; характеризовать основные преобразования в области культуры и быта; участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I  для российской истории; раскрывать сущность понятия просвещенный абсолютизм; характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII  в; сопоставлять экономическое развитие  страны. социальную  политику при Петре I  и Екатерине II; высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIIIв; характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII; анализировать  историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, схема);  использовать при поиске и систематизации информации методы электронной обработки;  развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Обучающийся должен иметь представление о многоохватности и противоречивости перемен, происходивших в стране; о закономерностях и своеобразии петровских реформ;

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для  использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

Тестовая работа по теме

Тема 7.  Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации. (6 ч)

Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменение политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Поход Наполеона в Россию и гибель «Великой армии». Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIXв. Изменения в структуре общества.

Революция и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848-1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.

Обобщение по теме «Запад в XIX веке» Тестовая работа по теме. Практическая работа Идейные течения и политические партии (заполнение таблицы).

Тема 8. Россия на пути модернизации. (10 ч)

Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860-1870-х гг. кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870 гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Консервативная политика Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологии. Революционные организации 60-70х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.

Россия – многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территориальной империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.        

Обобщение по теме «Россия на пути модернизации»

Обучающийся должен иметь представление об  особенностях либеральных реформ в России;  о проблемах России в XIX в;

знать  внутреннюю и внешнюю политика Александра I (реформы и реакция; расширение границ империи); причины, ход и значение Отечественной  войны 1812 г.; основные события заграничного похода русской армии и итоги, их воздействие на развитие национального и общественного самосознания; участники, программы, цели, главные события, значение  движения декабристов; внутреннюю политику Николая I; социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в: начало промышленного переворота, аграрный вопрос в середине XIX в.;

основные направления общественного движения в 30-50-е гг. XIX в.: охранители, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма; народы России в первой половине XIX в.; национальную политику самодержавия; причины и итоги  Кавказской войны; основные направления  внешней политики во второй четверти XIX в.; причины, основные события и итоги Крымской войны; достижения культуры в первой половине XIX в. (наука и образование; обращение к национальным истокам; основные стили в художественной культуре).; реформы 60-70-х гг.; их экономические и социальные последствия; социально-экономическое развитие в пореформенный период; основные этапы промышленного переворота; изменения в социальной структуре общества; общественное движение в 1860-е – 1890-е гг. (консерваторы, либералы и радикалы,);  в чем заключалась эволюция народничества; особенности рабочего движения в России и зарождение российской социал-демократии; основные направления и события внешней политики России в последней трети XIX в. (Европа, Средняя Азия, Дальний Восток); территории присоединенные к российской империи;  участие в военных союзах;  народы Российской империи во второй половине XIX в.; национальную политику самодержавия и национальные движения; суть польского  вопроса; достижения культуры и быт народов России во второй половине XIX в. (развитие образования; основные направления в литературе и искусстве; вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру)»;

понятия: Государственный совет, военные поселения, аракчеевщина, западники, славянофилы, теория официальной народности, редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, земства, мировой суд;

уметь давать оценку  деятельности Александра I, Александра II;  раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения; рассказывать  о положении основных слоев населения пореформенной России, используя информацию из учебника, документальные и изобразительные материалы; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в.

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни в практической  деятельности и повседневной жизни для  использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

Обучающийся должен иметь представление о складывании гражданского общества и правового государства как результата социально-экономической и духовной эволюции западного общества, о процессе взаимодействия крупнейших государств Европы, России и стран Востока;

знать признаки гражданского общества; причины, итоги революций  XIX в; идейные течения и политические партии; особенности развития стран Запада в XIX веке; значение технического прогресса; значение и результат эволюции  социальных групп в индустриальном обществе; понятия: промышленный переворот, индустрия, либерализм, консерватизм, социализм, монополистический капитализм, национализм, национальные государства;

уметь характеризовать и сравнивать либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм;  характеризовать социальную структуру общества в XIX  в; развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; характеризовать мировосприятие человека индустриального общества, особенности  классической научной картины мира в   XIX в;

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни в практической  деятельности и повседневной жизни для  использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации. 

Тестовая работа по теме.

Тема 9. Культура XIX века (4 ч)

Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Музыка. Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет. Практическая работа «Культура России в 19 в.». (заполнение таблицы)

Итоговое повторение (2 ч)

Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся в 10 классе:

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

 знать / понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

  уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • определения собственной позиции;
  • использования навыков исторического анализа получаемой извне информации;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебная литература

Для учащихся: О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. Россия и мир.10 класс. Москва, «Дрофа». 2012

Кишенкова О. В. Тестовый контроль на уроках истории в 10-11 классах

История в схемах и таблицах» / автор-составитель Северинов К.М. – СПб Тригон, 2008

Для учителя: Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева и др. Россия и мир.10 класс. Дрофа, 2007 г.

Серов Б. Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. М., «Вако», 2005

Дополнительная литература

Отечественная история

Анисимов Е. Россия без Петра. Спб., 1994.

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.

Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

Каменский А. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999.

Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1998.

Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. Любое издание.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.

Всеобщая история

Альперович М. Испанская Америка в борьбе за независимость. М., 1971

Барг Н. А. Великая  Английская революция в портретах ее деятелей. М.,1988

Бурин С. Н. На полях сражений Гражданской войны в США. М., 1988

Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах: раннее Средневековье. М., 1998

Васильев А. История Византийской империи. М., 1998

Всемирная история, т. 1., М., 1955

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999

Грант М. Классическая Греция. М., 1998  

Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История Средних веков. М., 1995.

Декларация независимости США. М., 1991

Иллюстрированная история религии. М., 1992

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.

История Европы, М., 1992. Т. 2.

История Средних веков / Под ред. С.П. Карпова. М., 2000

Кун Н. А., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000

Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1989

Петросян Ю. А. Османская империя: Могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990

Рассказы по истории Средних веков. Под ред. А. А. Сванидзе.  М., 1996

Сборник документов по истории Нового времени / Под ред. В.Г. Сироткина. М., 1990

Согрин В. В. Основатели США. М., 1980

Тарле Е. В. Наполеон. Нашествие Наполеона на Россию. М., 1974

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993—1998. Т. 1—2.

Поурочное планирование 

Содержание.

Кол- во часов по теме

1-5

Тема 1. Цивилизации  Древнего мира и раннего Средневековья

5

6-15

Тема 2. Древняя Русь

10

16-19

Тема 3. Западная Европа в XIV-XV вв

4

20-31

Тема 4. Российское государство в XIV-XV вв

12

32-38

Тема 5. Запад в Новое время

7

39-48

Тема 6. Российская империя в  XVIII в.

10

49-54

Тема 7.  Запад в XIX в. Становление индустриальной цивилизации.

6

55-64

Тема 8. Россия на пути модернизации

10

65-68

Тема 9. Культура XIX века

4

69-70

Итоговое повторение Основные тенденции развития России и Европы

2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...