рабочая программа 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Свиридова Анна Николаевна

рабочая программа 5 кл А.А,Вигасин и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabo_progr_5_kl_novaya.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предметы Всеобщей истории 5 класс.

1. Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки РФ  от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции  с приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); 

2.        Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 (с изменениями в соответствии  с приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.

        3. Разъяснения по отдельным вопросам применения ФГОС ООО / Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 29.05.2015 г. № 80-11/4360 «о направлении разъяснений по применению ФГОС ООО

4.         Основная образовательная программа  основного общего образования МБОУ СОШ № 92 на  2015 – 2020 гг. / приказ МБОУ СОШ № 92 от 01.09.2015г. №185 «Об утверждении основных образовательных программ».

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета. Освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Вклад в достижение цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся. Другмк цели:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый народ оставил позитивный след в истории человечества.

Важнейшей задачей курса всеобщей истории является формирование у обучающихся понимание единства и всеобщности человеческой истории с е древнейших этапов. Другие задачи:

  • Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о природе, персоналиях античности;
  • Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
  • Воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • Формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • Развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладеть историческими знаниями и применять их в разных ситуациях.

Историческое образование на уровне основного общего образования играет важную роль для личностного развития и социализации обучающихся. Основной направленностью  предмета является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

        Данный учебник открывает единую линию учебников по всеобщей истории для основной школы. Учебник создан с учетом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновение и развитие древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция, Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения учебного предмета является формирование целостного представления об изучаемом периоде. Методический аппарат, включающий вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает активные формы освоения учебной информации. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

2. Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные  детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир.

Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия.

В 5–6-м классах основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях – как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Из теории исторического материализма мы при этом используем лишь отдельные понятия и только для описания социально-экономических отношений. Иными словами, у нас в тексте представлены термины «рабы» и «рабовладельцы», «феодалы» и «зависимые крестьяне», но нет терминов – «рабовладельческая демократия» или «феодальная республика».

В соответствии с требованиями ФГОС  программа реализует системно- деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.

Реализации этой идеи служит основная отличительная особенность методического аппарата наших учебников, почти полный отказ от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и замена их творческими продуктивными заданиями

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе  основного общего образования,  в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX  классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю.

Данная  программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для  использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у обучающихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития обучающихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год (по программе): 70 часов.

Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа.

4. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящие многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание, истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных целей многонационально  российского общества;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, языка, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям языка, ценностям народов России и мира; готовность вести диалог с другими людьми и достигать в ем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастной компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественной полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценночной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

  1. Метапредметные результаты:
  2. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  3. умение самостоятельно планировать пути достижения целей. в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  5. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора с учебной и познавательной деятельности;
  7. умение определять понятия,. Создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,  устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  9. смысловое чтение;
  10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную работу с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  11. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  12. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  13. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  1. формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного общества; гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  2. овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества и социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;
  3. формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
  4. формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного  общества на основе изучения исторического опыта стран Древнего мира;
  5. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношения к ней;

5. Содержание учебного предмета

Введение ( 3 ч)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

Обобщающий урок. Решение исторических задач на ленте времени, повторение вспомогательных исторических дисциплин, виды источников

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди. Представление о понятии «первобытные люди».. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Повторение по теме «Первые охотники и собиратели». Повторение и систематизация пройденного материала.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 час)

Тема 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение по теме «Древний Египет». Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Обобщающий урок по теме « Древняя Азия». Систематизация знаний по пройденной теме.

Тема 6. Индия и Китай в древности

Природа и люди Древней Индии. Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Обобщение по теме «Индия и Китай в Древности». Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».  Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Обобщение по теме №Полисы Древней Греции»

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Обобщающий урок по теме «Македонские завоевания». Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Обобщающий урок по теме «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией». Систематизация знаний по пройденному материалу.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Вторая война Рима с Карфагеном. Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Земельный закон братьев Гракхов. Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Обобщающий урок на теме» Гражданские войны в Риме». Систематизация знаний по пройденному материалу.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Соседи Римской империи. Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

  Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

  Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

 Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение (1 час).  Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

6. Тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности.

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые результаты

освоения материала

Введение (3 часа)

Что изучает наука история.

Источники исторических знаний.

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; коллективная рбота; знакомство  со структурой учебника. Самостоятельное формулирование проблемы урока; определение плана действий для решения проблемы; формулирование вывода по проблеме урока.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Определяют роль археологических раскопок и значение письменных источников.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

 Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность

Предметные: научиться определять понятия, виды исторических источников, называть и кратко характеризовать источники.

Счет лет в истории

Обобщающий урок

Раздел I. Жизнь первобытных людей. (7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. ( 4 часа)

Древнейшие люди.

Историческая карта

Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний с опорой на материал предыдущего урока; определение плана действия для решения проблемы. Работа с исторической картой.

Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процесс. Вести диалог, грамотно строить монологическую речь.

Предметные: давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо.

Родовые общины охотников и собирателей.

Знать своих предков – знать историю.

Возникновение искусства и религии.

Археология – помощница истории

Повторение по теме «Первые охотники и собиратели»

Тема 2.  Первобытные земледельцы и скотоводы. ( 3 часа)

Возникновение  земледелия и скотоводства.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний с опорой на предыдущий материал; самостоятельное формулирование проблему урока и плана действий для решения проблемы; самостоятельное чтение текста учебника и выявление причин переходы к земледелию и скотоводству.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процесс.

Предметные: научиться характеризовать причины и обстоятельства возникновения земледелия, особенности трудовой деятельности людей.

Появление неравенства и знати

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

Как работать с учебным материалом по истории.

Раздел II. Древний Восток. (20 часов)

Тема 3. Древний Египет. (8 часов)

Государство на берегах Нила.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; самостоятельное формулирование проблемы урока и определение плана действия для решения проблемы; работа с картой «Древний Египет»; индивидуальная работа  с учебником и тетрадью; формирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений в деятельности.

Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Предметные: научиться характеризовать географическое положение, климатические и природные условия Египта, обстоятельства создания единого государства. Установить хронологическую последовательность событий в истории Древнего Египта.

Как жили земледельцы и ремесленники.

Наука о народах и наука о прошлом.

Жизнь египетского вельможи.

Военные походы фараонов.

Религия древних египтян.

Искусство древних египтян.

Письменность и знания древних египтян.

Повторение по теме «Древний Египет»

Географические названия  - свидетели прошлого.

Тема 4. Западная Азия в древности (7 часов)

Древнее Двуречье.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; определение плана действий для решения проблемы; индивидуальная работа с картой «Древнее Междуречье»» формулирование признаков цивилизации; формулирование вывода по проблеме урока; комментированное выставление оценок.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении пролеем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Предметные: научиться характеризовать географическое положение Междуречья, климатические и природные особенности. Показывать на карте государства Двуречья, занятия людей.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Финикийские мореплаватели

Библейские  сказания.

Древнееврейское царство.

Ассирийская держава.

Обобщающий урок по теме «Древняя Азия»

Тема 5. Индия и Китай в древности ( 5 часов)

Природа и люди  Древней Индии.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний по предыдущему материалу; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с исторической картой «Древняя Индия» и «Древний Китай»; работа со словарем; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Характеризуют природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

Предметные: научиться характеризовать географическое положение Древней Индии и Китая, особенности природно-климатических особенностей. Основные занятия населения Индии и Китая, образ жизни и верования.

Индийские касты.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Первый властелин единого Китая.

Обобщение по теме «Индия и Китай в древности»

Раздел III. Древняя Греция. (21 часов)

Тема 6. Древнейшая Греция. (4 часа)

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с исторической картой «Древняя Греция»; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные: Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа

Регулятивные: Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Познавательные:

Называть отличительные признаки критской культуры

Коммуникативные:

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

Предметные: научиться характеризовать географическое положение Греции, рассмотреть содержание мифов (правда или вымысел). Природные условия и занятия населения. Верования.

Греки и критяне.

Микены и Троя.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Религия древних греков.

Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.( 8 часов)

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний по предыдущему материалу; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с исторической картой «Древняя Греция» формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные: Выразить свое собственное отношение  к демократическим процессам, происходящим в древней Греции

Регулятивные: Дать собственную  оценку поступкам Солона и Ликугра.

Познавательные: Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

Коммуникативные: Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Предметные: научиться характеризовать особенности греческой колонизации, объяснить понятие Античность. Описывать центры греческих городов-государств. Объяснить причины Великой греческой колонизации. Научиться характеризовать причины, ход, итоги и знание Марафонской битвы. Формулировать причины войны.

Зарождение демократии в Афинах.

Древняя Спарта.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Олимпийские игры в древности.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Нашествие персидских войск на Элладу.

Обобщение  по теме «Полисы Древней Греции»

 Тема 8. Возвышение  Афин в V в. До н.э. и расцвет  демократии. (5 часов)

В гаванях афинского порта Пирей.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний по предыдущему материалу; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с исторической картой  и учебником; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

Регулятивные устно описывать торговый порт Афин.

Познавательные: Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции, составить последовательность действий.

Коммуникативные Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Предметные: объяснить исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

В городе богини Афины

В афинских школах и гимнасиях.

В театре Диониса.

Афинская демократия  при Перикле.

Тема 9. Македонские завоевания в IV в. До н.э.(4 часа)

Города Эллады подчиняются Македонии

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний по предыдущему материалу; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с исторической картой «Завоевания Александра Македонского»; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные: Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

Регулятивные: Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

Познавательные: Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

Коммуникативные Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

Предметные: научиться характеризовать географическое положение Македонии, особенности правления Филиппа II и Александра Македонского. Формулирования причины возвышения Македонии.

Поход Александра Македонского на Восток

В Александрии Египетской.

Обобщающий урок по теме «Македонские завоевания»

Раздел IV. Древний Рим. (19 часов)

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа)

Древнейший Рим.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с исторической картой «Древний Рим» формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные Формирование мотивации к обучению и познанию

Регулятивные: Планирование последовательности действий

Познавательные: Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Коммуникативные Организация и планирование работы в группе

Предметные: научиться характеризовать географическое положение Древнего Рима, особенности государственного устройства. Показать на карте территорию Аппенинского полуострова и описать природные условия. Анализировать данные легенд о возникновении Рима.

Завоевание Римом  Италии.

Устройство Римской республики.

Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3 часа)

Вторая война Рима с Карфагеном.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний по предыдущему материалу; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с исторической картой «Пунические войны»; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Регулятивные: Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Познавательные: Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

Коммуникативные Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

Предметные: научиться характеризовать развитие государства и общества. Формировать представление о территории и границах Древнего Рима, географические особенности. Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения.

Установление господства Рима во всем Восточном  Средиземноморье.

Рабство в Древнем Риме.

Тема 12. Гражданские войны в Риме. ( 5 часов)

Земельный закон братьев  Гракхов.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний по предыдущему материалу; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с учебником; работа со словарем; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Регулятивные: Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Познавательные: Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Предметные: научиться характеризовать содержание и значение законов Тиберия Гракха, смысл деятельности Гая Гракха. Объяснить источники рабства и положение рабов в Древнем Риме.

Восстание Спартака.

Единовластие Цезаря.

Установление империи.

Обобщение по теме «Гражданские войны в Риме»

Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры. (5 часов)

Соседи Римской империи.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний по предыдущему материалу; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с исторической картой «Римская империя» и учебником; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам.

Регулятивные: Умение составлять простой план. Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Познавательные: Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

Коммуникативные Обмениваться в группе результатами поиска

Предметные: научиться формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и победа Октавиана в борьбе за единовластия. Основные направления его деятельности. Характеризовать Октавиана Августа и его политику.

 Рим при императоре Нероне.

Первые христиане и их учение.

Расцвет Римской империи во II в.

«Вечный город» во времена империи и его жители.

Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.( 2 часа)

Римская империя при Константине

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; актуализация знаний по предыдущему материалу; самостоятельное формулирование проблемы урока и плана действия для решения проблемы; самостоятельная работа с учебником; формулирование вывода по проблеме урока; фиксирование затруднений; комментированное выставление оценок.

Личностные Умение выражать и отстаивать свою позицию

Регулятивные: Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Предметные: научиться характеризовать особенности правления Константина Великого, императоров Диоклетиана и Константина. Анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры.

Взятие Рима варварами.

Итоговое повторение (1 ч)

Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий; написание итогового теста.

Личностные Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Регулятивные: Осознание  учащимися качества и уровня усвоения

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные Планирование учебных действий

Предметные: научиться применять теоретический материал за курс истории на практик

Основные методы  работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:

  1. Тематические тесты, предлагающие не более 7-10 заданий;
  2. Обучающие тесты повышенного уровня сложности, позволяющие провести дифференциацию и индивидуального обучения;
  3. Индивидуальные карточки с разнотипными задачами (на знание карты, ленты времени, дат, понятий и т.д.);
  4. Итоговое обобщение в форме тестирования;
  5. Исторически диктант.

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

год

Часов в неделю

2

2

2

2

70

Всего часов

18

14

20

18

70

Административный контроль ЗУН

Плановых: контрольных работ

Практических (лабораторных) работ

1

2

2

2

7

Исторический диктант

1

1

1

1

 Изложений

Зачетов

Тестов

2

3

2

2

8

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.

УМК по истории Древнего мира составляют:

•        Раздел рабочей программы «История Древнего мира».

  • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.
  • Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.
  • Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
  • Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
  • Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».

Настенные исторические карты

  1. Древние государства мира.
  2. Рост территории государств в древности.
  3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
  4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
  5. Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
  6. Древняя Греция (Vb. до н.э.).
  7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
  8. Древняя Италия.
  9. Рост Римского государства в период республики и империи.
  10.  Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
  11. Римская республика в III—I вв. до н. э.
  12.  Римская империя в I—III вв. н. э.

  13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира

Интернет -ресурсы

1.        Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.        Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.        Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

•        История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru

•        Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

•        Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

•        Античная мифология:

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

•        Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

Электронные ресурсы

        Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
  5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
  6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
  7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

10.        Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
  2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
  4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
  7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
  8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
  9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
  1. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
  2. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
  3. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
  4. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
  5. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
  6. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
  7. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
  8. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
  9. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
  10. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
  11. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а так же даты важнейших событий всеобщей истории;
  2. Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами; определять последовательность и продолжительность важнейших исторических событий;
  3. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  4. Читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
  5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия;
  7. Рассказывать (в связной монологической форме или письменно) об исторических событиях, их участниках или исторических деятелей на основе 2-3 источников исторических знаний;
  8. Характеризовать условия жизни и образа жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  9. На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое мнение к ним, характеризовать вклад древних народов в мировую культуру;
  10. Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  11. Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  12. Раскрыть смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
  13. Сравнивать природные условии, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходства и различия;
  14. Излагать суждения о причинных и следствиях исторических событий;
  15. Дать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказываю при этом собственные суждения с использованием устной речи основных исторических терминов и понятий;
  16. Оценить вклад народов древности в мировую историю;
  17. использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Поурочное планирование.

№ урока

Тема урока

Количество часов

1-3

Введение

3

Раздел I. Жизнь первобытных людей.

7

4-7

 Первобытные охотники и собиратели

4

8-10

Первобытные земледельцы и скотоводы.

3

Раздел II. Древний Восток.

20

11-18

Древний Египет

8

19-25

Западная Азия в древности

7

26-30

Индия и Китай в древности

5

Раздел III. Древняя Греция

21

31-34

Древнейшая Греция

4

35-42

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

8

43-47

Возвышение Афин в V в до н.э и расцвет демократии

5

48-51

Македонские завоевания в IV в до н.э.

4

Раздел IV. Древний Рим

19

52-54

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

55-57

Рим- сильнейшая держава Средиземноморья

3

58-62

Гражданские войны в Риме

5

63-67

Римская империя в первые века наше эры

5

68-69

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

70

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...