рабочая программа 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Свиридова Анна Николаевна

рабочая программа 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_rab_programma.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории 7 класс

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для уч-ся 7-х классов МБОУ СОШ №92 г. Воронежа  на основе:

  1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
  2.  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  3.  Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2015/16 учебный год (приказ МО РФ 253 от 31.03.2015 г.);
  5. Учебного  плана МБОУ СОШ № 92 г. Воронежа на 2015/16 учебный год;
  6. Авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до начала XXI века» Программы для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. М.: Просвещение, 2015г.
  7. Авторской программы А. Я. Юдовская и Л. М. Ванюшкина «Новая история» 7-8 классы. М., Просвещение, 2015 г.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI  по XVIII вв.  и истории России с конца XVI по  XVIII вв. учащимися 7 класса.        

Цели:  учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.

Задачи программы:

  • систематизировать ранее полученные знания 6 класса;
  • подвести уч-ся к пониманию уровня развития традиционного общества (менталитет, ценности);
  • подвести уч-ся к пониманию важности роли личности в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;
  • подвести уч-ся к пониманию принципа неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции; модернизации как ответа на вызов времени, неоднозначных последствий модернизации и индустриальной революции для человека;
  • подвести уч-ся к пониманию роли реформ, революций, народных движений в развитии общества, необходимости разумного компромисса в политической жизни;
  • продолжить формирование умений и навыков анализировать дополнительную литературу к урокам, делать выводы, излагать сквозные вопросы темы урока;
  • воспитывать в уч-ся чувство гордости и любви к культуре, истории своего государства и народов мира, вырабатывать отношение к истории как способу понимания современности, способствовать процессу гуманизации личности подростка        

        Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся школы.

Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с примерной программой, в том, что она составлена в соответствии со структурой учебника, предполагает проведение повторительно-обобщающих уроков.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 30 часов и на историю России – 40 часа. В рабочей программе сокращены  темы за счет блочной выдачи материала:

1. На раздел «Всеобщая история. Новое время. 1500-1800 гг.» отводится 30 часов, это на 2 часа меньше, чем в  авторской программе А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной

 Так как тема «Эпоха Великих Географических открытий»  изучается на уроках географии, поэтому посчитала необходимым сократить с   2-х  до 1 часа.  Освободившийся 1 час добавила на изучение  темы «Реформация и контрреформация  в Европе». (эта тема наиболее сложная для понимания учащимися 7 классов) с целью обобщающего повторения и систематизации полученных знаний по данной теме и  для написания тестовой работы

Количество часов по теме   «Традиционные общества  и европейская колонизация» уменьшено        с 3-х до 1 часа, чтобы тематический план рабочей программы по истории для 7 класса соответствовал нормативам учебного плана МБОУ СОШ № 92 (70 часов в год)

Освободившийся 1 час добавила на   изучение  темы  «Ранние буржуазные революции. Международные отношения»

2. на раздел «История России. XVII- XVIII века»- 40 часов, что соответствует распределению учебного времени по авторской программе А. Ф. Киселева, В. П. Попова.

В рабочую программу по этому разделу внесены изменения. Итоговое повторение сокращено  с 4-х часов на 2 часа. Освободившиеся часы были выделены по одному  обобщающему уроку в темах «Смутное время» и  «Россия в XVII веке». Эти уроки необходимы для   повторения и систематизации полученных знаний,  изучения истории Воронежского края в  XVII в. и  написания тестовой работы. 

В Рабочей программе учтены различные формы и приемы работы на уроках:

1. изложение нового материала учителем самостоятельно;

2. изложение нового материала в диалоге с классом (при помощи наводящих вопросов);

3. работа в группах,

4. самостоятельная работа с текстом учебника (с последующим ответом на вопросы, составлением таблиц, схем);

5. изложение материала с помощью подготовленных заранее уч-ся сообщений, презентаций

7. мини-проекты,

8. работа с картиной, фотографией,  схемой, таблицами;

9. решение тестового материала.

Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.

Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ                                                                            к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год:  

  • Юдовская А.Я  Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
  • А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. Конец XVI-XVIII век. Москва, «Просвещение», 2014
  • История России с древнейших времен  до XVI века. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной История России с древнейших времен  до XVI века \ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина  - М,: Просвещение, 2014.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы: в разработках уроков используются различные методики проведения уроков с учетом возрастных особенностей учащихся; большое внимание уделено системе работы по формированию сложных понятий, самостоятельной работе учащихся; контрольные задания, разноуровневые тесты, разнообразные кроссворды помогают оперативно осуществлять проверку знаний учащихся; материал подобран таким образом, чтобы учитель мог дифференцированно выбрать соответствующие задания с учетом уровня подготовленности учащихся. 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Для учащихся: Юдовская А.Я  Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

  • А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. Конец XVI-XVIII век. Москва, «Просвещение», 2014
  • История России с древнейших времен  до XVI века. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной История России с древнейших времен  до XVI века \ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина  - М,: Просвещение, 2014.

Для учителя: К. А. Соловьев. Поурочные разработки по Новой истории. 1500-1800 гг. Москва, «Вако».2006

С. В. Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI-XVIII век. К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной История России с древнейших времен  до XVI века \ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина  - М,: Экзамен, 2006.

Раздел II.  Учебно-тематический план

Содержание учебного материала

Количество часов

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.

30

Введение Европа в конце средневековья. Что такое «Новое время»

1

Тема 1. Европа  и мир в начале Нового времени.        

13

Тема 2. Первые   революции Нового времени. Международные отношения.

5

Тема 3. Эпоха  Просвещения. Время  преобразований  

8

Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

2

Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени»

1

История России  XVII-XVIII вв.        

40

Тема 1. Россия на рубеже XVI—XVII вв

4

Тема 2. Россия в XVII столетии.

9

Тема  3. Россия в первой четверти XVIII века

10

Тема 4.  Россия в 1725-1762 гг.        

4

Тема  5. Россия в 1762-1801 гг.

11

Итоговое повторение История России XVII—XVIII веков.

2

Раздел III.   Содержание тем учебного курса.

ПРОГРАММА  НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. 7 класс

Введение Европа в конце средневековья. Что такое «Новое время» (1ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Тема 1. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (13 ч)

 Эпоха Великих географических открытий

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. .Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Обобщение по теме Реформация и контрреформация  в Европе

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (5 ч).

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (4 ч) Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Обобщение по теме Ранние буржуазные революции

Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 ч).

 Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Людвига Ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

На пути к индустриальной эре. Развитие в деревне капиталистического

предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и

особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила.Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция ГИТА 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Великая французская революция XVIII в. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Тема 4.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч)

Основные черты традиционного «общества: государство — верховный собственник земли общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени» (1ч)

ПРОГРАММА  ИСТОРИЯ РОССИИ XVII—XVIII вв 7 класс

Тема 1. Россия на рубеже XVI—XVII вв.(4 ч)

Канун потрясений. Царь Федор Иванович. Боярские усобицы. Учреждение патриаршества. Укрепление обороны страны. Строительство Белгородской черты и новых городов. Внешняя политика в конце XVI в.: Россия и Швеция. Смерть царевича Дмитрия. Положение в стране. Закрепощение крестьян: заповедные лета, урочные лета. Кабальное холопство. Последний из династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова. Земский собор 1598 г. Царь Борис. Внутренняя политика. Народные волнения.

Самозванец на троне. Начало Смуты. Лжедмитрий I: его цели и намерения, силы, поддерживающие самозванца. Поход Лжедмитрия I на Москву. Падение Годуновых. Правление Лжедмитрия I.

Боярский царь. Василий Иванович Шуйский. Ужесточение крепостнических порядков. Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, цели, движущие силы. Подавление восстания.

Разгар Смуты. Лжедмитрий II и его окружение. Поход на Москву. Тушинский лагерь. Поведение польско-литовских отрядов на российской территории. Оборона Троице- Сергиева монастыря. Союз В. И. Шуйского со Швецией против Лжедмитрия П. Польская интервенция в Россию. Оборона Смоленска. М. В. Скопин-Шуйский. Свержение Василия Шуйского. Вступление поляков в Москву.

Роль Русской церкви в развертывании национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое ополчение: состав, причины неудачи.

Освобождение Москвы. Установление новой династии. Положение в стране. Призыв к национальному единству и освобождению страны от захватчиков нижегородского старосты Кузьмы Минина. Князь Дмитрий Пожарский. Второе ополчение. «Совет всей земли». Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. — избрание на царство Михаила Романова. Последствия Смуты.

Обобщение по теме «Смутно время».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ УЧАЩИМИСЯ:

♦ анализировать состояние российского общества на рубеже XVI—XVII вв., выделяя причины Смуты, объяснять смысл этого понятия, причины, ход и последствия этого явления;

♦ давать оценку личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, В. И. Шуйского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского;

♦ показывать на карте направления движения отрядов, возглавляемых самозванцами Иваном Болотниковым, руководителями Первого и Второго ополчения;

♦ систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Россия в период Смутного времени»;

♦ составлять рассказ о каком-либо периоде Смутного времени и одном из его участников, оценивая его действия;

♦ использовать историческую карту для характеристики международного положения России в начале XVII в.

Тема 2. Россия в XVII веке (9 ч)

Царствование Михаила Романова. Преодоление последствий Смуты. Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет. Внутренняя политика представителей новой династии: упорядочение земельных отношений, расширение владельческих нрав дворян, появление полков «нового строя».

Отношения со Швецией и Польшей. Столбовский договор. Поляновский мир. На южных рубежах. Взятие казаками Азова.

Оформление самодержавия. Царь Алексей Михайлович и его окружение. Соляной бунт. Соборное уложение — новый законодательный кодекс страны. Законодательное оформление крепостного права в России. Поместья и вотчины.

Государственное устройство. Приказы. Воеводы. Укрепление самодержавной власти в России.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Хозяйственное развитие страны. Поместное и вотчинное землевладение. Состояние сельского хозяйства. Город и городское население. Промышленность и торговля. Появление мануфактуры. Работные люди. Хозяйственная специализация отдельных районов страны. Торговля внутренняя и внешняя. Ярмарки. Политика протекционизма. А. Л. Ордин-Нащокин. Складывание всероссийского рынка.

На новых рубежах. Положение народов Украины, Белоруссии и населения Юго-Западной Руси под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь: ее устройство и политика. Борьба казаков против Польши. Богдан Хмельницкий. Переяславская рада и воссоединение Украины с Россией.

Войны России с Польшей, Швецией и Турцией. Андрусовское перемирие. Бахчисарайский мирный договор.

Великий раскол. Никон и его роль в управлении церковью и государством. Церковная реформа/Протопоп Аввакум. Раскол Русской православной церкви. Соловецкий бунт. Дело патриарха Никона. Решения Великого церковного собора 1666—1667 гг.

«Бунташный» век. Медный бунт: его причины, ход, последствия. Донское казачество и поход Василия Уса. Персидский поход Степана Разина. Восстание под руководством Разина: причины, участники, ход, итоги и значение.

Сибирь и Дальний Восток. Население и его занятия. Освоение Сибири: строительство городов, развитие земледелия. Великие землепроходцы: Василий Поярков, Семен Дежнев, Федот Алексеев (Попов), Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Управление Сибирью. Отношения России с Китаем.

Культура России. Особенности культуры и быта XVII в. Обмирщение общества. Иностранцы в России. Новые веяния. Просвещение и литература. Распространение грамотности. Школы. Славяно-греко-латинская академия. Появление светской литературы. Симеон Полоцкий и его деятельность.

Общественная мысль и исторические знания. Сочинения Ивана Тимофеева, Юрия Крижанича, Григория Котошихина. «Новый летописец» — официальная история Смутного времени.

Архитектура XVII в.: шатровые и пятиглавые храмы. Московское барокко. Шедевры деревянного зодчества. Иконописец Симеон Ушаков. Церковная и светская живопись. Оружейная палата.

Обобщение по теме Россия в XVII веке. Воронежский край в XVII  веке

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ УЧАЩИМИСЯ:

♦ объяснять смысл понятия «самодержавие»;

♦ анализировать содержание Соборного уложения, использовать этот документ для объяснения вопроса об окончательном закрепощении крестьян;

♦ составлять схему государственного устройства России в середине XVII в.;

♦ выявлять причины и последствия новых явлений в экономике, используя исторические карты;

♦ составлять таблицу «Основные сословия России в XVII в.

♦ объяснять смысл понятия «раскол», причины и последствия этого явления, суть конфликта

«священства» и «царства», давать оценку личностям, в нем участвовавшим;

♦ раскрывать причины народных движений в XVII в. и систематизировать материал в виде хронологической таблицы;

♦ показывать на карте места расселения коренных народов, области, присоединенные к России в XVII в., маршруты землепроходцев;

♦ обсуждать цели и результаты внешней политики России;

♦ объяснять своеобразие отечественной культуры XVII в.;

♦ участвовать в ролевых играх, например «Путешествие по русскому городу XVII в.», «Быт горожан XVII в.».

Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века (10 ч)

Путь к власти. Правление царевны   Софьи. Стрельцы. В. В. Голицын. Детство и юность Петра, его увлечения и окружение. Падение правительницы Софьи.

Азовские походы. Начало государственной деятельности Петра I. Великое посольство. Стрелецкий бунт

Внешняя политика России. Северная война.

Цель Петра I— выход к Балтийскому морю. Складывание Северного союза. Начало войны. Нарва. Меры Петра I по созданию флота и армии. Первые победы. Полтавское сражение. Прутский поход. Окончание Северной войны. Победы на море. Ништадтский мир. Персидский поход.

 Утверждение абсолютизма. Первый российский император. Обосновывавши оформление aбcoлютизма. Новые государственные учреждения. Бюрократы. Церковная реформа и упразднение патриаршества. Административная реформа: губернии, провинций и округа. Основные черты абсолютизма.

Власть и общество в период преобразований.

Дворянство. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Крестьяне (крепостные, государственные, монастырские). Введение подушной подати. Ревизские души. Положение крестьян.

Городское население и его управление.

Политика в области промышленности и торговли. Заводы казенные и частные. Демидовы. Уральская промышленность. Промышленные центры страны. Протекционизм. Развитие внешней торговли.

Дело царевича Алексея и указ о престолонаследии..

Культура. Потребности страны. Просвещение и наука. Создание специальных учебных заведений. Появление русских учебников. Введение гражданского алфавита и арабских цифр. Учреждение Академии наук. Кунсткамера. Общественно-политическая мысль: Феофан Прокопович, И. Т. Посошков, Ф. С. Салтыков,, П. П. Шафиров.

Архитектура и изобразительное искусство. Благоустройство Москвы и Петербурга. Д. Трезини, И. Н. Никитин, А. М. Матвеев. Театр. Изменения в быту.

Оценки личности и деятельности Петра Великого.

Обобщение по теме. Россия при Петре I.. Воронеж в Петровскую эпоху  

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ УЧАЩИМИСЯ:

 ♦ анализировать положение в стране накануне царствования Петра I;

♦ объяснять причины Северной войны, использовать историческую карту в рассказе о ее событиях;

♦ систематизировать пройденный материал в форме таблицы «Петровские преобразования: внутренняя политика и внешняя политика»; объяснять смысл понятий: «абсолютизм», «меркантилизм», «протекционизм», «бюрократия», «подушная подать», «ревизии», «посессионные крестьяне»;

♦ участвовать в подготовке и проведении ролевых игр:  «Путешествие по петровскому Петербургу»;

♦ оценивать итоги и значение реформаторской деятельности Петра I.

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг.(4 ч)

Дворцовые перевороты и роль гвардии. Екатерина I. Учреждение Верховного тайного совета. Петр П. Падение А. Д. Меншикова. Анна Ивановна. Кабинет министров и Тайная розыскных дел канцелярия. Э. И. Бирон. Политика в отношении дворян и крестьян. Анна Леопольдовна и Иван VI Антонович.

Дарование вольностей дворянству. Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика: расширение дворянских привилегий. Учреждение Государственного заемного и Купеческого банков, Таможенный устав.

Петр III, его отношение к России. Манифест «О даровании вольности и свободы российскому дворянству». Упразднение Тайной канцелярии.

Внешняя политика  России в  1725—1761 гг.

Международное положение России. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: причины, ход, результаты. Война со Швецией. Россия в Семилетней войне. Победы российского оружия. Полководец П. А. Румянцев.

Культура России середины — второй половины XVIII в

XVIII в. Просвещение и наука. И. И. Бецкой. Система учебных заведений. Женское образование. М. В. Ломоносов и его вклад в развитие отечественной науки. Московский университет. Академия художеств. Вольное экономическое общество. Общественно-политическая мысль и литература: Н. И. Панин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, М. М. Щербатов.

Изобретательство: И. И. Ползунов, И. П. Кулибин. Российские путешественники: В.Беринг, А. Чириков, братья Д. Я. и X. П. Лаптевы, СИ. Челюскин, СП. Крашенинников, П. С. Паллас.

Театр и музыка. Ф. Г. Волков. Учреждение в России профессионального театра. П. И. Жемчугова-Ковалева. Развитие отечественной драматургии: А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин. Формирование композиторской школы.

Архитектура. Ф. Б. Растрелли и его творения. Русский классицизм. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, Дж. Кваренги. Дворянские усадьбы. Творчество Ч. Камерона.

Скульптура Э. М. Фальконе, Н. Ф. Жилле, Ф. И. Шубина.

Живопись А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, М. Шибанова

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ УЧАЩИМИСЯ:

♦ называть причины, даты, участников дворцовых переворотов и лица, которые оказывались в их ходе у власти, систематизировать материал в форме таблицы;

♦ рассказывать о внутренней и внешней политике преемников Петра Великого.

Тема 5. Россия в 1762-1801 гг (11 ч)

Екатерина II — российская императрица. Дворцовый переворот 28 июня 1762 г. Окружение Екатерины. Восшествие на престол. «Просвещенный абсолютизм». Государственное устройство. Внутренняя политика императрицы. Секуляризация церковных владений. Указ о Генеральном межевании.

Уложенная комиссия. «Наказ» императрицы Екатерины II. Выборы депутатов. Работа Уложенной комиссии. Депутатские наказы. Итоги деятельности комиссии,:

Народный протест. Положение крестьян. Барщина, оброк, месячина. Начало народных выступлений. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева: причины, участники, ход. Расширение восстания. Разгром повстанцев. Итоги восстания.

Внутренняя политика. Экономическое развитие страны во второй половине XVIII в. Новые веяния

в сельском хозяйстве. Состояние промышленности. Отходничество. Торговля и ярмарки. Выпуск ассигнаций.

Губернская реформа. Управление губернскими городами. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики России при Екатерине II. Первые успехи. Русско-турецкая война 1768— 1774 гг. Русско-турецкая война 1787—1791 гг. Георгиевский трактат. А. Орлов, П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов. «Наука побеждать» А. В. Суворова. Флотоводец Ф. Ф. Ушаков.

Присоединение Крыма и Кубани, выход России к Черному морю.

Война со Швецией. Раздела Речи Посполитой. Отношение Екатерины II к событиям во Франции.

Император Павел I. Внутренняя политика: централизация государственной власти и регламентация жизни общества. Ужесточение цензуры. Указ о престолонаследии. Изменения в области государственного управления. Внешняя политика: Итальянский и Швейцарский поход А. В. Суворова. Последние дни императора. Оценка деятельности Павла I современниками.

Обобщение по теме. Россия в  XVIII веке .Воронежский край в XVIII  веке  

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ УЧАЩИМИСЯ:

♦ раскрывать сущность понятия «просвещенный абсолютизм», особенности внутренней политики Екатерины II;

♦ рассказывать, используя карту, о ходе восстания  под  предводительством Е. Пугачева

♦ объяснять причины и последствия пугачевщины;

♦ анализировать отрывки текста «Жалованной грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»;

♦ составлять таблицу «Личные и имущественные права сословий в России» (привлекая материал регионального компонента);

♦ объяснять цели, задачи и итоги внешней политики России, показывать на карте территории, вошедшие в ее состав при Екатерине II;

♦ использовать карту, рассказывая о русско-турецких войнах, разделах Речи Посполитой;

♦ давать оценку действиям российских полководцев;

♦ систематизировать и обобщать материал в форме таблицы «Основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I».

Итоговое повторение История России XVII—XVIII веков. (2 ч)

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся в 7-м классе

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ УЧАЩИМИСЯ:

В результате изучения курса истории уч-ся 7 класса должны:

1.  овладеть умениями и знаниями:

1. определять и объяснять основные положения и понятия,

2. выделять главную мысль; идею в учебнике и рассказе учителя, в ответах и сообщениях одноклассника, письменном тексте, документе;

3. рассматривать общественные явления в развитии и конкретных исторических событиях, применяя принцип историзма;

4. раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры и искусства;

5. анализировать исторические явления, процессы, факты;

6. обобщать и систематизировать полученную информацию;

7. осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи;

8. участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;

9. осуществлять самоконтроль и самооценку.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-  высказывания собственных суждений об историческом наследии народов  мира.

- использовать историческую карту, рассказывая о народах Российской империи, их расселении, занятиях, а также о географических путешествиях (с привлечением материала регионального компонента);

- анализировать источники (отрывки из документов, изобразительные материалы и др.) с целью составить представление о нравах, быте и культуре различных народов;

- составлять описание отдельных памятников культуры середины — второй половины XVIII в., используя материал учебника, художественных альбомов, Интернета или личные впечатления;

- проводить поиск информации для подготовки сообщений о деятелях науки и культуры рассматриваемого периода;

-  участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.»

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся: Юдовская А.Я  Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2013.

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. Конец XVI-XVIII век. Москва, «Просвещение», 2014

История России с древнейших времен  до XVI века. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной История России с древнейших времен  до XVI века \ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина  - М,: Просвещение, 2014.

Для учителя: К. А. Соловьев. Поурочные разработки по Новой истории. 1500-1800 гг. Москва, «Вако».2006

С. В. Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI-XVIII век. К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной История России с древнейших времен  до XVI века \ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина  - М,: Экзамен, 2006.

Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории: 5-9 кл.: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература

История России

Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. СПб., 2003.

Амелькин А. О., Кретинин С. В. Всемирная история в лицах для детей. Книга для чтения.- Воронеж, 1996

Вантыш-Каменский Д. Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4 ч. М., 1991.

Вантыш-Каменский Д. Н. Энциклопедия знаменитых россиян. М.,^©08.

Брикнер А. Г. Иллюстрированная история Екатерины П. М., 2007.

 Буганов В. И. Пугачев. М., 1984.

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI—XVII столетиях. M.,2000.

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII в. М., 1999.

Император Петр I Великий: Энциклопедия. М., 2007.

Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000.

Кочедамов В. И. Первые русские города Сибири. М., 1977.

 Краснобаев В. И. Очерки русской культуры XVIII в. М., 1987.

Леонтьева Г. А. Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. М., 1991.

Небольсин П. И. Покорение Сибири: историческое исследование. СПб., 2008.

Очерки русской культуры XVII века. В 2 ч. М., 1979.

Павленко Н. И. Петр I. М., 2000.

Платонов С. Ф. Очерки из истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. М., 1995.

Сахаров А.  Н. Степан Разин. М., 1987.

Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1983.

Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в. М., 1988.

Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1., История России. Том 5, 1, 2 ч — М., Аванта+, 2000.

Новая история

Берн Ж. История великих путешествий. Открытие Земли.

Гуляев В. Идолы прячутся в джунглях.

Цвейг С. Подвиг Магелана. Америго. Повесть об одной исторической ошибке.

Хаггард Р. Дочь Монтесумы.

Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке

Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама.

Сервантес М. Дон Кихот Ламанчский. Цвейг С. Эразм Роттердамский.

Шекспир У. Ромео и Джульетта.

Политическое развитие Европы в XVI—XVII вв.

Дюма А. Королева Марго. Графиня Монсоро. Сорок пять. Людовик XIV и его век. Людовик XV. Асканио. Три мушкетера. Двадцать лет спустя. Виконт де Бражелон, или Десять лет сирстя.

ТвенМ. Принц и нищий.

Фильдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

Первые революции Нового времени. Международные отношения

Костер Ш. де. Легенда о Тиле Уленшпигеле. Павлова Т. А. Кромвель.

Эпоха Просвещения. Время преобразований

Бомарше П. Женитьба Фигаро. Герман М. Ю. Хогарт. Гёте И. В. Страдания юного Вертера. Дефо Д. Робинзон Крузо.

Скудина Г. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе.

Свифт Д. Путешествия Гулливера. Шиллер Ф. Коварство и любовь.

Война за независимость британских колоний. Образование США

Купер Ф. Зверобой. Последний из могикан. Следопыт. Шпион.

Рид М. Белая перчатка.

Согрин В. В. Основатели США. Яковлев Н. Н. Вашингтон.

Великая французская революция

Гра Ф. Марсельцы.

Цвейг С. Гений одной ночи.

Поурочное планирование

№ урока

Содержание

Кол-во часов

1

Введение Европа в конце средневековья. Что такое «Новое время»

1

2-14

Европа  и мир в начале Нового времени.        

13

15-19

Первые   революции Нового времени. Международные отношения.

5

20-27

Эпоха  Просвещения. Время  преобразований  

8

28-29

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

2

30

Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени»

1

31-34

Тема 1. Россия на рубеже XVI—XVII вв

4

35-43

Тема 2. Россия в XVII столетии.

9

44-53

Тема  3. Россия в первой четверти XVIII века

10

54-57

Тема 4.  Россия в 1725-1762 гг.        

4

58-68

Тема  5. Россия в 1762-1801 гг.

11

69-70

Итоговое повторение История России XVII—XVIII веков.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...