Рабочая программа по истории России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и  истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и  истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Цели курса:

  1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие  мировоззренческих убеждений уч-ся   на основе осмысления им  исторически  сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных  и социальных  установок,  идеологических  доктрин.
  2. Развитие  способности  понимать историческую  обусловленность  явлений  и процессов  современного мира,  определять  собственную  позицию по отношению  к окружающей  реальности, соотносить свои взгляды  и принципы  с исторически  возникшими  мировоззренческими  системами.
  3. Освоение  систематизированных  знаний  об  истории человечества, формирование  целостного  представления о месте  и роли России  во всемирно-историческом процессе.
  4. Овладение  умениями  и навыками поиска, систематизации и комплексного  анализа  исторической информации.
  5. Формирование  исторического  мышления – способности  рассматривать  события  и явления  с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные  версии и оценки  исторических событий  и личностей, определять собственное  отношение  к дискуссионным  проблемам  прошлого и современности.

  Курс  «История России»   призван  решить следующие образовательные  задачи: 

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение  методами исторического познания, умениями работать с раз личными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе
  • формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место учебного предмета в учебном плане:

Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории  с древнейших времён  до конца XVI века. Определенной новизной  программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике.  Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором  элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся. Программа курса рассчитана на 70 ч. при 2 ч. в неделю. Курс нацелен на учащихся 6 класса.

Содержание учебного предмета:

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Русь в IX – начале XII вв.

Соседская община. Город. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Российское государство во второй половине XV–XVI вв.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVI в.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале  XIII вв. 

Монгольское завоевание и русская культура.

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров. 

Учебно – методический комплект:

УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который  освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2009

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.— М.: «Просвещение», 2009

  Обучение по комплекту гарантирует глубокие и прочные знания по отечественной истории с момента зарождения российской государственности до событий начала ХХI века. Разноуровневый методический аппарат, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома. Учебно-методический комплект включает рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материалами.  

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения курса учащиеся должны знать: 

  1. основные периоды в истории России с IX по XVI века;
  2. место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и  средневековой  России;
  3. существенные черты социального положения людей в России в древности и  средние века;
  4. существенные черты политического устройства России;

Учащиеся должны уметь: 

  1. работать с картами и атласами;
  2. описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;
  3. ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
  1. сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  2. рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников  культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
  3. соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному  признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Календарно – тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Элементы дополнительного содержания

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

1

Вводный урок

1

История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом.

Краткая характеристика курса. История России как часть всемирной истории.

Археология,

культурный слой.

Вспомогательные

исторические дисциплины

Умение работать с тек-

стом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный

материал для решения

познавательных задач

Беседа

С.4-6

19.01.

Русь Древняя (9 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Элементы дополнительного содержания

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

2

Восточные славяне

1

Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы. Верования. Управление у восточных славян, родоплеменные отношения.

Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, вече, народное ополчение, вервь, быт, нравы, язычество. Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие.

Умение сравнивать,

устанавливать причинно-

следственные связи.

Умение работать по карте, заполнять

контурные карты

Тестирование, блицопрос, проверка контурной карты

§ 1, контурная карта, документ с.13

22.01.

3

Соседи восточных славян.

1

Соседи восточных славян. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

«Повесть временных лет» летопись

Колонизация, дань.

Умение работать с дополнительной литературой, историческими источниками, работать по карте, заполнять

контурные карты

Блицопрос, проверка контурной карты

§ 2

26.01.

4

Формирование Древнерусского государства

1

Предпосылки и причины образования  

Древнерусского государства. Центры восточнославянской государственности - Новгород, Киев. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Столица – Киев. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые

Рюриковичи. Русь и Византия.

«Повесть временных лет»

Государство, варяги,

княжеская власть,

дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты.

Основные теории

возникновения государства у восточных

славян

Умение устанавливать

причинно-следственные

связи.

Выделять главное в тексте учебника.

Умение работать с картой.

Развивать умение

составления схем

Проверка схемы,

исторические диктанты

§ 3, контурная карта

29.01.

5

Первые киевские князья

1

Характер Древнерусской державы. Князь и дружина. Деятельность князя Олега. Правление Игоря. Походы князя Святослава.

«Повесть временных лет»

Рюрик, Олег, Ас-

кольд, Дир, Игорь,

Ольга, Святослав

862 г., 882 г., 904 г., 945 г.

Продолжать развивать умение работать с исторической картой.

Составлять схемы.

Учиться сравнивать,

анализировать, делать выводы

Проверка

кроссворда + карта.

Блицопрос

(или тест)

§ 4, контурная карта, документ с.35

Индивидуальное сообщение о Владимире Красное Солнышко

02.02.

6

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

«Повесть временных лет»

Епископ, ересь, митрополит, церковный устав, православие, монахи, монастыри.

Умение сравнивать

(языческая религия славян и христианство).

Умение выделять причины, ход, значение исторического события

(принятие христианства)

Проверка таблиц. Тест.

Устное сообщение о Владимире

Красное Солнышко

§ 5,  документ с.42

05.02.

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав, его внутренняя политика. Русская Правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная и вечевая организации. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Русская Правда

Вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, боярин, династический брак, наместник, общество

Уметь определять

предпосылки для расцвета государства, характеризовать положение различных слоев населения, основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого.

Уметь раскрыть социальную сущность

«Русской правды»

Анализ документа «Русская Правда», карточки (или тест), кроссворд

§ 6,  документ с.54, сообщения «Художественные ремесла Древней Руси»

09.02.

8

Культура Древней Руси

1

Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаики и фрески, иконы, книги). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

«Повесть временных лет», презентации «Зодчество и изобразительное искусство Древней Руси», сообщение «Художествен-ные ремесла Древней Руси»

Миниатюра, патриотизм, самобытный, житие, летопись, былина.

Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской

культуры). Ценностное

ориентирование древнерусского общества.

Обсуждение, сообщение, тест.

§ 7, сообщения «Жилища древних славян», «Одежда древних славян»

12.02.

9

Быт и нравы Древней Руси

1

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилища. Одежда.

Презентация «Быт русского народа»

Образ жизни, слобода, хоромы

Уметь давать сравнительную характеристику быту и образу жизни горожан, воинов, земледельцев.

Проверка сообщений, тест.

§ 8,  документ с.72, подготовка к к/р

16.02.

10

Повторительно – обобщающий урок по теме «Русь Древняя»

1

Зачет (тестирование,

вопросы и задания,

практическое задание по карте, исторический

диктант)

нет

19.02.

Политическая раздробленность на Руси (9 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Элементы дополнительного содержания

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

11

Начало раздробления Древнерусского государства

1

Социально – экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных русских княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междуусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Повесть временных лет

Рать, удел, экономика, эксплуатация

Уметь определять социально-экономические и политические причины

раздробленности.

Выделять последствия

раздробленности.

Развивать умение работы с картой.

Сводить знания в таблицу. Давать характеристику характеру политической власти в период раздробленности.  

Защита групповых работ, кроссворд.

§ 9,  документ с.83  

23.02.

12 - 13

Главные политические центры Руси.

2

Географическое

положение, хозяйство, политический

строй крупнейших

русских земель

(Владимиро - Суздальское княжество,

Великий Новгород

Галицко-Волынская

земля)

Идея единства русских земель в период

раздробленности

в «Слове о полку

Игореве»

Республика, мятеж, наследственная монархия, абсолютная монархия, сословная монархия.

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном

развитии удельных земель.  

Уметь работать в группе.

Защите групповых работ, проверка таблицы, контурная карта

§ 10-11,  документ с.95, таблица «Главные политические центры Руси»  

26.02.

02.03.

14

Нашествие с Востока.

1

Создание державы Чингизхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калка. Вторжение в Рязанскую землю. Оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Суздальская летопись

Уметь работать по карте.

Определять причины

завоевательных походов монголо-татар.

Уметь заполнять таблицу: дата, поход, за-

хват территорий

Тест, таблица, беседа, блицопрос

§12, контурная  карта,

мини - сочинение

«Борьба русского народа

с иноземными захватчиками», сообщение «Александр Невский»

05.03.

15

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Походы шведов и крестоносцев. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище.

Повесть о житии Александра Невского. Анимационные ролики «Ледовое побоище», «Невская битва»

Ополченцы.

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-

следственные связи, роль личности в истории

Проверка сообщения, тест

§13

09.03.

16

Русь и Золотая Орда

1

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского ига. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского ига.

Народная песня о баскаке Щелкане, древнерусская летопись о смерти черниговского князя Михаила в Золотой Орде

Баскак, иго, ярлык, агрессия,   ордынское владычество, выход, резиденция

Уметь определять сущность и последствия

монголо-татарского ига.

Работать с историческими документами

Устные ответы

на вопросы проверка таблиц, схема

на карточках

§14

12.03.

17

Русь и Литва

1

Формирование Литовско – Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско – Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Уния

Уметь работать с картой. Уметь составлять хро-

нологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения

учителя, исторической карты

Интеллектуальная

разминка, устные

ответы на вопросы

§15, контурная карта

16.03.

18

Культура русских земель в XII – XIII веках

1

Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха, сборник «Пчела»

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон.

Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества.

Учиться сравнивать,

анализировать исторические источники (кар-

тины,документы).

Делать выводы.

Участвовать в обсуждении

Викторина, тест

§16, документы с.136 - 138

19.03.

19

Повторительно-

обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1

Контрольная работа

Нет

Индивидуальное задание: сообщение «Иван Калита»

30.03.

Русь Московская (13 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Элементы дополнительного содержания

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

20

Предпосылки объединения русских земель

1

Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Твери и Москвы. Иван Калита. Причины возвышения Москвы.

 

Порядок наследования престола.

Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное

землевладение

Уметь анализировать

историческую карту:

определять территории

крупнейших княжеств

и территории, утраченные Русью.

Выделять предпосылки

объединения русских земель.

Называть причины возвышения

Московского княжества.

Устные ответы,

опрос, карточки,

причины, предпо-

сылки, сообщение

«Иван Калита»

§ 17,  сообщение «Дмитрий Донской»  

02.04.

21

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Борьба Москвы за политическое первенство. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Летописная повесть о Куликовской битве, анимационный ролик «Куликовская битва»

Маневр

Уметь выделять главное в тексте, рассказе учителя, одноклассников.

Выводить «уроки»

из события.

Определять роль личности в истории.

§ 18, контурная карта

06.04.

22

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

Василий I. Московская усобица, ее значение для объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование, русской, белорусской и украинской народностей.

Диалект

Уметь кратко и развернуто  излагать

исторический материал. Вести дискуссию.

Блицопрос, тест.

§ 19, контурная карта

09.04.

23

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.  

1

Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель и создание единого государства.

Централизованное

государство, служивые люди, дворяне, поместье.

Ханство, «Стояние

на Угре»

Уметь устанавливать

причинно-следственные

связи: изменения в

жизни страны.

Уметь выделять исторические закономерности.

Решать проблемные и

познавательные задачи

Устный развернутый ответ на вопросы, проблемное задание на карте

§ 20, контурная карта

13.04.

24

Московское государство в конце XV – начале XVI  века.

1

Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально – крепостнической системы.

Многона- циональный

состав населения

страны. Местничество.

Вотчинно-поместные

землевладения и

положение крестьян.

Феодально-зависимые

крестьяне, судебник,

пожилое, привилегии, служилое казачество, Юрьев день, кормление, местничество, налоги, окольничий, помещик.

Умение определять изменения в социально-

экономическом развитии.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.

Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальным

заданием

§ 21

16.04.

25

Церковь  и государство в конце XV – начале XVI  века.

1

Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – третий Рим».

Благотворительность, дьякон, старец, ересь.

Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви.

Называть причины появления ереси.

Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием

§ 22, сообщение «Иван IV»

20.04.

26

Реформы Избранной рады.

1

Боярское правление. Иван IV. Укрепление центральной власти. Судебник 1550г. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. Централизация страны.

Дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство, сословно – представительная монархия, реформа, стрелецкое войско.

Давать оценку реформам Избранной рады.

Устный развернутый ответ на вопросы, тест

§ 23, документ с.200

23.04.

27

Внешняя политика Ивана IV.

1

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны, ход, итоги. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство. Ермак. Покорение Западной Сибири.

Острог.

Называть основные направления внешней политики России при Иване Грозном., давать оценку историческим событиям, работать с картой.

Работа с контурной картой, тест, интеллектуальная разминка, составление таблицы.

§ 24, контурная карта.

27.04.

28

Опричнина

1

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана Грозного на Новгород. Итоги царствования Ивана IV.

Крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная, заповедные лета.

Выявлять причины смены внутриполитического курса, характеризовать сущность и цели опричнины. Давать оценку итогам царствования Ивана Грозного.

Викторина, кроссворд, тест.

§ 25

30.04.

29

Просвещение, устное народное творчество, литература в  XIV – XVI  веках.

1

Особенности развития русской культуры XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. УНТ. Публицистика. Четьи – Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Общерусское летописание. «Хронограф», «Домострой». Идея укрепления единого государства и царской власти в литературе.

Публицистика, регалии, эпос.

Рассказывать об основных достижениях русской культуры.

Блицопрос, тест.

§ 26, сообщения «Феофан Грек», «Андрей Рублев»

04.05.

30

Архитектура и живопись в  XIV – XVI  веках.

1

Зодчество. Строительство шатровых храмов, оборонное зодчество.  Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Шатровый стиль

Рассказывать об основных достижениях архитектуры, живописи.

Тест, кроссворд, блицопрос, сообщения.

§ 27, сообщения «Русская изба», «Одежда», «Быт и нравы»

07.05.

31

Быт XV – XVI  веков.

1

Города. Русская изба. Одежда. Еда. Праздники, развлечения. Резкое проявление имущественного различия людей.

Кафтан

Рассказывать о быте и нравах, традициях XV – XVI  веков.

Сообщения, тест, викторина

§ 28, повторение темы «Русь Московская»

11.05.

32

Повторительно – обобщающий урок по теме «Русь Московская»

1

Игра – соревнование «Колесо истории»

Подготовка к контрольной работе

14.05.

33

Родной край с древнейших времен до конца XVI  века

1

Записи в тетради

18.05.

34

Урок оценки и контроля знаний по курсу «История России с древнейших времен до конца  XVI  века»

1

Контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца  XVI  века»

Нет

21.05.

35

Промежуточная аттестация

1

Зачет , тест

Нет

25.05.

36

Повторение пройденного материала

1

Брейн-ринг «Историю знаем на пять»

Нет

28.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...