Разработки уроков
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Семёнов Иван Андреевич

Разработки уроков и внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_istorii_v_10_klasse.docx33.95 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon svoya_igra.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 10 классе

разработал Семёнов Иван Андреевич

Учитель МКОУ «Лозовская СОШ»

Тема: Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Цель: довести до учеников внутренние мероприятия Александра I и его преемника - брата Николая I.

Задачи:

 1.Образовательные:

● создать у учеников представление о политическом, социально-экономическом состоянии России в первой половине XIX века;

●познакомиться с личностями, входившими в Негласный комитет, тайные общества декабристов и выдающимися личностями данного периода истории России;

● осветить основные идеи декабристов и их влияние на внутреннюю политику Николая I;

●проследить внутренние мероприятия императоров Александра I и Николая I.

 2. Воспитательные:

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий восстания декабристов;

 ● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин восстания путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

 3. Развивающие:

 ●Развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь  в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

 ●Формировать умение работать с историческими документами на примере проекта конституции Н.М. Муравьева;

 ●Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока:  урок-лекция.

Методы:

  1. устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей  характеристики;
  2. наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;
  3. практический, с использованием документа.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Александр I», «Николай I», презентация «Декабристы», проект конституции Муравьева, видеозаписи «Убийство Павла I» и «Николай I Павлович». А также учебник: История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень.  Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. 5-е изд., стер. - М.: 2012. - 336 с..

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Раскрытие темы урока.
  4. Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия  темы:

  1. Смерть Павла I, приход к власти Александра I.
  2. Реформы Александра I.
  3. Восстание декабристов.
  4. Внутренняя политика Николая I.

Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1 минута

Организационный момент

________

1 минута

Актуализация: «Вспоминаем, что Павел I – сын Петра III и Екатерины II, правил страной в конце XVIII столетия, с 1796 года по 1801 год. Обстоятельства его кончины нам предстоит рассмотреть сегодня на уроке, как и то, что в дальнейшем происходило со страной в правление его сыновей – Александра I и Николая I. Тема урока звучит как «Внутренняя политика России в первой половине XIX века».

Слушают

Записывают тему

35 минут

Раскрытие темы урока:

На доске проектор высвечивает портрет Александра I, учитель: «Перед вами портрет императора Александра I, который вступает на престол при весьма необычных обстоятельствах. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в здание Михайловского замка ворвались 12 гвардейских офицеров. Записываем дату. Смотрим, как это было».

Производится показ видеозаписи «Смерть Павла I» длительностью 3 минуты.

Учитель: «Как вы видели только что, в полпервого ночи группа из 12 офицеров ворвалась в спальню императора и, в результате возникшего конфликта, он был избит, получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был задушен шарфом. Вдохновителями заговора были Никита Панин и Петр Пален, а группу непосредственных исполнителей («пьяных гвардейцев») возглавляли Николай Зубов и Леонтий Беннингсен. Причинами заговора было недовольство участников непредсказуемой политикой, проводимой Павлом I и, особенно, оскорбления и опала, которой были подвергнуты многие из них и под которую в любой момент могли попасть остальные — то есть желание сменить царя на более «покладистого». Той же ночью императором становится Александр I, который объявляет собравшимся у замка, что Павел скончался от апоплексического удара.

   Что касается первых мероприятий нового императора, то с первых дней он призвал лучшие умы помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Запишите название, состав и годы собраний комитета.

     Первая реформа затронула собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет. 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов.

    8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который объявлял Сенат верховным органом в империи, но по факту сановники в Государственном Совете были куда выше сенатских, так что сути дела это не изменило.

     8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:

иностранных дел,

военных сухопутных сил,

морских сил,

внутренних дел,

финансов,

юстиции,

коммерции,

и народного просвещения.

     По указу от 20 февраля 1803 года «О вольных хлебопашцах» помещики получили право отпускать за выкуп или исполнение повинностей своих крестьян вместе с землей, но мало кто воспользовался этим правом. Далее 10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1822 году это право вновь вернули. Александр даже пытался отменить крепостное право, поручал составлять проекты различных решений этого вопроса, но понимал – убьют, а документ сожгут.

    К тому же, в 1810-12 годах произошло увеличение налогов из-за дефицита бюджета.

      Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт).

    После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев.

В стране был установлен режим аракчеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникают военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год)».

                     Включаем презентацию «Декабристы». Далее учитель:

    «Александр I умирает 19 ноября 1825 года в Таганроге, завещая престол не старшему брату Константину (слайд 2), а Николаю. Пока это выясняется, все успевают присягнуть Константину. Переприсягу назначают на 14 декабря 1825 года. В процесс вмешиваются декабристы. У них было много причин (слайд 3). Запишите три основные, на ваш взгляд. У них было несколько организаций (слайд 4), существовавших в разные годы и в разных городах, в их состав входили в основном офицеры (слайды 5-8). Выписываем руководителей и название организаций.   Они решают помешать присяге новому царю (слайд 9), а затем предъявить манифест с требованиями отмены самодержавия, то есть свержения царя, отмены крепостного права. Диктатором назначают князя Трубецкого. Но утром 14 декабря они не успели помешать присяге и к моменту их сбора сенаторы уже разъехались (слайд 11). Восставшие не шли на переговоры и царь разогнал 3000 восставших силой (слайд 12-13). Позднее состоялся суд, результаты которого вы видите на доске (слайд 14), однако царь смягчил приговор, приказав казнить лишь руководителей: П. И.Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский. Значение этого восстания трудно себе даже вообразить (слайд 15), ведь это первое вооруженное восстание против самодержавия как формы правления.

Как вы думаете, какого значение этого восстания? Николай I никогда не забудет этого урока и до конца своих дней будет в зародыше давить все проявления вольнодумства. Каким же был сам император Николай I? Смотрим».

      Включаем видеозапись о Николае I c 1 минуты по 03:42.

Учитель: «Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены (51 том) "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и 15 томов "Свода законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф.

Высшее образование могли получать только дворяне. Число студентов ВУЗов ограничено до 300 человек В школах разрешили телесные наказания.

А если кому-то что-то не нравилось, то всюду была агентурная сеть, выявлявшая ненадежных людей. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год).

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне, но об этом вы узнаете на следующем уроке. Вывод записываем самостоятельно».

 Учитель предлагает закрытии тетради и учебники, и вспомнить все пройденное за урок.

Рассматривают портрет

Записывают дату

Смотрят видеозапись

Слушают

Записывают название, состав и годы работы комитета

Записывают дату и содержание реформы

Записывают дату и содержание реформы

Записывают председателя совета

Записывают дату и содержание реформы

Записывают дату, содержание реформы и название министерств

Записывают год и содержание реформы

Записывают год и содержание реформы

Слушают

Записывают год и содержание реформы

Слушают

Записывают преобразования

Записывают даты восстаний

Записывают дату

Смотрят презентацию, записывают дату смерти

Выписывают основные причины

Выписывают основных деятелей и название организаций

Записывают требования декабристов и командующего восстанием

Записывают итог событий

Записывают имена приговоренных к смерти

Слушают

Отвечают на поставленный вопрос, идет обсуждение

Просматривают видеозапись

Записывают дату и названия собраний

Записывают дату и содержание реформы

Слушают, осознают

Записывают даты восстаний

Думают, записывают вывод

Повторение пройденного, быстрое перечисление событий

1 минута

Домашнее задание: учить даты, имена, события, повторять записи и готовиться к контрольной

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

         РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ

       НА ТЕМУ: «ПРАВЛЕНИЕ  ЯРОСЛАВА  МУДРОГО»

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

- определение понятий: обычное право, вира, династические браки,

- даты следующих событий: правление Ярослава Мудрого, разгром печенегов, завершение войны с Византией, создание «Русской правды»,

- обстоятельства, при которых Ярослав Мудрый пришел к власти и изменения во внешней и внутренней политике Древнерусского государства, которые произошли в правление этого князя.

Учащиеся должны уметь:

- давать оценку деятельности князя Ярослава Мудрого,

- сравнивать результаты деятельности Ярослава Мудрого и его отца,

- анализировать исторические документы («фрагмент из «Русской правды», «Жития Бориса и Глеба»).

- работать с учебником, составляя таблицу «Внутренняя  внешняя политика Ярослава Мудрого»,

- работать с дополнительным материалом при подготовке компьютерной презентации «Киев во времена правления Ярослава Мудрого». 

Термины и понятия: - обычное право, вира, династические браки.

Важнейшие даты:         1019-1054 гг.

                                          1036 г.

                                          1046 г.

                                          1051 г.

                                          1071 г.

Оборудование урока:   - карта «Киевская Русь в IX-XII вв.»,

                                          - иллюстрации: «Собор Св. Софии»,

                                            «Золотые ворота», портрет Ярослава

                                            Мудрого,

                                          - фрагмент генеалогической таблицы

                                            «династия Рюриковичей»,

                                          - компьютерная презентация «Киев во

                                            времена Ярослава»

                                     Ход урока:

I. Организация учащихся на начало урока:

- включение учащихся в процесс целеполагания.

II. Изучение нового материала (по окончании работы над каждым учебным элементом проводится закрепление):

Учебный элемент

Деятельность учащихся

Планируемые результаты учебной деятельности

1.Обстановка на Руси после смерти князя Владимира Святославича.

- слушают объяснение учителя с опорой на схему – фрагмент генеалогического дерева Рюриковичей,

- вспоминают, когда была первая княжеская междоусобица, в чем ее причины,

- работают с документом (фрагментом «Жития Бориса и Глеба») и отвечают на вопросы:

1. Почему князья так смиренно встретили смерть?

2. Какие христианские заповеди они не посмели нарушить?

3. В чем назидательная роль этого документа?

- слушают рассказ учителя о канонизации Бориса и Глеба.

- учащиеся должны знать и объяснять причины княжеских междоусобиц

- учащиеся должны уметь анализировать исторический источник,

- уч-ся должны в этом смирении увидеть проявление того, что христианские заповеди уже утвердились в княжеской среде

2. Борьба Ярослава за власть.

- уч-ся самостоятельно работают с текстом п.2 и выписывают в тетради даты и события:

1016 г. – разгром Святополковой рати Ярославом на Днепре около Любеча,

1017г. – Ярослав занимает Киев,

1018 г. – повторный разгром Святополка на р. Альте,

1024г. – разгром Ярослава братом Мстиславом, совместное княжение братьев,

1036 г. – объединение Руси Ярославом после смерти бездетного Мстислава

- работают над заданием: Какие факты говорят о том, что Ярослав во многом повторил путь своего отца?

- уч-ся должны уметь работать с учебным материалом, выделять главное

- должны уметь показать на карте границу раздела Руси

- уч-ся должны уметь давать сравнительную характеристику

3. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

- слушают объяснение учителя о начале его правления,

- знакомятся с компьютерной презентацией «Киев во времена Ярослава Мудрого», выполненной ученицей,

- слушают сообщение уч-ся «Ярослав – просветитель»,

- работают с письменным источником (фрагментом «Русской правды»,

- заполняют первую колонку таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого»,

- проверяют правильность заполнения первой колонки таблицы:

- Ярослав укрепил систему управления страной, посылая в крупные земли своих сыновей,

- ввел в действие первый писаный свод законов,

- ликвидировал церковную зависимость Руси от Византии,

- строил города, церкви, школы, библиотеки, распространяя просвещение

- ввел новый порядок престолонаследия.

- уч-ся должны уметь работать с дополнительной литературой, составлять компьютерную презентацию, анализировать исторический источник,

- знать определение понятий: обычное право, вира,

- знать, какие меры предпринимал Ярослав во внутренней политике

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

- уч-ся самостоятельно работают с учебным текстом, исторической картой  и заполняют вторую колонку таблицы,

- проверяют правильность заполнения таблицы:

Ярослав утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен,

в 1036 г. нанес сокрушительное поражение печенегам,

в 1043 г. пошел войной на Византию, но потерпел поражение,

в 1046 г. возобновил дружественные связи с Византией и заключил мирный договор.

- слушают объяснение учителя о заключении династических браков с опорой на таблицу – фрагмент генеалогического дерева Рюриковичей,

- работают над заданием: Какие выводы о международном положении Руси можно сделать на основе таблицы?

- уч-ся должны уметь работать с учебным материалом, выделять главное, работать с исторической картой

- должны знать определение понятия «династический брак»,

- должны уметь анализировать и делать вывод.

III. Заключение урока (переход к следующей теме) и подведение итогов (выставление отметок).

IV. Инструктаж по д/з: §9, выучить даты событий темы и термины.



Предварительный просмотр:

Аннотация.

Название:

Внеклассное  мероприятие в форме викторины «Своя игра» «История государства Российского»

Базовые понятия: государство, символы государства

Теоретическая и практическая новизна: данная методическая разработка представляет собой авторское обобщение материала по истории Российского государства в игровой форме

Цель: актуализация внимания школьников на интересных фактах истории Российского государства.

Задачи.

 Образовательная:

создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по истории и обществознанию, расширение кругозора;

 Воспитательная:

 Продолжить  воспитание  интеллектуально и духовно богатой личности, воспитание патриотизма, любви и интереса к предмету, формирование чувства коллективизма и сотрудничества при работе в группах.

Развивающая:

создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков, продолжить формирования умения осмысливать факты, грамотно и логически их излагать, развитие творческого мышления.

Структура работы.

 Мероприятие  состоит из трех этапов:

1. Организационный – определение состава команд, целей и задач игры, знакомство с правилами, игровым полем;

2.Основной (игровой) – сама игра;

3. Итоговый – подведении итогов, определение победителя

 Практическое назначение методических материалов:

данную методическую разработку можно использовать для проведения внеклассных обобщающих мероприятий по истории с учащимся старших классов.

Оборудование: мультимедиа установка, раздаточный материал, экран

Технологии:  игровая, ИКТ.

Внеклассное  мероприятие в форме викторины «Своя игра»

«История государства Российского»

1 . Организационный момент - определение состава команд, целей и задач игры, знакомство с правилами, игровым полем;

 Правила игры.

1. В ходе игры вам будут представлены вопросы из следующих областей: «Исторический момент», «Ратное дело», «Филология - истории, история - филологии», «Государственные символы»;

2. В каждой области вам будут предложено 5 вопросов стоимостью от 10 до 50 баллов;

3. Команда, получившая право хода, получает возможность выбрать область и вопрос;

4. Выбрав вопрос, команда получает возможность ответить на него в течение 1 минуты  и заработать то количество баллов, которое стоит вопрос. Если ответ на вопрос дан неверно, то команда теряет такое же количество баллов;

5. Команда соперников также думает над этим вопросом, так как, если ответ дан неверно, то она может ответить на этот вопрос, не теряя балы.

6. В ходе игры участникам  будут попадаться вопросы «Кот в мешке». Вопросы, требующие неординарного подхода. Ответ на этот вопрос могут дать обе команды. В случае правильного ответа команда опять же получает то количество баллов,  которое стоит этот вопрос, но если ответ не верен, то баллы не теряются. Вопросы этой области требуют смекалки, эрудиции, умения мыслить нетрадиционно.

7. Победителем является та команда, которая набрала большее количество баллов.

8. Но на последнем этапе игры, команде набравшей наименьшее количество очков предоставляется возможность отыграться в раунде «Своя игра», где вы сами определяете ту стоимость вопроса, которую вы можете и хотите заплатить. В случае правильного ответа вы получаете это количество баллов, если же ответ неверен, то вы теряете это количество баллов. Участвовать могут обе команды.

Игровое поле

Область

10

20

30

40

50

Исторический момент

10

20

30

40

50

Государственные символы

10

20

30

40

50

Ратное дело

10

20

30

40

50

Филология - истории,

история - филологии.

10

20

30

40

50

 

2.Основной этап (игра)

Исторический момент

10.Именно так называется первый свод законов Древнерусского государства. («Русская Правда»)

20. «Кот в мешке» Командующий  армией  белых в годы гражданской войны Антон Иванович Деникин упразднил все награды в Добровольческой армии. По какой причине? («Негоже награждать русских, убивающих своих соотечественников».)

30. Назовите первого русского царя, первого русского императора, первого президента СССР, первого президента РФ. (Иван Грозный, Петр I, Горбачев М.С. Ельцин Б.Н.)

40. Во времена Екатерины II Россия делилась на Великороссию, Малороссию, Желтороссию и Белороссию. Чем они стали сегодня? (Великороссия – РФ, точнее её европейская часть, Малороссия – Украина, Желтороссия – Маньчжурия, северо-восточная часть Китая, Белороссия  - Белоруссия).

50. «Кот в мешке». В 1941 году в снабжении Красной Армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «русскую армию спасут три «с» - спирт, сало и … ». Что еще? (Сухари)

Государственные символы.

10. Какие два предмета на гербе Российской Федерации  держит в своих лапах двуглавый орел  (Скипетр и державу)

20. У Парижа – ладья, у Лондона – крест и меч, у  Москвы – всадник Георгий Победоносец, а что у Архангельска (Архангел Михаил).

30.«Кот в мешке» Именно поэтому  специалисты по рекламе не используют белый цвет в Азии, пурпурный в Бразилии, желтый – в Мексике, черный в России. (Это цвет траура)

40. Какие цвета присутствуют на российском гербе? (Красный - щиты, золотой - орел, короны, скипетр, держава, ленты; серебряный - всадник и конь, копье всадника; синий - плащ всадника; черный - дракон, опрокинутый на спину)

50. «Кот в мешке». Этими символы мы используем все.  Вам предложены номиналы купюр нашей страны и названия городов, которые на них изображены. Посмотрим, как же вы внимательны. Ответ в письменном виде отдается жюри.

10 рублей - Красноярск

50 рублей - Санкт-Петербург

100 рублей - Москва

500 рублей - Архангельск

1000 рублей – Ярославль

5000  рублей - Хабаровск

Ратное дело

10.  Одна её часть состояла из «лучших» - бояр и начальников,  другая - из «молодших» - отроков. Обе подчинялись только князю. (Дружина )

20. Когда в военной истории России опасность представляла… свинья? (В Ледовом побоище, 5 апреля 1242 года, войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньей»)

30. Путешественник XVIII века  Франческо де Миранда заметил, что русские  дают свои военачальникам прозвища в честь …..?  В честь чего же? (В честь места выигранного сражения: Александр Невский, Дмитрий Донской,  Орлов-Чесменский.)

40. «Кот в мешке»  В комплект для гусарского мундира их входило 30 круглых и 60 полукруглых. Комплект выдавался на 20 лет. Приходилось беречь. О чем идет речь? (Пуговицы.)

50. Гангутское сражение со шведами, разгром турецкого флота при Чесме, Синопское сражение.  Какой предмет одежды не дает забыть каждому матросу об этих трех славных страницах русской истории? (Воротник матроски с тремя полосками)

Филология - истории, история - филологии.

10.  В каком году возникла поговорка: «Пуганый француз и от козы бежит»? (1812год)

 20. «Кот в мешке» При Петре  были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии: для мальчиков  - Святого Андрея Первозванного, для девочек - Святой Елены. До сих пор мы чтим этот обычай.  В какой форме? ( Повязываем новорожденным мальчикам голубую ленту, а девочкам – розовую.)

30. С IX в.  земледельцев на Руси называли смердами (от слова «смердеть» - дурно пахнуть), а крестьянами они стали называться с XIV в.  Что означает это их самоназвание по сравнению с монголо-татарами (Христианин, в отличие от «нехрисей».)

40. Древние русичи приветствовали друг друга: «Ой, ты гой еси….». Чего желали они таким образом? (Быть богатым,  от «гоинный» - богатый)

50. «Кот в мешке» В старину во время ярмарок лапти продавали возами. И при ярмарочной конкуренции случалось, что мастер покупал бутылку, выливал её содержимое и ставил на видное место. Лапоть двойной вязки жидкость не пропускал. Что же наливал продавец-мастер в лапоть? (Разновидность кваса - щи, отсюда выражение: «Лаптем щи хлебать»)

Своя игра.

На слайде презентации вам предложена фотография памятника. Определите, что это за памятник, с каким событием связана его установка, когда он установлен, кто на нем изображен.  

(Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте. Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп.

Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:

  1. Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России).
  2. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства.
  3. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей

Средний ярус

 • Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик  и языческий бог Велес;

 • Крещение Руси (988989 годы): великий князь киевский Владимир Святославич;

 • Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской;

 • Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III;

 • Начало династии Романовых (1613 год): Михаил Федорович, князь Пожарский,  Козьма Минин;

 • Образование Российской империи (1721 год): Пётр I.

3. Итоговый этап: подведение итогов, определение и награждение победителя

Литература:

1.Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 256с.

2.Драхлер А.Б. Обществоведение. Граждановедение. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001, - 192с.

3.История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера/ Е.В. Тайкова и др.- Волгоград: Учитель,2010. - 300 с.

4.Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1997, - 192с.

5.Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998, - 176 с.

Приложение.

«Своя игра»

Памятник «Тысячелетие России»

                                                                                                 Государственные символы

(Вопрос 10, 40)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...