Рабочая программа по истории России 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Давтян Татьяна Владимировна

В данном разделе размещены рабочие программы по предметам, которые я преподаю в 2015-2016 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7classrussia.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

протокол №        от

СОГЛАСОВАНО

председатель МО

Казакова Е.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №892

_____________ Н.А.Зуева

        

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа №892

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«История России»

 

Базовый уровень

7   КЛАСС

(42 часа)

                                                                       Давтян Татьяна Владимировна,

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория 


Рабочая программа

по Истории России  XVII – XVIII в.в. (7 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2009 г.) и историко-культурного стандарта.

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; Приказ Минобрнауки  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» № 253 от 31 марта 2014 г.  
  4. Учебный план  образовательного учреждения на 2015-2016 год .
  5. Годовой календарный график образовательного учреждения на 2015 - 2016 учебный год.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей[1]:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения курса учащиеся должны:

объяснять значение понятий: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн I крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

называть даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний;

места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

Программа:

Е.В.Пчелов. История России. 17-18 вв. М.: Русское слово, 2013.

Учебник:

Пчелов Е.В. История России.17-18 века. М.: Русское слово, 2013.

Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Пчелова Е.В. История России. 7 класс. М.: Русское слово, 2013.

2. Содержание изучаемого курса

2.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=68 часа).

Название раздела, темы ( № п/п )  

Всего часов

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.

13ч

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв.

4 ч

Тема 2. Россия в XVII в.

9 ч

Тема 3. Родной край до конца XVII в.

1 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1 ч

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

13 ч

Тема 1. Преобразования Петра I.

9 ч

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг.

4 ч

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг.

12 ч

Тема 1. Внутренняя политика России второй половины XVIII в.

6 ч

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в.

3 ч

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в.

3 ч

Тема 4. Наш край в XVIII в.

1 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1 ч

итого

42 часа


РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (4 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей[2]. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, династия, Семибоярщина.

Тема 2. Россия в XVII в. (9 ч)

Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Степан Разин.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Завершение присоединения Сибири.

 Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия раздела

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Тема 3. Родной край до конца XVII в. (1 ч)

Итоговое повторение и обобщение.  Россия и мир на рубеже XVII—XVIII вв. (1 ч)

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (15 ч)

Тема 1. Преобразования Петра I. (9 часов)

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697— 1698 гг.

Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству.

Образование Российской империи. Абсолютизм

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Цена и последствия реформ Петра I.

Основные понятия темы: сенат, коллегии, синод, абсолютизм, империя, протекционизм, меркантилизм, цех.

Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма.

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (12 ч)

Тема 1. Внутренняя политика правителей второй половины XVIII в.

 Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.  Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Расширение прав и привилегий дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества. Оформление сословного строя.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. 

Причины войны. Е.И. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Внутренняя политика Павла I. 

Павел I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в.

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение новых территорий: Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в.

Светский, рациональный характер культуры. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.

Тема 6. Родной край В XVIII в. (1 ч)

Итоговое повторение и обобщение Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. (1 ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К УЧЕБНИКУ  «ИСТОРИЯ  РОССИИ» ДЛЯ 7 КЛАССА  ПЧЕЛОВА Е.В.

ИЗДАТЕЛЬСТВА «РУССКОЕ СЛОВО»

(42 часа)

Дата

проведения

урока

План/факт

Тема

урока

(Домашнее

задание)

Тип урока

Дидактические единицы урока

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

Метапредметные

Личностные

Россия в Новое время

(Введение «История России в Новое время»)

Урок

изучения

нового материала

Хронология  и сущность

нового этапа

российской истории.

Новое время.

Представление исторического пути России. Формирование образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории. Представления политики исторической памяти в России. Применение понятийного аппарата и элементарных методов исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории России. Анализ и сопоставление разных видов учебных и документальных текстов. Обоснование собственной версии и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов прошлого России. Представление летописей и других, более современных жанрах исторических и литературных сочинений как органичных форм реконструкции прошлого. Датирование важнейших событий и процессов в истории России. Чтение, понимание, анализ исторической карты с опорой на легенду и текст учебника. Комплексная характеристика важных фактов истории. Сравнение и объяснение сходства и различий однородных исторических фактов из истории России с аналогичными в других странах с оформлением  результатов в таблице. Образная характеристика ярких исторических личностей и типичных представителей социокультурных групп российского общества. Творческая (эмпатическая) реконструкция образов прошлого. Представление результатов работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ. Различение в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставление их аргументации.  Формулирование собственных гипотез по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России. Соотнесение единичных событий в российской истории с явлениями и процессами, характерными для других стран, а также с историей родного края (региона). Анализ и интерпретация сюжетов художественных картин на темы российской истории. Применение новых знаний и умений в общении с одноклассниками и взрослыми. Планирование и организация учебной и коммуникативной деятельность в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми. Формулирование и высказывание публично собственного мнения по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивание и обсуждение разных взглядов и оценок исторических фактов. Проведение поиска и обработки основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках, музеях, «местах памяти». Представление результатов творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации с использованием ИКТ, проекты). Решение творческих и проблемных задач, используя контекстные знания и эвристические приемы. Приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода. Освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущим в России и за рубежом. Обретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Целостное представление об историческом пути России с конца XVI в. начала XIX в. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого происходило развитие российской цивилизации, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной и т.д. самоидентификации, формировался опыт жизни во взаимодействии с «другими»; яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории с конца XVIв. до начала XIX в.; элементарные представления о политике исторической памяти в России, выражающейся в установлении мемориальных знаков и памятных дат в честь знаменательных событий и личностей отечественной истории;  способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории России в эпоху Раннего Нового времени, анализировать и сопоставлять разные виды учебных и документальных текстов, приводить и объяснять содержащиеся в них оценки и аргументы авторов, обосновывать собственные версии и личностную позицию в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов прошлого России; представление о летописях и других, более современных жанрах исторических и литературных сочинений как об органичных формах реконструкции прошлого и специфических источниках по истории России с конца XVIв. до начала XIX века; умения датировать важнейшие события и процессы в истории России в Раннее Новое время, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности, устанавливать синхронные связи с фактами из курса всеобщей истории; умения читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; выделять и объяснять изменения государственных границ, размеров территории и геополитического положения России в XVII-XVIII вв.; анализировать и обобщать данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников; составлять легенду карты к событиям, явлениям и процессам, описанным в учебнике, но не представленным в условно-графическом виде; умения давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, последствия, историческое значение), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни и др.), делать обобщающие и оценочные выводы; умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России с аналогичными в других странах Раннего Нового времени; объяснять причины их общности и различий; формулировать частные и общие выводы о результатах своих исследований; письменно оформлять работу в сравнительно обобщающей таблице; умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных представителей социокультурных групп российского общества (сословия, этнокультурные, религиозные и профессиональные общности, женщины, дети); описывать памятники истории и культуры России, созданные в изучаемый школьниками период и в более позднее время; рассказывать о главных исторических событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ; умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России с конца XVI в.  до начала XIX в.; умения соотносить единичные события в российской истории с явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Раннего Нового времени, а также с историей родного края (региона), раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения о своеобразии и типичности их проявлений в России; умения анализировать и интерпретировать сюжеты художественных картин на темы российской истории с конца XVI в. до начала XIX в., выявлять позицию художников и средства ее выражения; своими словами формулировать главную идею этих произведений, делать выводы о художественной ценности полотен и их значимости как исторических источников; готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми; готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги; умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках, музеях, «местах памяти», обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации с использованием ИКТ, проекты); способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России с древнейших времен до конца XVI в., ее связи с настоящим и будущим российского общества и государства, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире, для эффективного взаимодействия с «другими»; приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущим в России и за рубежом; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Раздел I.Смутное время: 1598-1613 гг. (Россия на рубеже XVI—XVII вв.)

(5 часов)

В преддверии Смуты

(§ 1)

Комбинированный урок

Царствование Б. Годунова. Смута: причины.

Смута. Смутное время. Династия. Династический кризис. Земский Собор.

Лжедмитрий I

(§ 2)

Комбинированный урок

Смута: причины, участники. Самозванцы.

Самозванец. Самозванство. Казаки. Холопы. Латиняне. «Добрый царь»

Царь Василий Шуйский и Лжедмитрий II

(§ 3,4)

Комбинированный урок

Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов.

«Крестоцеловальная запись». Привилегии. Бояре. Кощунство. «Боярский царь». Посадский люд.

Окончание Смуты

(§ 5,6)

Комбинированный урок

Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

Тушинский лагерь. Тушинский вор. Тушинские перелёты. Монахи. Монастырь. Принц. Королевич. Семибоярщина. Ворёнок. Народное ополчение. Псковский вор. Совет всея земли. Земский Собор.

Россия в Смутное время

Урок обобщающего контроля

Раздел II. Россия при первых Романовых (Россия в XVII веке)

(10 часов)

Правление Михаила Фёдоровича

(§ 7)

Урок изучения нового материала

Последствия Смуты. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Экономические последствия Смуты.

Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война.

Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Столбовский мир. Деулинский мир. Царь. Патриарх. Земский собор. Пятинные деньги. Немецкая слобода. Смоленская война. Поляновский мир. Белгородская засечная черта. Азовское сидение.

Царь Алексей Михайлович

(§ 8)

Комбинированный урок

Правление первых Романовых. Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.

Соляной бунт. Челобитная. Белые слободы. Земский собор. Соборное уложение. Тягло. Крепостное право.

Россия в XVII веке

(§ 9)

Комбинированный урок

Начало становления абсолютизма. Права и обязанности основных сословий. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

Уезд. Волость. Стан. Село. Самодержавная монархия. Боярская дума. Приказы. Приказные люди. Дьяки. Подъячие. Воеводы. Земские старосты. Городовые приказчики. Дворяне. Дворянское ополчение. Полки нового (иноземного) строя. Мелкотоварное производство. Всероссийский рынок. Купцы. Мануфактура. Приписные крестьяне.

Присоединение Украины к России

(§ 10)

Комбинированный урок

Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева.

Люблинская уния. Брестская уния. Католики. Православные. Униатская церковь. Шляхта. Пан. Казак. Казачество. Гетман. Реестровые казаки. Запорожская сечь. Кошевой атаман. Куренной атаман. Зборовсий договор. Белоцерковский мир. Переяславская рада. Земский собор.  Руина. Кардисский мир. Андрусовское перемирие.

Раскол в Русской православной церкви

(§ 11)

Комбинированный урок

Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

Кружок ревнителей древнего благочестия. Церковная реформа. Религиозные обряды. Церковный собор. Никониане. Старообрядцы. Староверы. Раскольники. Житие. Царь. Патриарх. Скит. Гарь. Монах. Монастырь.

Народные волнения в 1660-1670-е гг.

(§ 12)

Комбинированный урок

Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.

Медный бунт. Казаки. Поход за зипунами. Казачья голытьба. Домовитые казаки. Атаман. Прелестные письма. Монахиня.

Освоение Сибири и Дальнего Востока

(§ 13)

Комбинированный урок

Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

Сибирь. Дальний Восток. Землепроходцы. Мягкая рухлядь. Городок. Острог. Зимовища. Ясак. Сибирский приказ. Государева вотчина. Нерчинский договор.

Российская культура в XVII в.

(§ 14,15)

Комбинированный урок

Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

Староста. Целовальник. Азбуковник. Псалтырь. Часослов. Грамматика. Славяно-греко-латинское училище (академия). Сказание. Повесть. Вирши. Газета. Театр. Балет. Узорочье. Московское (нарышкинское) барокко. Царский титулярник.  Парсуна. Сорочка. Зипун. Кафтан. Душегрея. Лапти. Треух. Пост. Скоморохи.

Россия в XVII в.

Защита проектов

Россия в XVII в.

Урок обобщающего контроля

Раздел III. Эпоха реформ Петра I (10 часов)

Наследники Алексея Михайловича.

(§ 16)

Урок изучения нового материала

Необходимость и предпосылки преобразований. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Бахчисарайское перемирие. Местничество. Стрельцы. Стрелецкий бунт. Спор о вере. Стрелецкий Приказ. Регулярная армия. Вечный мир с Речью Посполитой

Начало правления Петра I

(§ 17)

Комбинированный урок

Начало царствования Петра I. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Азовские походы. Реорганизация армии. Великое посольство.

Потешные полки. Дедушка русского флота. Азовские походы. Птенцы гнезда Петрова. Великое посольство. Стрелецкий бунт.

Начало Северной войны

(§ 18)

Комбинированный урок

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события. Преобразования Петра I. Реорганизация армии.

Константинопольский мир. Нарвская конфузия. Рекрутская система. Рекрут. Регулярная армия. Навигацкая школа

Перелом в Северной войне и её окончание

(§ 19, 20)

Комбинированный урок

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Итоги и цена петровских преобразований.

Гетман. Казаки. Прутский поход. Ништадский мир. Император. Империя. Персидский поход.

Государственные преобразования Петра I

(§ 21)

Комбинированный урок

Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества.

Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Итоги и цена петровских преобразований.

Реформа. Сенат. Генерал-прокурор. Коллегия. Президент коллегии. Кабинет. Кабинет-секретарь. Патриарх. Патриаршество. Синод. Обер-прокурор. Губерния. Губернатор. Ревизия. Ревизская душа. Ревизские сказки. Подушная подать. Указ о единонаследии. Табель  о рангах.

Экономика при Петре I

(§ 22)

Комбинированный урок

Политика протекционизма и меркантилизма.

Итоги и цена петровских преобразований.

Мануфактура. Завод. Заводчик. Берг-привилегия. Работные люди. Посессионные крестьяне. Меркантилизм. Протекционизм. Таможенный тариф. Канал.

Народные движения при Петре I

(§ 23)

Комбинированный урок

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Итоги и цена петровских преобразований.

Народное восстание. Казаки. Атаман. Прелестные письма. Старообрядцы. Башкиры.

Преобразования в области культуры и быта

(§ 24)

Комбинированный урок

Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А. Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту. Итоги и цена петровских преобразований.

Европейское летоисчисление. Морская академия. Цифирная школа. Гарнизонная школа. Гражданская азбука. Газета. Библиотека. Музей. Кунст-камера. Академия наук. Светский портрет. Ассамблея. Политес.

Династия Романовых в первой четверти XVIII века

(§ 25)

Комбинированный урок

Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Итоги и цена петровских преобразований.

Династия. Указ о престолонаследии

Урок обобщающего контроля

Раздел IV. Российская империя  в 1725-1762 гг. (Эпоха дворцовых переворотов)

(4 часа)

Наследники Петра I

(§ 26)

Урок изучения нового материала

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.

Дворцовый переворот. Петровские гвардейцы. Верховный тайный совет. Верховники. «Затейка» верховников. Кондиции.

Правление Анны Иоанновны

(§ 27)

Комбинированный урок

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства.

Дворяне. Гвардия. Гвардейцы. Кондиции. Самодержавие. Кабинет министров. Шляхетский корпус. Белградский мир. Абосский мир. Брауншвейгская династия.

Императрица Елизавета Петровна

(§ 28)

Комбинированный урок

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне (П. А. Румянцев).

Кабинет министров. Сенат. Внутренние таможни. Семилетняя война.

Российская культура в середине XVIII века

(§ 29)

Комбинированный урок

Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев). Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.

Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков).

Служба точного времени. Метеорологическая служба. Университет.Первая Камчатская экспедиция. Вторая Камчатская экспедиция. Великая Северная экспедиция. Сатира. Пиит. Театр. Балет. Академия художеств.

Раздел V. Российская империя  в 1762-1801 гг. (9 часов)

Император Пётр III

(§ 30)

Комбинированный урок

Политика просвещённого абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Золотой век российского дворянства.

Указ о секуляризации церковно-монастырских владений. Манифест о вольностях дворянских. Золотой век российского дворянства. Дворцовый переворот. Гвардия.

Екатерина II. Личность и эпоха

(§ 31)

Комбинированный урок

Правление Екатерины II. Политика просвещённого абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Г. А. Потёмкин.

Философия просвещения. Просвещённый абсолютизм. Уложенная комиссия. Наказ. Фаворитизм. Фаворит.

Внешняя политика при Екатерине II

(§ 32)

Комбинированный урок

Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

Кючук-Кайнарджийский мир. Крымское ханство. Новороссия. Потёмкинские деревни. Георгиевский трактат.Ясский мир. Шляхта. Разделы Речи Посполитой.

Восстание Е.И.Пугачёва (1773-1774 гг.)

(§ 33)

Комбинированный урок

Восстание под предводительством Е. Пугачёва и его значение.

Казаки. Атаман. Крепостные крестьяне. Самозванец. Самозванство.

Внутренняя политика Екатерины II

(§ 34)

Комбинированный урок

Правление Екатерины II. Политика просвещённого абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.

Губернская реформа. Губерния. Губернатор. Уезд. Капитан-исправник. Генерал-губернатор. Губернское правление. Казённая палата. Приказ общественного призрения. Городничий. Сенат. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Мещане. Купцы. Городской голова. Шестигласная дума. Городская дума. Оброк. Барщина. Мануфактура.

Отходничество. Отходник. Капиталистые крестьяне. Таможенный тариф. Либерализм.

Правление Павла I

(§ 35)

Комбинированный урок

Российская империя в конце XVIII в.

Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

Акт о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине.

Российская культура во второй половине XVIII века

(§ 36, 37)

Комбинированный урок

Просвещение. Историческая наука (М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Культура и быт народов Российской империи.

Устав народных училищ. Воспитательный дом. Солдаская школа. Мореходная  школа. Горная школа. Смольный институт. Медико-хирургическая академия. Аптекарский устав. Классицизм. Сентиментализм. Опера. Эрмитаж.

Россия в XVIII  веке

Защита проектов

Россия в 1725-1801 гг.

Обобщающий контроль

Россия в XVII-XVIII вв.

Обобщающий контроль

Основная литература:

Пчелов Е.В. История России. 7 класс, Русское слово, М., 2012, 2013

Стрелова О.Ю. Программа курса «История России» для 6-7 классов, Русское слово, М., 2012 г.

Гевуркова Е.А. «Текущий и итоговый контроль по курсу «История России XVII-XVIII веков. 7 класс», Русское слово, М., 2013 г.

Мультимедиа:

Мультимедийное приложение к учебнику Пчелова Е.В. История России. 7 класс, Русское слово, М., 2013

Дополнительная литература:

1. Карамзин Н.М. «История государства российского», М., 2010 г.

2. Соловьёв. С.М. «История России с древнейших времён», М., 2001 г.

3. Ключевский В.К. «Курс русской истории», М., 2009 г.

4.Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков, СПб., 2006 г.

5. Нефёдов. С.А.История России с древнейших времён до 1917 г. Факторный анализ. 2 тт., т.2, М.2010

6. Гумилёв Л.Н.От Руси к России, М., 1992 г.

7.Скрынников Р.Г.Крушение царства (Смутные времена), М., 1995 г.

8.Боханов А.Н. Алексей Михайлович. Монарх эпохи Раскола., М., 2012 г.

9.Пётр Великий: pro et contra, СПБ, 2003 г.

10.Эйдельман Н.Я.Твой XVIII-й век. Любое издание.

11. Эйдельман Н.Я.Грань веков (Правление Павла I). Любое издание.

12.Краснобаев Б.И.Очерки истории русской культуры XVIII века.

Рекомендованные фильмы:

1.Смута: «Борис Годунов», реж. Сергей Бондарчук, 1986 г., СССР-Чехословакия

2.Раскол: «Раскол», сериал, реж. Николай Досталь, 2011 г., Россия

3.Петровские реформы: «Пётр I», реж. Владимир Петров, 1938 г., СССР

4.XVIII век: «Капитанская дочка», реж. Владимир Каплуновский, 1958 г., СССР

Ресурсы Интернета:

http://www.history-at-russia.ru/ - сайт устоявшихся научных представлений об истории России в контексте всеобщей истории.

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.


[1] См. стандарт основного общего образования «История»

[2] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...