Рабочая программа по курсу История Древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Рабочая программа по истории Древнего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/_Тарасенко И.В/

                              ФИО

Протокол заседания ШМО №1

от «   » августа 20    г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1

_____________/Рыбасова Т.В./

                                 ФИО

     «  » августа 20   г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1

_____________/Ивонина Т.В./

                                   ФИО

Приказ № ___ от «  »сентября 20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  истории

Древнего мира

5 класс.

Музыкантовой  Татьяны Викторовны,

учителя истории и обществознания ВКК.

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №

от «  » августа 20    г.

20   - 20    учебный год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа написана на основе:

  1. Федерального государственного стандарта от 17 декабря 2010 г. № 1897 http://standart.edu.ru/
  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории Министерства образования и науки РФ 2011 г.
  3. Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы «Всеобщая история». М.,«Просвещение», 2011 г.

Цель  курса: освоение значимости периода древности, античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи курса:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоиндентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета “История Древнего мира”;
  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формирование способностей к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Место предмета «История Древнего мира» в учебном плане: данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю в 5-м  классе.

УМК для учителя:

1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл.: - М.: Просвещение, 2012.

2. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. - М: Просвещение, 2012.

3. Электронное приложение к учебнику “История Древнего мира:  учебник для 5 кл. Общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М., 2008.  

УМК для ученика:

1.Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 кл. - М: Просвещение, 2012.

2.Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. - М.: Просвещение, 2012.

 

Результаты обучения и усвоения

содержания курса «Истории Древнего мира»

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия  в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из  различных исторических  и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и  культурных памятников своей страны и мира.

Содержание курса.

                               

Введение.

Раздел I. Жизнь первобытных людей

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Повторение.

Тема 3. Счет лет в истории Измерение времени по годам.

Раздел II.  Древний Восток

Тема 4. Древний Египет Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Письменность и знания древних египтян. Повторение.

Тема 5.  Западная Азия в древности Древнеее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава “царя царей”.

Тема 6. Индия и Китай в древности Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Повторение.

Раздел III. Древняя Греция.

Тема 7.Древнейшая Греция: греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера и религия древних греков.(5 часов)

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: земледельцы Аттики, демократия в Афинах, древняя Спарта, греческие колонии, Олимпийские игры в древности, Марафонская битва, нашествие персов на Элладу.(7 часов)

Тема 9.Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: порт Пирей, город Афины, афинские школы и театры, афинская демократия при Перикле.(5 часов)

Тема 10.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: города Эллады подчиняются Македонии, А.Македонский, Александрия Египетская.(3 часа)

Раздел IV. Древний Рим.

Тема 11. Древний Рим: климат, завоевание Римом Италии, устройство республики, вторая война Рима с Карфагеном, господство римлян в Средиземноморье, рабство, земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака и единовластие Цезаря, установление империи, соседи римлян, император Нерон, первые христиане и расцвет империи, империя при Константине, взятие Рима варварами.(14 часов)

Тема 12. Итоговое повторение. (2 часа).

Настенные исторические карты.

  • Древние государства мира.
  • Рост территории государств в древности.
  • Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
  • Древний Восток. Индия и Китай (III  тыс. до н. э. - III в. н. э.).
  • Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).
  • Древняя Греция (V в. до н. э.).
  • Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
  • Древняя Италия.
  • Рост Римского государства в период республики и империи.
  • Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.
  • Римская республика в III-I вв.  до н. э.
  • Римская империя в I-III вв. н. э.
  • Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.          

Интернет-ресурсы.

Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru

Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам: http://maat.org.ru/about/lectures.shtml 

http://www.kemet.ru 

http://vm.kemsu.ru - Виртуальный музей Первобытное искусство.

http://narodov.mify.org - Мифы народов мира/

http://greekroman.ru - Antiqua: энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.

http://zipsites.ru/pravo/ansient  - Сайт Древний мир.

http://www.maat.ru - Ассоциация по изучению Древнего Египта.

http://www.mesopotamia.nm/ru - Древние цивилизации Месопотамии.

http://www.hellados.ru – Эллада.

http://war-ellada,narod.ru - Военное дело Древней Греции.

http://ansientroma.ru - История Древнего Рима.

Электронные ресурсы

  • Атлас Древнего мира. - М.: Новый ДИСК.
  • Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. - М.: Новый ДИСК.

Распределение учебного материала курса

Распределение учебного материала курса

Наименование   раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Жизнь первобытных людей

6

3

Древний Восток

22

4

Древняя Греция

21

5

Древний Рим        

18

7

Итоговое повторение

1

     Итого                                                                                                                                        

70

Контролирующие элементы.

I. Хронологические навыки

1.Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

3.Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;

II. Знание фактов: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

III. Работа с источниками:

1. Читать историческую карту с опорой на легенду;

2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.

4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;

5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

IV. Работа с терминами и понятиями: объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;

V. Работа с персоналиями:

1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;

2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.

Поурочное (учебно-тематическое) планирование по истории Древнего мира 5 класс.

Темы урока.

Содержание

темы.

Характеристика основных видов

деятельности учащихся.

Формы и виды контроля.

по плану

Факт

1.

Урок резерва

2.

Введение.

Стр. 6

Основные понятия: Письменные источники о прошлом.

Исторические факты: Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

ПУУД: составлять план текста.

РУУД: рассказывать об археологических источниках. 

ЛУУД: оценивать своё отношение к истории.
КУУД:
 обсудить, какое значение имеют  раскопки для изучения жизни  людей.

Составление плана текста.

Рисунки, презентации.

Глава 1. Жизнь первобытных людей.

3.

Древнейшие люди.

§1

Основные понятия: Прародина человека. Собирательство и охота.

Исторические факты: Древнейшие люди - наши далекие предки. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Первое великое открытие человека – овладение огнём.

ПУУД: выделять отличия между  первобытным и современным человеком.

РУУД: показывать на карте места распространения первобытных людей.

ЛУУД:

КУУД: обсудить, почему первобытные люди жили в коллективе.

Устный рассказ, тесты, вопросы, работа с картой.

4.

Родовые общины охотников и собирателей.

§2,

Воп. 1-2

Основные понятия: Родовые общины. Ледниковый период.

Исторические факты: Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилищ. Освоение промысла охоты. Умение сообща достигать цели в охоте. Сообщество сородичей.

ПУУД: исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.  

РУУД: разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

ЛУУД: выработать личную позицию: что привлекает в жизни родовой общины, а что вам не нравится. 

КУУД: составить правила поведения для жизни в общине.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

Рисунки, презентации.

5.

Возникновение искусства и религии.

§3

Раб. тет.

№ 4-5

Урок-экскурсия

Основные понятия: Искусство, религия.

Исторические факты: Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек заколдовывает зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

ПУУД: анализировать причины появления искусства. РУУД: рассказывать о наскальной живописи.
ЛУУД:
 выработать личностное отношение к религии древних людей.

КУУД: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Устный рассказ, тесты, вопросы, работа с картой.

6.

Возникновение земледелия и скотоводства.

§4

Основные понятия: Производящее хозяйства.  Мотыжное земледелие. Ремесло. Племя. Род. Неолитическая революция.

Исторические факты: Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Родовые общины земледельцев и скотоводов.

ПУУД:  проанализировать последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины.

РУУД: рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

ЛУУД: кем бы вам хотелось быть в племени: старейшиной или рядовым общинником и почему.
КУУД:
 придумать интервью с человеком, который на машине времени побывал в общине земледельцев.

Игра «Обряд перед охотой», устный рассказ, ответы на вопросы

7.

Появление неравенства и знати.

§5

Основные понятия: Имущественное неравенство.

Исторические факты: Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства и знати.

ПУУД:  выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин.

РУУД: раскрывать смысл понятий.

ЛУУД: к кому вы испытываете симпатию и почему: к вождю, жрецу, ремесленнику?

 КУУД: по  группам  составить рассказ от имени: гончара, ткача, земледельца, старейшины о своей жизни.

Словарь, рисунки, устный рассказ

8.

Повторение.

Урок-соревнование

Основные понятия: Неолитическая революция.

 Исторические факты: Какой наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации Выделение ремесла, появление городов, государств, письменности.

ПУУД:  решать проблемные задачи

РУУД: называть  различия между земледелием и собирательством, охотой и скотоводством, соседской и родовой общиной.

 

Проверочная работа.

Глава 2. Древний Восток.

9.

Измерение времени по годам.

С. 26-30.

Основные понятия: Наша эра. Лента времени.

Исторические факты: Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова.

ПУУД: решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.
РУУД:
 уметь определять историческое время по ленте времени.

Игра «Счет лет в истории».

10

Государство на берегах Нила.

§6

Урок-путешествие

Основные понятия: Государство. Фараон. Папирус. Порог. Оазис. Дельта. Египет.

Исторические факты: Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египет. Управление.

ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её  легенды.

РУУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.

ЛУУД: определиться, чем вас привлекает жизнь древних египтян, а что является для вас неприемлемым.  
КУУД:
придумайте телепередачу о природе Египта  и занятиях древних египтян.  

Игра «Один день из жизни египетского крестьянин».

11

Как жили земледельцы и ремесленники

§7

Основные понятия: Вельможи. Налоги. Шадуф. Писец.

Исторические факты: Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

ПУУД: составлять текст о жизни земледельцев и ремесленников в Египте с ошибками.

РУУД: находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника.

ЛУУД: определиться, какие чувства вызывают у вас рассказы земледельцев о труде.

Составление рассказа по рисункам, тесты, ответы на вопросы.

12

Жизнь египетского вельможи.

§ 8

Урок-экскурсия

Основные понятия: Гробница.

Исторические факты: О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельможи.

ПУУД: выделять главное в тексте.

РУУД: отвечать на вопросы.

ЛУУД: определиться, какие чувства у вас вызывает поведение вельможи во дворце фараона.

Составление плана текста, вопросов.

13

Военные походы фараонов.

§ 9

Основные понятия: Бронза. Пехота. Конница. Колесница. Дротик.

Исторические факты: Отряды воинов. Вооружение. Направление походов и завоевания фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.

Исторические личности: Тутмос III.

ПУУД: подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

РУУД: придумайте интервью с участником походов  Тутмоса III.

ЛУУД: составить кодекс поведения египетских воинов.

КУУД: составить  сложный план  пунктов текста по группам.

Работа в группах, творческое задание, работа с картой.

14

Религия древних египтян.

§10

Урок-путешествие

Основные понятия: Боги и жрецы. Храмы. Мифы. Мумия. Саркофаг.

Исторические факты: Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление египтян о «царстве мёртвых».

ПУУД: устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

РУУД: объяснять новые слова в тексте.

Работа с текстом, творческое задание.

15

Искусство древних египтян.

§11

Урок-экскурсия

Основные понятия: Пирамида. Храм. Сфинкс. Саркофаг.

Исторические факты: Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах фараонов.

Исторические личности: Тутанхамон.

ПУУД: искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов, подготовить презентацию по самостоятельно выбранной теме.

РУУД: составить текст с ошибками.

ЛУУД: какие чувства вызывают у вас  египетские статуи.

КУУД: по группам провести экскурсию по египетским пирамидам.

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах.

16

Письменность и знания древних египтян.

§12

Урок-путешествие

Основные понятия: Иероглиф. Папирус. Наука.

Исторические факты: Особенности египетской письменности. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний.

Исторические личности: Шампольон. Птолемей. Клеопатра.

ПУУД: составлять короткое сообщение о иероглифах. РУУД: рассказывать о письменности.

ЛУУД: ответить, что вас привлекает в личности Шампольона.

КУУД: по группам составить  презентацию.

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы.

17

Повторение

Урок-соревнование

Основные понятия: Ирригационное земледелие. Культовое строительство. Исторические факты: Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии.

ПУУД: составлять шарады, кроссворды.

РУУД: сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

ЛУУД: что привлекает вас в устройстве египетского общества.

Ответы на вопросы, работа с картой.

18

Древнее Двуречье.

§13

Урок-соревнование

Основные понятия: Ирригационное земледелие. Междуречье. Клинопись.

Исторические факты: Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров.

ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

РУУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.

ЛУУД: описать красоту природы Междуречья от имени ее коренных жителей. 

КУУД: инсценировать спор двух путешественников: египтянина и жителя Двуречья о том, чья страна лучше по природным условиям.  

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

19

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

§14

Основные понятия: Законы. Ростовщик.

Исторические факты: Вавилон. Представление о законах Хамммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона.

Исторические личности: Хаммурапи.

ПУУД: выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

РУУД: составить кроссворд по теме урока.

ЛУУД: выразить своё  отношение к принципу талиона.

КУУД: придумать вопросы для интервью с Хаммурапи.

Составление кроссворда, ответы на вопросы.

20

Финикийские мореплаватели.

§15

Основные понятия: Алфавит. Колонии.

Исторические факты: География, природа и занятия финикийцев. Морская торговля и пиратство. Древнейший финикийский алфавит.

ПУУД: проанализировать местоположение Финикии.  РУУД: отвечать на вопросы.

ЛУУД: оценить, какими качествами должны обладать мореплаватели-финикийцы.

Работа с картой, ответы на вопросы.

21

Библейские сказания.

§16

Урок-путешествие

Основные понятия: Ветхий Завет. Библия.

Исторические факты: Расселение евреев. Жизнь, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён.

Исторические личности: Моисей.

ПУУД: объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.

РУУД: составить  сложный план  пунктов текста.

ЛУУД: какие чувства вызывает у вас поступок братьев Иосифа.

Работа в группах, работа с картой.

22

Древнееврейское царство.

§17

Основные понятия: Суд Соломона.

Исторические факты: Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его первые правители. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве.

Исторические личности: Саул. Давид. Соломон.

ПУУД: выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

РУУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.

ЛУУД: уметь формулировать оценку поступка Самсона, Давида.

Работа с текстом, творческое задание, ответы на вопросы.

23

Ассирийская держава.

§18

Основные понятия: Урарту.  Ниневия.

Исторические факты: Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Исторические личности: Ашшурбанапал.

ПУУД: составить текст с ошибками по теме «устройство ассирийского войска».

РУУД: называть достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

ЛУУД: какие чувства вызывает у вас  поведение ассирийцев в завоеванных странах.

КУУД: разбейтесь на группы и придумайте аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят».

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах.

24

Персидская держава «царя царей».

§19

Основные понятия: «Царская дорога». «Царская почта».

Исторические факты: Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Образование Персидской державы. Войско персидского царя.

Исторические личности: Кир Великий. Дарий I.

ПУУД: объяснять преимущества организации государства персов.

РУУД: рассказывать о персидском войске.

Ответы на вопросы.

25

Природа и люди Древней Индии.

§20

Урок-путешествие

 

Основные понятия: Джунгли.

Исторические факты: Страна между Гималаями и океаном. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Исторические личности: Будда.

ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.
РУУД:
 выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

ЛУУД: какие чувства могли испытывать индийцы к животным, веря в переселение душ.
КУУД:
по ролям и инсценировать сказание о Раме.  

Устный рассказ,  ответы на вопросы, работа с картой.

26

Индийские касты.

§21

Основные понятия: Касты.

Исторические факты: Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».

ПУУД: рассказывать о жизни и обучении брахмана.

РУУД: составить простой план по тексту.

ЛУУД: как вы относитесь к делению жителей Индии на касты.

КУУД: разбейтесь на группы и сравните положения брахманизма и буддизма.

Работа в группах, творческое задание, тесты.

27

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

§22

Основные понятия: Иероглифы.

Исторические факты: Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Китайская наука учтивости.

Исторические личности: Конфуций.

ПУУД: комментировать местоположение Китая.

РУУД: называть  особенности китайской религии.

ЛУУД: какие положения конфуцианства, на ваш взгляд, актуальны в наше время.

Работа с текстом, сравнение, творческое задание.

28

Первый властелин единого Китая.

§23

Урок-путешествие

Основные понятия: Великая Китайская стена. Великий шёлковый путь.

Исторические факты: Объединение Китая. Завоевательные войны, расширение территории. Деспотия Цинь Шихуаня. Возмущение народа. Шёлк. Чай, бумага, компас.

Исторические личности: Цинь Шихуан.

ПУУД: составьте текст с ошибками о достижениях науки и искусства Китая. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

РУУД: рассказывать об отношениях Китая с соседями.

ЛУУД: как вы относитесь к методам, которыми правители Китая заставляли население строить Китайскую стену.

Составление текста с ошибками, ответы на вопросы.

29

Повторение.

Урок-соревнование

Исторические факты: Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

ПУУД: сравнить письменность Египта, Китая, Финикии.

РУУД: показывать на карте города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

ЛУУД: какие законы жизни древних государств вы считаете правильными, гуманными, а с какими категорически не согласны.

Задания на сравнение, ответы на вопросы, работа с картой.

30

Итоговое повторение

Проверочная работа.

Глава 3. Древняя Греция.

31

Греки и критяне.

§24

№ 3, с. 3,

 кон. карта

№ 4 с. 4

Урок-путешествие

Исторические факты: Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая живопись. Гибель Критского царства. Мифы  критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

ПУУД: определить местоположение Критского царства.
РУУД:
 найти отличительные признаки критской культуры.
ЛУУД:
 выявить нравственный аспект мифов.
КУУД:
  разыграть по ролям сцены из мифов.  

Игра «О чём рассказывает карта». Рисунки, презентации.

32

Микены и Троя.

§25

№ 5, с.5

раб. т-дь

вып. 2

Основные понятия: «Архитектура великанов». Львиные ворота. Троянская война. «Яблоко раздора».

Исторические факты: В Микенах. Археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Вторжение в Грецию с севера.

ПУУД: показывать на карте местоположение Микен.
РУУД:
 выделить отличие между критской и микенской культурами. Сравнить действительную причину Троянской войны с мифологической. Совпадает ли миф с реальностью?
ЛУУД:
дать оценку поступкам героев Троянской войны.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

33

Поэма Гомера «Илиада».

§26

№ 15, с.12

раб. т-дь

вып. 2

урок-путешествие

Основные понятия: «Илиада», «Одиссея». Троянский конь.

Исторические факты: Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее и Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Исторические личности: Гомер.

ПУУД: рассказывать легенду о жизни Гомера,  суть поэмы «Илиада».
РУУД:
характеризовать образы основных героев поэмы.
ЛУУД:
выработать личную позицию: что привлекает в поступках героев, что вы осуждаете.
КУУД:
диспут о нравственных поступках героев поэмы.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

34

Поэма Гомера «Одиссея».

§27

№ 9, 12,

с. 8 – 10

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Сирены. Циклоп. «Между Сциллой и Харибдой».

Исторические факты: География странствий Одиссея. Одиссей у Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

ПУУД: последовательно рассказать о всех приключениях Одиссея.
РУУД:
 читать  текст  с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.
ЛУУД:
 выработать позицию, хотел бы я быть похожим на Одиссея.
КУУД:
 в группах соотносить с картой путь Одиссея домой.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

35

Религия древних греков.

§28

№ 10, 11, 13 с.9-11

Основные понятия: Исторические факты: Исторические личности: Боги Греции.  Основные занятия греков и их покровители.  Пантеон олимпийских богов. Мифы: о Деметре и Персефоне, Прометее, Дионисе, Геракле, Афине, Посейдоне.

ПУУД: изучить новые крылатые выражения.
РУУД:
 объяснить связь между явлениями природы и греческими богами, сравнивать пантеон греческих и египетских богов.
ЛУУД:
 давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

36

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

§29

№ 16-18

 с.13-14

Основные понятия: Демос. Аристократы. Аттика. Полис. Ареопаг.  Архонты. Долговой камень.

Исторические факты: География, природа и ландшафт Аттики. Перенаселённость. Основные занятия населения Аттики. Законы Дракона. Долговое рабство. Нарастание недовольства.

Исторические личности: Дракон.

ПУУД: находить на карте и комментировать положение Аттики и занятия населения.
РУУД:
 выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос и общество в целом.
ЛУУД:
 дать оценку долговому рабству.
КУУД:
задание по группам: рассказать и показать положение знати и демоса.

Игра «Угадай героя». Устный рассказ, тесты.

37

Зарождение демократии в Афинах.

§30

№ 19-21 с.14-15

Основные понятия: Демократия.

Исторические факты: Демос восстаёт против знати. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда.

Исторические личности: Солон.

ПУУД: показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль  в улучшении жизни основной массы народа.
РУУД:
 сравнивать законы Драконта и Солона.
ЛУУД:
 ответить на вопрос «Чтобы я ещё реформировал  в Афинах?»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

38

Древняя Спарта.

§31

№ 23, 24

с.17-18

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Лаконичная  речь. Илоты. Лакония. Мессения. «Детский» способ голосования.

Исторические факты: География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартанцев.  Спартанское воспитание.

ПУУД: показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты.  
РУУД:
  характеризовать основные группы населения и их положение.
ЛУУД:
  ответить на вопрос «Хотел бы я воспитываться так, как спартанские юноши?»
КУУД:
  обсудить  в парах: «Гуманно ли было решать  по-спартански судьбу младенцев?»

Устный рассказ, ответы на вопросы. Работа с картой.

39

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

§32

№ 27-28 с.20-21

Основные понятия: Хитон. Скифы

Исторические факты: Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря.  Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры.

Исторические личности: Скил.

ПУУД: объяснить причины греческой колонизации, её географию.
РУУД:
 выделять общее, что связывало греческие колонии, сравнивать  финикийскую и греческую территории колонизации.
ЛУУД:
 ответить на вопрос «Легко ли быть переселенцем?»
КУУД:
 обсудить в классе вопрос «Может ли сейчас быть модным греческий костюм»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Работа с картой.

40

Олимпийские игры в древности.

§33

№ 31-33 с.23-24

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Олимпийские игры.

Исторические факты: Подготовка к играм. Атлеты. Пять дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль игр.

Исторические личности: Милон. Полидам. Феаген.

ПУУД:  оценивать значение олимпийских игр для общества того времени.
РУУД:
 составлять развёрнутый план одной части параграфа, использовать мультимедийные средства для подготовки сообщения на уроке.
ЛУУД:
 выработать личную позицию, что нравится и не нравится в современных и греческих олимпийских играх.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

41

Победа греков над персами в Марафонской битве.

§34

Основные понятия: Греческая фаланга. Стратег.

Исторические факты: Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян. Тактика и героизм стратега Мильтиада.

Исторические личности: Дарий I. Мильтиад.

ПУУД: рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.
РУУД:
 выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.
ЛУУД:
 ответить на вопрос «Мог ли я сражаться в этом сражении?»

Устный рассказ, тесты. Контурная карта.

42

Нашествие персидских войск на Элладу.

§35

Основные понятия: Триера.

Исторические факты: Вторжение  персов. Защита Фермопил. Подвиг спартанцев. Саламинское сражение.  Платеи. Причины победы греков.  

Исторические личности: Фемистокл. Ксеркс. Леонид.

ПУУД: Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.
РУУД:
 Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.  
ЛУУД:
 уяснить мораль предания «Перстень Поликрата».
КУУД:
 Инсценировать событие одного из сражений.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

43

В гаванях афинского порта Пирей.

§36

Урок-путешествие

Основные понятия: Афинский морской союз. Граждане. Дем. Верфь. Совет пятисот. Пошлина.

Исторические факты: В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр.

ПУУД: сравнивать военную и торговую гавани.
РУУД:
 характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.
ЛУУД:
 дать личную оценку продажи рабов.
КУУД:
разыграть сценки «В порту Пирея».

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

44

В городе богини Афины.

§37

№ 36, 39 с.26 - 28

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Керамик. Чернофигурные и краснофигурные вазы. Пифос. Амфора. Агора. Портик. Акрополь. Фронтон. Парфенон. Эрехтейон.

Исторические факты: Миф об Афины. Быт афинян. Храмы Акрополя. Архитектура храмов.

Исторические личности: Фидий. Мирон. Поликлет.

ПУУД: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
РУУД:
 Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.
ЛУУД:
 Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
КУУД:
Создавать презентацию вместе с родителями или старшеклассниками.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Обсуждение презентаций.

45

В афинских школах и гимнасиях.

§38

Урок-путешествие

Основные понятия: Педагог. Гимнасия. Палестра. Красноречие.

Исторические факты:  Воспитание детей. Занятия в школе. Греческие учёные о природе человека.

ПУУД: Рассказывать о разных типах школ.
РУУД:
 Сравнивать типы школ и систему обучения в них.
ЛУУД:
  Создать презентации.
КУУД: Обсудить в группах особенности современных и древнегреческих школ. 

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

46

В театре Диониса.

§39

№ 40 - 41 с.29 -30

Урок-путешествие

Основные понятия: Театр. Сатир. Орхестра. Скене. Трагедия. Комедия. Великие Дионисии.

Исторические факты: Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Исторические личности: Аристофан. Софокл.

ПУУД: Объяснить причины особой любви греков к представлениям.
РУУД:
 Называть отличительные признаки комедии и трагедии.
ЛУУД:
 Объяснить поведение зрителей в театре.
КУУД:
 Выполнить задание в парах «Взять интервью у зрителя, актёра, устроителя представлений, автора пьесы»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Игра «Интервью».

47

Афинская демократия при Перикле.

§40

№ 37, 42 с.27, 30

Основные понятия: Демократия. Народное собрание. Стратег. Совет пятисот.

Исторические факты: Выборы на должности. Друзья и соратники Перикла.

Исторические личности: Перикл.

ПУУД: Подготовить сообщение по выбору.
РУУД:
 поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла.
ЛУУД:
 Дать оценку деятельности Перикла.
КУУД:
 Обсудить в парах: «Можно ли считать Афинское государство образцовым? Что в нём вам не нравится?»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

48

Города Эллады подчиняются Македонии.

§41

№47 с.36 - 37

раб. т-дь

Основные понятия: Фаланга. Междоусобицы.

Исторические факты: Влияние эллинской культуры. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта  новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.

Исторические личности: Демосфен. Филипп. Александр. Аристотель.

ПУУД: Показывать на карте   и объяснять местоположение Македонии.  

РУУД: Характеризовать политические методы Филиппа Македонского, сравнивать с политическим курсом Александра, разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции, причины потери независимости Греции.  

ЛУУД: Дать оценку деятельности Филиппа.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта.

49

Поход Александра Македонского на Восток.

§42

№ 45, 47 с.34-37

раб. т-дь,

Основные понятия: Александрия.

Исторические факты: Быстрая победа у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию.  Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Исторические личности: Александр Македонский. Дарий III. Клит. Парменион.

ПУУД: используя карту и её легенду, рассказывать о походе Александра Македонского на Восток.
РУУД:
  Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского.
ЛУУД:
 Оценивать поступки Македонского, его противников.
КУУД:
 Взять интервью у участников похода Македонского.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

50

В Александрии Египетской.

§43

№ 46, 48, 49 с.35-39

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Фаросский маяк. Музей. Обсерватория.

Исторические факты: Распад державы Александра. Складывание пространства эллинистического мира. Фаросский маяк – одно из чудес света. Александрийская библиотека.

Исторические личности: Евклид. Аристарх Самосский. Эратосфен.

ПУУД:  Показывать на карте государства.
РУУД:
 Характеризовать причины распада державы Македонского, рассказывать об Александрии.

ЛУУД: Выполнить задание: «Хотел бы я быть современником Македонского?»

КУУД: Провести виртуальную экскурсию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта.

51

Урок повторения.

§24-43

№ 50-55 с.39-45

раб. т-дь Урок-игра

Исторические факты: Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом  в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

ПУУД: Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.
РУУД:
 Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
ЛУУД:
 Оценить моральные нормы греков.
КУУД:
 Задание: «Кого из одноклассников я взял бы в путешествие в Древнюю Грецию»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

Глава 4. Древний Рим.

52

Древнейший  Рим.

§44

№ 56-58 с.46-47

раб. т-дь Урок-путешествие

Основные понятия: Капитолийская волчица. Патриции. Плебеи. Сенат.

Исторические факты: Легенда об основании Рима. Первый царь Рима. Город на семи холмах. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Отказ от царской власти.

Исторические личности: Тарквиний Гордый.  

ПУУД: Исследовать по карте территории, завоёванные  Римом.
РУУД:
 Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения, выделить причины побед  римского войска, сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э. 

ЛУУД: Оценить поступок Муция.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

53

Завоевание Римом Италии.

§45

№ 61, 62 с.50

раб. т-дь,

рисунки

Основные понятия: Республика. Консул. Трибун. Вето. Галлы. «Пиррова победа».

Исторические факты: Борьба плебеев за свои права. Военные победы римлян. Битвы с Пирром.  Установление господства Рима над Италией.  Решение земельного вопроса для плебеев.

Исторические личности: Пирр. Аппий Клавдий.

ПУУД: исследовать по карте территории, завоеванные Римом.
РУУД:
 Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.  Выделять причины побед римского войска.
ЛУУД:
 Определиться: «Кем бы я хотел быть в Риме».
КУУД:
 Игра «Лучший вопрос»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

54

Устройство Римской республики.

§46

№ 60, 63 с.49-Урок-экскурсия

Основные понятия: Легион.

Исторические факты: Плебеи – полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Одежда римлян. Гадания в Риме.

ПУУД: Объяснять, в римской республике или в Афинском полисе население больше участвовало во власти.
РУУД:
 Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.
ЛУУД:
  Оценить отношения жителей Рима друг к другу  и к переселенцам.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы..

55

Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном.

§47

Основные понятия: Пунические войны.

Исторические факты: Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима. Захват Сицилии. Поход через Альпы. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян. Морская победа римлян. Окончание войны. Битва при Заме.

Исторические личности: Ганнибал. Сципион.

ПУУД: Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне показывать на карте и комментировать поход Ганнибала
РУУД:
 Уметь составлять и комментировать схемы битв.
ЛУУД:
 Характеризовать поступки Ганнибала.
КУУД:
 Взять интервью у участников пунических войн.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта. Игра «Интервью»

56

Установление господства Рима во всём Восточном  Средиземноморье.

§48

Урок-экскурсия

Основные понятия: Провинция.

Исторические факты: Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй».  Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.

Исторические личности: Катон.

ПУУД: Показать на карте территории, завоёванные Римом. Рассказать о падении Македонии.
РУУД:
 Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима.  Составлять простой план параграфа.
ЛУУД:
 Оценить  войны Рима с позиции завоёванных народов.
КУУД:
Состязание в парах «Лучший вопрос»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

57

Рабство в Древнем Риме.

§49

№ 64, 65, 68-70 с.51-56

экскурсия

Основные понятия: Гладиатор. Амфитеатр.

Исторические факты: Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники.  Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

ПУУД: Называть источники рабства в Риме.
РУУД:
  Доказывать бесправное положение рабов, объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.
ЛУУД:
 Дать личную оценку рабству.
КУУД:
По группам представить  один день из жизни богатого римлянина, легионера, раба, гладиатора.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

58

Земельный закон братьев Гракхов.

§50

№ 72 с.57

Основные понятия: Гражданская война. Трибун.

Исторические факты: Противоречия в обществе. Разорение земледельцев.  Земельный закон.

Исторические личности: Тиберий Гракх.  Гай Гракх.  

ПУУД: Называть причины гражданских войн.
РУУД:
  Сравнивать положение бедняков и богатеев.
ЛУУД:
 Оценивать поступки братьев Гракхов.
КУУД:
Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

59

Восстание Спартака.

§51

№ 74 с.58-59

раб. т-дь,

экскурсия

Исторические факты: Первая победа над римским войском. Походы армии рабов. Разгром армии рабов. Причины поражения восставших.

Исторические личности: Спартак. Красс. Помпей. Лукулл.

ПУУД: Прослеживать движение войска Спартака по карте.
РУУД:
 Комментировать события и поступки.
ЛУУД:
  Составить моральный кодекс гладиаторов.
КУУД:
 Выступить по ролям от имени Спартака, сенатора, Красса.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

60

Единовластие Цезаря.

§52

Рисунки, презентации Урок-путешествие

Основные понятия: «Жребий брошен». «Перейти Рубикон». Ветеран. Диктатура.

Исторические факты: Превращение армии в наёмную. Борьба полководцев за власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря.  Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Легионы  и ветераны -  опора Цезаря. Убийство Цезаря.

Исторические личности: Цезарь. Красс. Брут.

ПУУД: Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.
РУУД:
 Объяснить позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Цезаря.
ЛУУД:
 Дать личную оценку действиям Цезаря.
КУУД:
В парах отвечать на вопросы, составленные друг для друга.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

61

Установление империи.

§53

№ 71 с.56-57

раб. т-дь Урок-экскурсия

Основные понятия: Преторианцы. Империя.

Исторические факты: Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеоптры. Победа у мыса Акций.  Власть и правление Октавиана Августа. Превращение римского государства в империю.  

Исторические личности: Октавиан. Антоний. Клеопатра. Меценат. Гораций.

ПУУД: Называть причины поражения сторонников республики. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.  
РУУД:
 Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

ЛУУД: Оценить поступки Антония и Октавиана.
КУУД:
 Взять интервью друг у друга от имени знаменитых римлян.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

62

Соседи римской империи.

§54

Урок-путешествие

Исторические факты: Протяжённость империи. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами.  Главные враги римской империи.  Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: писатели о славянах, их занятия,  образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

ПУУД: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
РУУД:
 Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
ЛУУД:
  Взглянуть па действия римлян глазами германцев.
КУУД:
 Обсудить в парах составленные индивидуально вопросы и ответить на них.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

63

Рим при императоре Нероне.

§55

Урок-путешествие

 Основные понятия: Христиане.

Исторические факты: Культа императоров. Актёр на императорском троне. Падение нравственности: расцвет доносительства.  Пожар в Риме. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Исторические личности: Нерон. Сенека.

ПУУД: Рассказывать о жизни Рима.
РУУД:
 Объяснить, почему Тацит писал, что раньше наказывали за дела, а теперь за слова.
ЛУУД:
 Оценить действия Нерона.
КУУД:
  Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

64

Первые христиане и их учение.

§56

№ 76, 77, 80 с.61 - 64

раб. т-дь

Основные понятия: «Сыны света» из Кумрана. Второе пришествии. Страшный суд.  Царство Божье.  

Исторические факты: Распространение христианства. Идея равенства всех людей перед Богом. Преследование христиан.

Исторические личности: Иисус. Иуда.

ПУУД: Рассказывать об условиях появления христианского учения.
РУУД:
  Объяснять причины распространения христианства.
ЛУУД:
  Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христианства.
КУУД:
Помогать в группах создавать презентации.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

65

Расцвет Римской империи

во II в.

§57

Урок-экскурсия

Основные понятия: Колоны. «Рабы с хижинами». Бетон.

Исторические факты: Неэффективность рабского труда. Военные успехи Траяна. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство. Новое в строительном ремесле.

Исторические личности: Траян.  

ПУУД: Описывать период правления Траяна, рассказывать о достижениях империи во II в.
РУУД:
  Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.
ЛУУД:
 Объяснить, почему Рим достиг столь многого.
КУУД:
Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

66

Вечный город и его жители.

§58

№ 82 с.65

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Колизей. Пантеон. Термы. «Хлеб и зрелища». Цирк.

Исторические факты: Архитектурный облик. Римский скульптурный портрет. Особняки. Многоэтажные дома.

ПУУД: Описывать Рим.

РУУД: Доказывать смысл утверждения «все дороги ведут в Рим».

ЛУУД: Ответить на вопрос: «Можно ли восхищаться красотой, если она создана подневольным трудом?»
КУУД:
Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму, распределив роли.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Экскурсия по Риму.  

67

Римская империя при Константине.

§59

№ 81, 83 с.64, 66

раб. т-дь

Основные понятия: Священники. Церковь. Новый Завет. Папа. Ад и рай.

Исторические факты: Рим и варвары. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы.

Исторические личности: Константин.

ПУУД: Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.  

РУУД: Сравнивать положение на границах империи в I в. при  императоре Константине.

ЛУУД: Оценить нравственные принципы христиан.
КУУД:
 Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

68

Взятие Рима варварами.

§60

Урок-экскурсия

Основные понятия: Готы. Варвары. Западная Римская империя. Вандалы. Античность.

Исторические факты: Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом. Падение Западной Римской империи. Захват Рима вандалами. Свержение Ромула Августула.  Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности.

Исторические личности: Аларих. Ромул Августул. Стилихон. Гонорий.

ПУУД: Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.
РУУД:
 Обозначить причины раздела империи на две части.
ЛУУД:
  Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха с позиции  общечеловеческих ценностей.
КУУД:
 Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

69

Итоговое повторение.

№ 84-88 с.66-72

раб. т-дь

Урок-игра

Исторические факты: Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении  государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской  республики от государств Древнего Востока. Вклад народов  древности в мировую культуру.

ПУУД: Показывать на карте этапы расширения границ Рима.  
РУУД:
  Давать характеристику достижениям Рима в разных областях жизни, повседневности.
ЛУУД:
 Анализировать нравственный аспект легенд. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма,  свойственные грекам и римлянам.
КУУД:
Инсценировать сюжеты в группах.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Инсценировать сюжеты в группах.

70

Итоговый контроль.

Проверочная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "История древнего мира" 5 класс

Рабочая программа по курсу история древнего мира 5 класс создана на основе программ:  А.А. Вигасина, Г. И. Годера И.С. Свеницкой и Примерной программы основного общего образования по истории, ...

Рабочая программа. по курсу история Древнего мира.

Статус учебной программы.Учебная программа по предмету определяет инвариантивную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является...

Рабочая программа по курсу истории Древнего мира 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа разработана с учетом Примерной программы основного общего образования по истории и Федерального образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г. За осн...

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс

Рабочая программа составлена  на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения  и авторской программы ...

КИМы к рабочей программе по курсу «История Древнего мира» 5 класс

Варианты контрольно-измерительных материалов по темам разделов курса "История Древнего мира": ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ, ДРЕВНИЙ ВОСТОК,  ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕ...

Рабочая программа по курсу «история Древнего мира»5 класс (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая) Учитель истории Косырева О.А.

Рабочая программа по истории Древнего мира разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области...

Рабочая программа по курсу "История Древнего мира"

Рабочая программа  курса «История Древнего мира» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории....