Олимпийские игры в Древней Греции
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Методическая  разработка  урока  истории  в 5 классе учителя 

МКОУ «Давыдовская СОШ» Левадной Ирины Михайловны.

 

Тема урока: 

Цели урока:

-    обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;

-    развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;

-    воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни; заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной, опираясь на краеведческий материал.

Оборудование: учебник « История Древнего мира» для 5 класса под ред.А.А. Вигасин, Г.И. Годер, М., 2014 г,  раздаточный материал (рабочие листы с заданиями) для учащихся, презентация мультимедиа, энциклопедии.

Основные понятия и термины:  Олимпийские игры, пятиборье, олимпионики, атлеты, панкратий, ипподром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon olimpiyskie_igry.ppt2.72 МБ
Microsoft Office document icon olip._igry_urok.doc68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпийские игры. Урок истории в 5 классе Левадная Ирина Михайловна МКОУ «Давыдовская СОШ»

Слайд 3

Проблема урока: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Слайд 4

В 776 году до н.э. состоялись первые Олимпийские игры. От этой даты греки вели свое летоисчисление. :

Слайд 5

: Бог Зевс

Слайд 6

Древняя Греция

Слайд 7

Олимпия. Место проведения Олимпийских игр. :

Слайд 8

Подготовка к играм

Слайд 9

1 – й день игр

Слайд 10

2 – й день игр

Слайд 11

3 – й день игр

Слайд 12

4 – й день игр

Слайд 13

5 – й день игр

Слайд 14

Награждение победителей Пальмовая ветвь Лавровый венок Статуя в родном городе Бесплатные обеды Почетные места в театре

Слайд 15

Олимпионик Милон

Слайд 17

Христиане запретили Олимпийские игры Римляне, ставшие к 390 г. н.э. христианами, посчитали эти спортивные состязания языческим фестивалем. В 394 г. н.э. император Римской империи Феодосий I запретил проведение Олимпийских игр. В течение 1168 лет было проведено 293 олимпиады.

Слайд 18

Пьер де Кубертен Современные Олимпийские игры являются выдумкой француза Пьера де Кубертена , который был вдохновлен древними олимпийскими фестивалями и он решил оживить их. Международный олимпийский комитет был основан в 1894 году и первые современные Олимпийские игры были проведены два года спустя, в 1896 году в Афинах.

Слайд 19

Девиз :«Быстрее, выше, сильнее» Символ: Флаг:

Слайд 20

Талисман Сочи-2014

Слайд 21

Проблема урока: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Слайд 22

Домашнее задание: 1. Написать рассказ от имени участника олимпийских игр. 2. Подготовить презентацию или информацию о современных олимпийских играх. 3. Символ, девиз Олимпиады.

Слайд 23

Словарь урока Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения. Пятиборье - пять видов спортивных состязаний. Ипподром – место для проведения конных состязаний. Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

Слайд 24

ЛИТЕРАТУРА Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос, 2001. С. 81. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. М.: Просвещение, 1999. С. 153—157. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983. С. 76—77. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических Олимпиад в 5—9 кл. М.: Просвещение, 1990. С. 17—20. Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 252. Картинки и фото: http://www.gtstravel.ru/countries-greece-description http://www.freewindtravel.com/freewind/html/html_rus/tours_rus/greece_peloponnes.htm



Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  урока  истории  в 5 классе учителя

МКОУ «Давыдовская СОШ» Левадной Ирины Михайловны.

Тема урока: «Олимпийские игры в Древней Греции»

Цели урока:

  • обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;
  • развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
  • воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни; заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной, опираясь на краеведческий материал.

Оборудование: учебник « История Древнего мира» для 5 класса под ред.А.А. Вигасин, Г.И. Годер, М., 2014 г,  раздаточный материал (рабочие листы с заданиями) для учащихся, презентация мультимедиа, энциклопедии.

Основные понятия и термины:  Олимпийские игры, пятиборье, олимпионики, атлеты, панкратий, ипподром.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, начинаем урок истории. Какую страну древности мы сейчас изучаем? Мы продолжим разговор о Древней  Греции - удивительной стране, открытиями и достижениями которой мы пользуемся и сейчас,  в XXI веке.  

- Сегодня на уроке каждому из вас самому предстоит узнать что-то новое.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Давайте сначала  вспомним, что нам уже известно о Древней Греции.

- Где находится Греция?  (Балканский п-ов, острова Средиземного моря, побережье Малой Азии).

- Как сами греки называли себя и свою родину? (эллинами, Элладой).

- Каких богов древние греки особенно почитали и почему? (Зевса, Посейдона, Аида, Деметру, Афину, Диониса и т.д. Греки считали, что боги помогали во всех их занятиях).

- Назовите имя известнейшего древнегреческого поэта и его произведения?  (Гомер, «Илиада» и «Одиссея»).

- Назовите самые крупные полисы Греции. Чем они прославились? (Афины и Спарта). 

-Назовите имена известного реформатора Греции. (Солон).

Известное всем и очень популярное сегодня понятие «демократия» зародилось именно в Греции.

- А как оно появилось и что означало? (в результате участия всех граждан полиса в работе Народного собрания; в переводе с греческого «демократия» – народное правление, власть народа).

 -Так же благодаря Древней  Греции мы можем наслаждаться сегодня театральными представлениями.

И еще одно достижение древнегреческой цивилизации, пожалуй, является одним  из самых захватывающих и интересующее буквально всех. Посмотрите на экран (демонстрируется набор слайдов из истории Олимпийских игр). Вы догадались, что это «изобретение»  древних эллинов – Олимпийские игры. Следовательно, вы уже догадались, какая у нас тема урока.

А что вы вообще  уж знаете об олимпийских играх ? Но я вас  прошу еще раз посмотреть на тему урока «Олимпийские игры в Древней Греции», следовательно, а  что конкретно  нам надо о них узнать?

  • Почему и когда они зародились?
  • Каким образом греки  готовились к играм?
  • Как проходили и какие виды состязаний включали?

- А мы можем ответить прямо сейчас на все эти вопросы?  Почему мы не можем ответить на эти вопросы? (нам необходимо знать историю зарождения олимпийского движения).

- Сегодня на уроке вы самостоятельно попытаетесь  ответить на все вопросы, которые мы перед собой поставили, выполнив ряд заданий. Так как  вопросов у нас несколько, работать мы будем в парах , каждая  пара  получит свое задание (карточки с заданиями) и подготовит ответ на один из поставленных вопросов. Для того чтобы правильно ответить, мы будем пользоваться сегодня учебником, энциклопедиями, которые я принесла на урок.

Реализация поставленной цели

Учащиеся  знакомятся с заданиями, самостоятельно работают с текстом учебника (параграф № 33), энциклопедиями  и вписывают пропущенные слова в текст. Затем проверяют друг у друга и сверяют ответы в парах. Время на выполнение задания – 7 мин.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учащиеся по очереди рассказывают у доски по схеме- эталону (презентация). Происходит сравнение и обсуждение рассматриваемых вопросов. На основе проговорённого и услышанного каждый ученик в своих рабочих листах  заполняет пропуски к  каждому варианту.

Включение в систему знаний и повторение

- Как вы думаете, что Олимпийские  игры давали грекам, почему они так охотно в них участвовали? Традиция проводить олимпийские игры возродилась и сохраняется и в наше время. Мы знаем, что 7 февраля, в нашей стране, в городе Сочи будут проходить 22 зимние Олимпийские игры. Скажите, а вам интересно, чем отличаются современные игры от древнегреческих?

- Тогда, давайте попробуем их сравнить, что между ними общего, а что – различно. Результаты наших рассуждений занесем в таблицу:

Общие черты и различия современных и древних Олимпийских игр

Вопросы для сравнения

Олимпийские игры в Древней Греции

Современные Олимпийские игры

Где проводятся?

Когда проходят?

Кто участвует?

Виды состязаний?

Как награждают победителей?

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обсуждаются и анализируются содержание и результаты учебной деятельности :

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какую цель мы поставили? Как вы думаете, мы её достигли?

- Каким образом нам удалось достичь поставленной цели?

- Оцените свою деятельность на уроке? (на «5» , на «4» , другие оценки).

- Проанализируйте, что на сегодняшнем уроке для вас было самым трудным?

- Вам понравилось самостоятельно добывать знания?

- Где вы можете использовать полученные знания?

Домашнее задание

  • Параграф №33 (для всех);
  • По выбору:

1. Подготовить презентацию  «Олимпийские игры в Греции» или «Из истории олимпийского движения».

2. Составить кроссворд по теме урока.


Приложение 1

Карточка № 1.

Вопрос :  Где и когда появились первые Олимпийские игры?

Олимпийские игры проводились в______________  один раз в ____ года. Праздник и соревнования устраивали в честь _____________. На время игр во всей Греции ________________________________.

Первые Олимпийские игры состоялись в  __________г___________. По мнению греков их основал ______________. Потом игры долго не проводились из-за _______________________________________.

Карточка № 2.

Вопрос: Как проходили Олимпийские игры?

Олимпия расположена в Пелопоннесе,  области _______________. В ней расположены храм и статуя бога ___________, работы скульптора _______. К  священному округу Альтис  примыкали ___________________________. Праздник в Олимпии проходил ___дней, а сами состязания___ дня. «Судьи греков» следили, чтобы___________________________________________. Участвовать в играх и наблюдать за ними запрещалось  ________________.

Карточка № 3

Вопрос: Какие виды состязаний проводились?

Программа состязаний включала в себя____________________________________. Всё это именовалось __________________. Помогала атлетам соблюдать ритм ________________. Самые популярные виды спорта - ____________, а  самое захватывающее зрелище - ___________________________________, проходившее  на ________________. Победителей – атлетов награждали_________________, а в гонках колесниц -_____________________________________________.

Карточка № 4

Вопрос: Как чествовали победителей игр на родине?

Выберите и подчеркните только верные ответы:

Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую;  сочиняли песню; награждали медалью;  обращались как к третейскому судье.

Олимпийские игры  в Древней Греции

Где  и когда появились первые Олимпийские игры?

Олимпийские игры проводились в  Олимпии один раз в  4 года. Праздник и соревнования устраивали в честь  Зевса. На время игр  по всей Греции объявлялось священное перемирие. Первые Олимпийские игры  состоялись в  776 г.до н.э. По мнению греков, их основал Геракл.  Потом игры  долго не проводились из-за  войн.

Как проходили Олимпийские игры?

Олимпия расположена в Пелопоннесе,  области Элида.  В ней расположены храм и статуя бога  Зевса  работы  скульптора Фидия.  К  округу Альтис примыкали  храмы и алтари. Праздник в Олимпии проходил  5 дней, а сами состязания- 3  дня. «Судьи греков» следили, чтобы  все правила игр соблюдались. Участвовать в играх и наблюдать за ними запрещалось  женщинам.

Какие виды состязаний проводились?

Программа состязаний включала в себя бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу. Всё это именовалось  пятиборьем. Помогала атлетам соблюдать ритм  музыка. Самые популярные виды спорта – кулачный бой и панкратий  (сочетание кулачного боя и  борьбы),
а  самое захватывающее зрелище –
соревнования  колесниц, проходившее на ипподроме. Победителей – атлетов награждали оливковым венком, а в гонках колесниц – пальмовой веткой.

Как чествовали победителей игр на родине?
Выберите и подчеркните только верные ответы:

Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую;  сочиняли песню; награждали медалью;  обращались как к третейскому судье.


Приложение №2

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверочная работа

1.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

а) каждый год;

б) раз в пять лет;

в) раз в четыре года;

г) раз в три года.

2. Первые Олимпийские игры  были проведены?

а) в 594 г. до н. э.

б) в 479 г. до н. э.

в) в 449 г.до н. э.

г) в 776 г. до н. э.

3. Олимпия была расположена?

а) в Южной Греции;

б) в Средней Греции;

в) в Северной Греции;

г) на острове.

4. Программа состязаний включала себя?

а) бег и прыжки;

б) метание диска и копья;

в) борьбу;

г) все вышеперечисленное.

5. Победителей игр называли

а) чемпионами;

б) олимпиониками;

в) героями;

г) выдающимися спортсменами.

6. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) Панкратий                 А) Скульптор, создатель статуи Зевса

2) Олимпионики                 Б) Программа соревнований, включающая в

себя несколько видов спорта

3) Ипподром                В) Победители Олимпийских игр

4) Фидий                        Г) Вид соревнований, включающий кулачный

бой и борьбу

5) Пятиборье                Д) Сооружение, где проводились гонки

колесниц

После выполнения задания учащиеся проверяют правильность, сверяя с ответами

1. в                 2. г                 3. а                 4. г                 5. б

6.

1

2

3

4

5

Г

В

Д

А

Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские игры В Древней Греции

Открытый урок в 5 классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"  имеет дополнительный материал по теме, связана с современными Олимпийскими и Паралимпийскими играми. На уроке учащиеся решают...

Урок 5 класс "Олимпийские игры в Древней Греции"

Открытый урок с использованием презентации и дополнительного материала....

Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"

интегрированный урок: история+физическая культура....

Урок "Олимпийские игры в Древней Греции" (5 класс)

На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения олимпийских игр, формируют образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю...

Олимпийские игры в Древней Греции

Интегрированный урок по истории и физической культуре. Вызывает интерес у обучающихся и учителей-коллег....

Технологическая карта на тему: "Олимпийские игры в Древней Греции", 5 класс

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на развитие творческого мышления и развитие у учащихся представлений об истории происхождения Олимпийских игр. В дан...