Карта урока по истории 9, 10, 11 кл
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс) по теме

Быкова Светлана Геннадьевна

Тема урока Версальско-Вашингтонская система. П.4

План работы на уроке:

1.        Парижская конференция

2.        Версальский мирный договор

3.        Вашингтонская конференция

               4.        Значение Версальско - Вашингтонской системы, ее непрочность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока Версальско-Вашингтонская система. П.4

План работы на уроке:

  1. Парижская конференция
  2. Версальский мирный договор
  3. Вашингтонская конференция
  4. Значение Версальско - Вашингтонской системы, ее непрочность.

1.Парижская конференция

___ января 191__ года в ________ была созвана конференция стран - членов _________. В конференции приняло участие -____ стран. Россия, побежденные страны в ее работе не участвовали.

Главные вопросы:

а) подведение итогов _________________

б) Заключение мира с ______________ и ее союзниками.

В обсуждении основных проблем решающую роль играли:

-премьер-министр Великобритании ________________

-премьер-министр Франции ______________

-президент США __________________

У каждого из этих участников имелись свои интересы:

1) Великобритания и Франция преследовали цель завладеть колониями стран ___________________ союза

2) Франция хотела ослабить ____________ и заставить ее выплатить все военные расходы и расчленить ее на ряд мелких государств.

3) Англия поддержала большую часть предложений ___________. Все крупные державы согласились с требованиями Франции вернуть ей захваченные в 18____ году ____________ и _______________.

  1. Версальский договор

____ июня 191___ года в Версальском дворце был подписан мирный договор между странами Атланты и Германией.

Лига Наций

Важным итогом Парижской конференции было создание _________ _________. ________ ________ была призвана содействовать сотрудничеству между ___________, сохранению мира и обеспечению безопасности в мире. Создание ________ ________ заложило основы формирования новых принципов в международных отношениях.

Согласно Уставу все спорные вопросы между странами должны были решаться __________ ____________, посредствам ______________.

Лига Наций имела/не имела своих вооруженных сил. Поэтому против агрессивных стран применялись лишь дипломатические и экономические санкции. Верховными органами Лиги являлись Ассамблея и Совет. Членами Лиги могли быть все/не все государства.

Условия мирного договора:

1.Германия теряла _____ часть своей территории:

-Эльзас и Лотарингия переходили к __________

-3 округа - к _____________

-часть Силезии - к ______________

-часть Пруссии и Поморья, Познань - к _____________

-Северый Шлезвиг - к ___________

2.Германия теряла все свои ___________

3.Имела право только на 100тыс. армию, комплектуемую на основе __________

4.Всеобщая воинская обязанность ____________

5.Германия не могла иметь _____________ ___________, военный и морской ______________

6.Гермаиня не имела право размещать гарнизоны в Р_________ области

7.Германия должна была выплатить - возмещение причиненного противнику ущерба - в сумме _______млрд. золотых марок.

Парижская конференция санкционировала создание двух новых государств - __________ и ______________.

  1. Вашингтонская конференция

___ ноября 19___ года в Вашингтоне была созвана конференция (__ стран).

Цель: урегулирование _______________ проблемы

-определение соотношения военно-морских сил крупных держав

«Договор пяти» включал соглашения:

1) Соглашение по ограничению гонки вооружений - о соотношении общего тоннажа линкоров США, Англии, Японии, Франции, Италии в пропорции 5:5:3:1,75:1,75. В результате чего флоты ________ и ________________ количественно были _____________.

2) О совместной защите Т_____________ владений

3) Признание ________ независимым государством. Все государства имели __________ __________ торговать и устанавливать экономические отношения на китайской земле. Было запрещено устанавливать на Китайской земле зоны влияния.

4.Значение Версальско- Вашингтонской системы, ее непрочность.

Решения, принятые на конференциях в Париже и Вашингтоне, составили Версальско - Вашингтонскую систему международных отношений.

Значение Версальско - Вашингтонской системы:

а) Соглашения обеспечили устойчивое и плодотворное развитие международных отношений в 20-е годы

б) Узаконили право народов на с_______________е

в) Была создана __________ __________ - организация, призванная служить сохранению мира и международной безопасности

г) Впервые были установлены ограничения _____________.

Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, ее крах привел к новой мировой войне.

Непрочность Версальско - Вашингтонской системы была обусловлена рядом причин:

1)Тяжесть послевоенного переустройства легла на ______________ народы

2) Не принимался во внимание тот факт, что правительства, развязавшие войну, ушли с политической арены, а Германия и Австрия стали __________________ республиками. В немецком народе усилилось чувство н________________о унижения

3)Советская Россия оказалась вне этих соглашений. А_________а не пригласила Россию на ____________ конференцию, т.к. Россия заключила сепаратный мир с врагом (Четвертного союза). Отодвинутая от решения мировых дел, Россия не могла не стать в оппозицию Версальско - Вашингтонской системы, откуда началось сближение России с ___________.

4)Народы колоний получили/не получили независимости. Для них была учреждена система мандатов («Мандатная система») - метрополии получали мандат на управление от _________ _________. Следовательно, антиколониальное освободительное движение продолжалось.

-анализ текст учебника и ответы на вопросы

1. Перечислите основные требования стран победительниц.

2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?

3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли?

4. Какие вопросы международных отношений не были решены?

5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?

6. Причины непрочности Версальско-Вашингонской системы.

Вставьте пропущенные слова:

Конференция в Вашингтоне  ___  ________ 1921-___  ________1922гг

1. «Договор четырех» - ________, ________, _______, ___________ о …..

2. «Договор пяти» - _________, _________, ________, __________ + __________ об …..

3. «Договор девяти» - _________, _________, __________, __________, ____________ + ___________, _____________, ____________, ______________ о …..

18 января 1919 года в Париже была созвана конференция стран - членов Антанты. В конференции приняло участие 27 стран. Россия, побежденные страны в ее работе не участвовали.

Главные вопросы:

а) подведение итогов 1 Мировой войны

б) Заключение мира с Германией и ее союзниками.

В обсуждении основных проблем решающую роль играли:

-премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джорж

-премьер-министр Франции Жорж Клемансо

-президент США Вудро Вильсон

У каждого из этих участников имелись свои интересы:

1)Великобритания и Франция преследовали цель завладеть колониями стран Тройственного союза

2)Франция хотела ослабить Германию и заставить ее выплатить все военные расходы и расчленить ее на ряд мелких государств

3)Англия поддержала большую часть предложений Вильсона. Все крупные державы согласились с требованиями Франции вернуть ей захваченные в 1871 году Эльзас и Лотарингию.

  1. Версальский договор

28 июня 1919 года в Версальском дворце был подписан мирный договор между странами Атланты и Германией.

Лига Наций

Важным итогом Парижской конференции было создание Лиги Наций. Лига Наций была призвана содействовать сотрудничеству между народами, сохранению мира и обеспечению безопасности в мире. Создание Лиги Наций заложило основы формирования новых принципов в международных отношениях.

Согласно Уставу все спорные вопросы между странами должны были решаться мирным путем, посредствам переговоров.

Лига Наций не имела своих вооруженных сил. Поэтому против агрессивных стран применялись лишь дипломатические и экономические санкции. Верховными органами Лиги являлись Ассамблея и Совет. Членами Лиги могли быть все государства.

Условия мирного договора:

1.Германия теряла 1/8 часть своей территории:

-Эльзас и Лотарингия переходили к Франции

-3 округа - к Бельгии

-часть Силезии - к Чехословакии

-часть Пруссии и Поморья, Познань - к Польше

-Северый Шлезвиг - к Дании

2.Германия теряла все свои колонии

3.Имела право только на 100тыс. армию, комплектуемую на основе найма

4.Всеобщая воинская обязанность запрещалась

5.Германия не могла иметь подводных лодок, военный и морской авиации

6.Гермаиня не имела право размещать гарнизоны в Рейнской области

7.Германия должна была выплатить - возмещение причиненного противнику ущерба - в сумме 132млрд. золотых марок.

Парижская конференция санкционировала создание двух новых государств - Польши и Чехословакии.

В Европе возникло еще 4 государства, вышедших из состава бывшей Российский империи: Финляндия, Эстония, Латвия, Австрия, Венгрия. Королевство Сербов, Хорватов, Словенцев - Югославия (югославские народы)

  1. Вашингтонская конференция

12 ноября 1921 года в Вашингтоне была созвана конференция (9 стран).

Цель: урегулирование китайской проблемы

-определение соотношения военно-морских сил крупных держав

«Договор пяти» включал соглашения:

1)Соглашение по ограничению гонки вооружений - о соотношении общего тоннажа линкоров США, Англии, Японии, Франции, Италии в пропорции 5:5:3:1,75:1,75. В результате чего флоты США и Великобритании количественно были уравнены.

2)О совместной защите Тихоокеанских владений

3)Признание Китая независимым государством. Все государства имели равные права торговать и устанавливать экономические отношения на китайской земле. Было запрещено устанавливать на Китайской земле зоны влияния.

4.Значение Версальско- Вашингтонской системы, ее непрочность.

Решения, принятые на конференциях в Париже и Вашингтоне, составили Версальско - Вашингтонскую систему международных отношений.

Значение Версальско - Вашингтонской системы:

а) Соглашения обеспечили устойчивое и плодотворное развитие международных отношений в 20-е годы

б) Узаконили право народов на самоопределение

в) Была создана Лига Наций - организация, призванная служить сохранению мира и международной безопасности

г) Впервые были установлены ограничения вооружения.

Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, ее крах привел к новой мировой войне.

Непрочность Версальско - Вашингтонской системы была обусловлена рядом причин:

1)Тяжесть послевоенного переустройства легла на побежденные народы

2)Не принимался во внимание тот факт, что правительства, развязавшие войну, ушли с политической арены, а Германия и Австрия стали демократическими республиками. В немецком народе усилилось чувство национального унижения

3)Советская Россия оказалась вне этих соглашений. Антанта не пригласила Россию на Парижскую конференцию, т.к. Россия заключила сепаратный мир с врагом (Четвертного союза). Отодвинутая от решения мировых дел, Россия не могла не стать в оппозицию Версальско - Вашингтонской системы, откуда началось сближение России с Германией

4)Народы колоний не получили независимости. Для них была учреждена система мандатов («Мандатная система») - метрополии получали мандат на управление от Лиги Наций. Следовательно, антиколониальное освободительное движение продолжалось.



Предварительный просмотр:

              Тема: История и познание истории. П.2

I.1    В чем заключается специфика исторической науки?

II.1   В чем заключается проблема исторического факта?

II.2   Опишите полярные точки зрения историков на проблему исторического факта.

II.3   Выпишите схему структуры исторического факта (подробно).

III.1  Исторические источники:

 ___________ ( _______________________________________)  и

 ___________  (_______________________________________)

III.2 Перечислите знания, которыми должен обладать историк, для определения подлинности исторических источников.

IV.   Выпишите три «ключа» питающие язык современной исторической науки.

VI.  Опишите теорию формационного подхода к истории. В чем выявились его слабые стороны?

VII.   В чем заключалось направление исторической мысли социальной истории?

         Определите плюсы и минусы этого направления.

VIII.  На что направлен цивилизационный подход изучения истории?

              Тема: История и познание истории. П.2

I.1    В чем заключается специфика исторической науки?

II.1   В чем заключается проблема исторического факта?

II.2   Опишите полярные точки зрения историков на проблему исторического факта.

II.3   Выпишите схему структуры исторического факта (подробно).

III.1  Исторические источники:

 ___________ ( _______________________________________)  и

 ___________  (_______________________________________)

III.2 Перечислите знания, которыми должен обладать историк, для определения подлинности исторических источников.

IV.   Выпишите три «ключа» питающие язык современной исторической науки.

VI.  Опишите теорию формационного подхода к истории. В чем выявились его слабые стороны?

VII.   В чем заключалось направление исторической мысли социальной истории?

         Определите плюсы и минусы этого направления.

  1. На что направлен цивилизационный подход изучения  истории?

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

 теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такойтеории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединениелинейно-стадиального подхода к истории с Э.д. История проходит, по Марксу, ряд ступеней 

(общественно-экономических формаций), своеобразие каждой из которых определяется экономической структуройобщества, совокупностью производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производстватоваров и обмена ими. Эти отношения соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития ихпроизводительных сил. Переход к следующей, более высокой ступени вызывается тем, что постояннорастущим производительным силам становится тесно в рамках старых производственных отношений.Экономическая структура есть тот реальный базис, на котором воздвигается и с изменением которогоменяется юридическая и политическая надстройка
Под влиянием критики Маркс попытался несколько смягчить положение об однонаправленном характеревоздействия экономического базиса на идеологическую надстройку (науку, 
искусство, право, политику и т.п.) иучесть обратное воздействие надстройки на базис. 
Э. д. является основой т.н. материалистического понимания истории, которое «конечную причину ирешающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества,в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные
классы и в борьбе этих классов между собой» (Ф. Энгельс).

МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССЕ

В основе марксистского подхода к истории лежит основополагающее понятие общественно-исторической формации, которое, во-первых, является более глубоким по содержанию и более общим по объему, чем понятие экономической структуры или организации общества экономического детерминизма. Во-вторых, в понятие такой формации включаются не только производственные, экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, и составляющие его базис, но и вся идеологическая надстройка, призванная способствовать развитию этого базиса. В-третьих, выделяя производственные отношения в качестве определяющего фактора развития общества, марксизм не сводит к ним все другие общественные отношения, а тем более, индивидуальные отношения, привычки и поведение людей. Экономические детерминисты признают в истории только существование общего в виде тех же общих экономических законов, отрицая, тем самым наличие индивидуальных, неповторимых исторических событий и процессов; все индивидуальное и особенное у них превращается в простое воплощение общего, и поэтому теряет свою самостоятельность. В сущности, аналогичного подхода, но с иной философской позиции придерживаются сторонники объективно-идеалистического взгляда на историю, для которых исторические события оказываются развертыванием некоей, существующей независимо от действительного мира, абсолютной идеи. Напротив, субъективные идеалисты, позитивисты и эмпирики решительно отвергают существование каких-либо , Я общих объективных законов истории. В середине XIX в. наиболее резко с такой критикой выступал А. Шопенгауэр, который заявлял, что история представляет собой знание, но ни в коем случае не науку, поскольку она не создает общих понятий и законов, с помощью которых можно было бы объяснить конкретные события. Подобным образом высказывались, как мы видели, сторонники неокантианства, позитивизма и герменевтики, не говоря, уже о самих историках, сочувствующих их идеям.

Ошибочность такой позиции марксизм усматривает в неумении диалектически подойти к историческим событиям и процессам, в противопоставлении общего особенному и отдельному. Выделение такого общего понятия, как общественно-экономическая формация, отнюдь не отрицает наличия специфических закономерностей определенной стадии или эпохи развития общества, так же как конкретных особенностей в истории развития той или иной страны. Зная общее, можно, в принципе, лучше объяснить и понять особенное и отдельное в историческом процессе. Но более тщательное и глубокое исследование отдельных событий и процессов, открывает возможность для лучшего понимания исторического процесса в целом, его осмысления в свете новых данных конкретного исследования, дополнения и корректировки общих положений.

Среди общественных идей и воззрений марксисты выделяют, прежде всего, социально-экономические, политические и правовые идеи. Правильно отражая насущные потребности общества, они в состоянии содействовать ускорению его развития. Такого рода идеи называют новыми или прогрессивными, поскольку они способствуют мобилизации передовых сил общества на борьбу со старыми, отжившими экономическими и социальными отношениями. Напротив, реакционные идеи стремятся сохранить и защитить старые порядки и отношения, и поэтому служат тормозом дальнейшего общественного развития.

Марксистское понимание истории существенно отличается, от экономического детерминизма не только признанием роли идей в развитии общества, но и более глубоким пониманием характера самого исторического процесса. В то время как экономические детерминисты сводят развитие общества к изменениям в его экономической структуре, основоположники марксизма рассматривают общество в конкретной его целостности. Именно для этого они вводят фундаментальное понятие общественно-экономической формации, на рассмотрении которого остановимся несколько подробнее.

Категория общественно-экономическая формация определяет «общество, находящееся на определенной  ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером». В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. .

Производительные силы характеризуют отношение общества к веществам и силам природы, с помощью которых осуществляется производство необходимых для общества материальных благ. Для производства, в свою очередь, требуются соответствующие орудия производства и самое главное люди, которые приводят в действие эти орудия. Бесспорно, что от уровня развития производительных сил, от технического прогресса во многом зависят темпы экономического роста. Таким образом, рациональное зерно, содержащееся в технологическом детерминизме, находит свое отражение в понятии производительных сил, как составной части понятия способа производства.

Другой его частью является понятие о производственных отношениях, составляющих экономический базис общества на определенной ступени его развития. Они характеризуют отношение людей к орудиям и средствам труда в процессе производства, т.е. отвечает на основной вопрос: в чьем владении они находятся, какая форма собственности господствует в данном обществе. В отличие от экономического детерминизма понятия способа производства и производственных отношений характеризуют не только формы получения и распределения общественного богатства, но и вскрывают причины такого распределения.

Выделяя идеологическую надстройку, возвышающуюся над экономическим базисом, марксизм не сводит все общественные идеи к экономической структуре, а раскрывает сложный характер взаимосвязи между ними. Непосредственно с экономическим базисом общества связана его идеологическая надстройка, включающая его политические и правовые идеи и учреждения. С ликвидацией экономического базиса меняется и идеологическая надстройка. Между тем научные, художественные и другие культурно-исторические идеи и воззрения сохраняют преемственность со всем тем ценным, что было накоплено человечеством в предшествующие эпохи, и продолжают функционировать и при новом экономическом строе.

Введение категории общественно-экономической формации позволяет выявить общность, сходство и повторяемость в социально-исторической структуре разных стран, находящихся на одной и той же ступени развития. Таким образом, данная категория представляет собой абстракцию, поскольку отображает лишь основное и существенное в социально-экономическом устройстве однотипных стран. Но именно выделяя это общее и существенное, она оказывается плодотворным методом исторического исследования. Во-первых, потому, что обеспечивает переход от простого описания порядков в разных странах к их конкретному исследованию, во-вторых, дает возможность выявить с одной стороны общность этих порядков, а с другой конкретные, специфические особенности разных стран. Последнее подчеркивается указанием на то, что термин «общественно-экономическая формация» характеризует общество, находящееся на определенной стадии исторического развития. Пожалуй, самое главное преимущество категории общественно-экономической формации в том, что она раскрывает механизм перехода от одного типа или формации общества к другому, а тем самым выявляет связь и единство между ними, представляет исторический процесс как единый, целостный процесс перехода от одной формации к другой. Что касается конкретного механизма такого перехода, то К. Маркс раскрыл его в предисловии к «Критике политической экономии»; противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями в антагонистическом обществе разрешается путем социальной революции, в результате которой прежний способ производства и основанная на нем общественно-экономическая формация уступает место новым. В этой смене формаций наиболее ярко проявляется диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Поскольку самым активным элементом такого взаимодействия является развитие производительных сил, постольку именно они вступают в противоречие с устаревающими формами производственных отношений. Последние из форм развития производительных сил постепенно превращаются в их оковы. Именно тогда наступает социальная революция, которая устанавливает новые производственные отношения, дающие простор для беспрепятственного развития производительных сил.

Такой диалектико-материалистический подход к развитию общества дает возможность рассматривать историю как естественноисторический процесс закономерной смены одних формаций другими. Еще в «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что материалистическое «понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения то есть гражданское общество на его различных ступенях, как основу всей истории».

Как признает Ф. Энгельс, при разработке материалистического учения об обществе, они вместе с К. Марксом главное внимание обращали на критику идеалистического понимания истории общества; именно поэтому они, прежде всего, подчеркивали материальный характер процессов, совершающихся в истории, и в связи с этим занялись исследованием материальной основы жизни общества его способа производства в диалектическом единстве материально-производительных сил и производственных, экономических отношений. По указанной причине они не могли всесторонне и тщательно изучить влияние и роль духовных факторов развития общества, вследствие чего, как отмечалось в 1 главе, некоторые авторы отождествляли марксизм с экономическим детерминизмом.

В отличие от экономического детерминизма, марксистское понятие базиса общества, как структуры производственных отношений, не исключает исследования других общественных отношений и не предполагает сведения последних к первым. Производственные, экономические отношения определяют, прежде всего, характер собственности, господствующей в обществе. Все другие отношения (национальные, семейные, религиозные, научные, художественные и т.п.) представляют собой типичные социальные отношения между группами и сообществами людей. Поэтому такие отношения следует четко отличать от экономических, отношений, составляющих базис общества. Именно базис непосредственно связан и влияет на идеологическую надстройку, т.е. те идеи и учреждения, которые возникают с появлением, нового базиса и исчезают после ликвидации старого базиса.

К идеологической надстройке принято относить, в первую очередь, политические и правовые идеи и учреждения (государство, армия, суд, пенициарная система), с помощью которых базис защищает и укрепляет себя. Иногда к идеологии относили также религиозные, национальные и даже научные и художественные идеи, с чем, конечно, нельзя согласиться, поскольку религиозные верования, а тем более, научные и художественные взгляды не исчезают с ликвидацией прежнего базиса, а обеспечивают связь и преемственность исторического развития общества.

Развернувшиеся в последние десятилетия исследования культурно-исторических типов и цивилизаций в истории, применение ценностного подхода при интерпретации исторических событий и процессов, а самое главное целостный, системный взгляд на движущие факторы исторического процесса позволяют более глубоко и всесторонне подойти к анализу указанных факторов, выявить диалектическое взаимодействие и субординацию между ними.

В связи с этим особую актуальность приобретает исследование роли производительных сил, характер и уровень технического прогресса и его воздействия на развитие современного общества. Сторонники технологического детерминизма, как мы видели, справедливо указывают на огромные изменения, произошедшие в промышленном производстве наиболее развитых индустриальных стран. Основываясь на них, они характеризуют современный этап исторического развития как переход к возникновению нового, постиндустриального, или информационного, Общества. Однако они не указывают, к каким изменениям в социальной структуре общества приводят Перемены в технологии производства. В отличие от них, ортодоксальные марксисты, признавая на словах достижения современного научно-технического прогресса, фактически с ними не считаются. В своих заявлениях и программах они по-прежнему провозглашают старые лозунги и защищают прежние социально-экономические и политические доктрины, забывая, что научный социализм опирается не столько на сочувствие, сострадание и любовь к угнетенным людям, сколько на объективный точный учет характера и уровня развития производительных сил; всякие призывы к революции без наличия необходимого уровня развития производительных сил представляют собой неподготовленные историческим развитием авантюры.

В этом отношении нам представляются весьма поучительными мысли, высказанные выдающимся русским социал-демократом Г.В. Плехановым (1856-1918) в его «Политическом завещании», где он указывает на необходимость учета при разработке теории социализма достигнутого уровня производства и, прежде всего производительных сил. «Анализ, сделанный в «Манифесте», признает он, абсолютно верный для эпохи паровой индустрии, стал утрачивать свое значение с приходом электричества». Под воздействием рабочего движения «капитализм, да и сам капиталист, стали меняться в лучшую сторону (не видят этого только большевики)». Вследствие этого он считает, что для ликвидации капитализма «потребуется как минимум столетие».

Поскольку в XX в. развитие производительных сил будет связано не с пролетариатом, а с интеллигенцией, то именно она, считает Г. В. Плеханов, станет ведущим классом гегемоном общества. «В такой ситуации, указывает он, диктатура пролетариата станет абсурдной. Что это? Отход от марксизма? Нет и нет! Уверен: при таком повороте событий сам Маркс, случись это при его жизни, незамедлительно отказался бы от лозунга диктатуры пролетариата».

В пересмотре и дальнейшем исследовании нуждаются также прежние представления о взаимодействии различных факторов в общей целостной, системной картине исторического развития. Необходимость такого исследования диктуется тем, что вплоть до настоящего времени широко распространены представления, согласно которым детерминирующим фактором на каждом конкретном отрезке всего исторического пути служит всегда один определяющий фактор: технический, экономический, ценностный, этический или культурный. На самом деле, в конкретных условиях исторического развития на определенных его этапах важную роль может играть любой из факторов, который выступает, однако во взаимодействии с другими факторами.

Отсюда становится вполне понятным, почему при формировании капитализма, в период первоначального накопления капитала в Западной Европе важнейшую роль сыграла протестантская этика. В наше время в передовых странах Запада, переходящих на путь постиндустриального развития, экономические стимулы в немалой степени определяются новыми ценностными установками, ориентированными на повышение образования, профессионализма и общей культуры людей,

Выделяя экономические отношения в качестве главного и определяющего фактора исторического развития, марксизм в отличие от экономического детерминизма, не игнорирует другие факторы развития общества, в частности природные географические и экологические условия, в которых живут люди, и которые, несомненно, влияют на развитие общества и могут ускорить или замедлить его. Но эти факторы не являются определяющими в общем историческом процессе, поэтому ставить развитие общества в прямую зависимость от них было бы ошибкой. Ошибкой будет и отождествление общественно-исторических и природных законов; подобный подход к истории сторонники марксизма называют натуралистическим, хотя и сами зачастую сравнивают общество с живым организмом, но прибегают к такому сравнению только потому, что оно помогает выявить определенное сходство функционирования и развития.

Что касается духовных факторов развития общества, роли в нем идей, теорий и представлений науки, а также художественно-эстетических взглядов, то они, согласно материалистическому мировоззрению, являются относительно верным отображением свойств, особенностей и закономерностей реального мира природы и общества. Поэтому они выступают не в качестве первичного, а вторичного фактора общественно-исторического развития. Тем не менее, роль этого фактора, значение научных и художественных идей и соответствующих форм сознания в обществе нельзя недооценивать.

Особая роль принадлежит общественным идеям, теориям и взглядам, возникающим из жизненно необходимых потребностей общества, его материальных условий существования. Если они адекватно отражают эти объективные потребности общества, и если удастся убедить в их истинности широкие массы людей, то они могут стать большой организующей и мобилизующей силой в решении назревших задач, а тем самым заметно ускорить движение общества.



Предварительный просмотр:

Мир в начале 20 века    п.2

I. Государства и народы на карте мира.

  1. колония –
  2. протекторат-
  3. доминион-

Когда и как завершился колониальный раздел мира?

Выпишите данные о владениях Великобритании.

Какая проблема, наиболее остро, волновала народы, особенно в империях.

                           Заполните схему «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ»

   МОНАРХИЯ                                                                  РЕСПУБЛИКА

                                                                   

А________       Д________    О____________                 П ____________

                                                                                                 

                                                                                               П______________

       

                                                                                                     С _______________  

II.  Научно-технический прогресс. Индустриализация.

ИМЯ                                  

ОТКРЫТИЕ

С какого года и за что начали присуждать нобелевские премии?

Назовите оличительные черты развития науки и техники в к.XIX н.XX века.

Индусриализация – это

Урбанизация – это

Развитие транспорта и связи:

Железные дороги:

США

РОССИЯ

Морское сообщение: _______________________________________________________

III. Империи и империализм.

        ____________

                                                    Ленин: __________________________________________

                                                                 __________________________________________

Назовите причины новых колониальных захватов.

                                           Основные направления внешней политики ведущих стран

США

Германия

Италия

Япония

IV. Проблемы модернизации.

Модернизация – это

Модель индустриального общества включала в себя:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Реформы императора Японии Муцухито:

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

ВЫВОД:

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Страны Европы и США в 1900-1914            П.3-4

Заполните таблицу:

Индустриализация

Достижения

Проблемы

Изменения социальной структуры

Социальные движения

Политические партии

Социальные реформы

Национальный вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...

Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл

Технологическая  карта урока  по  истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл...