конспект урока по истории в 6 классе "Викинги"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Ковалева Гульшат Ахияровна

Кто такие викинги? Откуда они? Что они принесли с собой в Европу? Что взяли для себя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vikingi._6_klass.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                          «Ярость норманнов» (6 класс).

Цели:          1. Образовательная: дать детям первоначальное понятие о Англии в раннее средневековье, познакомить с фактами жизни норманнов (северных германцев).

        2. Развивающая: формирование основных умений и навыков, развить в детях любознательность, память, мышление, внимание, речь, артистизм, творчество.

        3.Воспитательная: формирование ответственного отношения к труду, терпеливости, усидчивости, воспитать творческую и всесторонне развитую личность, способную к успешной адаптации  в обществе.

Оборудование:        карта Европы в Средние века, опорные и словарные слова, иллюстративный материал, учебник для 6 класса по истории Е.В.Агибалова, пластилин, костюмы к сценке, оценочный лист.

Литература:                Е.В.Агибалов 6 класс.

Ход урока:        

I. Организационный момент. (1 мин)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в средневековой Англии, узнаем, как жили ее народы и кто способствовал образованию единого Английского государства.

Будет вестись оценочный лист, в котором я буду отмечать вашу активность в течение урока, поведение и правильность ответов. В конце  я каждому выведу общую оценку  за урок.

А для начала проверим, как вы усвоили тему прошлого урока.

II. Актуализация имеющихся знаний. (5 мин)

Индивидуально-групповая форма работы.

Раздача индивидуальных карточек с заданиями:

1. Заполнить недостающие «ступени».Что объединяет фигурная скобка? Кто не входил в феодальную лестницу?

король

?

бароны

?

2. Дать определение:

  1. феодальная лестница
  2. рыцарь
  3. сеньор
  4. вассал

С остальным классом – фронтальный опрос: № 1, 2. 4, 5 к параграфу № 5.

Сбор листочков.

III. Изучение новой темы.

1. Король Артур и его рыцари (10 мин)

– Ребята, кто знает, что такое легенда, сказание?  

  • А знаете ли вы легенду о короле Артуре и о его рыцарях Круглого Стола? С какой страной они связаны? С Англией (работа с картой).
  • А о том, какими они были, какому делу служили вам расскажут и покажут ваши одноклассники. Вам нужно внимательно смотреть и слушать, т. к.  потом я буду опрашивать. Вы должны будете ответить на вопросы: кем был Артур, какой народ возглавлял, кто нападал на Британию.
  • Итак, представьте, Англия IV век н. э…

Сценка «Король Артур и рыцари  Круглого Стола».

( герои выходят и садятся, образуя круг)

Артур: - Я приветствую вас, мои верные рыцари! Я, как вождь народа бриттов, не могу оставить без внимания угрозу, которая исходит от враждебных нам народов англов и саксов с «большой Земли».

1 рыцарь: -  Со всем почтением, вождь, но мы только добились ухода с острова римских войск!

2 рыцарь: -  Боюсь, наши силы не так уж велики. Англы и саксы – опытные воинственные народы!

3 рыцарь: - А я считаю, что мы обязаны отстоять нашу землю! Римские войска были намного опытнее этих диких народов!

4 рыцарь: - Я тоже поддерживаю Артура! Мы будем стоять до конца! Мы – бритты не сдаемся!

Артур: - Итак, большинством голосов решено: будем защищать наш остров от захватчиков – народов англов и саксов. Советую наточить свои мечи и оседлать коней!

(встают и уходят)

- Спасибо! А теперь проверим, на сколько внимательно вы слушали.

  1. Кем был Артур?
  2. Вождем какого народа он являлся?
  3. От чьего гнета только освободились бритты?
  4. В какой промежуток времени проходили данные события?
  5. Какие народы нападали на бриттов?
  6. Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь значение форма стола?
  7. Какие они – рыцари Англии, рыцари Круглого Стола?

(ответы проговариваются хором)

- Однако борьба бриттов с народами англов и саксов длилась около 2-х веков! Но скоро их сопротивление было сломлено, и бритты были уничтожены, либо отброшены на западные районы острова. Многие из народа бриттов стали рабами захватчиков. Некоторые переселились на север Галлии, полуостров Бретань.

- Англы и саксы со временем слились в один народ: англосаксы!  На территории Англии образовалось 7 небольших королевств. Они постоянно враждовали и вели междоусобные войны.

- В конце VI века в Британию прибыли миссионеры ( люди, распространявшие какую-либо религию) для распространения христианства. Были основаны монастыри.

        Такова была Англия в раннее средневековье в IV-VI века.

 2. Викинги и их завоевания. (10 минут)

 – Ребята, если в Англии ведутся постоянные войны между королевствами, распри, то к чему это может привести? Помогает ли это усилению и объединению?

- Правильно, к нападению вражеских племен и народов! Племенем, совершавшим нападения на Британию (Англию) были норманны! Это северные германцы: шведы, норвежцы, датчане. Они населяли Скандинавский и Ютландский полуострова (показ. на карте).

- Как вы считаете, в каких природных условиях жили норманны? Посмотрите еще раз на карту : наличие горных хребтов, густых лесов; бедные почвы. Что из этого следует, какой вывод можно сделать? Занимались ли северные германцы земледелием? (только в долинах рек).

- А чем же тогда, на ваш взгляд, занимались норманны? За счет чего они жили? Рыболовство, охота на китов и моржей (Ледовитый океан), скотоводство на горных пастбищах.

- Почему норманнов боялись другие народы? Каким еще образом они боролись за жизнь? (разбойными нападениями, грабежом).

- На Скандинавском и Ютландском островах  проживало очень много германских племен, родов. А если же год выдался неурожайный? Правильно, народ бунтовал, и различные племена  боролись друг с другом за власть. Побежденные вожди уходили в изгнание вместе со своими родами. Они отправлялись в морские походы ради захвата добычи, плодородных земель или с целью торговли.

- На чем же они переправлялись через моря и океаны?

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, что это? Это корабль викингов. А кто такие викинги? Правильно, это участники морских походов, т.е. вожди и их племена.

- Глядя на данный рисунок, можно ли охарактеризовать викингов-норманнов? Что из себя представлял их корабль? Почему он без палубы, как вы думаете? (для крупной добычи, размещения воинов). Для чего нужен дракон? (для устрашения). Какие цвета преобладают на корабле? (яркие, алый, желтый, синий – агрессия). Почему так много весел? (много воинов-грабителей).

- Жители Британии жили в страхе и ужасе: не успевшие спрятаться погибали под ударами боевых топоров или вывозились как пленники. Все, что грабители не могли увезти с собой, они сжигали.

- Какими же были норманны? (злые, агрессивные, жестокие, безжалостные, жадные…)

- Вот и тема сегодняшнего урока звучит так: «Ярость норманнов». Откройте тетради и запишите число, классная работа, тема.

- Теперь трое учеников постараются слепить из пластилина либо викинга, либо существо, которое на ваш взгляд олицетворяет викинга, походит на него. Времени у вас не больше 5 минут (инвентарь роздан, приступают к работе).

- А норманны от небольших походов в глубь страны перешли к крупным. Каким образом, как вы думаете? (по рекам). Несколько раз осаждали Париж и другие города Франции. Королям приходилось откупаться от них серебром.

        Норманны с юга Скандинавии, их называли на Руси варягами, совершали походы в Восточную Европу. Они добирались до верховьев Волги и спускались по течению в Каспийское море, где торговали с арабами. По Днепру в Черное море и добирались до Константинополя. Это был Великий путь из варяг в греки. 

        Викинги огибали Пиренейский полуостров, проникали в Средиземное море, нападали на города Южной Франции и Италии.

        (Ведется работа с картой. 1 -2 ученика воспроизводят рассказ учителя по карте).

        Сохранилась легенда о вожде Хастинге, который обманом захватил богатый город в Италии. Эту интересную легенду вы сможете прочитать в учебнике.

- А теперь откройте учебники на стр. 34-35. посмотрите, что изображено на иллюстрациях? Какими в основном были корабли викингов? Посмотрите на карту. Что обведено красной линией, пунктирной? Много ли земель завоевали норманны? Позже датчанам удалось захватить Восточную Англию, Ирландию, часть территории с Лондоном (работа с картами в учебнике и на доске).

- Но неужели же народы Англии покорно отдавали свои земли? Нет, велась борьба. А возглавлял ополчение талантливый и образованный политик Альфред Великий (871-899). Он остановил натиск датчан и объединил Англию в единое государство. Каким образом и при помощи чего он это сделал, вы сможете узнать из учебника.

- Как повели себя англосаксы, защищая свою землю? Как называется подобная черта характера?  А вы будите отстаивать независимость своей Родины?

- А теперь представляем слово для защиты своих изделий нашим скульпторам. Времени дается каждому – 1 минута.

        (Защита. Анализ. Оценивание.)

IV. Физминутка. (2 мин.)

- Для того, чтобы быть такими воинами, как викинги, нужно иметь хорошую физическую подготовку. Как надо грести? Плыть с оружием в воде? Как незаметно подкрасться к крепости? Внезапно напасть? Сколько золота они награбили? Как его нести обратно? Как воины гребут на обратном пути?

V. Работа с учебником. (5 мин.)

- Откройте учебники на стр. 37, п. №5. Прочтите про завоевания викингов и ответьте на вопросы:

  1. какие королевства образовались? (Дания, Швеция, Норвегия)
  2. как называлась дань, которую платили Английские короли? Как это влияло на развитие Англии? (датские деньги, тормозила)
  3. какое герцогство образовалось  на севере Франции? (Нормандия)
  4. какое королевство образовалось в результате слияния части Италии и Сицилии? (Сицилийское королевство)
  5. с какого века прекратились походы норманнов? (XI).

VI. Закрепление изученного материала (8 мин)

- Молодцы. А теперь попробуйте разгадать кроссворд. Активное участие будет оцениваться.


а

н

д

г

а

л

т

о

с

с

и

ц

и

л

и

й

с

к

о

е

к

а

с

к

а

н

д

и

н

а

в

с

к

и

й

о

е

а

с

а

р

т

у

р

р

ы

м

я

а

г

м

н

в

и

к

и

н

г

и

н

р

с

б

р

и

т

т

ы

у

с

р

г

и

е

л

о

т

ы

н

а

й

е

д

а

н

и

я

р

ь

 По вертикали:

1.Народ, в который слились англы и саксы.

2.Какие деньги платили английские короли норманнам?

3.Какое герцогство было образовано в начале X века норманнами на севере Франции?

6. Как называются норвежцы, датчане и шведы?

7.Как норманны назывались на Руси?

9. человек, распространявший какую-либо религию.

11. За каким столом сидели рыцари короля Артура?

12. Полуостров, на который переселились бритты.

По горизонтали:

  1. В какое королевство объединили Южную Италию и Сицилию?
  2. На каком полуострове жили сев. Германцы?

8.        Вождь бриттов.

10. Как назывались норманны- участники морских походов?

12. Коренные жители острова Британия.

13. Какое королевство было образовано наряду со Швецией и Норвегией в X – XI в.в.?


VII. Оценивание. Дом. задание. Итог(4 мин).

- Итак, ребята, что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Запишите в тетради домашнее задание. Дома, прочитав параграф № 6, выпишите  определения к словарным словам: бритты, англы и саксы, норманны, викинги, варяги. Просмотрите записи в тетради и ответьте на вопросы к параграфу.

Объявление оценок по оценочному листу.

- Спасибо за урок, до свидания.

                                                                Кашафутдинова

                                                                Гульшат.                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...