Начало Реформации в Европе.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Тарасенко Алёна Витальевна

Начало  Реформации в Европе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_reformatsii_v_evrope.docx386.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по  Новой истории

 7 класс

Тарасенко Алёна Витальевна,

учитель истории и обществознание

МОУ СОШ №1 с. Екатеринославка,

 Октябрьский район, Амурская область

Тема: Начало  Реформации в Европе.

Педагогически цели: Создать условия для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы; представлений у учащихся об эпохе Реформации через самостоятельную деятельность школьников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство; рассказывать о  деятелях  Реформации; характеризовать основные положения протестантского учения, объяснять, что оно меняло в сознании и жизни людей;  излагать основные события и итоги религиозной войны в Германии;                                                                                                                                                                                                                                   Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем,

 участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи.

Личностные: высказывают свою оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения;      

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: 

  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • иллюстративный;
  • словесный;

Основное понятия и термины:

Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант

Образовательные ресурсы: презентация «Распространение Реформации в Европе»,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карты «Европа в XVI веке»

План:

1.Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

2.Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

3.Народная Реформация и крестьянская война

4.Католики и протестанты

5.Д.З. &11 записи, схемы в тетради

1этап  Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

2 этап Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

1.Что такое Возрождение?

(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)

2.Кого мы называем гуманистами?

(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)

 *Проверка таблицы «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество» (1 учащийся выносит на доску)

3 этап Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка учебных задач

Учащимся предоставляются  иллюстрации и материалы (карточки с датой "31.10.1517", портрет Мартина Лютера, фрагмент индульгенции, карту Европы XVI века, карикатуру XVI, (приложение 1)

Задание 1. Предположите, с какими историческими процессами в Европе они могут быть связаны.

По ходу размышления дети вспоминают, что такое «индульгенция» и

« карикатура». Учащиеся смогут предположить, что предоставленные материалы связаны с деятельностью католической церкви и отношением к ней общества.

Работа с историческим документом

После обсуждения иллюстраций ученикам предоставляется фрагмент произведения Р. Штильмарка  «Наследник из Калькутты» (приложение 2), где в художественной форме дается общий обзор событий, происходивших в Европе в XVI веке. Для анализа фрагмента предлагаются вопросы:

- Какие важные изменения происходили в мире в изучаемый период?

- Что менялось в сознании людей по отношению к католической церкви?

- Найдите в тексте и имеющихся иллюстрациях подтверждение своим выводам:

К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:

образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,

который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви.

Задание 2. "В тексте фрагмента попробуйте найти ключевое слово, отражающие процессы, происходящие в Европе, и сформулируйте тему урока". Предполагается, что дети найдут понятие "реформация" и назовут тему: Реформация в Европе. 

Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.

Учитель: "Попробуйте дать определение понятию "реформация", исходя из полученных сведений".

Целеполагание:  "Что можно было бы узнать об этом периоде?". Ученики составляют план изучения темы:

-Причины начала Реформации

-Участники Реформации;

Кто стал инициатором Реформации;

-Основные события Реформации;

-Итоги Реформации

4 этап Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний

1.Причины Реформации

потребность верующих в духовном обновлении

Под влиянием  идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

сбор десятины

? что такое десятина? повторение (определение)

(Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем).

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

торговля индульгенциями)

? что такое индульгенция  повторение (определение)

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

Вывод: Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы -  вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

2.Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь  толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала  торговля индульгенциями.

Проблемный вопрос: С чем было связано оживление торговли индульгенциями?  (с развитием рыночных отношений)

Ключевой фигурой темы является профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, который 31 октября 1517 года обнародовал тезисы с критикой в адрес католической церкви.

Дети читают отрывок из письма М. Лютера Римскому папе Льву Х (приложение 3)

Работа с текстом

"Какими качествами должен обладать человек, который, в период безраздельного господства католической церкви, выступал против политики Римского папы? Какая судьба могла ожидать его в эпоху разгула инквизиции?". Ученики проводят дискуссию, делают выводы.

На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил  обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов» (работа с учебником) Основной вопрос «как достичь спасения души?»

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело. Вывод:

-человек спасется только верой

-вера обретается только через милость божью и не зависит  ни от каких заслуг человека

-единственный авторитет в делах веры – Священное писание

-священники должны растолковывать Библию

-должность священников – выборная

-не признавалось монашество

-церковь не должна владеть землями

-удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,

богатые церковные одежды, пышные обряды)

Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской  (записать в тетрадь)

Физкультминутка

5 этап Первичная проверка понимания и закрепление знаний

"Как вы думаете, Реформация проходила мирно, как обычная реформа или в процессе борьбы? Свой ответ обоснуйте". Работа с учебником  (учащиеся знакомятся с материалом, делают выводы)

3.Народная Реформация и крестьянская война

Реформация в Германии проходило в форме крестьянской войны

(1524-1526)

Причины:

  1. рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий)
  2. дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращать крестьянские наделы
  3. увеличение барщины и оброка

Программный документ: «12 статей» (требования)

  1. право выбирать священника
  2. отмена зависимости крестьян
  3. сократить барщину
  4. отменить второстепенные повинности
  5. возвратить общинные земли
  6. установить справедливую арендную плату

Формы борьбы:

  1. сжигали документы с записями повинностей
  2. громили монастыри и замки
  3. делили господский скот
  4. возвращали общинные земли

Итог: восстание подавлено

4. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

         часть князей  напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму

часть князей начала захват монастырских земель

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями:

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви - князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна, того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой

6 этап Подведём итоги  

Ответить на вопросы

  1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
  2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
  3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам, горожанам и крестьянам.

Рефлексия

Закончите предложения:

• На уроке я работал...

• Своей работой на уроке я ...

• Урок для меня показался...

• За урок я...

• Мое настроение...

• Материал урока мне был...

Возможные варианты  ответов:

активно / пассивно доволен / не доволен коротким /длинным не устал /устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / 

Домашнее задание: &11, записи, схемы в тетради

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Приложение 1

Текст индульгенции: «Властью всех святых,

и в милосердии к вам, я разрешаю вас

от всех грехов и преступлений и освобождаю

от всех епитимий в течении десяти дней.  

Иоганн Тецель.»

Средневековая карикатура на

Александра VI:  

  «Я есмь Папа»  

                                                                         Мартин Лютер

         

Приложение 2

Штильмарк Р. Наследник из Калькутты (фрагмент)

Мир стал шире. Горизонты его раздвинулись. Свежие ветры

развеяли в океанских волнах след каравелл Магеллана, а вместе с

тем они развеивали и старые предрассудки, созданные церковью в

умах человеческих.

У доброй паствы Христовой стали меняться представления о форме

Земли, ее размерах, положении в пространстве. Рушились

тысячелетние схоластические догматы отцов церкви. Разум, мужая,

готовился сбросить вериги мракобесия.

Уже гремели памфлеты Эразмуса из Роттердама. Голос Ульриха ван

Гуттена звал умы к просвещению. Англичанин Томас Мор потряс умы

первой книгой о коммунистическом устройстве общества. Белый

листок с девяноста пятью тезисами, прибитый ночью к стене

Виттенбергского собора монахом Мартином Лютером, положил начало

"величайшей ереси, именуемой реформацией", расколовшей всю

паству овец Христовых. Эти греховные овцы, по наущению еретиков,

воспротивились стрижке в пользу ватиканского трона. Они

разуверились в непогрешимости папы и тонули в сквернах порока,

не оплачивая больше папских индульгенций.

Свежие ветры превращались в шторм, перехватывающий дыхание, и

волны крестьянских мятежей заливали площади городов. Замки

пылали… И напрасно инквизиторы – ученики Торквемады, - укрыв лица черными балахонами, терзали в подземельях тысячи «инакомыслящих»; напрасно пылали костры, чтобы «кротко и без пролития крови» очищать землю от еретиков, человеческий разум и человеческий гений шли на приступ церковных твердынь.

Приложение 3

М. Лютер о католической церкви

(из письма папе Льву Х)

Я воистину презрел ваш престол, Римскую курию, которая, однако, является более развращенной, чем любой существовавший когда-либо Вавилон или Содом, - этого не можете отрицать ни вы, ни кто-либо другой, - и которая, как я вижу, характеризуется полнейшей испорченностью, безнадежностью и печально известным безбожием. Я был весьма удовлетворен тем фактом, что хорошие христиане насмехаются над вашим именем и над всей Римской Католической церковью. Я противостоял и буду продолжать противостоять вашему престолу до тех пор, пока дух веры живет во мне. Это не значит, что я буду бороться за невозможное или надеяться, что только лишь благодаря моим усилиям что-то будет достигнуто в этом "Вавилонском столпотворении", где ярость столь многих льстецов обращена на меня. Но я признаю свой долг перед моими христианскими братьями, которых я обязан предупредить о том, что некоторые из них могут пострадать от язв Рима, чтобы, по крайней мере, полученный ими ущерб был не столь велик.

Как вы знаете, много лет из Рима проистекало подобное всемирному потопу влияние, не несшее ничего, кроме опустошения человеческих тел, душ и имения, распространявшее самые отвратительные примеры всего наихудшего. Всем совершенно ясно, что Римская Католическая церковь, некогда святейшая из церквей, превратилась в самый безнравственный вертеп разбойников (Мф. 21,13), в наипостыднейший бордель, в царство греха, смерти и преисподней. Это столь отвратительно, что даже сам антихрист, если бы он пришел, не смог бы ничего добавить к этому злу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение фашизма в Европе

Причины возникновение фашизма,его последствия...

Презентация к уроку по географии 11 класс "Микрогосударства Западной Европы: Ватикан"

В данной презентации представлена характеристика, достопримечательности одного из микрогосударств Западной Европы - Ватикан...

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.

    Предмет:  Изобразительное искусство 6 кл. (Т.Я. Шпикаловой)Блок: Исторические реалии в искусстве разных народов;Раздел: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в иск...

Использование электронного учебного модуля «Европа в играх и путешествиях» на уроках географии при изучении темы «Зарубежная Европа» 10 класс

В статье дается подробное описание использования модуля на каждом этапе урока при изучении темы "Зарубежная Европа"....

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Реакция и революция в Европе 1820-1840-хгг.. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи 10 класс ИСТОРИЯ

Реакция и революция в Европе 1820-1840-хгг.. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи 10 класс ИСТОРИЯ...