Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности обучающихся
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Современные школьники - это поколение  информационного общества. Ученики живут в мире символов, знаков, электронных носителей, что зачастую приводит к пассивности в восприятии и усвоении информации. Игровые технологии позволяют добиться на уроках и во внеурочной деятельности единства эмоционального и рационального в обучении. Конечно, необходимо признать  как минусы так и плюсы от использования игровых технологий, но я хочу привести слова Максима Горького: "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". Игра - является естественной формой труда обучающегося, что готовит его к будущей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_297.pptx1.4 МБ
Файл tehnologiya_igrovaya.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности обучающихся» 2015 год Учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 297 Шалонина Надежда Анатольевна «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.

Слайд 2

Игры - реконструкции «Город мастеров» «Виртуальная экскурсия»

Слайд 3

Игры - конкурсы «Дуэль у карты» «Своя игра»

Слайд 4

Урок - взаимообучение Ролевые игры «Выборы»

Слайд 5

Блиц - опрос

Слайд 6

Деловые игры «Будущее выбрало нас» «Умом Россию не понять»

Слайд 7

Проблемно – дискуссионные игры «Суд над Сталиным» 2012 год «Суд над Сталиным» 2009 год

Слайд 8

Маршрутная игра «Поликультурный Петербург» Конкурсные игры «Дети рисуют историю»

Слайд 9

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». М. Горький



Предварительный просмотр:

«Игровые технологии как фактор активизации познавательной

деятельности обучающихся»

Л.Н. Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Современные школьники – это люди нового поколения, дети информационного общества. Приобщение современных школьников к вопросам исторического и обществоведческого образования происходит в условиях перенасыщенного информационного пространства. Ученик живет в мире электронной культуры, символов и знаков, зачастую пассивно воспринимая и усваивая информацию. Сегодня мы сталкиваемся со школьниками, которые имеют низкую мотивацию к учению, низкой активностью, невысоким процентом качества полученных знаний, низкой потребностью усваивать знания и умения. Это влечет за собой изменение требований учителя к себе, чтобы стимулировать обучающихся к формированию социальных качеств, нравственного самосознания.

В современной школе учителя применяют различные технологии обучения, новые, или существующие много лет. Но необходимо отметить, что все они могут дать оптимальный результат при умелом их использовании.

Одна из технологий, которая мною применяется на уроках истории и обществознания – игровая технология. Михаил  Яснов (детский писатель) сказал «Чем больше в обыденной педагогике умной игры, тем выше шансы воспитания умного человека». На мой взгляд, игра, формирует такие компетентности ученика, как:

  • Готовность к разрешению проблем;
  • Готовность к самообразованию;
  • Готовность к социальному взаимодействию;
  • Коммуникативные качества.

Игра на уроках истории и обществознания – это активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, активизируется внимание, запоминание, интерес.

Академик Герман Константинович Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; 
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); 
• как технология внеклассной работы. 

Игровые технологии, используемые мною,  можно разделить на две составляющие.

  1. Игры на уроках истории и обществознания:
  • Игры – реконструкции, когда ученик погружается в пространство «так могло быть». Например: «Город мастеров» - погружение в средневековый город; «Виртуальная экскурсия» - когда экскурсовод  проводит экскурсию по древнему городу, а дотошные слушатели задают много вопросов по понятиям, датам, описаниям событий, памятников культуры.
  • Урок – импровизация, где ученики, знакомясь с материалом, играют определенные роли в заданной ситуации, ищут ответы на вопросы. Например: «Новгородское вече», «Москва в Смутное время».
  • Урок – интервью, где ученики в роли журналистов, берут интервью у тех, кто помнит время исторического персонажа, вспоминают изученный материал. Такие уроки проводятся в старших классах, где большой процент учеников имеет хорошие базовые знания, ведь на таком уроке ученики примеряют на себя роли журналистов и исторических личностей.  Например, темы «СССР в 1953-1964 г», «СССР в 1964-1982 г.», «Эпоха Перестройки». Но также активно проходят уроки, когда  берется интервью у Ивана Грозного, Екатерины II, Александра III и т.д.
  • Игры – конкурсы: «Крестики – нолики», «Своя игра» (возможна в компьютерном варианте или начерченная на доске),  «Дуэль у карты», «Игра – аукцион». Эти игры хорошо проверяют как знания текущие в течение 20 минут при проверке домашних заданий, так и при обобщении материала.
  • Урок – взаимообучение, во время которого ученик выступает в роли учителя самостоятельно изучив вопрос, ответив на задания, он должен объяснить классу изучаемый материал.
  • Ролевые игры на уроках обществознания в старших классах, когда учащиеся в игровой форме моделируют ситуации на основе изученного материала по Трудовому праву, Семейному праву, «Выборы» и т.д.
  • Игровой прием «Ожившая картина», когда ученику необходимо через персонажи  представить историю того времени, ее особенности.
  • Блиц – опрос – это разноуровневые задания, когда ребята (чаще всего в парах относительно уровня знаний) выбирают задания на определенную оценку и работают с ними заданное время,  выполняют их, называя даты, события, персоналии используя документы, работая с учебником другими источниками.
  • Историческое письмо, где ученики не только угадывают события, персоналии, историю страны, но и сами составляют письма, телеграммы, соревнуясь с командами.

  1. Игры во внеурочной деятельности в рамках уроков истории и обществознания:
  • Деловые игры: цикл «круглых столов» - «Умом Россию не понять», «Наше будущее в наших руках», «Страна, которую мы потеряли», «4-я мировая война?!», «Будущее выбрало нас»
  • Театрализованные игры «Колесо истории» - «Петровский Петербург», «История в сказках А.С. Пушкина».
  • Проблемно-дискуссионные игры «Суд над Сталиным», «Суд над Иваном Грозным».
  • Маршрутная игра «Поликультурный Петербург», «Исторический калейдоскоп»
  • Конкурсные игры «Права человека в свободной стране», «Дети рисуют историю»

Необходимо отметить, что игровые технологии  имеют как положительные, так и отрицательные стороны:

Положительные: повышается заинтересованность к изучаемому предмету, теме. Изменяется микроклимат на уроке, становится более насыщенным, появляется взаимопонимание,  слабоуспевающие ребята видят свою успешность, примеряя на себя те или иные роли. Игра – является естественной формой труда обучающегося, что готовит его к будущей жизни.

Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. 

 

Отрицательные: существует опасность заиграться на уроке и потерять образовательное содержание; иногда возможна сложность оценивания работы учащихся; учитель играет многоплановую роль, от него требуется много трудоемкой работы при подготовке урока.

В заключение, хочу привести слова Максима Горького: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны

Одна из актуальных проблем воспитания сегодня – активизация познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны. Как решить эту проблему?У детей велико стремление к познан...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании  химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»

Выступление на РМО учителей истории и обществознания по теме «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»...