Методическая разработка урока
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Савкина Светлана Васильевна

История средних веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_sr.vekam_.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:     ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В XI-XIV ВЕКАХ.

ТЕМА УРОКА:     СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ:             закрепить полученные знания об эпохе средневековья, признаках  

 феодального общества, расширить представление уч-ся об образе жизни, идеологии,

 системе ценностей различных сословий.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:  воспитание у учащихся на примерах истории нравственных привычек и определенных качеств личности (благородства, учтивости,     доброго отношения к женщине, уважения к труду и культурному наследию), привитие чувства красоты и гармонии, отрицательного отношения к несправедливой войне.

РАЗВИВАЮЩАЯ:      дальнейшее развитие творческой активности учащихся, умений и

навыков самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать    исторические явления на примере положения различных сословий, делать выводы, работать с дополнительной литературой.

ТИП УРОКА:      закрепление знаний на основе имеющихся.

ФОРМА УРОКА:   урок-взгляд

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:

информационный рассказ, рассуждение, эвристическая беседа, сообщения учащихся, блиц-опрос, кроссвордный диктант, показ презентации, чтение стихов, решение логических заданий различной сложности.

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

высказывания на доске

«Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной».

Р. У. Эмерсон

«Нет никакого сомнения, что средневековая история не только не дает права на пренебрежительное отношение к себе, но принадлежит к величайшим эпохам мировой истории, когда человеческий дух достигнет высокого напряжения и подъема...»

С.Н.Булгаков.

Мультимедиа-проектор для показа  презентации урока, музыкальное оформление (магнитофонная запись органной музыки И.С.Баха), карта «Европа Х-ХIV вв».

ИНТЕГРАЦИЯ:

История России - тема «Развитие феодальных отношений». Мировая художественная культура - тема «Искусство».  География — тема «Европейские страны». Литература — тема «Поэты серебряного века: куртуазная лирика».

Применяемая технология:

 Традиционное обучение.

Традиционное обучение подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся ещё в XVII веке на принципах дидактики Коменского, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки. Основная цель такого обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего уча-щиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе уча-щихся в следующий класс;
  • учебники применяются в основном для домашней работы.

Основу традиционного обучения составляют принципы:

  1. научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
  2. природосообразность (обучение определяется развитием ученика);
  3. последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
  4. доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
  5. прочность (повторение - мать учения);
  6. сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
  7. принцип наглядности;
  8. принцип связи теории с практикой;
  9. учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые являются всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно намного результативнее.

ХОД   УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - 2 мин.

  1. ВТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ  -3 мин.

Ш.    ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС (КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ) -  3 мин.

Цель: определение знания основных терминов по пройденным ранее темам.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО X-XIV ВВ.

1.        ФЕОДАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ

  крестьянство.      Выполнение заданий.

Вопрос учащимся: Почему высшие слои средневекового общества так неуважительно  

                                    относились к тем, кто их кормил?

2.        «ХОЗЯЕВА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

  рыцарство,    

  стихи Тибо Шампанского. Труверы. Прекрасной Даме.  Выполнение заданий.

Вопросы учащимся: Как вы думаете, какие правила чести действовали только

внутри рыцарского сословия или распространялись на все средневековое общество?

Какую роль играл король в средневековом обществе?

3.        ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА.   Выполнение заданий.

Вопросы учащимся: Подумайте, можно ли духовенство назвать только сословием

феодалов?

Что же объединяло всех этих людей?

  духовенство.

4.        ПРЕДВЕСТНИКИ НОВОГО МИРА.

Вопросы учащимся: Почему города называли предвестниками нового мира?

                                      Какие изменения произошли в быту человека? Во взглядах к науке?

IV        ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

Блиц-опрос (по произведениям Джеффри Чосера и Кретьена де Труа),

                    решение дифференцированных логических заданий и кроссворда - 5 мин.

V        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                   Итоги урока — 3 мин. Оценка класса. Домашнее задание.


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

     Сегодня мы остановимся на изучении цивилизаций средневековья. Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Р. Эмерсона «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной».  Попробуем взглянуть сегодня на человеческие ценности с позиций средневековой культуры.

     Относительно временных и географических рамок этих цивилизаций среди ученых нет единства. Мы будем иметь ввиду Европу X-XTV вв., когда основные структуры этой цивилизации уже сложились, но еще не начали появляться элементы нового индустриального общества. Мы не будем рассматривать феодализм как экономический строй средневековых цивилизаций, где феодалы эксплуатируют зависимых крестьян. Это мы изучали в курсе истории России в прошлом году. Попробуем подойти к нему с другой стороны, посмотреть, как и чем жили люди в то время.

     Цель нашего урока - попытаться воссоздать эпоху иногда незаслуженно забытую, иногда обезличенную. Как принято считать, мрачное страшное средневековье (когда горели костры, «охотились» на ведьм, оставались сироты от войн) умело верить, радоваться, создавать духовные ценности, на которых развивались многие поколения людей. Ведь это эпоха органной музыки Баха, готической архитектуры, игры цвета, живописи, декоративно-прикладного искусства, цехового мастерства, рыцарских традиций с культом Прекрасной Дамы, куртуазной лирики. Со времен средних веков люди пользуются фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами, изобрели ткацкий станок, порох, компас, появилась печатная книга, газеты и люди узнали о шарообразности Земли. В средние века появились государства Англия, Франция, Россия, Испания, Польша и другие, сложились многие языки. И сегодня на уроке мы должны сказать доброе слово защиты к чести этой эпохи, взглянуть на нее через витраж, каждое стеклышко которого ложится именно на свое место.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО XXIV ВВ. 

(сообщения учащихся)

1.   ФЕОДАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ. КРЕСТЬЯНСТВО.

     Если представить себе феодальное общество в виде пирамиды, то место крестьянства будет в самом ее основании. Это главная производительная сила общества и самая бесправная. Мысль о том, что общество развивается, была совершенно чужда _крестьянам. Их Вселенная ограничивалась родной деревней, замком сеньора и сельской церквушкой. Это была великая консервативная сила, с крайним недоверием относившаяся ко всему новому. Их идеал был в прошлом, в «старых добрых временах». Никакими качествами крестьянин не мог искупить «низость» своего происхождения. «Мужик» в средневековой литературе -воплощение всего самого мерзкого и отвратительного.

     Городская литература средневековья редко упоминала о крестьянах, но когда это случалось, тон ее был неизменным. Так, в «Мужицком катехизисе» читаем: «Что есть мужик? — Существительное - Какого рода? — Ослиного: ибо во всех делах и трудах своих он ослу подобен. - Какого вида? — Несовершенного: ибо не имеет он ни образа, ни подобия. — Какого склонения? — Третьего: ибо прежде, чем петух дважды крикнет, мужик уже трижды обгадится ...» — и так далее. В «Грамматическом упражнении» склоняется слово «мужик» таким образом: «Этот мужик, этого мужлана, этому мерзавцу, эту сволочь...» С детства крестьянам навязывалось представление как о низшем существе, предназначенном для службы господину. В Чехии существовала пословица: «Крепостной, что верба: чем чаще ее обрубать, тем гуще она будет ветвиться».

Вопрос учащимся: Почему высшие слои средневекового общества так

                                   неуважительно относились к тем, кто их кормил?

Ответ: Феодальное общество не признавало физический труд как ценность.

Заниматься им считалось унизительным и постыдным для благородного человека. К тому же необходимость «добывать хлеб свой в поте лица своего» считалась Божьим наказанием после грехопадения, совершенного еще Адамом и Евой. Но, в то же время библейская традиция почитала крестьянский труд угодным Богу. «Простая жизнь» кормильца давала шанс на спасение души, направляя его в царство Божие. Вот такая поляризация взглядов в средневековой Европе на крестьянский труд. Тупой и злобный «мужик», копающийся в земле и праведный, безропотный кормилец «народа Божьего».

2.     «ХОЗЯЕВА» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. РЫЦАРСТВО.

     Возникновение рыцарства было вызвано не столько расколом общества на классы, сколько военной необходимостью. Общество разделилось на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет».

     Идеология нового сословия возникла не на пустом месте. За плечами рыцарей были традиции предков - вождей и дружинников варварской эпохи. Рыцарская система ценностей представляла собой причудливый сплав варварства и христианства. Рассмотрим ее.

     Центральное место в этой системе занимала доблесть. Под доблестью понимал смелость, доходящую до безрассудства, постоянный поиск опасностей и презрение к смерти. Эти качества подчеркиваются у героев рыцарских поэм. Так, граф Роланд («Песнь о Роланде») категорически отказывается просить о помощи, хотя враги превосходят его отряд. А герой «Песни о Нибелунгах» в ответ на просьбу не ехать на пир к врагам, где его ожидает гибель, надменно отвечает: «Ответить им отказом не позволяет честь». Ричард Львиное Сердце с горсткой воинов бросился на целое войско. Битва была проиграна, но «честь спасена».

     Неразрывно связана с доблестью обязательность достойного поведения на рыцарском поединке. Рыцарь перед боем с противником, у которого нет щита, должен предложить свой. Или видя, что противник слабее, отказаться от боя. Существует одна норманнская легенда о благородном воине, который, путешествуя по Европе, совершил много славных подвигов. Однажды поиски приключений занесли его в замок благородного господина на юге Франции. В гостеприимном замке викингу понравилось множество вещей и драгоценных украшений. После обильного застолья в его честь, когда все улеглись спать, благородный викинг собрал все приглянувшиеся ему драгоценности и покинул замок. Но в дороге его начала мучить совесть. Воин решил, что поступил неблагородно и бесчестно по отношению к радушному хозяину. Тогда он вернулся в замок, разбудил хозяина, вызвал его на поединок, убил, забрал драгоценности и с чистой совестью отправился искать новых приключений.

     Наряду с благородством в рыцаре оставалась изрядная доля дикости от германского воина - зверя. Она отразилась в эмблематике на гербе и прозвищах: Лев, Дикий Вепрь, Львиное Сердце.

     Всем рыцарям предписывались роскошество и щедрость, переходящие в мотовство. Каждый старался перещеголять друг друга в причудах: один засеивает поле кусочками серебра, другой готовит пищу на дорогих восковых свечах.

     А в варварское поклонение оружию христианская религия внесла новый смысл. Воткнутый в землю меч представал в виде креста, перед которым рыцарь, преклонив колени, молился перед боем. «Се крест Господен, от которого бегут враги».

     Необходимо отметить, что в рыцарский «кодекс чести» обязательно входила месть за оскорбление родича или друга, а также нерушимость военного побратимства, неподвластного даже смерти.

     Чрезвычайно распространенная в литературе тема — рыцарское отношение к женщине. Культ «прекрасной дамы», как и вера в Христа, являлся выражением порыва к чистой и высокой «прекрасной жизни», тоска по которой становилась больше, чем кровавее и грубее были нравы эпохи. Трепетное и почтительное отношение к женщине придавало идее рыцарства неувядаемое очарование...

     Однако и здесь реальность не всегда соответствовала идеалу. В семейных отношениях рыцари нередко были грубыми скотами. Сломанные носы жен -довольно обычное явление того времени. Да и вообще, относиться к жене так же почтительно, как к возлюбленной, считалось дурным тоном. Контрасты эпохи...

Вопрос учащимся: Как вы думаете, такие правила чести действовали

только внутри рыцарского сословия или распространя-лись на все средневековое общество?

Ответ: Такие правила чести существовали только внутри рыцарского

сословия. Поэтому очень часто доблесть и благородство у феодалов переплетались с чванством и кровожадностью.

Вопрос учащимся: Какую роль играл король в средневековом обществе?

Ответ: Король тоже был и феодалом, и рыцарем. Он обеспечивал

стабильность и равновесие в стране. Оберегал от знати горожан и ремесленников, выступал за отмену крепостного права (Франция).

3.    ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Вопрос учащимся: Подумайте, можно ли духовенство назвать только сословием

                                   феодалов?

     Неистовой и страстной была вера в Бога людей той эпохи. Она выражала их стремление к «прекрасной жизни» и определяла все стороны их существования от рождения до смерти. Мир в представлении человека средневековья был не чем иным, как борьбой между добром и злом, божьим и дьявольским воинствами. Все сверхъестественные силы считались реальностью. Люди верили тогда, что земля это плоский диск, края которого уходили в кромешную тьму, где начиналось царство дьявола. В непонятных странах жили люди с собачьими головами, одноногие люди, люди — волки и люди без головы. Где - то не земном диске можно было найти рай, где сходились великие земные реки, обитали единороги и другие чудесные животные. Прокопав очень глубокую шахту, человек мог провалиться в ад, а поднявшись высоко в небо - попасть в Царство Божие. Купцы, приезжавшие из далеких стран, рассказывали о полчищах чудовищ, которые ждут своего часа, чтобы уничтожить весь христианский мир.

     Короли отдавали города в обмен на религиозные святыни. Доблестные рыцари сражались во имя веры. Монахи-отшельники истязали себя «во славу

Христову». Крестьяне поднимали восстания, намереваясь воплотить «царство Божие на земле». Знатные дамы ухаживали за больными бедняками, потому что нищие — «заступники богатых и знатных перед Богом». И неважно, что многие заповеди нарушались, от этого они не переставали быть ценностями. Смерть без отпущения грехов была страшнее всего.

     В средневековом христианстве можно выделить три уровня:

   Высокое (церковное) христианство — обязательность «слепой веры»,

культ святых, спасение души.

    «рыцарское» христианство - военно - монашеские ордена, поклонение

Деве Марии.

 Простонародное христианство - смесь церковного учения, язычества и предрассудков, суррогат суеверий, которым пользовались большинство людей.

     Так, культ святых постепенно становился поклонением чародеям, где каждый имел собственную узкую «специальность», избавляя от болезней, помогая разводить кур, свиней, коров, выращивать рожь, бобы, лен, прекращая засуху, способствуя благополучию в семье, удаче в торговле и так далее.

     Наиболее эффективным средством от непогоды считали мессу и церковные заклинания, когда священник силой креста изгонял бесов из туч. Были специальные церковные формулы освещения плодов и заклятия сорняков. Обычным средством охраны животных от воров и исцеление от болезней было начертание на их лбу креста. Лучшими ветеринарными средствами была святая вода, которую давали животному пить, благословение священника и церковные просфоры, которые скармливались скоту. Нередко сельскохозяйственных вредителей, грызунов, насекомых, птиц предавали церковному проклятию и отлучению от церкви. Для облегчения родов, как животным, так и женщинам на голову возлагали Евангелие, давали съесть бумажку с записанной на ней молитвой. Однако родившая женщина считалась нечистой, и ей до определенного срока запрещалось входить в церковь. Одним из средств исцеления было изготовление свечей размером и весом с тело больного. В большом ходу была «христианская магия» с церковными заклинаниями, амулетами и ритуалами.

     Не всегда такое понимание религии было безобидным. Почтенный католический священник Пьера де Во де Серне с гордостью рассказывал, как во имя Христа и правой веры он участвовал в преследовании еретиков: «Из крепости вывели Эмерика и примерно 80 других богомерзких еретиков. Благороднейший граф предложил их всех повесить. Виселица, не выдержав, обрушилась. Тогда паломники с превеликим усердием набросились на них и всех перебили в мгновение ока, восстановив имя Христа. Владелицу замка бросили в колодец и забросали камнями. Несметное число еретиков и «ведьм» сожгли на костре, многим выкололи глаза и отрезали носы». Христианство было своего рода осью средневековой цивилизации.

(Вспомнить вопрос)

Ответ : Духовенство нельзя назвать сословием феодалов, так как в него могли

войти люди из различных слоев населения. Бывало, что выходец из знатного рода становился простым монахом, а выходец из крестьянства — кардиналом.

Вопрос учащимся: Что же объединяло всех этих людей?

Ответ: Христианская вера.

4.    ПРЕДВЕСТНИКИ НОВОГО МИРА

Вопрос учащимся: Почему города называли предвестниками нового мира?    

     Средневековый город был замкнут в себе. Ему одинаково чужды как мир деревни, так и мир феодального замка. Он жил своей непохожей жизнью. Это государство в миниатюре. В нем смешались представители всех сословий: ремесленники, крестьяне, знать, духовенство. Они обрели новое качество -горожан. Главные особенности города:

  Самоуправление (объединение ремесленников по профессиям — цехи). Цеховые уложения регламентировали все стороны жизни до мельчайших подробностей. Вопросы производства, крещение, свадьбы, вид одежды, забота о нищих, перечень запрещенных ругательств и штраф за них.

  • Новое отношение к труду. Труд рассматривался как источник не только

      существования, но и морального удовлетворения.

  • Человек — индивидуальность прежде всего - необычайная мысль в те    

      времена, ценились талант и умение, а не знатность

  • Не вписывался в городе труд купцов. Торговля ради богатства, а Христос  

      призывал заботиться о душе.

     Разумеется, все это не означало, что город был свободен от идеи и традиций средневековья. В центре его находился готический собор (незыблемость церкви), городские колодцы украшались статуей Роланда (влияние рыцарской идеи), богатые горожане стремились подражать жизни феодалов.

     И все же именно город средневековой Европы становится носителем ценностей.

(Вспомнить вопрос)

Ответ: Именного в городе зрели силы, разрушившие старые представления

средневековой цивилизации (идея равенства, отношение к труду, человеку и так далее.)

     В эпоху Возрождения быт людей претерпевал серьезные изменения. У них появилась тяга к комфорту, уюту. Женщины используют косметические средства, чтобы изменить свою наружность, улучшить фигуру, цвет кожи, волос. На празднествах в Италии обрызгивали духами даже ослов и давали взаймы надушенные деньги. Чистоплотность и опрятность стали обязательными условиями жизни. Мода на одежду менялась с невероятной быстротой. Одежда стала удобной и разнообразной. И это все было тогда, когда жизнь человека в средневековой Европе строго регламентировалась. Существовали строжайшие предписания, как он должен одеваться, как себя украшать, какой иметь дом, как себя вести. Все эти атрибуты символизировали принадлежность человека к определенному сословию, роду занятий, цеху и т.д. Достаточно аскетичное средневековье не поощряло комфорт и роскошь. Все попытки что-то изменить воспринимались как желание оспорить Бога.

Вопросы учащимся: Подумайте, о чем свидетельствуют все эти изменения

в быту человека?

Как эти изменения отражали новые представления о человеческой индивидуальности?

     Эпоха Возрождения стала разрушать старые традиции. Появилась тяга и к знаниям. Стремление к достоверности знания поставило во главу эксперимент.

     Испанский властитель ставил опыты над преступниками. Он помещал одного из них в бочку, закрывал ее плотно крышкой, обмазывал глиной и ставил в печь. И когда он считал, что человек уже мертв, бочку вынимали и осторожно снимали крышку, надеясь увидеть улетавшую человеческую душу. Однако, не обнаружили дух жизни.

     Несколько веков назад один жаждущий знаний немецкий князь также ставил эксперимент, желая узнать первоначальный язык человечества. Он взял грудных детей и приказал служанкам кормить младенцев, ухаживать за ними, но не ласкать и не разговаривать, «ибо он хотел знать, заговорят ли они на древнееврейском, на греческом, латыни или арабском». В результате эксперимента дети умерли, так и не заговорив.

Вопросы учащимся: Чем, на ваш взгляд, отличаются эти опыты прошлых

эпох от экспериментов современной науки? С какими ее принципами они не совместимы?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот мы и сложили витраж - целостное представление об эпохе. Главное, чтобы мы поняли, в каких муках человечество рождало духовную культуру, ценности. Я думаю, нам есть чему поучиться. Пора, в начале XXI века вспомнить о корнях человеческих и вернуть ему историческую память.

Домашнее задание. Представьте себе, что вы путешествуете во времени и попадаете в средневековую школу X века. Как бы вы ответили на вопросы учителя? (отрывок из учебника X века).

  1. Что такое буква?        Страж истории.
  2. Что такое слово?                                                        Изменник души.

  1. Что рождает слово?        Язык.
  2. Что такое язык?                                                           Бич воздуха.

  1. Что такое воздух?                                                       Хранитель жизни.
  2. Что такое жизнь?                                                       Для счастливых — радость,

                                                                                  для несчастных — горе.

БЛИЦ - ОПРОС

О какой категории населения говорится в стихах средневековых авторов?

1.     Терпением, трудолюбием богат,

За век свой вывез он навоза
Телег немало; зноя или мороза
Он не боялся, скромен был и тих
И заповедей слушался святых,

Будь от того хоть прибыль, хоть убыток,

Был рад соседа накормить досыта,

Вдовице землю запахать:

Он ближнему старался помогать...

2.     Он мог решать сложнейшие вопросы:

Какой погоды ждать? Иль в дождь, иль в зной
С земли возможен урожай какой?

Весь скот, коровни и овчарни,

Конюшни, птичник, огород, свинарни

У него под началом были

Крестьян же сотни там служили

В уплату все имущество возьмет

В своем отчете дыры тем заткнет

Он сад развел, обнес двор тыном

В усадьбах пышной жил он господином.

3.     Мне пыл сражения милей

Вина и всех земных плодов.

Вот слышен клич: «Вперед! Смелей!»

И ржание, и стук подков.

                               (Джеффри Чосер «Кентерберийские рассказы» XIV в.)

  1. Там копья всадники ломают,
    С могучим треском пробивают
    Щиты червленые друг другу.
    Дырявят прочную кольчугу,
    Чтоб сбить со взмыленных коней
    Своих противников скорей.

                                      (Кретьен де Труа «Эрек и Энида»)

5.   За мощи выдав зуб быка,

      Он им притронется слегка

      К больному — и дань сберет...

Страдает лишь от них народ,

      Не перечесть ему невзгод:

      Зимой и летом гнет он спину,

      Чтоб отдать им десятину.

             (Ганс Сакс - о духовенстве)

6.    Он курс экю высчитывать умел
     И знатно на размене наживался.
     И богател, а то и разорялся,

Но ото всех свои долги скрывал.

Охотно деньги под проценты отдавал.

                                      (Джефри Чосер - о купце)

7.     Звук слышен то рожка, то флейты;

Тут голос жил, рядом роты;

Один - слова, другой - к ним ноты;

У тех свирель, с волынкой - эти,

На дудке тот, тот на мюзете...

Тот в обруч прыгает, кого

Не знаешь больше мастерство.

 Кого ж истории влекли

Про то, как жили короли...

                                    «Фламенка» - артисты

КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ

  1. ОБЩЕСТВО (8б) - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

  1. ПРОГРЕСС (8б) (от лат.) - движение вперед от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему.

  1. Одна из древних наук, называющаяся общественной -ФИЛОСОФИЯ (9б )

  1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (11б ) (от лат. гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества; или ступень общественного развития, следующая за варварством.

  1. КУЛЬТУРА (8б) - (от лат. Возделывание, воспитание, образование). Все, что создано и создается человеком в процессе его творческой деятельности.

  1. МИФОЛОГИЯ (9б) - основной способ понимания мира на ранней стадии общественного развития.

  1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ (8б) - один из современных научных подходов в изучении цивилизаций.

  1. ЛИЧНОСТЬ (8б) - целостность человеческая индивидуальность в единстве ее природных и социальных качеств (интеллект, эмоции, воля и т.д.

ИЗ СПРАВОЧНОГО БЮРО.

Вес полного боевого снаряжения рыцаря равнялся 1763 унциям или ПО английским фунтам (1 унция = 28,35 грамма, 1 английская фунт = 16 унций = 453 грамма

БРОНЯ КРЕПКА.

     Рыцарь, отправляясь на бой или турнир, надевал на себя тяжелые доспехи.

  1. Шлем
  2. Забрало
  3. Ожерелье
  4. Наплечники
  5. Наручи
  6. Налокотники
  7. Перчатки
  8. Наручники
  9. Крюк для копья Ю.Набедренники

  1.  Башмаки
  2.  Наколенники
  3.  Набрюшник
  4.  Наспинник
  5.  Поножи

ЧТО УМЕЮТ РЫЦАРИ?

Поэты рыцарских времен воспевали семь добродетелей - семь искусств, которыми владел каждый рыцарь. Выбери их. Ездить верхом, фехтовать, объедаться на пирах, владеть копьем, плавать, стрелять из пистолета, играть в шашки, подслушивать, охотиться, сочинять и петь стихи в честь дамы сердца.

О, дама, век храни вас Бог!

Добро дается ль вам во многом?

Взойди скорей на мой порог,

Ты часть всех благ, мне данных Богом.

О, дама, нет с желаньем слада

В разлуке я питал мечты.

Мой друг, ты вся моя отрада

К добру приводишь только ты

Для вас был столь же долог срок,

Сколь срок, мной отданный тревогам Мой друг, всечасно пыл мой влек

К вам думы под любым предлогом

Ты совершенство, чувств услада,

Цвет верности и доброты.

Мой друг, ты вся моя отрада,

К добру приводишь только ты.

Я был в разлуке столь далек

От благ, что ждут за сим порогом.

Все, кроме чести, мой дружок,

Бери любви моей залогом.

Краса, мне большего не надо

Навек я пленник красоты.

Мой друг, ты вся моя отрада,

К добру приводишь только ты.

Объятье будет мне награда,

Мои желания просты.

Мой друг, ты вся моя отрада

К добру приводишь только ты.

           * * * * * * * * * *

О дама, благословил твердыня,

Чья красота - всех благ моих залог.

Пусть ваша не сразит меня гордыня

Пусть приговор не будет ваш жесток

Когда ваш лик, который чист и строг

Я лицезрею, бежать от вас даю зарок

                            Благодарю!

Восторг счастливый заточен я ныне

Но проклинать не стану я острог

Я рад любовной боли, чужд кручине,

И пыл, который душу в жар вовлек

И пламенем, палящим сердце жег

Боготворю. Всем муки были сердцу впрок.

                            Благодарю!

Но все-таки молю о благостыне –

Я заслужил ее в кругу тревог

 Ведь кроме вас не знаю я святыни

И только вам служу я, видит Бог

Вы столь добры, столь долог службы срок.

Я не корю судьбу, и я у ваших ног.

                          Благодарю!

                                     * * * * * * * * * *

Как роза алая, белее лилии

Сиятельней рубина во сто крат,

Мадам, от вашей красоты хмелея

Как роза алая, белее лилии

Я цепенею, и сказать не смею

Что вашей красоте служить я рад,

Как роза алая, белее лилии,

Сиятельней рубина во сто крат.

(Из французской средневековой лирики)

                                  * * * * * * * * * *

Использованная  литература.

1.Человек и общество. Обществознание. Часть 2. Учебник для учащихся 11 класса. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М, Просвещение, 2002.

2.С.В.Краюшкина. тесты по обществознанию/ к учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой/. 11 класс. М, Экзамен, 2009.

3.Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 11 класс. М, «ВАКО», 2009.

4. Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. М, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1999.

5. Обществознание в таблицах и схемах. С-П, 2009.

6. Г.М.Донской. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. Пособие для учителя. М, Просвещение, 2002.

7.В.П.Даркевич. Празднества средневековья. М, Политиздат, 1991.

8. Лев Любимов. Искусство западной Европы. Книга для чтения. М, Просвещение, 2002.

9. Прекрасная Дама. Сборник стихов из средневековой лирики. Московский рабочий, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...