Рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Яркова Светлана Николаевна

Данная программа составлена на основе ФГОС ООО и ИКС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ist5.docx80.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ №30

с углубленным изучением

отдельных предметов»

_________Е.Ю. Колышкина

Приказ №__от «__»___2016г.

Согласованно:

Зам. директора по УР

_______М.Н. Нейман

Рассмотрено:

на заседании МО Протокол №

Рук. МО _______

                                                                         

                                   

                                   

                                                                         

                                                                                                                               

                

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по предмету «История»

5 класс

2016 – 2017 учебный год

Составитель С.Н. Яркова

г. Нижневартовск

2016г.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе:  

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Историко-культурного стандарта;
  • Программы История. 5-9 классы. Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлева, А.Н.Майков – М.: Вентана-Граф, 2013; 
  • Предметной линии учебников по всеобщей истории 5-9 класс под общей редакцией В.С. Мясникова ; 
  • Предметной линии учебников по истории России 6-9 класс под общей редакцией А.А.Данилова; 
  • Идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, толерантное сознание и поведение.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций  и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.  

Задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе. 

Задачами изучения в основной школе предмета «История» являются:

  • определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, формирование у них российской гражданской идентичности;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития народов нашей страны и всего человечества с древнейших времен до наших дней;
  • приобретение опыта активного освоения российского и мирового культурноисторического наследия;
  • воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей;
  • усвоение базовых национальных ценностей на основе изучения российского и мирового исторического опыта;
  • формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений и их оценки;
  • развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
  • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной жизни.

Общая характеристика учебного предмета 

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,  
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;  история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

    Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

   Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

    В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане 

 

    Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 385 часов, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе -3 часа в неделю. Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно – параллельно.

 

 

Образовательные результаты освоения учебного предмета 

 

  К важнейшим 

личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение         умениями         работать         с         учебной         и         внешкольной         информацией

(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

. 

 

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией: 

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами: 

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 

  1. Работа с историческими источниками: 

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках

(материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  1. Описание (реконструкция): 

· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.

п. составлять описание исторических объектов, памятников. 

  1. Анализ, объяснение: 

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 

  1. Работа с версиями, оценками: 

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: 

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

 

Содержание учебного предмета «История» 

Содержание тем учебного курса ИСТОРИЯ.  5 класс.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта  (основного) общего образования основной школе:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: 

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: 

  • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;
  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;
  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
  • представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;
  • умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
  • уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;
  • уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;  
  • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
  • умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;
  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включают в себя: 

  • способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
  • готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;
  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);
  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА  

Наименование темы,  её содержание

Количество часов

1

ВВВЕДЕНИЕ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ Исторические события.

Причинные связи между событиями. Историческая карта.

2

2

Первобытное общество 

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община.         Развитие         ремесла.         Обмен         произведенными         продуктами.

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.  

5

3

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники.

Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.  

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.  

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты.

16 

Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.  

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь.

Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. 

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.  

4

Древняя Греция и эллинистический мир  

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – городгосударство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы.

Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. 

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.  

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.   

20

5

Древний Рим  

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы.

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и

Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.  

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство. 

 

20

6

Резерв

7

ИТОГО

70 часов

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс истории 5 кл.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе терминов, исторических понятий, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.  
  2. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
  • Использовать исторические источники знаний;  составлять рассказ по рисунку.
  • Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия.
  • Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.  
  •  Уметь читать историческую карту;
  • Формулировать выводы.  
  • Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.
  • Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
  • Сравнивать географическую среду  
  • Уметь оперировать датами
  • Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника;
  • Характеризовать события и их участников на основе текста учебника.
  • Работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
  • Сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия.

 

Перечень учебно-методического обеспечения.   Список литературы.

 

  1. «История древнего мира 5 класс», Т.П.Андреевской, М.В.Белкина, Э.В.Ваниной. М., «Вентана-Граф», 2015 год.
  2. Рабочая тетрадь. «История древнего мира 5 класс», Т.П.Андреевской, М.В.Белкина, Э.В.Ваниной. М., «Вентана-Граф», 2015 год.
  3. Проектировние         учебного         курса.         «История         древнего         мира         5 класс», Т.П.Андреевской, Э.В.Ваниной. М., «Вентана-Граф», 2012 год.

Программно-методическое обеспечение предмета история 5класс

 

Класс

Учебники

 

Методические пособия

5 класс

1. «История древнего мира 5 класс»,

Т.П.Андреевская,

М.В.Белкин, Э.В.Ванина.  

М., «Вентана-Граф», 2015 год.

 

1. Рабочая тетрадь.

«История древнего мира

5 класс»,

Т.П.Андреевская,

М.В.Белкин,

Э.В.Ванина. М. М., «Вентана-Граф», 2015 год.

2. Атлас Древнего мира,

М, «Дрофа», 2008 3. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян», М.Н.Ботвинник,

М.Б.Робинович,

Г.А.Стратановский

 

1.Проектировние учебного курса. «История древнего мира 5 класс», Т.П.Андреевская, Э.В.Ванина. М., «Вентана-Граф»,

2015год.

 

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал http://www.ndce.ru портал учебного книгоиздания http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История» http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября» http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век» http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса  http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://museum.ru/  Портал «Музеи России».

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 5 классе изучается «История Древнего мира». Программа для 5 класса предполагает достижения следующих результатов освоения курса «Истории Древнего мира»

 

 

Личностные:  

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;   3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  
  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;  
  2. формирование гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  
  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;   7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;  

 8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.  

 

 Предметные:  

  1. формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и  взаимопонимания между народами, людьми разных культур;  
  2. овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;  
  3. формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;  
  4. формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;  
  5. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;  
  6. воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.  

 

 

 Метапредметные:  

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  
  5. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  
  6. смысловое чтение;  
  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать своё мнение;  
  8. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  
  9. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);  

 

  Критерии оценивания учащихся по истории:

Критерии оценки устного ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

 Критерии оценивания письменного ответа.

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

2015-2016 учебный год.

 

                                        КУРС     ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА         КОЛ-ВО ЧАСОВ   70           5  КЛАСС 

 

 

№пп

Тема урока

Тип урока

Деятельность  учащихся

Информаци онное

сопровожде ние

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Введение. 3часа

      1.

1. Введение. Что изучает история?

 

Групповая и коллективная работа.

Раскрывают значение термина история.   Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

  

c.3-4

4.09

 

2.  

2. Источники знаний о прошлом

 

Работа с текстом и понятиями. Раскрывают значение термина исторический источник.        

 

Записи в тетради

7.09

 

3.  

3.Счет лет в истории

 

Работа с текстом учебника и лентой времени. Осмысливают  различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определяют историческое время по ленте времени. Решают  исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени.  Развивают  навыки счета в истории в разные эпохи.

 

Записи в тетради

11.09

 

Первобытное общество. 5 часов 

4.  

1.Возникновение человека

 

Работа с текстом учебника, рассказ по иллюстрации.

Комментируют и формулируют понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.  

Презентация

& 1

14.09

 

5.  

2.Появление современного человека

 

Работа с текстом учебника, рассказ по иллюстрации. Сравнивают первобытного и современного человека. Характеризуют  новые способы охоты.  

Презентация 

& 2 

18.09

 

6.  

3.Зарождение искусства и религиозных верований

 

Рассказывают о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Презентация 

& 3 

21.09

 

7.  

4.Человечество на пути к новому обществу

 

 Работа с текстом учебника.

Определяют значение и роль общины в жизни человека. Комментируют и определяют понятия: ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса

Презентация 

& 4 

25.09

 

8.  

5.Повторение и обобщение по теме.

 

Работа в парах, тест, решение проблемных и развивающих задач

 

Не задано

28.09

 

Древний Восток.  16 часов

9.  

1.Образование государства в долине Нила

 

Работа с картой и текстом учебника. Определение  влияние природноклиматических условий на жизнь и деятельность человека.          

Презентация 

& 5 

2.10

 

10.  

2.Религиозные верования в

Древнем Египте

 

Работа с текстом учебника, работа с историческими источниками. Определяют понятия: храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.                

Презентация 

& 6, творческое

задание 

5.10

 

11.  

3.Правитель Древнего

Египта

 

Работа с текстом учебника,  

определение понятия «фараон», рассказ  о жизни фараона

Презентация 

& 7 

9.10

 

12.  

4.Подданные фараона

 

Работа с текстом учебника, выделяют главное в части параграфа, во всем параграфе.  составляют рассказ по иллюстрациям. Определение основных категорий населения, их положение.  

Презентация 

& 8 

12.10

 

13.  

5.Повседневная жизнь древних египтян

 

Работа с текстом учебника,   находят  и группируют информацию по данной

теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментируют понятия и самостоятельно  формулируют их

Презентация 

& 9 

16.10

 

14.  

6.Культура Древнего Египта

 

Работа с текстом учебника,   рассказ по иллюстрациям. Поиск в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Презентация, ОЭР

& 10, творческое

задание 

19.10

 

15.  

7.Шумер и Аккад

 

Работа с картой и текстом учебника, определение  влияния природноклиматических условий на жизнь и деятельность жителей государства.  Анализ письменных документов  Двуречья   и выделение ее особенных признаков

Презентация 

& 11 

23.10

 

16.  

8.Древний Вавилон

 

Работа с текстом учебника,   анализ документов.  Выясняют  хронологию правления Хаммурапи, определяют  понятие закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.

Презентация 

& 12 

26.10

 

17.  

9.Ассирийская держава

 

Работа с картой и текстом учебника. Определяют понятие  держава, условия возникновения данного типа

государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Работают  в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.

Презентация 

& 13 

30.10

 

18.  

10.Финикия

 

Работа с текстом учебника, анализ документа, выявление открытий и достижений финикийцев, определение понятия колония. Работа с картой, описание  пути, по которому плавали финикийские купцы.

Презентация 

& 14 

13.11

 

19.  

11. Древняя Палестина

 

Работа с картой и текстом учебника.  Работа в малых  группах: определение понятия Библия и  анализ ее как исторического источника. Решают  развивающие и проблемные задачи, оценка поступков Соломона, Самсона, Давида.

Презентация 

& 15 

16.11

 

20.  

12.Древняя Персия

 

Работа с картой и текстом учебника,  определение основных дат истории создания Персидской державы. Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.

Презентация 

& 16 

20.11

 

21.  

13.Древняя Индия

 

Работа в малых группах: по  карте  и тексту  учебника определяют географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей,.

Презентация 

& 17 

23.11

 

22.  

14.Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии

 

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, анализ документа, раскрытие  содержания понятия – Буддизм.                

Презентация 

 

& 18, творческое

задание 

27.11

 

23.  

15.Древний Китай

 

Работа с картой и текстом учебника, определяют местоположение Китая. Объясняют  причины возведения  Великой Китайской стены. Выделяют  своеобразие древней китайской цивилизации Определяют и формулируют  особенности китайской религии.  Составляют кроссворды по тематике  урока

Презентация 

& 19, творческое

задание 

30.11

 

24.  

16.Повторение и обобщение по теме

 

Работа в группах, выполняют задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Показывают на карте самые известные города  и государства Древнего Востока и соотносят их местоположение с  современной картой, тест, самоанализ

 

Не задано

4.12

 

Древняя Греция и эллинистический мир. 20 часов

25.  

1.Природа Древней Греции и

занятия древних  греков

 

Работа с картой и текстом учебника, анализ документа. Определяют  и комментируют  местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называют отличительные признаки критской культуры.  Инсценировка мифа о Дедале и Икаре.

Презентация 

& 20 

7.12

 

26.  

2.Древнейшие государства

Греции. Крит и Микены

 

Работа с текстом учебника и иллюстрациями, анализ документа. Выявляют  отличия между микенской и критской культурами. Работа с лентой

Презентация 

& 21 

11.12

 

времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по

27.  

3.Верования древних греков

 

Работа с текстом учебника, анализ документа,  Выполняют  задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».

Презентация 

& 22 

14.12

 

28.  

4.«Илиада» и «Одиссея» правда и вымысел

 

Работа с текстом учебника,  определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роли  в жизни человека. Работа в группах.

Презентация 

& 23 творческое

задание 

18.12

 

29.  

5.Греческий полис-город государство

 

Работа с картой и текстом учебника, анализ документа. Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделяют признаки греческого полиса. Характеристика греческого  демоса, общества в целом.

Презентация 

& 24 

21.12

 

30.  

6.Установление

демократического строя в Афинах

 

Работа с текстом учебника, анализ документа. Определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение.

Презентация 

& 25 

25.12

 

31.  

7.Спарта

 

Работа с текстом учебника, анализ документа. Определение  географическое положение,   образ жизни спартанцев. Определение положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.

Презентация 

& 26 

11.01

 

32.  

8.Борьба  греков за свою свободу

 

Работа с учебником, выявление причин греко-персидских войн, хронология, итоги Марафонской битвы и ее значение. Составление рассказа о Марафонской битве

Презентация 

& 27 

15.01

 

33.  

9.Борьба  греков за свою свободу

 

Работа с картой и текстом учебника, оформление таблицы «Грекоперсидские войны»

 

& 28, закончить таблицу

18.01

 

34.  

10.Греческий полис и его жители

 

Работа с картой и текстом учебника, анализ документа. Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Презентация 

& 29 

22.01

 

35.  

11.Развитие демократии при

Перикле

 

Работа с текстом учебника. Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение

Презентация 

& 30 

25.01

 

36.  

12.Олимпийские игры

 

Работа с текстом учебника и документами. Определение  хронологии первых Олимпийских игр. Составление развернутого плана одной части параграфа. Пересказ легенд и мифов об олимпийских играх

Презентация 

& 31 

29.01

 

37.  

13.Повседневная жизнь древних греков

 

Работа с текстом учебника, иллюстрациями. Составление  плана  виртуальной экскурсии по Акрополю.  Составление кроссворда на в соответствии с темой урока

Презентация 

& 32 

1.02

 

38.  

14.Греческая наука

 

Работа с текстом учебника и дополнительной литературой, иллюстрациями. Определение особенностей образования в Древней Греции. Выполнение практической

Презентация,

ОЭР 

& 33, творческие

задания 

5.02

 

работы с текстом по дифференцированным заданиям.

39.  

15.Архитектура и скульптура

Древней Греции

 

Работа с текстом учебника и дополнительной литературой, иллюстрациями. Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулирование собственного  мнения об архитектурных сооружениях Афин.    

Презентация,

ОЭР 

& 34, творческое

задание 

8.02

 

40.  

16.Рождение театра.

Театральные представления

 

Работа с текстом учебника и дополнительной литературой, иллюстрациями

Презентация,

ОЭР 

& 35 

12.02

 

41.  

17.Греция и Македония в IV веке до н.э. 

 

Работа с текстом учебника, анализ документа. Групповая работа.

Определение причин поражения греков в борьбе с Македонией. Составление хронологической таблицы  дат основных сражений. Сравнение политический курсов  Филиппа и Александра.

Презентация 

& 36 

15.02

 

42.  

18.Он хотел завоевать весь мир

 

Работа с текстом учебника, картой, анализ документа. Составление хронологии основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Составление схемы походов А. Македонского и оценочной  характеристики  государственного  деятеля.

Презентация 

& 37 

19.02

 

43.  

19.Александрия Египетская

 

Работа с текстом учебника, определение причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Работа с картой, анализ документа

Презентация 

& 38 

22.02

 

44.  

20.Повторительнообобщающий урок по теме

 

Работа в группах, тест, самоанализ

 

даты

26.02

 

Древний Рим.  20часов

45.  

1.Древняя Италия и начало города Рима

 

Работа с картой и текстом учебника, определение географическое положение , природно-климатические условия и дату возникновения Рима. Анализ документа, рассказ о возникновении Рима. 

Презентация 

& 39 

 29.02

 

46.  

2.Рим в эпоху царей

 

Работа с текстом учебника,   определением республика.

Соотношение возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.

Презентация 

& 40 

4.03

 

47.  

3.Рождение Римской республики. Борьба  патрициев и плебеев

 

Работа с текстом учебника,   определением, анализ документов. Выявление основных органов управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика

Презентация 

& 41 

7.03

 

48.  

4.Завоевание Римом Италии

 

Работа с текстом учебника, картой, анализ документа. Соотношение возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима. 

Презентация 

& 42 

11.03

 

49.  

5.Армия Древнего Рима

 

Работа с текстом учебника, схемами и иллюстрациями

Презентация 

& 43 

14.03

 

50.  

6.Рим и Карфаген

 

Работа с картой,  текстом учебника, составление таблицы «Пунические войны» 

Презентация 

& 44, закончить таблицу 

18.03

 

51.  

7.Завоевания Рима на Востоке

 

Работа с текстом учебника, схемой, Работа в малых группах: причины, хронология основных событий, итоги войны

Презентация 

& 45 

21.03

 

52.  

8.Государственное устройство

Римской республики

 

Работа с текстом учебника, определениями, схемой

Презентация 

& 46 

1.04

 

53.  

9.Римское общество: его нравы и обычаи

 

Работа с текстом учебника, определениями

Презентация, ОЭР

& 47 творческое

задание 

4.04

 

54.  

10.Повседневная жизнь римского общества

 

Работа с текстом учебника. Рассказ по  иллюстрациями учебника.

Презентация, ОЭР

& 48 творческое

задание 

8.04

 

55.  

11.Рабство в Риме

 

Работа с картой, текстом  и иллюстрациями учебника. Работа в группах: причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.

Презентация 

& 49 

11.04

 

56.  

12.Начало гражданских войн в Риме

 

Работа с текстом учебника. Практическая работа, определение причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.

 

Презентация 

& 50 

15.04

 

57.  

13.Гай Юлий Цезарь

 

Работа с текстом учебника, составление таблицы «Вехи судьбы Цезаря» 

Презентация 

& 51 творческое задание  

18.04

 

58.  

14.Октавиан Август и рождение Римской республики

 

Работа с картой и текстом   учебника, составление таблицы «Гражданская война в Риме» 

Презентация 

& 52 творческое

задание 

22.04

 

59.  

15.Императоры Рима I-II веков

 

Работа с текстом учебника и персоналиями. Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о римских императорах.

Презентация 

& 53 творческое

задание 

25.04

 

60.  

16.Вечный город

 

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Работа в группах:

Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Инсценировка  виртуальной экскурсии (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. 

Презентация, ОЭР

& 54 творческое

задание 

29.04

 

61.  

17.Культура Римской империи

 

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Индивидуальные  проекты  

Презентация, ОЭР

& 55 творческое задание

 2.05

 

62.  

18.Возникновение христианства

 

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Групповая работа:

определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Оценивание комплекса моральных норм христиан. Причины их актуальности .

Презентация, ОЭР

& 56 

6.05

 

63.  

19.Римская империя в III- V веках

 

Работа с текстом и картой учебника. Составление рассказа о Риме с опорой на иллюстрации. 

Презентация 

& 57 

9.05

 

64-66.  

20.Повторительнообобщающий урок

Первобытное общество.

Защита проектов

 

Работа в группах, тест, самоанализ

 

Не задано

13.05-20.05

 

67.  

Древний Восток

 

 

 

 

22.05

 

68.  

Древняя Греция

 

 

 

 

24.05

 

69.  

Древний Рим

 

 

 

 

27.05

 

70.  

Резерв

 

 

 

 

30.05

 

 

Условные обозначения:

 

 

 

 

УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И ВЫРАБОТКИ УМЕНИЙ

УРОК КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЗУН УЧАЩИХСЯ

УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

УРОК ПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...