Вводный урок "История как наука. Типы исторических знаний"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Иванова Марина Михайловна

Урок направлен на выявления уровня подготовленности учащихся ,их способности к диалогу. Рассматривает особенности и задачи курса истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab_ur_okonchat.docx177.72 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Вводный(история)

«Если изъять из истории объяснение того, почему, каким образом, ради чего совершено что-либо, достигнута ли была предположительная цель, то от неё останется одна забава, лишенная поучительности; такая история доставит скоропреходящее удовольствие, но для будущего окажется совершенно бесполезной». Полибий.

Цели:

1 Выявить уровень подготовленности учащихся, их способность к диалогу, активным формам работы

2. Дать представление (на базе ранее полученных знаний) о неоднозначности процесса исторического развития.

3. Вовлечь учащихся в активную деятельность ( в группе или индивидуально), с целью формирования умения четко и логично излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Компетенции (в результате освоения материала урока обучающийся должен):

понимать:

  • особенности и задачи курса «История »;
  • единство исторического прошлого народов России и мирового сообщества;
  • значение исторического прошлого России;

знать:

  • основные термины: «историческая наука»;  «цивилизация»; «формация»; «археология»; «этнография»; «дипломатия»; «геральдика»; «метод»;
  • имена выдающихся отечественных историков;
  • понятия: «содержание истории, как науки»; «функции истории»; «методы исторического исследования»; «исторические источники»; «типы исторических источников»; « периодизация»; «историография».

уметь:

  • работать с исторической информацией;
  • работать в группе, выступать публично;
  • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания;

использовать знания и умения в практической деятельности:

•        выражать свою точку зрения (своё отношение) к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование:

1 таблица–схема - «модели исторического развития»;

2. схема «Классификация исторических источников»;

3 мультимедийная презентация к уроку;

Ход урока:

IОрганизационный момент(Этап вызова)

1) Организация групповой и индивидуальной деятельности студентов

2) Обеспечение аудитории текстами документов и др. исторических источников (Предварительная подготовка к решению поставленных на уроке проблем путем изучения источников).

3) Создание ситуации выбора; (рассмотрение альтернативных точек зрения путем сопоставления документов и материалов, представленных учителем)

План работы

1. Человек как объект исторической науки.

2. Что изучает история? Знать историю - зачем?

а) основные принципынаучного познания;

б)  типологическая единица истории – «цивилизация»; сравнительный характер цивилизационного подхода изучения истории страны;

 в) сущность, формы, функции исторического знания;

г) методы исторического исследования;

д) исторические источники и их типы;

3.Место России в мировой цивилизации.

а)основные подходы в исторической мысли;

б) историография

в) периодизация;

II Изучение нового материала( этап осмысления)

1. Человек как объект исторической науки.

Деятельность преподавателя

Введение в тему:1)попытайтесь сформулировать определение:

 История - это...

(Заслушать варианты ответов учащихся, представить несколько своих вариантов, например:

«История - цепь событий, имеющих причинно-следственные связи»;

 «История - путь, пройденный человеком от первобытности до наших дней»;

 «История — комплекс общественных наук, изучающих прошлое во всей его конкретности и многообразии».

2)Какие еще исторические (сопутствующие, вспомогательные) дисциплины вы можете назвать?

(студенты могут назвать и пояснить, такие науки, как археология, этнография, дипломатия, геральдика, нумизматика; - зафиксировать в р.т..)

в)Назовите главный объект исторических наук.

Источник 2М. Блок3. Апология истории(извлечение)

«Наука о людях»,— сказали мы. Это еще очень расплывчато. Надо добавить: «о людях во времени». Историк не только размышляет о «человеческом». Среда, в которой его мысль естественно движется,- это категория длительности.

Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.

«Не плакать, не смеяться, а понимать». (Б. Спиноза, «Совет историку».)

«Историк напоминает деяния... Картины его полезны для всех веков, для всех народов, для всех состояний: злодей трепещет его пера и нередко обращается на путь добродетели». (Н. М. Карамзин.)

Историк - наблюдатель, а не следователь... (В. О. Ключевский.)

Продолжите фразу: «Человек-это…(не с физиологической, а с философской точки зрения)

Обсуждение вопросов определения сущности человека, его отличий от остального населения планеты.

Мнения философов:

- «Это двуногое без перьев» (Платон);

-«Политическое животное» (Аристотель);

-«Мера всех вещей» (Протагор);

-«Мыслящий тростник» (Б. Паскаль);

-«Вольноотпущенник природы» (П. Гуревич).

Роль человека в истории планеты Земля, о цене исторического прогресса.

Мнения философов-человек вершина эволюции !

«Из всех существ человек наиболее совершенен» (Платон);

«Бог и природа есть одно и то же, а человек часть этой бого-природы» (Марк Аврелий).

Мнения философов– пессимисты.

«Человек - аномалия, причуда Вселенной... » (Эрих Фромм);

«…человек - болезнь природы»,«…земля больна раком человечества»(Кестлер)

* Вспомните взаимоотношения человека и природы.

(Глобальные проблемы как результат деятельности человека.)

Вывод «Человек и очень ограничен, и бесконечен, и мало вместителен, и может вместить Вселенную... живое противоречие, совмещает высоту и низость... самый таинственный и сбивающий с толку объект науки... » (Тейяр Шарден)

2. Деятельность преподавателя - постановка проблемных вопросов темы.

Что изучает история? Знать историю - зачем?(слайд)

ОЛ №1 Блок - схема - «История это…» (проблемные вопросы)

  • История это – наука или искусство?

Проблемные вопросы – что изучает история?

  • Происхождение человека
  • Модели историческогоразвития
  • Место России вмировой цивилизации

Древние греки историю наукой не считали.Они видели в ней особый вид искусства, у которого была Муза истории - Клио, покровительствующая ей.

Если история - это наука, она должна иметь свои законы, закономерности, методы изучения и подходы.

1. Объективность научного познания.

а) Объективность научного познания обеспечивается следующими научными принципами (слайд):

  • принцип историзма
  •  принцип объективности
  •  принцип социального подхода
  •  принцип альтернативности (вариативности)

2 Главной типологической единицей истории считается цивилизация.

 Цивилизационный подход носит сравнительный характер.

История страны, (при цивилизационном подходе), рассматривается  в сравнении с историей других стран и народов, цивилизаций. (слайд).:

Но и здесь тоже у ученых нет единого мнения.

3.Сущность, формы, функции исторического знания (слайд):

а) Познавательная и интеллектуально-развивающая.

б) Практически-политическая.

в) Мировоззренческая.

г) Воспитательная

Рассмотрим функции истории – работа с опорными листами. (См. Приложение ОЛ № 2)

А теперь ответим на вопрос – «Что изучает история»?

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

В изучении, исследовании таких документов используются различные методы.

4. Методы исторического исследования:

? Что такое метод?* Раскройте значение слов, называющих методы исторических исследований.

Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Методы исследования(слайд):

  • хронологический
  • синхронный
  • дихронный.

Изучение истории невозможно без обретения и исследования исторических источников.

Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

д) исторические источники и их типы:

  • вещественные
  •  письменные
  •  изобразительные
  •  фонические

Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях.

Исторические источники отличаются формой, содержанием, соотношением объективногои субъективного, личного и общественного, природой используемых знаково-смысловых систем. Поэтому их нужно классифицировать.

В настоящее время большинство источниковедов и историков придерживаются следующей классификацииисточников (слайд).

ПриложениеОпорный лист 1Блок – схема ОЛ № 3« Исторические источники и их типы ».

ПриложениеОпорный лист 2 Блок - схема № 4 « Типы письменныхисточников ».

(классификация)

Деятельность преподавателя

Используя «Опорный лист  5– функции истории», ответьте на вопрос.

*?Знать историю - зачем?

Приложение Опорный лист № 3 – функции истории.

1 Познавательная функция.

Знакомясь с историей Отечества, мы получаем новые знания об особенностях развития и становления нашей страны, нашего народа, культуры; сведения о географическом и политическом положении государства в различные периоды времени.

2 Мировоззренческая функция.

Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. Познание же сущности исторического процесса, его закономерностей на примерах прошлых поколений позволяет создать подлинную картину жизни современного общества, т. е. сформировать объективное представление об обществе — научное мировоззрение.

3Воспитательная функция.

Изучая документально точные и эмоционально окрашенные повествования о выдающихся событиях прошлого, героической борьбе народа за свою независимость, выдающихся политических деятелях, полководцах, мыслителях, история способствует формированию патриотизма, саморазвитию личности

4 Прогностическая функция.

История как наука, выявившаяся на основе теоретического осмысления исторических фактов, закономерностей, тенденций развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический:- курс, избегать ошибочных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса к своей истории.

Задание.По материалам опорных листов определите тип и вид (класс) источника

(индивид ,с/р в классе)

ПриложениеОпорный лист 1Блок – схема № 2 « Исторические источники и их типы ».

ПриложениеОпорный лист 2 Блок - схема № 3 « Типы письменных источников ».

(классификация)

ПриложениеОпорный лист № 3.1 - классификация исторических источников (общая характеристика).

ПриложениеОпорный лист № 3.2 - классификация исторических источников(общая характеристика- продолжение).

Приложение Опорный лист № 3.3 – тексты источников

Из отчёта археологов;Городовое положение

Приложение Опорный лист № 3.4 – тексты источников:Документ № 1.Документ № 2

Приложение Опорный лист № 3.5 – тексты источников

3.Место России в мировой цивилизации.

Деятельность преподавателя

место России в мировой цивилизации.

Процесс становления человечества как единой цивилизации ставит вопросо месте России в мировой цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на которое влияли как внутренние, так и внешние факторы.

?Как найти в истории России черты, присущие той или иной цивилизации?

На этот и другие проблемные вопросы постараемся найти ответы на наших уроках в этом учебном году.Сегодня ответить на него нам могут помочь наши замечательные отечественные историографы.

Историография- наука, изучающая процесс накопления исторических знаний – (история – графо(пишу) – состоит из 2-х частей - общее и особенное)

Т.оисториография исследует историю. Поэтому данная наука является историей «истории».

Историография предполагает два пути развития мира (слайд):

а) мир развивается по божественному провидению и божественной воле;

б) утверждает-знание, просвещение определяют ход исторического процесса;

в) использует в исследованиях- архаические мифологию и эпос; историческую литературу(библиографию, анализ, критический разбор литературы).

Вмировой и отечественной историографии сложились формационный и цивилизационный концептуальные подходы (в них в т. ч., входит периодизацияобщественного развития)(слайд).

Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии

Большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время

Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций

Американский учёный У.Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов «взлёта», зрелости, эра высокого массового потребления)

Вспомним модели исторического развития.

ОЛ № 5 Модели исторического развития(слайд):

I.Форма-ционная

Первобытное общество

Рабовладе

ние

Феодализм

Капитализм

Коммунизм

II. Цивили-зационная

Дикость и варварство

Земледельческие

Цивилизации

Индустриальная цивилизация

Компьютерно-информационная

цивилизация

Формы

организации

хозяйства

Натуральное

хозяйство

Натуральное-

рыночное

Рыночно-

планомерное

Планомерное

Формы

организации общества

Род, племя

Народность

Нации

Сохранение

Нациив будущем

III. Теория модернизации

Её сторонники, отрицая цивилизационный подход, считают подход формационный лишь частным аспектом модернизационного (аграрного) общества

Деятельность преподавателя

?Пользуясь таблицей, выделите общие, не противоречащие друг другу черты моделей исторического развития. Озвучьте результаты своей работы.

Деятельность студентов

*Работа с уч. м-лом. (Опорный лист № 4.Место России в мировой цивилизации Приложение).

Деятельность преподавателя

Чтобы попытаться найти ответ на заявленный проблемный вопрос – «История России - часть всемирной истории?» - выполним задание.

Деятельность студентов

?ГруппаIобосновывает тезис: «Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества» - (Приложение Опорный лист № 4..«Место России в мировой цивилизации»).

ГруппаII- обосновать предположение о том, что «история России не связана с мировой историей» - (в рабочих тетрадях, с последующим озвучиванием своих позиций).

(вы имеете право задавать вопросы выступающим, если увидите слабые стороны обоснования их позиций).

Деятельность преподавателя

Познакомьтесь с деятельностью выдающихся отечественных историков и оцените их вклад в науку.- Опорный лист № 4.1Место России в мировой цивилизации(Выдающиеся отечественные историки)

Рассмотрим их взгляды на процесс исторического развития:

Источник1Л.Н.Гумилев2. От Руси к России: очерки этнической истории(извлечение)

А можно ли представить человеческую историю как историю народов?

Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство - это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территорий своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.

Второй параметр - время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными.

Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения все человечество следует рассматривать как «антропосферу» - одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homosapiens.

 Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством - оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей - этносов - составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам...

Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения - стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.

?Чем обусловливает особенности исторического пути России Л.Н. Гумилев?

Н.М. Карамзин (1766-1826гг) - необходимость для России мудрого самодержавия

Ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности.

Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории С.М. Соловьев (1820-1879гг)

«Необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода». В.О. Ключевский (1841-1911гг)

«Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие» С.Ф. Платонов (1850-1933гг)

«История народа, научно воспроизведённая, становится приходно-расходной книгой, по которой подсчитываются недочёты и передержки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего — сократить переделки и пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Здесь историческое изучение... подходит вплотную к практическим потребностям текущей минуты, требующей от каждого из нас... отчётливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания». В.О. Ключевский

Деятельность студентов

Выполнение задания по цитатам.

Деятельность преподавателя

Эти слова, сказанные выдающимся российским историком сто лет назад, актуальны и для наших дней. Чтобы знать, куда и как идти обществу в своём развитии, нужно знать, откуда, из какого, состояния оно вышло, и каков его исторический путь.

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс.

Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно ограничивало творчество ученых.Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях их авторы (А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова) считают, что история России - часть мирового исторического процесса.Но при этом учитывались и особенности развития нашей страны.

 Эти авторы стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы.

? Какая из точек зрения (отечественных историографов) наиболее близка современным авторам? Согласны ли вы с ними?- (обоснуйте свою позицию)

Домашнее задание.

Проработать конспект и усвоить учебный материал к устному ответу (понятия и термины).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

История как наука. Вводный урок истории в 10 классе

Презентация для вводного урока по всеобщей истории в 10 классе...

8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим...

Разработка урока "История развития науки о клетке"

Данная работа содержит конспект урока и презентацию. Тема "История развития науки о клетке" , для 9 класса....

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...