Всеобщая история. 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Григорьева Екатерина Викторовна

Предварительный просмотр:

Урок 1.  Путешествие в страну История.

Содержание урока. Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Деятельность учащихся. Раскрывать значение понятий: история, исторический источник, исторический факт. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Цели урока:

  1. сформировать понятие «история как наука»
  2. Показать, для чего история необходима людям;
  3. Познакомить с особенностями работы историков и основными проблемами исторического знания

Схема урока.

этап

время

Учитель

ученики

Постановка проблемы №1

5 мин

Я – историк. Вот уже 6 лет я занимаюсь историей. А с сегодняшнего дня и на протяжении следующих 6 лет мы будем изучать историю вместе. Перейдя в 5 класс, вы начинаете изучать огромное количество предметов, и с каждым годом оно будет расти. Не всем вам суждено стать историками. Однако я твердо уверена, что историю необходимо знать лучше, чем математику. И вот вам мой первый вопрос:

Для чего нужна история?

Варианты ответов учащихся. Фиксация на доске

Выдвижение версий.

10 мин

Слайд 2. Цицерон. История учительница жизни = из истории мы можем почерпнуть уроки для себя, найти правильные ответы на интересующие нас вопросы.  Например, что во все времена ценится дружба, любовь, что обычный человек может стать великим.

Слайд 3. Ключевский. История – это фонарь… = История помогает нам лучше понять события современного мира. Например, почему в мире столько стран и почему некоторые из них воюют друг с другом? Почему люди верят в разных богов?

Слайд 4. Оскар Уайльд. История – не учебник с буквами…. История помогает нам сохранить память о себе самих и своих родных и близких. У каждой семьи есть своя история. Подумайте, через 100 лет не будет в живых ни ваших родителей, ни вас самих, ни меня… Что от нас останется, если не будет истории? Куда мы денемся?

Слайд 5. Ломоносов. Народ, не помнящий… Мы живем в самой большой стране мира. Что нас связывает, тех кто живет в Архе и например, на Дальнем Востоке, в Сибири? А то, что наши предки вместе строили эту страну, вместе защищали ее, развивали ее культуру, строили города, стремились к тому, чтобы мы жили лучше… История – это крепкие ниточки, связывающие нас друг с другом. И если их разорвать, все распадется.

- Итак мы выяснили, что история очень важна и люди во все времена понимали это. Так что же такое История?

Варианты ответов.

Обращение к афоризмам. Дети высказываются, потом свое мнение.

В Тетрадях: Определение История (слайд 6)

Постановка проблемы № 2

5 мин

Отлично, мы с вами выяснили, зачем нужна история. Теперь второй мой вопрос: Откуда мы знаем, как жили наши предки? 

Итак, все что вы мне назвали, можно назвать одним словом. Это – исторические источники.  = запись в тетрадь (слайд 7).

Но неужели все так просто? Берешь источник, извлекаешь информацию – и готово? Давайте попробуем поработать как настоящие историки. Я предлагаю вам на выбор три варианта источников об одном и том же событии.  Посмотрим, какую информацию вы сможете собрать.

Варианты ответов учеников. Фиксация на доске (посередине знак вопроса, от него стрелки. По мере заполнения заменяем ? понятием Исторический источник).

4. Решение

15 мин

Слайд 8.Письмо Плиния Младшего. Читаем. Какую информацию вы почерпнете отсюда? (Фиксация на доске)

Слайд 9. Карл Брюллов. А какую отсюда? Фиксация.

Слайд 10. Раскопки. Представьте себя на месте археологов, которые через 1900 лет раскапывают место извержения вулкана. Какую информацию дадут раскопки?

Мы поработали с 3 видами информации: письмо, картина,  материал раскопок.  Один из них говорит неправду. Какой? (Картина).

 Подведем итог полученной информации: Слайд 11.

Очень важно для историка понять: не каждый источник говорит правду! И даже больше, они почти все врут или недоговаривают. Возьмем ваши тетради. Через 100 лет их возьмет историк, изучающий российскую школу  начала 21 века. И что он увидит? Одно дело, если ему попадутся тетради отличников, которые фиксируют все, что сказал учитель. А если двоечников? А если тех, кто любит рисовать в тетрадке, вместо того чтобы писать? Любой источник несет на себе печать своего автора. Поэтому очень важно:

Исторический источник – это не исторический факт!

Давайте напишем, что такое  исторический факт (Слайд 12).

Работа с источниками, ответы и рассуждения

ДЗ

2 мин

А теперь запишем домашнее задание (Слайд 13)

Запись

5. Закрепление

 6 мин

А чтобы закрепить материал, давайте посмотрим на разные виды историчских источников и попробуем угадать, что за следы остались нам от наших предков (слайды 14 – 16)

Рассуждения

6. Рефлексия

2 мин

Сегодня я узнал…. Мне понравилось…. Мне не понравилось… Я бы хотел узнать на следующем уроке….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну «История» Д\З: стр. 8 – выписать виды исторических источников

Слайд 2

История — учительница жизни Марк Ту́ллий Цицеро́н — древнеримский политик

Слайд 3

В.О. Ключевский – великий русский историк История – это фонарь из прошлого, который светит в будущее

Слайд 4

Оскар Уайльд, ирландский писатель История – это не учебник с буквами, а жизни людей, перешедшие в прошлое .

Слайд 5

М.В. Ломоносов – первый русский ученый Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего

Слайд 6

История – наука о прошлом человечества.

Слайд 7

Исторический источник – любой объект, который может рассказать о прошлом человека

Слайд 8

Исторические источники: Из письма Плиния Младшего Тациту (79 год): «По Везувию во многих местах широко разлилось пламя и высоко поднялся огонь от пожаров... Пространство, ведущее к дому, было уже так сильно засыпано пеплом с кусками камня, что стоило еще задержаться, и выйти было бы невозможно... Дома качались от частых толчков; под открытым небом было страшно от падавших кусков камня... Уже в других местах наступил день; здесь была ночь, чернее и гуще всех ночей... »

Слайд 9

К. Брюллов «Последний День Помпеи» (1839)

Слайд 10

Археологические раскопки (1963 г)

Слайд 11

Исторический факт: «24 августа 79 года произошло извержение вулкана Везувий, которое уничтожило древнеримский город Помпеи»

Слайд 12

Источник≠ Факт! Исторический факт – доказанное событие, которое произошло в прошлом

Слайд 13

Угадайте! Берестяная учебная грамота мальчика Онфима из г. Новгород (1240 г)

Слайд 15

Соловецкие лабиринты



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ.

  1. С первого момента года, в который родился Иисус Христос, начинается 1-й год новой эры, за ним идёт 2-й год новой эры и т.д.
  2. 100 лет после начала новой эры - I век. Следующий, II век, начинается с 1 января 101 г. и т.д.
  3. Номера веков обозначают римскими цифрами.
  4. До новой эры годы, века и тысячелетия считаются в обратном порядке и записываются с указанием: «1 год до н.э.» (новой эры), «II век до н.э.» (новой эры) и т.д.
  5. Правила определения века:
  • если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра - это номер века (100-й год: I век);
  • сли число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу, чтобы получить номер века (101-й год: 1 + 1 = II век).

Рис. 1. Пример ленты времени



Предварительный просмотр:

Урок 2.

Содержание.

Счёт лет в истории. Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

– строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные УУД:

 – определять цель, проблему в учебной деятельности;

 – выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

 – находить и исправлять ошибки;

 – оценивать степень достижения цели

 Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Ход урока.

Записьд/з 2 мин

1. Повторение. На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по Истории. Давайте вспомним,  зачем нужно изучать историю? (1 человек) 10 мин

Какие понятия мы изучили (отвечает 1 человек):

- Что такое история?

- Что такое исторический факт?

- что такое исторический источник?

Отлично, а кто скажет, какие проблемы возникают при изучении исторических источников? (1 человек)

2.  Актуализация знаний. 7 мин

Мы вспомнили, что исторические источники почти всегда что-то недоговаривают и частенько врут.  Но проблемы с источниками на этом не заканчиваются. Сегодня мы поговорим о проблемах датировки источников.

Читаем текст (слайд 2), отвечаем на вопрос: Какая сложность возникает при работе с источником? Ответ: сложно установить дату его создания.  Запись в тетрадь: эра.

3. Постановка проблемы. 11 мин

Итак, мы выяснили, что разные люди, живущие в разных странах в разное время, по-разному определяли время. Скажите, какой сейчас год? А какая начальная точка отсчета у нашего летоисчисления?

Читаем учебник на с. 30, пункт 3.

4. Работа с лентой времени. 10 миг

Чертим на доске ленту времени. Отмечаем рождение И.Х. Отрабатываем даты. Слайд 4 перед глазами!

Упражнения:

  1. Отметьте на ленте времени извержение вулкана Везувий – 79 г н.э. Какой это век?  (8 в н.э.)
  2. Отметьте на ленте времени:
  1. Первые Олимпийские игры-776 год до н.э
  2.   образование Древнеегипетского государства - 3000 год до н.э.,
  3. гибель Римской империи- 476 г. н.э. 6 в н.э.
  1. Какое это век:
  1.  56 год н.э., 6 в н.э.
  2. 1567 год до н.э.,
  3. 2012 год,
  4. 221 год до н.э.
  1. Сколько веков назад состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.) 28 веков назад
  2. Древний римский писатель Тит Ливий родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г. н.э. В каком возрасте умер Тит Ливий? (42 года)

Домашнее задание: По желанию: Составьте ленту времени вашей семьи, отметьте самые важные даты. Выучить правила счета лет и римские цифры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счет лет в Истории

Слайд 2

Для историка недостаточно найти исторический источник, нужно ещё его датировать — определить, в какое время он был создан, о каком времени может нам рассказать. Это непросто, даже если на вещи или в записи указан год её создания. Вывод: В разных странах в разные времена существовали свои эры - точки отсчёта исторического времени . «535 год от основания Рима» «пятый год правления сына Солнца»

Слайд 3

Линия времени Линия времени – «дорога» из прошлого в будущее через настоящее прошлое будущее Настоящее

Слайд 4

Правила счета лет в истории С первого момента года, в который родился Иисус Христос, начинается 1-й год новой эры, за ним идёт 2-й год новой эры и т.д. 100 лет после начала новой эры - I век. Следующий, II век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Номера веков обозначают римскими цифрами. Правила определения века : - если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра - это номер века (100-й год: I век); - если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу, чтобы получить номер века (101-й год: 1 + 1 = II век). До новой эры годы, века и тысячелетия считаются в обратном порядке и записываются с указанием: «1 год до н.э.» (новой эры), «II век до н.э.» (новой эры) и т.д.

Слайд 5

Римские цифры I = 1 VI = 6 II = 2 VII = 7 III = 3 VIII = 8 IV = 4 IX = 9 V = 5 X = 10

Слайд 6

Упражнения Отметьте на ленте времени извержение вулкана Везувий – 79 г н.э. Какой это век? Отметьте на ленте времени даты: Первые Олимпийские игры-776 год до н.э., образование государства Древний Египет- 3000 год до н.э., гибель Римской империи- 476 г. н.э. Какое это век: 56 год н.э., 1567 год до н.э., 2012 год, 221 год до н.э. Сколько веков назад состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э .) Древний римский писатель Тит Ливий родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г. н.э. В каком возрасте умер Тит Ливий .

Слайд 7

Домашнее задание Глава 3, читать Выучить правила счета лет Проект по желанию: Составить ленту времени своей семьи



Предварительный просмотр:

Модуль 1.

Урок 3. Древнейшие люди.

Содержание. Древнейшие люди – наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнём

Деятельность учащихся. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. С помощью рисунка изображать собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни

Ход урока.

  1. Проверочная работа по Ленте времени (7 мин)= см. книга Крючковой. (Слайд 1)

Объявление темы урока (слайд 2)

2. Блеф-тур (5 мин). = 15 вопросов. Слайд 3.

  1. Верите ли вы, что первый человек появился более 2 млн лет назад? Да
  2. Верите ли вы, что самые первые люди имели свой язык? Нет
  3. Верите ли вы, что первые люди появились в Антарктиде? нет
  4. Верите ли вы, что древнейшие люди были похожи на обезьян? да
  5. Верите ли вы, что умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных? да
  6. Верите ли вы, что важнейшими занятиями древнего человека были чтение и компьютерные игры? нет
  7. Верите ли вы, что древние люди могли поддерживать один костер в течение нескольких лет? да

3. Ищем ответы в учебнике (15 мин).

4. Объяснение нового материала (10 мин).

Итак, когда мы уже частично познакомились с историей древнейшего человека, давайте попробуем восстановить картину событий из того, что есть у ученых. У меня есть знакомый археолог, так вот он очень любит изучать именно первобытную историю. Я была с ним на раскопках и была разочарована. Из земли достают только каменные орудия труда, угольки от костра и кости. Говорю: «Алексей Евгеньевич, материала так мало, это же совсем неинтересно!» А он: «наоборот, чем меньше материала, тем больше работы для историка!»

Так вот что удалось историкам выяснить. Примерно 25-26 млн. лет назад в Африканских тропических лесах появились первые человекообразные обезьяны – древесные обезьяны (дриопитеки) слайд 4 ,  которые очень отличались от современных обезьян. Там они мирно жили бы и до сегодняшнего дня, но вмешалась природа. Ок. 7 млн. лет назад начались изменения климата: он стал прохладнее и суше, леса стали исчезать, вместо них появились саванны слайд 5. У обезьян, которые привыкли жить на деревьях, было три варианта: одни, которые не сумели приспособиться - вымерли, от них остались одни кости. Другие обезьяны стали уходить туда, где леса сохранялись - в западную и центральную Африку. От них произошли нынешние виды человекообразных обезьян – шимпанзе и гориллы.

Третья же группа обезьян решила остаться на месте и выйти в саванну. Это было опасное и рискованное предприятие, т.к. в саванне нельзя спрятаться от хищника на дереве, да еще и высокая трава мешает обзору. Оказавшимся на равнине «древесным обезьянам» пришлось приспосабливаться к жизни на открытом пространстве, где бродили хищники, очень редко попадались плодовые деревья, а мелкие животные быстро убегали и прятались в высокой траве. Вероятно, в каждом новом поколении выживали те существа, которые догадывались брать в руки палки и камни, чтобы сообща охотиться на мелких животных, отбиваться от врагов или заниматься собирательством съедобных корешков и плодов. Лучше это получалось у тех, кто чаще ходил на двух ногах (что позволяло увидеть притаившегося хищника или возможную добычу) и у кого был меньше тёплый волосяной покров. От поколения к поколению полезные признаки у этих обезьян становились всё более отчётливыми - так появилось новое семейство. Скелеты этих существ впервые нашли в Юго-Западной Африке, поэтому их назвали австралопитеками («южными обезьянами»). Слайд 6.

Это было очень интересное существо: все его тело, кроме головы, уже было человечьим:  вертикальное положение тела, высокий свод стопы. Но вот голова его была еще совсем обезьянней, маленький череп, который вмещал в себя маленький мозг объемом всего 400-500 г, как у современных обезьян. Конечно, с таким мозгом орудия труда они изготавливать не могли. Но главная особенность австралопитеков в том, что они, в отличие от других животных, не были зациклены на еде - ели все подряд, как в принципе современный человек. Это помогали развитию головного мозга. Почему? Давайте сравним человека и корову. Череп у коровы больше, соответственно мозгов должно быть больше. Но нет! Корова питается только травой. В траве мало питательных веществ. Поэтому корове, чтобы насытиться приходиться весь день есть, как и всем остальным травоядным. Поэтому большую часть головы у них занимает жевательный аппарат, для мозга места не остается. Львы, медведи и остальные хищники питаются мясом. В нем питательных веществ больше и есть постоянно не обязательно.  Но у хищников есть клыки, скорость, чуткий нюх. Им не нужно развивать мозг, чтобы выжить (Сила есть - ума не надо).  А бедным австралопитекам только и оставалось, что развивать мозги.  2,5 млн л.н. климат стал еще суше и холоднее, появились еще более открытые пространства. Часть австралопитеков вымерла, а оставшимся пришлось что-то  выдумывать, с них начинается бурный рост головного мозга. Мозг этих существ стал больше и позволял им думать не только о немедленном добывании пищи, но и о том, что лучше сначала подготовить необходимые для этого орудия. Рядом с их костями учёные находят камни, обколотые так, чтобы получался один острый край, которым можно было затачивать палки, резать мясо. Вид этих существ учёные назвали «человек умелый».

Закрепление материала (7 мин)

Игра Чистая доска: (слайд 8)

Австралопитек, Восточная Африка, 2,5 млн лет назад, реконструкция, охота, собирательство, рубило, огонь, дриопитек, первобытные люди, орудия труда, похолодание, прямохождение, кисть руки, человек умелый…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счет лет в истории 1 вариант 1. Укажите какой это век : 865 г. до н.э.; 13 г. н.э.; 1998 г н.э. 2. Какой год шел за 642 годом до н.э.? 3. Сколько лет назад произошли первые Олимпийские игры (776 г до н.э.?) 2 вариант 1. Укажите какой это век : 568 г. до н.э.; 1031 г. н.э.; 198 г до н.э. 2. Какой год шел за 1023 годом до н.э.? 3. Сколько лет назад был основан город Рим? (753 г. до н.э.?)

Слайд 2

Древнейшие люди Домашнее задание: §1, вопросы.

Слайд 3

Блеф-турнир Верите ли вы, что первый человек появился более 2 млн. лет назад? Верите ли вы, что самые первые люди имели свой язык? Верите ли вы, что первые люди появились в Антарктиде? Верите ли вы, что древнейшие люди были похожи на обезьян? Верите ли вы, что умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных? Верите ли вы, что важнейшими занятиями древнего человека были чтение и компьютерные игры? Верите ли вы, что древние люди могли поддерживать один костер в течение нескольких лет?

Слайд 4

Дриопитек – древнейшая человекообразная обезьяна (25 млн л.н.)

Слайд 5

Саванна

Слайд 6

Австралопитек – древний предок человека (7 млн л.н.)

Слайд 7

Человек умелый – древний предок человека (2,5 млн л.н.)

Слайд 8

Какую группу существ можно считать людьми ? Человек умелый – первый вид человека! (2,5 млн л.н.) Дриопитек Австралопитек Человек умелый

Слайд 9

Рубило Восточная Африка Огонь Архео-логия Перво-бытные люди Австрало-питек Объем мозга Человек умелый Собира-тельство Орудия труда Прямо-хождение Охота 2,5 млн л.н. Дриопи-тек



Предварительный просмотр:

Урок 4. Родовые общины охотников и собирателей.

Содержание. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он?  Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине

Умения. Исследовать с помощью исторической карты и мультимедиаресурсов географию расселения первобытных людей.  Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты.     Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя.  Выделять признаки родовой общины

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. (Слайды 1 -3) 10 мин. 3 человека.
  2. Новая тема. Запись домашнего задания. Слайд 4. (2 мин)
  3. Учимся работать с картой. Слайд 5. (6 мин) Один из важнейших рабочих инструментов для историка  - это карта. Мы с вами почти каждую тему будем связывать с картой. Поэтому очень важно уметь с ней работать или читать карту:
  • Умей ориентироваться по карте: Север находится вверху, юг внизу, восток справа, запад слева.
  • Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
  • Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);

Давайте попробуем найти на нашей карте родину человека. Вы помните, где она находится? (В восточной Африке). Найдите у себя на карте Восточую Африку и покажите пальчиком.

  1. человек к доске показать Восточную Африку.
  1. Расселение людей (3 мин) (Слайд 6, карта расселения).

Мы помним, что климат на Земле постоянно менялся, становился все холоднее. В то же время людей становилось все больше, им стало тесно, поэтому часть людей отправилась на поиски новых мест обитания

Появившийся около 200 тысяч лет назад человек разумный быстро расселился по всем природным зонам Земли, что привело к появлению современных рас. Живущие в жаркой Африке люди приобрели темный цвет кожи, защищавший от ожогов. Так появилась негроидная раса.(клик 1)

У жителей азиатских степей, в которых дул пронзительный ветер, приносящий пыль и песок, со временем сузился разрез глаз - появилась монголоидная раса. Клик 2

Проживавшие в Европе, где преобладал холодный и дождливый климат у людей сформировался сильно выступающий нос, который позволял разогревать поступающий в него воздух перед тем, как он попадал в легкие. Появилась раса европеоидов. Клик 3

  1. Работа с учебником. С. 11. (7 мин). Слайд 7.

Среди причин выживания людей в первобытных условиях можно выделить:

1.         овладение огнем – умение его добывать и сохранять;

2.         создание орудий труда, облегчающих добывание пищи;

3.         превращение охоты в основное занятие;

4.         появление одежды и жилищ;

5.         возникновение прочных коллективов.

 

  1. Работа со словариком (7 мин). (Слайд 8)

 

 Общество:

  1. Человечество в целом
  2. Большая группа людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями

Первобытное общество -  общество людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Родовая община -  союз людей на основе родственных связей.

  1. Объяснение понятия человек разумный (homo sapiens), родовая община. (8 мин).

Прежде чем говорить о новых понятиях, давайте вспомним наших предков. (Слайд 9). Мы уже знаем дриопитека, древнейшую обезьяну; австралопитека, обезьяну, которая слезла с дерева и стала жить в саванне; человека умелого, перого нашего прямого предка, который научился изготавливать орудия труда и добывать огонь. Следующей ступенькой был человек прямоходящий,  странно что его так назвали, но ученые – коварные ребята, так и хотят нас запутать. Человек прямоходящий начал расселение по Земле. И вот примерно 100 тыс л.н. в результате постоянных изменений и уеличения объема мозга появился человек разумный! Поздравляю, это наш прямо прапрапра..дедушка. Человек разумный был настолько разумный, что быстренько уничтожил всех своих конкурентов (например, неандертальцев, но о них у нас нет времени говорить, можете посмотреть в интернете).

Самое важное, что мы должны знать о человеке разумном, он жил группой! Группой выгоднее жить, потому что охотиться легче, защищаться от врагов и т.д. Коллектив нескольких людей разумных и называется родовой общиной (Слайд 10, работа с рисунком).

 В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом. В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи.

Сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

  1. Закрепление материала. Слайд 11, рефлексия, 2 мин.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание к уроку 4. Родовые общины охотников и собирателей.

Составьте по рисункам рассказ охоты на мамонтов.

Условия оценивания рассказа:

  1. Рассказ должен быть написан в виде связного текста. Просто ответы на вопросы – не рассказ!
  2. В рассказе должны содержаться ответы на все вопросы.
  3. Полет фантазии приветствуется



Предварительный просмотр:

Урок 5. Возникновение искусства и религиозных верований.

Содержание. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей

Формируемые навыки учащихся. Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.   Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников.  Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризовать верования первобытных людей

  1. Проверка домашнего задания (10 мин). 
  1. Кто хочет зачитать свой рассказ об охоте на мамонта? (2 человека).
  2. Работа со слайдом 2
  3. Работа с картой (слайд 3) – 3 человека.
  4. Вопрос 2 после параграфа.
  1. Объяснение нового материала
  1. Словарик (3 мин)
  1. Религия - вера людей в Бога или богов, в загробную жизнь
  2. Искусство – творчество людей, создание художественных образов
  1. Повторение понятия родовая община (слайд 3). Актуализация знаний. (2 мин)
  2. Видеоролик (3 мин). Итак, мы предположили, что.. (времени не было / люди всегда занимаются творчеством и т.д.) Давайте же посмотрим, каким было первобытное искусство…
  3. Постановка проблемы. Зачем первобытные люди занимались искусством?Слайд 6
  1. Читаем пункт 3 параграфа 3.  А чтобы не было скучно сыграем в игру из «уста в уста». Нужно 4 человека. Двое выходят за дверь, а я в это время прочту ребятам текст про искусство первобытных людей.  1 человек  остается в классе, слушает меня внимательно. После прочтения мы вызовем в класс 2-го человека, которому 1-й перескажет текст, который я прочла. А потом мы вызовем третьего и т.д. ваша задача – как можно внимательнее слушать и как можно больше передать следующему участнику. (10 мин.)

Текст: Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озерах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать зверей, то настоящие животные окажутся заколдованными и не уйдут в другое место. Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Так первобытные люди старались повлиять на окружающий мир.

  1. Объяснение понятия религия (12 мин).  Выделение человека из живой природы было обусловлено не только умением использовать и создавать новые орудия труда. У человека, в отличие от всех животных, есть разум, который, в отличие от животных,  способен не только воспринимать окружающий мир, но и пытаться его объяснить. Представьте себе, вы вышли из пещеры. Светит солнце. Почему? Куда оно девается вечером? Почему опадают листья? Почему идет дождь? Почему умирают люди? Первым доступным для человека способом объяснения явлений окружающего мира стала религия, т.е. вера в высшие существа: богов, души, духов – и поклонение им. Давайте попробуем выяснить причины появления религии (Слайд7)
  1. Закрепление. (Слайд 8,9).  Вопросы, 5 мин.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания Человек разумный 100 тыс л.н.!!! ? ?

Слайд 2

Карта: Жизнь первобытных людей

Слайд 3

Первые художники и волшебники «Жизнь коротка, искусство вечно» Домашнее задание: § 3, вопросы (устно).

Слайд 4

Работаем со словариком! Религия - вера людей в высшие силы, в загробную жизнь; Искусство – творчество людей, создани е художественных образов

Слайд 5

Распиши день первобытной родовой общины: сколько времени останется на занятия искусством после изнурительного труда в борьбе за существование?

Слайд 6

Первобытные люди старались повлиять на окружающий мир с помощью искусства Зачем первобытные люди занимались искусством?

Слайд 7

Религия - вера людей в высшие силы, в загробную жизнь. страх человека перед природой; стремление объяснить причины явлений природы (дождь, гроза, ураган); желание получить помощь высших сил; потребность в подчинении сил природы своим желаниям Стремление к «вечной жизни»



Предварительный просмотр:

Возникновение земледелия и скотоводства.

Содержание. Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Формируемые навыки учащихся.  Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.  Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.  Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.  Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.      Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем.    Характеризовать религиозные верования древнего человека

План.

  1. Мотыжное земледелие = появление земледелия. Первые орудия труда. Районы раннего земледелия.
  2. Приручение животных = появление скотоводства.  
  3. Одежда и посуда = последствия перехода к производящему хоз-ву. Ремесло, ткацкий станок.  Изменения в жизни людей
  4. Родовые общины и племя. Родовая община. Изменение отношений в племени. Управление.  Представление о происхождении рода и племени.
  5. Духи, идолы  и жертвы.  Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Вопросы после параграфа (10 мин)
  1. Объяснить слова: искусство, религия, пещерная живопись
  2. Вопрос 2, стр. 21 (под точкой)
  3. Вопрос 3 (подумайте и обсудите)
  1. Запись д/з: КК№ 1 (3 мин), доклад «духи, идолы, жертвы»(пар. 4, пункт 5) Слайд 1.
  2. Новая тема.
  1. Постановка проблемы. Первобытное общество не стояло на место, люди постоянно придумывали что-то новое. Сегодня мы должны выяснить, какие новые занятия появились у людей. Подпишите в тетрадях тему урока:  Появление новых занятий. (запись в тетрадь по ходу урока)
  2. Мотыжное земледелие и скотоводство  (12 мин)
  1. Какие основные занятия древних людей мы уже знаем? ) Слайд 2, клики 1(собирательство); 2 (картинка)-3(охота)
  2. Земледелие: Занимаясь собирательством,  люди заметили, что упавшие в землю зерна дикого ячменя и пшеницы дают всходы. Люди специально стали сеять зерна в разрыхленную почву. Так появилось земледелие.  (Слайд 2, клик 4 = запись в тетрадь)
  3. Какое занятие развилось из охоты? Слайд 2, клик 5. Скотоводство. Запись в тетрадь
  4. Работа с картой (Слайд 3, с.9) На карте найдите древнейщий район земледелия – междуречье р. Тигр и Евфрат. Запомните. Покажите пальчиком. Человек к доске показать.
  5. Новые орудия труда (Слайд 4). Предположите процесс работы на поле. Запишите новые орудия труда.
  1. Изменение жизни людей.  (6 мин) (Слайд 5)
  1. Давайте прочитаем, как появилось скотоводство (с.20). Как появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей?
  2. Больше еды =  больше людей
  3. Больше еды = посуда
  4. Шерсть, лен  = ткачество
  5. ВЫВОД: Жизнь человека меньше стала зависеть от природы.
  1. Ремесло. (6 мин) Слайд 6 С появлением земледелия и скотоводства можно прокормить больше людей. Не всем обязательно заниматься охотой, земледелием = появились свободные руки.  Эти люди стали заниматься ремеслом.
  1. Запись в тетрадь:  ремесло -  мелкое ручное производство
  2. Какие виды ремесла вы знаете? (Гончарное, ткацкое, кузнечное) Слайд 6, клики 1-3
  1. Родовые общины и племя. (10 мин) слайд 7
  1. Что такое родовая община? Коллектив родственников, живущих вместе. У них все общее.
  2. Племя -  несколько родовых общин, живущих вместе. Родовые общины объединяются для защиты, для охоты и т.п.
  3. Старейшины  управляли племенем. Это были самые старые и мудрые люди, знавшие жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Появление новых занятий Домашнее задание : §4, контурная карта №1. По желанию: Доклад «Духи, идолы и жертвы» (§4, пункт 5).

Слайд 2

Собирательство Земледелие –выращивание растений для нужд человека Охота Скотоводство – разведение животных для нужд человека

Слайд 3

Карта 1. Первобытный мир

Слайд 4

Первобытное земледелие Серп Мотыга Зернотерка

Слайд 5

Изменение жизни людей Больше еды Земледелие + Скотоводство Больше людей Больше материалов (шерсть, лен и др.) ВЫВОД: Жизнь человека меньше стала зависеть от природы.

Слайд 6

Ремесло Ремесло – ручное изготовление изделий Гончарное ремесло Ткацкое ремесло Оружейное ремесло

Слайд 7

Жизнь в племени Родовая община - коллектив родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство Племя - несколько родовых общин, живущих вместе Старейшины - люди, управлявшие племенем



Предварительный просмотр:

Содержание. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Формируемые навыки. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.  Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия.  Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.  Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

План. ВО время урока в тетради рисуем схему.

  1. Развитие ремесел
  2. Изобретение плуга
  3. У каждой семьи – свое хозяйство
  4. Выделение знати.

Ход урока:

  1. Запись д/з (3 мин). Требования к КК: все три задания, оформление, условные обозначения (использовать карты на с.3-4 в атласе)
  2. Новая тема (32 мин)
  1. Постановка проблемы:  Что такое неравенство? почему в первобытном появилось неравенство? (Слайд) 2 мин
  2. Для того чтобы решить поставленную проблему, нам нужно решение. Решать мы будем в три этапа. Построение алгоритма решения (фиксация на доске) 3 мин
  1. Вспомнить изученное
  2. Прочитать учебник
  3. Спросить у учителя
  1. Поиск решения
  1. Вспоминаем изученное  – 10 мин
  1. Проверка д\з (Слайд 4), 3 вопроса = 3человека  = 6 мин
  2. Извлекаем материал (Слайд 5) = 2 мин
  3. Подводим итоги =  2 мин.  Слайд 6
  1. Читаем учебник = 15 мин
  1. Читаем учебник (5 мин) Слайд 7. Подпишите в тетради «Новшества»
  2. Извлекаем материал:  выписываем новшества (Слайд 8)
  3. Подводим итоги. Слайд 9, читает 1 человек
  1. Спрашиваем учителя (10 мин).  У жителей племени пропала необходимость ведения совместного хозяйства, т.к. люди больше зависели от своих умений, чем от природы.  Кто-то работал лучше, кто-то хуже, люди не хотели делиться друг с другом.  Однако для защиты от врагов, охоты и др. люди все-таки объединялись. Так, родовая община (в основе – родство) превратилась в соседскую (в основе – соседство Слайд 10, клик 1).  Иногда племенам приходило в голову напасть на другое племя, чтобы отобрать зерно, металл и т.п.  Так появлялся военный предводитель – вождь (клик 2). Вождь набирал себе  дружину (клик 3) – военные соратники.  После военного похода участники делили добычу, больше всех получал вождь и его дружина. Они становились богаче, чем остальные. Из пленников делали рабов (клик 4). Таким образом, внутри племени возникло неравенство.
  2. Извлекаем материал.  Слайд 11
  1. Решение проблемы (2 мин). Неравенство  - наличие в обществе богатых и бедных людей. Неравенство появилось в связи с развитием хозяйства.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Появление неравенства и знати Домашнее задание: §5, контурная карта №1 (с.1) 1

Слайд 2

Что такое неравенство? ПРОБЛЕМА : Откуда в первобытном обществе взялось неравенство? 2

Слайд 3

1. Вспоминаем изученное Что такое родовая община? Что такое племя? Кто им управлял? Какие занятия первобытных людей вы знаете? Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства? 3

Слайд 4

2. Извлекаем материал: Родовая община - коллектив родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство Племя - несколько родовых общин, живущих вместе Старейшины - люди, управлявшие племенем Занятия первобытных людей: охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло 4

Слайд 5

3. Подводим итоги Развитие земледелия и скотоводства = больше еды Больше еды = больше людей Больше людей = свободные рабочие руки Развитие земледелия и скотоводства = появление новых материалов Новые материалы = новые занятия (ремесло) Новые занятия = новые изобретения ВЫВОД : Появление земледелия и скотоводства приводит к развитию общества 5

Слайд 6

1. Читаем учебник Задание: Прочитайте учебник, выпишите новшества в жизни людей Вариант 1: Читаем п. 1, на с. 25-26 (Развитие ремёсел) Вариант 2 : Читаем п. 2, на с. 26 (Изобретение плуга) Вариант 3 : Читаем п. 3 на с. 27 (у каждой семьи – вое хозяйство) 6

Слайд 7

2. Извлекаем материал Появление ремесленников (люди, чья профессия – ремесло) Гончарный круг – приспособление для изготовления керамики Металлургия – обработка металлов Плуг – орудие для вспашки земли. Более эффективен, чем мотыга. Использование животных для вспашки земли У каждой семьи – свое хозяйство 7

Слайд 8

3. Подводим итоги У жителей племени пропала необходимость ведения совместного хозяйства, т.к. теперь они зависели от своего труда, а не от сил природы.. Кто-то работал лучше, кто-то хуже, люди не хотели делиться друг с другом. Но люди сохраняли общину для защиты от врагов, охоты и др. совместных занятий. 8

Слайд 9

1. Спрашиваем учителя Родовая община  Соседская община - коллектив соседей, живущих вместе, но ведущих раздельное хозяйство Вождь - военный предводитель Дружина – военные соратники вождя Раб - зависимый человек 9

Слайд 10

2. Причины появления неравенства: Военные походы Разные способности к ведению хозяйства Разный доступ к власти Рабство 10

Слайд 11

Неравенство появилось в связи с развитием хозяйства и войнами. Почему появилось неравенство? 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общий взгляд на первобытный мир Домашнее задание : подготовиться к самостоятельной работе по главам 1-3 1

Слайд 2

Сравните высказывания двух учеников 5 класса. В чем противоречие? Какой возникает вопрос? 2 В древности не было ни компьютера, ни мобильника, ни машин, ни кино!.. Подумаешь, придумывали какой-то примитив … А ты можешь себе представить, какой была бы наша жизнь, если бы не было этого «примитива»?

Слайд 3

Определяем проблему урока Каково значение эпохи Первобытного мира в истории человечества? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним изученный материал 3

Слайд 4

Дриопитек Австралопитек Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный 100 тыс л.н.!!! 2,5 млн л.н. 25 млн л.н. 7 млн л.н. 1,5 млн л.н. Предки человека 4

Слайд 5

1. Прародина человечества 5

Слайд 6

Чистая доска Вспомним термины 6

Слайд 7

Рубило Восточная Африка Ремесло Совет старей-шин Соседская община Вождь Родовая община Искусство Собака Гончар-ный круг Религия Охота Племя Мотыга

Слайд 8

8 Расставьте события и явления в правильной последовательности. . . . . . . . . . 1.Люди научились обрабатывать металл. Первым металлом, из которого были созданы орудия труда, стала медь. 2. Однажды храбрый человек схватил загоревшуюся от удара молнии ветку. Огонь стал важным помощником человека. 3. Люди заметили, что упавшее в землю семечко прорастает на том же месте. Так появилось земледелие – выращивание растений для нужд человека.

Слайд 9

Религия и искусство Что происходит на картинке? 9

Слайд 10

Религия и искусство Что происходит на картинке? 10

Слайд 11

Религия и искусство Что происходит на картинке? 11

Слайд 12

Работа с историческим источником 12

Слайд 13

Наследие Первобытного мира 13 Какие достижения дошли до нашего времени от первобытных времен?

Слайд 14

Подводим итоги Каково значение эпохи Первобытного мира в истории человечества ? Эпоха Первобытного мира – первая эпоха в развитии человечества. Первобытные люди изобрели множество новшеств, которые помогли им выжить. Многими из них мы пользуемся до сих порю 14



Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первобытный мир»

Ход

  1. Домашнее задание записать (2 мин). Слайд 1
  2. Определение проблемы урока. Слайд 2. 3 мин. Слайд 3.2 мин.
  3. Предки человека (рассказать цепочку) Слайд 3  4 мин.  1 человек
  4. Карта  Слайд 4 . 7 мин
  1. Показать прародину человечества и древнейшие мест обитания - 2 человека,
  2. показать район зарождения земледелия – 1 человек, объяснить почему;
  3.  Показать распространение людей по планете, назвать причины -1 чел). 
  1. Динамическая пауза (5 мин)

Игра «Море волнуется раз»:

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три:        

А)  фигура первобытного охотника на месте замри;

Б) фигура мамонта на месте замри;

В) фигура ремесленника на месте  замри и т.д.

Г) фигура ученика 5 класса на месте замри

  1. Чистая доска 8 мин Слайды 4-5
  2. Религия  Слайды 6-8 (3 человека по 2 мин). 4 мин
  3. Работа со счетом времени 5 мин. 
  1. 1 человек (Слайд 8)
  2. Сколько лет прошло от гибели Спартака? (На доске) 2015 + 71 = 2086.
  1. Какие достижения от первобытного общества?  Слайд 9. (2 мин): Огонь, религия, искусство, плуг, земледелие, скотоводство, охота, знать…..
  2. Итоги Слайд 14. Клик  1 – общий вывод.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первобытный мир Проверочная работа

Слайд 2

Критерии оценки 0-5 баллов – 2 6-7 баллов – 3 8-9 баллов – 4 10-11 баллов – 5

Слайд 3

Задание №1 (3 балла). Дайте определение словам: Родовая община Земледелие Религия Соседская община Скотоводство Ремесло

Слайд 4

Задание №2 (3 балла) Вариант 1. Вариант 2 Отметьте на «линии времени» год основания города Рима – 753 г до н.э. Подсчитайте, сколько лет исполняется г. Риму в 2015 году.. Вычисления делайте письменно.

Слайд 5

Задание № 3 (5 баллов) Вариант 1. Вариант 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переход от первобытности к цивилизации 1

Слайд 2

Проблема урока В одной школе на уроке истории произошел такой разговор: Учитель : - Ну вот, дети, мы и добрались до окончания эпохи Первобытного мира и начала эпохи Древнего мира. Ученик: - Здорово! Расскажите , как люди тогда отмечали это событие. Наверно, торжественнее и веселее, чем новый год ! Учитель : Что ты! Никто в те времена и не подозревал, что живет на рубеже двух исторических эпох. 2 Сравните высказывания Учителя и Ученика. В чем противоречие? Какой возникает вопрос?

Слайд 3

От первобытности к цивилизации 3 5 тыс. л .н.

Слайд 4

Прочитайте текст на с. 34 Читая, выделите слова, которые мы не разбирали в теме «Первобытный мир». Попробуйте дать определения этим словам (устно) 4

Слайд 5

Извлекаем материал Государство - система управления обществом на определенной территории Царь - глава государства в Древнем мире Город - поселение, которое является центром власти, ремесла и торговли Казна - хранилище ценностей государства Письменность - система передача информации с помощью символов 5

Слайд 6

Каковы признаки цивилизации? Появление неравенства Появление городов Создание государств Изобретение письменности 6

Слайд 7

Что такое цивилизация? Цивилизация - ступень развития общества, следующая после первобытного мира Цивилизация – большая общность людей, объединенных общей культурой, хозяйством и правилами. 7

Слайд 8

Подводим итог Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира? 8

Слайд 9

Домашнее задание Учить признаки цивилизации в тетради! 9



Предварительный просмотр:

Проверочная (15 мин)

Переход от первобытности к цивилизации (30 мин)

  1. Постановка проблемы. Слайд 2. Читаем текст по ролям. Обозначаем проблему: Почему мы считаем, что закончилась эпоха Первобытного мира и началась эпоха Древнего мира? (Эпоха – крупный исторический промежуток времени) = 4 мин
  2. Выдвижение версий. Как вы думаете, как ученые определяют окончание эпохи Первобытности (фиксация на доске)? = 3 мин
  3. Поиск решения.  Для того, чтобы решить поставленную проблему, давайте обратимся к тексту учебника. Откроем на с. 34. текст от первобытности к цивилизации. = 1 мин
  1. Слайд 3 Прежде чем прочитать текст, давайте попытаемся определить, о чем он? Как мы можем это сделать? (По названию, по картинке) –Выдвижение предположений 2 мин
  2. Какие вопросы мы зададим тексту, чтобы решить нашу проблему? (когда произошел переход от первобытности к цивилизации? Что такое цивилизация? Каковы ее признаки?) 2 мин
  3. Слайд 4. Читаем по цепочке. Выделяем слова. (10 мин) Слайд 5, попеременно новые слова.
  4. Слайд 6.  Давайте откроем тетради, подпишем число, классную работу. Тема урока: Переход от первобытности к цивилизации. Сначала скажите устно, каковы признаки цивилизации? Давайте запишем 6 мин.
  5. Слайд 7. Подводим итог. 1 мин.
  6. Слайд 8. д/з  1 мин.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СВОЯ ИГРА

Слайд 2

1. Одна из команд выбирает тему и стоимость вопроса. 2. Время на обсуждение – 15 секунд. 3. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит к команде, среагировавшей быстрее. 4. Нельзя: выкрикивать с места, если отвечает другая команда(снимаются очки) 5. Нельзя: перебивать, задерживать ответ ПРАВИЛА ИГРЫ

Слайд 3

Жизнь первобыт-ных людей 10 20 30 40 50 Древний Египет 10 20 30 40 50 Древнее Двуречье 10 20 30 40 50 Финикийс-кие море-плаватели 10 20 30 40 50 Наука История 10 20 30 40 50

Слайд 4

Кто это? Жизнь первобытных людей– 10

Слайд 5

Назовите прародину человечества Жизнь первобытных людей– 20

Слайд 6

Как называется коллектив родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? Жизнь первобытных людей– 30 Родовая община

Слайд 7

Как называлась древнейшая обезьяна – предок человека? Жизнь первобытных людей– 40 Дриопитек

Слайд 8

Как называется пещера, в которой были открыты самые известные первобытные росписи на стенах? Жизнь первобытных людей– 50 Альтамира

Слайд 9

Как звали бога солнца у египтян? Древний Египет - 10 Ра

Слайд 10

Знатный человек, помощник фараона? Древний Египет- 20 Вельможа

Слайд 11

В каком веке было создано государство Египет? Древний Египет - 30 XXX в до н.э.

Слайд 12

Самый известный фараон – воин? Древний Египет - 40 Тутмос III

Слайд 13

Какой ученый расшифровал египетские иероглифы? Древний Египет - 50 Шампольон

Слайд 14

Назовите две реки Месопотамии: Древнее Двуречье- 10 Тигр, Евфрат

Слайд 15

Самый распространенный природный материал в Двуречье, из которого строили дома и на котором писали? Древнее Двуречье - 20 Глина

Слайд 16

Что такое зиккурат ? Древнее Двуречье- 30 Храм-пирамида в Междуречье

Слайд 17

Его имя переводится как «Великий Предок», а результаты его деятельности до сих пор хранятся в Лувре (музей в Париже)? Древнее Двуречье - 40 Хаммурапи

Слайд 18

Один из величайших героев Междуречья, похож на греческого Геракла? Древнее Двуречье- 50 Гильгамеш

Слайд 19

Основное занятие финикийцев? Финикийские мореплаватели - 10 Морская торговля

Слайд 20

Древние финикийцы получали это, смешивая песок и соду? Древнее Двуречье - 20 Стекло

Слайд 21

Что продавали финикийские купцы (хотя бы 1 товар, кроме фиников?) Древнее Двуречье - 30 Оливки, благовония, рабы…

Слайд 22

Что изображено на карте синими точками? Древнее Двуречье - 40 Колонии

Слайд 23

Название «Финикия» переводится как «красноватые» или «красящие в лилово-красный цвет». Чем можно объяснить это название? Древнее Двуречье - 5 0 Финикийцы изобрели способ получения пурпурной краски из ракушек

Слайд 24

Что такое История? Наука История - 10 Наука о прошлом человечества

Слайд 25

Как называется вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся нахождением материальных останков человечества? Наука История- 20 Археология

Слайд 26

Что такое исторический источник? Наука История - 30 Любой предмет, который может рассказать о прошлом

Слайд 27

Как называется наука о счете лет в истории? Наука История - 40 Хронология

Слайд 28

Кого называют «Отцом Истории»? Наука История - 50 Греческого ученого Геродота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....