Древняя Спарта
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Боровских Карина Игоревна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-plan_konspekt_uroka.docx585.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Педагог года-2017»

номинация «Педагогический дебют»

План-конспект урока истории

«Полисы Греции и их борьба                       с персидским нашествием»

НОВОЕ фото школы

пгт. Пойковский

2017 г


Тема урока

Место урока по теме

Древняя Спарта

Восьмой урок по теме «Древняя Греция» в разделе «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»

Тип урока

Формы, приемы, методы

урок открытия новых знаний.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Приемы: работа с историческим  документом, с электронной презентацией, с учебником, картой., письменно - графический.

Методы: наглядный,  метод эвристических заданий

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с общественным и государственным устройством Спарты, бытом и нравами спартанцев, системой воспитания, показать ее положительные и отрицательные стороны; формировать умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника; воспитывать уважение к истории других стран.

Образовательные:

- характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам.

-раскрыть черты общественно-политического устройства

-познакомить с особенностями воспитания спартанских детей.

Развивающие:

-  продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

-   продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

-  способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-  продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

1. Общественное и государственное устройство Спарты, особенности спартанского воспитания.

2. Отличительные черты Спартанского и Афинского полисов.

анализировать географическое положение Южной Греции; находить на карте и устно комментировать положение Спартанского и Афинского полисов; характеризовать основные занятия населения Лаконии; характеризовать спартанское общество в целом; работать с документом, учебником, иллюстрациями; уметь сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Познавательные УУД:

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

- формировать умение работы с текстами (анализ текста) – искать информацию, понимать прочитанное, сравнивать и делать выводы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные УУД:

- овладение навыками сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах;

- овладение умениями: высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных пособиях, работать с текстом.

Регулятивные УУД:

- планирование этапов выполнения работы:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать по плану, отслеживать продвижение в выполнении задания, анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий

Личностные результаты обучения:

- ответственное отношение к учебе;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- умение сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов.

- системно-деятельностного подхода

- здоровье сберегающая

- проблемного обучения

- информационно – коммуникативный

- игровая

Настенная карта «Древняя Греция Vв. до н.э.»

Раздаточный материал, компьютер, экран, мультимедийная  презентация, доска, мел, камушки для голосования, рабочая тетрадь

Видеооборудование, диск с фрагментом записи отрывка из фильма «300 спартанцев».

Ход урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1 этап: организационный

Организовать учащихся на успешную работу.

Добрый день дорогие ребята. Вижу, готовы вы к дальнейшему путешествию в прошлое. И необходимые для этого вещи – учебник, ручки и тетрадь у вас имеются.

Обучающиеся приветствуют учителя

- самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности

- оценка эмоционального состояния

Полная готовность класса и оборудования к уроку. Организация внимания всех учащихся.

2 этап: постановка цели и задач урока

 Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формируют тему урока

Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис» Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, мы с вами просмотрим фрагмент фильма.

Просмотр фрагмента из фильма «300 спартанцев». Вопрос учителя: «О чём вы посмотрели фрагмент? Какие мысли и чувства вызывает он у вас?»

Учитель задаёт вопрос: «О чём мы с вами будем говорить?»

Учащиеся  обсуждают, высказывают мысли. В процессе их обсуждения под руководством учителя формулируется тема и познавательная цель

 урока.

Познавательные УУД:

- умение логически

мыслить;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать и высказывать свою точку зрения

Регулятивные УУД формирование познавательного интереса, мотивации к обучению

Фронтальный.

Оценочное суждение, коррекция ответов учащихся.

Учащие настроены на работу, заинтересованы. С помощью фрагмента фильма, определена тема и цель урока.

3 этап: Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы

Выделение проблемного вопроса.

Прочтите на доске задание. Сравнить особенности государственного управления в Афинах и Спарте. Для этого мы с вами обратимся к сравнительной таблице.   Нельзя изучать новое, не повторив ранее изученное. Ответьте на вопросы,  покажите на карте и впишите в таблицу

Где, на каком полуострове находится Древняя Греция? Аттика? Опишите местоположение Афин. Чем занималось население Афин?

Какие моря омывают Грецию? Почему одно из морей названо Эгейским?

Как назывались города-государства в Греции? Какие полисы вы знаете?

3.Работа с оценочным листом

Учащиеся отвечают на вопросы учителя (высказывают своё мнение)

Работают на карте, заполняют таблицу на доске.

Оценивают свою работу на данном этапе

Познавательные УУД
- умение работать с картой и таблицей

Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли; 

Личностные УДД
- формирование ценностных ориентаций.

Фронтальный опрос

Самооценка, рефлексия деятельности

Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы. Выполнено пробное учебное действие с фиксацией затруднений, заполняют часть таблицы.

4 этап: первичное усвоение новых знаний

Организация учащихся на решение задачи. Систематизация материала.

1.Сегодня мы познакомимся с еще одним древнегреческим полисом, с постоянным соперником Афин – Спартой. Ведь не случайно, древнегреческий историк Геродот, сказал: «Вся Греция стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство». Мы сегодня совершим путешествие в Древнюю Спарту.  И начнем мы с работы по карте и продолжим нашу сравнительную таблицу.

Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, условиях её заселения. 

2. Теперь, ребята, мы разделимся на 3 группы, каждая из которой получит свое индивидуальное задание.

1.Характеристика населения Спарты (1 группа)

2. Ликург и его законы

(2 группа)

3.Воспитание детей в спартанском лагере (3 группа)

3.Демонстрация презентации

Объяснение государственного устройства Спарты.

4.Решение проблемного вопроса

5. .Работа с оценочным листом

Учащиеся работают с картой и в группах, составляют алгоритм ответа, после чего выступают перед классом. Делают записи в тетради. Заполняют таблицу.

Оценивают свою работу на данном этапе

Познавательные УУД:

- умение работать с картой

- отбор нужной информации и необходимых терминов

- умение делать обоснованные выводы;

Коммуникативные УУД:

-умение составлять алгоритм ответа;

- умение публично выступать

Умение составлять схему.

Регулятивные УУД: концентрация на сути проблемы;

- планирование деятельности

Фронтальный, Самооценка, рефлексия деятельности

Организована и методически обеспечена самостоятельная работа учащихся по усвоению новых знаний. Учащиеся сравнили государственное устройство Спарты и Афин и заполнили таблицу

Физкультминутка: Если я говорю понятия, связанные с Грецией вы хлопаете, если понятия, не связанные с Грецией - вы топаете.

Балканский полуостров; Нил; фараон; Солон; Хаммурапи; Акрополь; Агора; Демос; Инд; Финикия; Иероглифы; Демократия; Зевс; Посейдон; Деметра.

5 этап: первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявления причин ошибок и их исправление

Молодцы!

А теперь, ребята, ответьте мне на вопрос: «Хотели бы вы жить в Спарте? Аргументируйте свой ответ!»

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос

Познавательные УУД:

- умение делать обоснованные выводы;

- умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:

-умение составлять алгоритм ответа;

- умение публично выступать

Регулятивные УУД: концентрация на сути проблемы;

фронтальный опрос

Организована проверка правильности выполнения задания. Выявлены и разобраны типичные ошибки допущенные учащимися

6 этап: закрепление

Организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Очень хорошо ребята, а теперь давайте откроем в рабочей тетради параграф 31 и попробуем применить наши новые знания на деле.

Учащиеся решают задания в рабочей тетради,

Познавательные УУД:

- умение работать с картой

- отбор нужной информации и необходимых терминов

- умение делать обоснованные выводы;

- умение применять полученные знания

Регулятивные УУД: концентрация на сути проблемы;

- планирование деятельности

самостоятельная работа

Самооценка, рефлексия деятельности

Использованы приобретенные знания в практической деятельности. Самостоятельное выполнение учащимися заданий.

7 этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выявления качества и уровня усвоения знаний и способов действий и их оценка

Вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями. А теперь давайте сравним, как жили люди в Спарте и Афинах.

Учитель задает вопросы:

Согласны ли вы, что

1. Греческие полисы Древняя Спарта и Древние Афины имеют общую границу?

2. Спартанцы и афиняне имели одинаковые занятия?

3. Спарта и Афины имели одинаковое политическое устройство?

3. Дети в обоих полисах воспитывались одинаково?

4. Жизнь в Афинах и Спарте протекала одинаково?

Учитель корректирует допущенные ошибки

Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание:

  1. Проч. §31, ответить устно на вопросы на стр. 150.
  2. Написать заметку в исторический журнал «Древнегреческий полис»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Воспринимают информацию и осознанно записывают свое задание.

Познавательные УУД:

- умение делать обоснованные выводы;

Коммуникативные УУД:

-умение составлять алгоритм ответа;

- умение публично выступать

Регулятивные УУД: концентрация на сути проблемы;

Фронтальный опрос

Эффективно использованы контрольные вопросы, организована взаимопроверка решений в сравнении с эталоном ответа. Выставлены оценки за урок, с комментированием каждой оценки. Учащиеся выставили оценку своей работы. Сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. Произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся.

8 этап: рефлексия

Подведение итогов занятия

Ребята, вы сегодня молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Была ли наша сегодняшняя встреча для вас интересной? Полезной?

 Давайте посмотрим, что вы сегодня узнали нового и что вам понравилось больше всего на нашем уроке, а для этого вы, как жители Лаконии должны, кратко и лаконично продолжить предложение, начало которого вы видите на доске.

Учитель предлагает продолжить предложения:

по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

сегодня я узнал…

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…

меня удивило…

А теперь поднимите, пожалуйста, белые камушки.

-кто расскажет о Спарте своим друзьям?

-кто расскажет родителям?

Поднимите, пожалуйста, черные камушки те, кто никому и ничего не захочет рассказать

Учащиеся отвечают на вопросы, заканчивая предложения.

Поднимают карточку нужного цвета

Познавательные УУД:

- способность излагать мысли в кратких выражениях, лаконично.

Коммуникативные УУД:

умение публично выступать

Регулятивные УУД:

- оценивание правильности выполнения действия оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Фронтальный опрос

Подведен итог урока. Проведена рефлексия учебной деятельности в конце и в течение всего урока. Проведен  анализ достижения цели урока. Получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов. Адекватность самооценки, оценки учителя.

Жернова Карина Игоревна   МОБУ «СОШ №4»  пгт. Пойковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"

1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....

Древняя Спарта

Тест содежит  знаний понятийного аппарата и можно использоватьб в качестве текущего контроля на уроке....

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...