Разработки уроков 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Разработка уроков по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка № 6.

Тема: Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

Цели урока:

  1. изучить основные направления внешней политики России в 1826-1849 гг., выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны.
  2. Развивать навыки работы с картами.
  3. Способствовать развитию чувства патриотизма у детей.

Новые термины: мюридизм, имамат, Адрианопольский мир.

Оборудование: карта «Внешняя политика России в первой половине XIX в.»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. В чем Николай I видел основную задачу своего царствования?

        Сохранение и укрепление существующего строя. Строгая централизация управления, контроль над общественной, экономической, политической и культурной жизнью страны.

2. В чем проявилось подобное стремление Николая I?

        Большое значение приобретает Собственная его Императорского Величества Канцелярия, создается III  отделение канцелярии, издается Цензурный устав.

3. Что такое промышленный переворот и когда она начинается в России?

        Промышленный переворот – это переход от ручного производства к машинному. В России он начинается в 1830-1840-х гг.        

III. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Россия и революция в Европе
  2. Война с Ираном 1826-1828 гг.
  3. Война с Турцией 1828-1829 гг.
  4. Кавказская война
  5. Россия и Центральная Азия.

1. Россия и революция в Европе.

- Что такое внешняя политика? (Отношение с другими странами).

Запись на доске и в тетрадях:

2 направления внешней политики:

1) Европейское направление

2) Восточное направление

Беседа с учащимися по вопросам. (Прочитать стр. 71-72 учебника)

- Какие события происходили в Европе? (В Европе происходили непрерывные революции: 1830- революция во Франции и Польше, 1848 – новая революция во Франции и Венгрии)

Запись в тетрадях:

        Основной идеей европейского направления внешней политики России была борьба с «революционной заразой».

2.  Война с Ираном 1826-1828 гг.

Запись в тетрадях:

        1826-1828 гг.- русско-иранская война.

Причины войны: желание Ирана вернуть земли, потерянные в результате войны 1804-1813 гг.

Иранские войска неожиданно вторглись на территорию России и захватил южную часть Закавказья и двинулись в Грузию. Однако, войска Ермолова сумели полностью освободить захваченные земли. В 1827 г. иранские войска были разбиты И. Ф. Паскевичем.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор. По договору к России отошли Ереванское и Нахичеванское ханства.Только Россия имела право держать флот на Каспии.

3. Война с Турцией 1828-1829 гг.

Восточный вопрос – взаимоотношения с Турцией. Для России нужно было обеспечить безопасность черноморского побережья и благоприятный режим черноморских проливов – Босфора и Дарданелл.

Работа с картой.

- Покажите на карте южные границы России, проливы Босфор и Дарданеллы.

Запись в тетрадях:

        В апреле 1828 г. начинается русско-турецкая война – 1828-1829 гг. Основные театры военных действий: Балканы, Кавказ,  Черное море. Турция потерпела поражение. В 1829 г. было подписано Адрианопольский мирный договор.

        По договору Россия получила:

  1. устье Дуная, восточное побережье Черного моря
  2. Босфор и Дарданеллы объявлялись открытыми для прохода торговых судов всех стран.
  3. контрибуцию

4.Кавказская война

1817 г.- Кавказская война

        Сопротивление горцев усиливалось, приобретая национально-освободительный характер. Обоснованием этой борьбы стало распространение среди мусульман Северного Кавказа учения о пути к спасению – мюридизм. Одним из положений мюридизма считалось участие в священной войне против неверных.(немусульман). Однако, постепенно русские войска начали теснить горцев, в самом имамате усилились внутренние противоречия. Это обусловило поражение имамата.

5. Россия и Центральная Азия.

Опасаясь усиления Англии, российское правительство приняло меры к росту своего влияния в районах казахских кочевий. Была уничтожена Ханская власть в Казахстане.

Запись в тетрадях.

Велось активное строительство военных укреплений. Были основаны крепости Копал и Верный.

IV. Закрепление нового материала.

Вопросы:

1) Какими странами вела войны Россия?

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Повторить изученное. Прочитать §13.



Предварительный просмотр:

Разработка №4.

Тема урока: Внутренняя политика Николая I.

Цели:

  1. Дать характеристику личности Николая I.
  2. Познакомить учащихся с внутренней политикой Николая I.
  3. Развивать у учащихся умение оценивать других людей и их деятельность.

Новые термины и даты: 1825-1855 гг. – правление Николая I, III отделение жандармы, канцелярия.

Оборудование: портреты Николая I, П. Д. Киселева, А. Х. Бенкендорфа.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дать тестирование на 10 минут по темам «Общественное движение при Александре I» и «Династический кризис. Выступление декабристов» (Дополнительный материал № 1.)

III. Изучения нового материала.

План урока:

  1. Личность Николая I.
  2. Укрепление роли государственного аппарата и опоры самодержавной власти
  3. Попытки решения крестьянского вопроса.
  4. Церковь и государство

1.  Личность Николая I.

        Николай был третьим сыном Павла I. Николая Павловича готовили к военной службе, так как при двух старших братьях вступление на престол было для него маловероятным.

        В людях и чиновниках Николай больше всего ценил исполнительность, покорность, готовность к подчинению. Он понимал необходимость отмены крепостного права, но стремился обеспечить, прежде всего, устойчивость самодержавной власти.

Запись в тетрадях:

Правление Николая I – 1825-1855 гг.

2. Укрепление роли государственного аппарата и самодержавной власти.

        В первые годы правления Николай I стремился укрепить роль государственного аппарата.

Запись в тетрадях.

        Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии.

3. Попытки решения крестьянского вопроса.

        Николай прекрасно понимал, что главной проблемой остается крестьянский вопрос. Решил начать преобразований, направленных на улучшения положения государственных крестьян.

Запись в тетрадях:

П. Д. Киселеву поручено подготовка реформы государственных крестьян. Для этого было создано V отделение.

Цели реформы государственных крестьян Киселева, проводимой в 1837-1848 гг.:

  • Повысить уровень жизни государственных крестьян
  • Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян
  • Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян

4.  Церковь и государство.

        Положение Русской Православной Церкви в Российской империи было высоким. Православие считалось не только господствующей верой в России, но и основой императорской власти, то есть закрепляло роль императора как фактического главы церкви.  

Запись в тетрадях:

        Высшим органом церковного управления являлся Синод, члены которого назначались. Руководителем Синода был обер-прокурор. Продолжалось борьба церковных властей и государства со старообрядцами.

5. Борьба с революционными настроениями

Для политического сыска было создано III отделение и корпус жандармов. Для контроля печати Николай II принял Цензурный устав в 1826 г.

IV. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

1) Расскажите кратко о личности Николая I.

2) Какие мероприятия проводил Николай I?

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Прочитать § 10. Ответить письменно на 4, 7 вопросы в конце параграфа.

Дополнительный материал № 1.

Тестирование.

1. Какое из перечисленных тайных обществ возникло раньше других?

а) Союз благоденствия                в) Южное общество

б) Союз спасения                        г) Северное общество

2.  Восстание на Сенатской площади произошло

а) 4 декабря 1822г                        в) 14 декабря 1825 г.

б) 14 декабря 1815 г.                г) 15 декабря 1864 г.

3. Назовите программу Северного общества

        а) «Зеленая книга»                в) «Русская правда»

        б) «Конституция»                г) «Уставная грамота»

4. «Декабристами» называют

        а) Участников восстания 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади

        б) Участников боев на р. Березине в декабре 1812 г.

        в) Членов масонских лож

        г) Членов Негласного комитета

5. На роль диктатора восстания на Сенатской площади был назначен

        а) С. П. Трубецкой                        в) П. И. Пестель

        б) Е. П. Оболенский                        г) Н. М. муравьев

6. В программных документах тайных обществ будущих декабристов предусматривалось

        а) сохранить крепостное право

        б) отменить крепостное право

        в) сохранить самодержавную власть

        г) ликвидировать гражданские свободы

7. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был членом декабристских организаций?

        а) К. Ф. Рылеев                        в) Ф. Ф. Беллингсгаузен

        б) А. А. Аракчеев                        г) Н. Н. Раевский

8. Особенность общественного движения в России в первой четверти XIX века

        а) его активными участниками были молодые офицеры

        б) активная агитация и распространение своих идей среди народа

        в) отсутствие организации и программных документов

        г) отсутствие информации у власти о планах тайных обществ.

9. К предпосылкам возникновения движения декабристов не относится

        а) господство крепостного права                б) сохранение самодержавия

        в) идеи французских просветителей        г) создание министерств



Предварительный просмотр:

Разработка №2.

Тема урока: Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

Цели:        

  1. Выяснить причины возникновения династического кризиса 1825 г. Раскрыть историческое значение восстание декабристов.
  2. Развивать навыки умения работы с учебником.
  3. Воспитать чувтва патриотичности

Новые термины и даты: декабристы, династический кризис, 14 декабря 1825 г. – восстание декабристов.

Оборудование: портреты декабристов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Когда появляются первые тайные общества. Какие тайные общества существовали?

        После заграничного похода русской армии появляются первые тайные общества. 1816-1818 гг. – Союз спасения, 1818-1821 гг. – Союз благоденствия. 1818-1821 гг. – Южное общество и Северное общество.

- Назовите общие требования этих тайных обществ.

        Отмена крепостного права, введение представительного правления, введение гражданско-демократических свобод, уничтожение сословий.

- Как относилась власть к этим тайным обществам?

        Власть была против тайных обществ и организаций и поэтому в 1822 г. был принят указ о запрете всех тайных обществ. А с 1823 г. начали их преследовать.

III. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Династический кризис 1825 г.
  2. Выступление декабристов.
  3. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

1. Династический кризис 1825 г.

Работа с учебником.

        Прочитать 53 стр. учебника, то есть династический кризис.

        - У императора не было детей и кто должен стать наследником? (Следующий по старшинству брат)

        У Павла I было 3 сыновей: Константин, Николай и Александр. Наследником должен был стать Константин, но он отказался от престола. После него наследником был Николай. Была назначена переприсяга Николаю и декабристы этим воспользовались.

Запись в тетради.

        Декабристы хотели не допустить присяги Николаю и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления.

2.  Выступление декабристов.        

Запись в тетради.

        14 декабря 1825 г. – восстания декабристов на Сенатской площади. Но декабристы потерпели поражение. Причины поражения:

  • Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената
  • Солдаты не знали об истинных целях восстания
  • Глава восстания С. П. Трубецкой не пришел к восставшим и восставшие оказались без руководства
  • В восстании участвовали только военные, их было мало

        29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка и тоже потерпело поражение.

        После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в истории России широкий политический процесс.

        Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Пять декабристов (П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, К. Рылеев, П. Каховский – были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением).

3. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Запись в тетради.

        Восстание декабристов положило начало освободительному движению в России. После подавления восстания Николай I, опасаясь повторения таких выступлений:

- усилил меры противодействия по отношению возможных заговоров

- предпринял шаги по осторожному продолжению реформ, которые могли бы снять напряженность в обществе.

IV. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

1) Когда произошло выступление декабристов?

2) Какого историческое последствие и значение восстания декабристов?

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

        Прочитать документ «Манифест к русскому народу» декабристов. Ответить письменно на 1, 2 вопросы к документу на стр. 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока "Класс Насекомые"

Разработка и презентация урока...

Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....