Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (11 класс) по теме:
    Разработки уроков 11 класс

    Чымба Долаана Михайловна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nachalo_grazhdanskoy_voyny.docx17.81 КБ
    Файл oktyabrskaya_revolyutsiya.docx22.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Начало Гражданской войны

    Цели урока:

    1. ознакомить учащихся с основными событиями гражданской войны
    2. развивать умения работы с исторической картой, историческими документами.
    3. Дать представление учащимся о Гражданской войне как великой трагедии русского народа

    Основные понятия и термины: директория, белое движение, беллый террор, интервенция, гражданская война.

    Исторические персоналии: Александр Васильевич Колчак, Антон Иванович Деникин, Петр Николаевич Врангель, Николай Николаевия Юденич.

    Оборудование: карта «Гражданская война в России 1918 – 1920 гг», портреты военных деятелей белого движения

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.

    Беседа по вопросам:

    - Правительство какого государства откликнулась на призыв России немедленно закончить войну и заключит мир. (Правительство Германии)

    - На каких условиях Германия и Россия подписали Брестский мир? (Признание независимости Финляндии и Украины, вывод с этих территорий своих войск; восстановление границ с Турцией в пределах до 1878 г.; демобилизация армии и разоружение флота; от России оторгалась территория площадью 780 тыс. кв. км.; Россия должна выплатить контрибуцию в 6 млрд. золотых марок; Германия согласилась прекратить наступление на Восток и обещала не вмещиваться во внутренние дела России)

    1. Изучение нового материала.

    План:

    1. Причины Гражданской войны
    2. Этапы Гражданской войны
    3. Белое движение в России
    4. Причины поражения белых
    1. Причины Гражданской войны.

    Беседа по вопросу:

    - Что такое Гражданская война (Это война внутри страны, то есть людей живущих в одной стране).

    Обобщая ответы учащихся, дать записать определение в тетрадях.

    Гражданская война – это общенациональное вооруженное противоборство разных общественных слоев и политических внутри одного государства.

    Рассказ учителя:

    Гражданская война 1918-1922 гг. стала многолетней трагедией для всей России. Огромное количество людей погибло в боях, а также от голода, болезней, и развязанного террора.

            После насильственного свержения Временного правительства 25 октября 1917 г. и захвата государственой власти большевиками начинается раскол в обществе: на сторонников и противников революции.

    Дать записать учащимся в тетрадях:

    Причины гражданской войны:

    • Участие в мировой войне приучило людей решать все вопросы при помощи насилия;
    • Нежелание бывших собственников мириться с национализацией своей собственности;
    • Борьба партий за власть;
    • Разгон Учредительного собрания;
    • Заключение Брестского мира
    • Экономическая политика большевиков в деревне весной-летом 1918 г.

    Рассказ учителя:

    Особенностью Гражданской войны было ее тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией стран Антанты.

    Запись в тетрадях:

    Интервенция – это насильственное вмешеательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция может быть военной, экономической, идеологической, дипломатической.

    1. Этапы Гражданской войны.

    Рассказ учителя:

    В период Гражданской войны и интервенции четко выделяется следующие этапы: первый этап – развертывание антисоветских сил, второй этап – обострение гражданской войны, третий этап – советско польская война 1920 г. и разгром вооруженных сил юга России, четвертый этап – установление советской власти на окраинах России.

    Запись в тетрадях:

    1 этап (январь – ноябрь 1918 г.) – развертывание антисоветских сил: началор белого движения и интервенции;

    2 этап (ноябрь 1918 г. – начало 1920 г.) – обострение Гражданской войны;

    3 этап (май – ноябрь 1920 г.) – советско-польская война 1920 г. и разгром вооруженных сил юга России.

    4 этап (1920-1922 гг) – установление советской власти на окраинах России.

    1. Белое движение в России.

    Рассказ учителя:

    В годы войны социальная база белого движения была неоднородной:

    • Русские офицеры
    • Представители старой интеллигенции
    • Сторонники монархических партий
    • Часть рабочих и крестьян, которые были недовольны внутренней политикой партии большевиков
    • Либеральные партии

    Запись в тетрадях:

    Идейные основы белого движения:

    - борьба против большевиков

    - восстановление единой и неделимой России

    - признание большинством населения итогов февральской революции

    - свобода предпринимательства как главный принцип экономической политики

    1. Причины поражения белых.

    Самостоятельная работа учащихся с учебником. Прочитать стр 153 и 155 § 38 и выявить причины поражения белых.

    Примерная формулировка причин:

    Причины поражения белых:

    - социальная и идейная разнородность белого движения

    - отсутствие политического единства

    - отсутствие единого политического лидера

    - отсутствие программы решений актуальных проблем населения России

    - белый террор

    - разложение армии

    - отсутствие массовой поддержки населения белого движения.

    IV. Закрепление материала.

    - Период продолжения Гражданской войны и интервенции (1918 -1922 гг.)

    Также в качестве закрепления материала проверить самостоятельную работу «Причины поражения белых».

    Домашнее задание: прочитать § 36, 37 и составить таблицу «Основные военные действия Гражданской войны»



    Предварительный просмотр:

    Тема: Октябрьская революция

    Цель урока:

    1. Ознакомить учащихся с октябрьскими событиями 1917 г. и рассмотреть его последствия.
    2. Совершенствовать умения работы с историческими документами.
    3. Воспитывать чувства уважения к государству.

    Основные понятия и термины: республика, национализация, оппозиция, самоопределение.

    Основные даты и события:

    1. 26 октября 1917 г. – захват Зимнего дворца и арест членов Временного правительства;
    2. 26 октябрь 1917 г. – принятие II съездом Советов декрета о мире и земле;
    3. 1 сентября 1917 г. – объявление России республикой.

    Исторические персоналии: Владимир Ильич Ленин, Лев Давидович Троцкий, Феликс Эдмунтович Дзержинский, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев.

    Оборудование урока: портреты исторических персонажей.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.

    Выполнение тестового задания.(Приложение 1)

    1. Изучение нового материала.

    План:

    1. Россия осенью 1917 г.
    2. Вооруженное восстание в столице.
    3. Первые декреты советской власти.
    4. Учредительное собрание

    1. Россия осенью 1917 г.

    Задания учащимся: слушая рассказ учителя зафиксировать основные социально-экономические и политические ситуации.

    Рассказ учителя:

    Социально-экономические и политические обстановки осени 1917 г.:

    • К концу 1917 г. выпуск основных видов промышленной продукции упал на 30 % по сравнению с 1916 г.
    • Сокращение и упадок производства увеличивали безработицу
    • Железнодорожное сообщение парализовано
    • Финансовый кризис. Государственный долг России к октябрю 1917 г. достиг 50 млрд. р.
    • Заработная плата сократилась на 40-50 % по сравнению с 1913 г.
    • Систематическими становятся стачки на заводах Петербурга, Москвы, шахтах Донецкого угольного бассейна
    • Усиливается дезертирство с фронта, исчезает воинская дисциплина
    • В российском обществе уже никому не верили, не было общенациональных лидеров.  И только большевики набирали и развивали огромный успех.

    1. Вооруженное восстание в столице.

    Самостоятельная работа с текстом на 113-114 стр. учебника и заполнение таблицы «Вооруженное восстание в Петрограде».

    Дата

    Событие

    Примерное заполнение таблицы.

    Вооруженное восстание в Петрограде.

    Дата

    Событие

    22 октября

    ВРК направил всех полномочных лиц во все воинские

    части Петроградского гарнизона

    24 октября

    Отряды ВРК в составе рабочих-красногвардейцев, революционных солдат и матросов Балтфлота стали занимать: вокзалы, мосты, телеграф, электростанции

    Ночь на 26 октября

    Восставшие захватили Зимний дворец. Члены Временного правительства арестованы

    1. Первые декреты советской власти.

    Учителю рекомендуется рассказать по схеме об открытии II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.

    Схема на доске и в тетрадях:

    Вечером 25 октября. Открытие II съезда Советов, на котором меньшевики и правые эсеры потребовали немедленно прекратить штурм Зимнего дворца, в котором находились министры, и сразу же начать переговоры с законно выбранным Временным правительством

    Большевистское большинство съезда отказалось рассматривать требования фракции меньшевиков и правых эсеров

    Меньшевики и правые эсеры в знак протеста покинули съезд

    Руководство съезда целиком перешли в руки большевиков

    Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с декретами, принятыми II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов (§ 30 стр 114-115) и вместе с учащимися заполняет таблицу «Первые декреты советской власти».

    Примерное заполнение таблицы:

    «Первые декреты советской власти».

    Декрет

    Основное содержание

    Декрет о мире

    Призыв к народам и правительтсвам воюющих стран заключить демократический мир  без аннексий и контрибуций

    Декрет о земле

    Предусматривал конфискацию земель, находящихся во владении помещиков и других крупных собственников, национализацию всей земли, запрещал ее аренду, применение наемного труда

    Дать понять, что национализация – это огосударствление.

    1. Учредительное собрание.

    Учитель должен напомнить учащихся, что Временное правительство в марте 1917 г. заявило о том, что берет власть в свои руки до созыва Учредительного собрания. Все крупные партии летом 1917 г. выступали за созыв Учредительного собрания, но Временное правительство медлило с этим.

    А большевики в свою очередь выступали против Временного правительства под лозунгом защиты Учредительного собрания и обвиняли правительство в оттягивании выборов в Учредительное собрание.

    В первые дни после октября идея Учредительного собрания не подвергается сомнению.

    Придя к власти, большевики изменили свое отношение к Учредительному собранию, заявив, что Советы являются  более приемлемой формой народовластия. Но отменять Учредительное собрание не стали, так как надеялись победить. Но они потерпели поражение, членами Учредительного собрания были избраны лидеры всех политических партий.

    5 января в Таврическом дворце открылось заседание Учредительного собрания. Председателем был избран эсер Виктор Чернов. В заседании глава ВЦИК Яков Свердлов предложил принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Учредительное собрание принимает решение – отложить обсуждение декларации.

    Большевики покинули зал.

    Учредительное собрание всю ночь работало, но утром 6 января на трибуну зала матрос-анархист Анатолий Железняков и произнос: «Прошу немедленно покинуть зал, караул устал».

    А в ночь с 6 на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

    Запись в тетрадях.

    5-6 января 1918 г. – Первое заседание и роспуск Учредительного собрания.

    Итог октябрьской революции – приход к власти большевиков.

    1. Закрепление изученного материала.

    - Как вы думаете что стало бы, если Учредительное собрание приняло декларацию? (Если бы декларацию приняли, то они проголосуют за документ, в котором ободрялись декреты о мире, земле, следовательно власть переходила к Советам)

    Домашнее задание. Прочитать §30, 31, 32 и знать основные даты и события.

    Приложение 1.

    Тест.

    1. В ходе февральской революции 1917 г. в России:

    а) установление республики

    б) свергнута монархия

    в) установлена конституция нового демократического государства

    г) крестьяне получали землю

    2. Лозунги февральской революции:

            а) «Вся власть Советам!»

            б) «Долой министров-капиталистов!»

            в) «Долой царизм!»

            г) «Хлеба!»

            д) «Долой войну!»

            е) «Долой самодержавие

    3. Кому принадлежит высказывание: «Кругом измена, трусость и обман»?

            а) В. И. Лениену                        в) Г. Е. Львову

            б) Л. Г. Корнилову                г) Николаю II

    4. Какие два органа появились в ходе февральской революции?

            а) Госудаственный Совет                в) Петроградский совет

            б) Учредительное собрание                г) Временное правительство

    5. Кто является председателем Петроградского совета?

            а) Л. Д. Троцкий                        в) И. Г. Церетели

            б) Н. С. Чхеидзе                        г) А. Ф. Керенский

    6. Политический лозунг, который выдвинут в «Апрельских тезисах» В. И. Ленина:

            а) передача власти Учредительному собранию

            б) свержение Временного правительства

            в) передача всей власти в руки Советов 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока 11 класса "Виды излучения, спектры и спектральный анализ"

    Я создала урок, используя наработки и идеи коллег, учителей физики. На изучение темы по программе отводится один урок, а в него надо вместить очень важный и объемный материал, поэтому я использую през...

    Разработка урока 11 класс Основы логики и логические основы компьютера.

    Предмет: информатикаКласс: 11Тема:         Практическая работа по теме: «Основы логики и логические  основы компьютера».Цель:  закрепить полученные знания,...

    разработка урока 11 класс физика Волновые явления

    уроу 11 класса презентация по волновому движению...

    Разработка урока 11 класс информатика, тема: Расчетные операции в Excel

    подробное описание находится в файле конспект урока...

    Послевоенная система международных договоров. Разработка урока 11 класс

    Тема разработки урока "Послевоенная система международных договоров". Разработана для 11-го класса согласно требованиям ФГОС.В ходе урока применены различные методы работы. Задействованы ИКТ....

    Разработка урока.11 класс

    Разработка  урока.11  класс...

    Разработка урока 11 класс Тема "Метод рационализации"

    Разработка урока по теме "Решение логарифмических неравенств с переменной в основании" Материал полезен при подготовке к ЕГЭ...