Разработки уроков
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Ондар Галина Орловна

Разработки уроков по истории и обществознанию (10-11 классы)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные понятия : рентабельность, конверсия, демобилизация, директивная экономика, экстенсивное развитие.

Слайд 2

Таблица «…..» Потери советских людей: 27 млн. Разрушено: городов 1710 сел и деревень 70 тыс. заводов и фабрик 32 тыс. шахт 1135 километров железных дорог 65 тыс. км. Сокращение посевных площадей 36,8 млн. га Общий материальный ущерб Одна треть национального ущерба

Слайд 3

1. Какие задачи предстояло решить советскому народу в послевоенный период? 2. Какую цену заплатил советский народ за восстановление прежней мощи государства? 3. Почему уже к середине 50-х годов выяснилось, что прежняя модель управления экономикой не позволяет достичь уровня развитых капиталистических стран ?

Слайд 4

Анализ статистических данных и диаграммы: Валовый национальный продукт основных стран в 1950 г. (в млрд долларов 1964 г .) США 381 СССР 126 Британия 71 Франция 50 ФРГ 49 Япония 32 Италия 29

Слайд 5

Доля продукции, выпущенной предприятиями, восстановленными в годы четвертой пятилетки

Слайд 6

Прием графического оформления текста. Заполнение сводной таблицы «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ ) «+» (факты носят положительный характер «-« (отрицательное значение) «?» мне это интересно - конверсия экономики -восстановлено и сооружено 6200 крупных предприятий -трудовой подвиг советского народа - репарация с Германии… - директивная экономика - начавшаяся «холодная война» - экстенсивное развитие - бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных - засуха 1946 г. -неэквивалентный товарообмен между городом и деревней… - прогноз международных комиссий по восстановлению советской экономики - в 1949 г. испытание атомной бомбы - налог на каждое фруктовое дерево…

Слайд 7

Краткий вывод по теме урока: Альтернативы послевоенного экономического развития. Победа сталинского варианта. Четвёртая пятилетка: «восстановить и превзойти»! Развитие промышленности: а) конверсия 1946 г. б) восстановление и развитие тяжёлой промышленности в) отставание лёгкой промышленности г) репарации из восточной Германии д ) плановые показатели перевыполнены. Развитие с/ х : а) засуха и голод 1946 - 1947 гг. б) экспорт зерна в страны соц.лагеря в) провал пятилетнего плана в области с\х г) причины: экстенсивные методы и колхозная система. Развитие военной промышленности: а) причина – начало «холодной войны» б) атомный проект в) ракетостроение Уровень жизни населения: а) жилищный вопрос б) реформа 1947 г. в) госзаймы Внутренние источники экономического развития: а) массовый энтузиазм рабочих и колхозников б) ужесточение трудовой дисциплины в) труд заключенных и военнопленных г) «оргнабор рабочей силы» из села Провал пятой пятилетки. Неэффективность централизованного управления экономикой.



Предварительный просмотр:

Урок история России в 11 классе с использованием технологии развития критического мышления

Тема урока: Восстановление и развитие народного хозяйства

Цели урока:

Обучающая - выяснить существовавшие альтернативы развития послевоенной экономики СССР, уяснить основные цели, источники и факторы послевоенного экономического развития, классифицировать основные результаты экономического развития.

Развивающая - развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, умений работать с историческими источниками, навыков исторического анализа

Воспитывающая - прививать уважительное отношение к героическому труду советских людей.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный с использованием ИКТ

Средства обучения: Учебник «История России XX – начало XXI века», под ред. А.А. Левандовского, документы, компьютерная презентация, иллюстрации.

Литература:

Основная: материал параграфа в учебнике

Дополнительная: Волков И.М. Деревня СССР в 1945 – 53 гг. в новейших исследованиях историков (к.1980 – 1990-е гг.) // Отечественная история. 2000, №6 с.115 – 124; Денежная реформа 1947 г.: реакция населения. По документам из «Особых папок» Сталина. // Отечественная история. 1997, №6; Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы. // Отечественная история. 2001, №3 с.61 – 76; Сидоров С.Г. Труд военнопленных в СССР 1939 -1956 гг. Волгоград, 2001.

План урока

  1. Определение приоритетов
  2. Промышленность
  3. Послевоенная деревня

Основные понятия: рентабельность, конверсия, демобилизация, директивная экономика, экстенсивное развитие. (Слайд1)

1 этап урока – Вызов

Таблица «Состояние экономики после ВОВ.» (Слайд 2)

Потери советских людей:

  27 млн

Разрушено:

 

городов

  1710

сел и деревень

  70 тыс.

заводов и фабрик

  32 тыс.

шахт

  1135

километров железных дорог

  65 тыс. км.

Сокращение посевных площадей

  36,8 млн. га

Общий материальный ущерб

1/3 национального ущерба

СССР вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30% национального богатства. Какие ещё социально-экономические потери понёс СССР? (привлекаются данные таблицы). Важно разобраться, каким образом  СССР удалось в сравнительно короткий срок восстановить народное хозяйство.

        Кроме того, разрешить сложную ситуацию всегда можно несколькими способами, важно помнить, какова цена вопроса?  Посол США в Москве Аверелл Гарриман вспоминал: «Русские устали. Они принесли невероятные жертвы во время войны. Сейчас их просят с энтузиазмом принять очередной пятилетний план, а он означает очень тяжелую работу. Он означает станкостроение и оборудование для страны, в которой минимум потребительских товаров. Этих людей просят с энтузиазмом принять огромные жертвы ради своей страны». Давайте сформулируем основные проблемы нашего урока.

  • Какие задачи предстояло решить советскому народу в послевоенный период?
  • Какую цену заплатил советский народ за восстановление прежней мощи  государства?
  • Почему уже к середине 50-х годов выяснилось, что прежняя модель управления экономикой не позволяет достичь уровня развитых капиталистических стран? (Слайд 3)

2 этап урока – Осмысление

Необходимо решить основные проблемы  нашего урока.

Задания группам

Первая группа: «Определение приоритетов». (п.1) Работа с текстом учебника;

 Чем вызваны послевоенные экономические дискуссии? Какие альтернативные точки зрения на развитие советской экономики появились в ходе этих дискуссий? Какие политические силы стояли за этими альтернативными проектами?  Чем и почему закончились дискуссии по вопросам экономического развития? Назовите цели и задачи 4-го пятилетнего плана.

Вторая группа : «Промышленность» работа с текстом учебника и статистическими данными (пункт 2)

Анализ статистических данных и диаграммы:

Валовый национальный продукт основных
стран в 1950 г. (в млрд долларов 1964 г.) (Слайд 4)

      США

381

      СССР

126

      Британия

71

      Франция

50

      ФРГ

49

      Япония

32

      Италия

29

Доля продукции, выпущенной предприятиями,
восстановленными в годы четвертой пятилетки (Слайд 5)
Описание: http://www.prosv.ru/ebooks/danilov_istoriya_9/images/110.jpgОписание: http://www.prosv.ru/ebooks/danilov_istoriya_9/images/110.jpg

Назовите основные направления развития тяжёлой промышленности. К какому времени относится завершение восстановления промышленности СССР после окончания войны? В чем вы видите главный источник быстрого восстановления экономики после войны? Какую роль сыграли в экономическом возрождении СССР после войны репарации, полученные с Германии?

Третья группа: «Развитие с/х: мероприятия, средства, проблемы, результаты».

Документы эпохи: Из докладной записки Министра Госбезопасности
Украинской ССР «О последствиях голода в Измаильской области» 25 ноября 1946 г.

      В связи с продовольственными затруднениями и наступившим похолоданием упала посещаемость школ детьми. Так, из 100 учеников школы с. Подгорное, где находится совхоз «Бессарабский», не посещают ежедневно школу 30—35 детей. В Бородинском районе в октябре с. г. на почве недоедания зафиксировано 8 случаев смертности. В с. Александровка Бородинского района зарегистрировано 20 случаев опухания на почве голода.

По мнению исследователей, послевоенный голод был следствием сочетания ряда факторов:

  • развала сельского хозяйства страны, и без того ослабленного коллективизацией 1930-х, из-за последствий войны (недостаток рабочих рук, техники и лошадей, уничтожение многих сел на Украине и в Черноземье и т. д.). Так, численность трудоспособного мужского сельского населения после войны откатилась к уровню 1931 г., поставки сельхозтехники в годы войны фактически не велись, поголовье лошадей составляло около 45 % от довоенного, валовая продукция сельского хозяйства за годы войны сократилась на 40 %, поголовье скота сократилось в сравнении с концом 1930-х;
  • засухи 1946, которая привела к существенному, но не катастрофическому снижению урожая. Сбор зерна в 1946 г. составил 39,6 млн тонн — на 16 % ниже, чем годом раньше и в 2,4 раза ниже, чем в 1940 г.;
  • политики советских властей: экспорта зерна за рубеж в том числе для достижения политических целей; создания стратегического зернового резерва на случай новой войны, несмотря на крайне неудовлетворительное обеспечение граждан СССР продовольствием; увеличения налоговой нагрузки на население параллельно со снижением оплаты труда и ростом цен.

Информация о событиях 1946-1947гг. как о голоде была впервые опубликована в СССР в 1988 году в «Истории крестьянства», тогда его причинами были названы только катастрофическая засуха и последствия войны. В монографии В. Ф. Зимы  приводятся доводы в пользу точки зрения, по которой одной из главных причин голода стала политика советских властей:

Голода 1946—1947 гг. в СССР могло не быть, поскольку государство располагало достаточными запасами зерна. Одна его часть, не самая крупная, экспортировалась. В течении 1946—1948 гг. экспорт составлял 5,7 млн т. зерна, что на 2,1 млн т. больше экспорта трех предвоенных лет. Другая, основная часть запасов никак не использовалась. На неприспособленных для хранения складах зерно портилось настолько, что не годилось к употреблению. По неполным подсчетам за 1946—1948 гг. в целом по СССР было начисто загублено около 1 млн т. зерна, которого могло хватить многим голодающим.

Имеются данные о 4,43 млн тонн экспорта за 1946-48 годы, причем из 1,23 млн тонн экспортированных в 1946 году по меньшей мере 500 тыс. т было экспортировано во Францию в первой половине года — то есть до начала голода, а в 1948 (после его окончания) было поставлено на экспорт 2,59 млн. Таким образом, непосредственно во время голода за рубеж было вывезено до 1,4 млн тонн зерна.

Из воспоминаний… Курская обл., слобода Белая, Соколов Владимир Григорьевич, 1929 г.р.: «То время помнится действительно тяжелейшими испытаниями. Отец работал маляром в районе, я заканчивал учёбу и одновременно подрабатывал с ним. Часто бывало такое, что для того чтобы только пообедать — приходилось идти к отцу за несколько километров. Простой борщ из крапивы, да хлеб как глина — от которого чуть не умер как-то. А мать вообще непонятно что ела: как говорила — лепёшки из листьев и цветов липы. Люди находились всё время в режиме миграции: искали где и как выжить, на вокзалах обросшие и измождённые люди, на улицах можно и умерших видеть. И это всего лишь на следующий год после Победы…» Запасы зерна, предназначавшегося для снабжения городов, иссякли весной 1946 г. В связи с начавшимся голодом руководство отдельных регионов просило выдать зерно из госрезерва, но получило отказ.

Вопросы для обсуждения в группе:

Каковы причины массового голода в 1947 г.? Почему, на ваш взгляд, более всего от голода пострадали наиболее развитые сельскохозяйственные регионы страны? В чем вы видите объективные  и субъективные трудности в восстановлении с/х после окончания войны?

3 этап урока– рефлексия

Прием графического оформления текста. Заполнение сводной таблицы «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) (слайд 6)

«+» (факты носят положительный характер

«-« (отрицательное значение)

«?» мне это интересно

- конверсия экономики

-восстановлено и сооружено 6200 крупных предприятий

-трудовой подвиг советского народа

- репарация с Германии…

- директивная экономика

- начавшаяся «холодная война»

- экстенсивное развитие

- бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных

- засуха 1946 г.

-неэквивалентный товарообмен между городом и деревней…

- прогноз международных комиссий по восстановлению советской экономики

- в 1949 г. испытание атомной бомбы

- налог на каждое фруктовое дерево…

Краткий вывод по теме урока:  (Слайд 7)

  1. Альтернативы послевоенного экономического развития. Победа сталинского варианта.
  2. Четвёртая пятилетка: «восстановить и превзойти»!
  3. Развитие промышленности: а) конверсия 1946 г.  б) восстановление и развитие тяжёлой промышленности  в) отставание лёгкой промышленности  г) репарации из восточной Германии  д) плановые показатели перевыполнены.
  4. Развитие с/х: а) засуха и голод 1946 - 1947 гг. б) экспорт зерна в страны соц.лагеря в) провал пятилетнего плана в области с\х  г) причины: экстенсивные методы и колхозная система.
  5. Развитие военной промышленности: а) причина – начало «холодной войны» б) атомный проект в) ракетостроение
  6. Уровень жизни населения: а) жилищный вопрос  б) реформа 1947 г.  в) госзаймы
  7. Внутренние источники экономического развития: а) массовый энтузиазм рабочих и колхозников  б) ужесточение трудовой дисциплины  в) труд заключенных и военнопленных г) «оргнабор рабочей силы» из села
  8. Провал пятой пятилетки. Неэффективность централизованного управления экономикой.

Домашнее задание: §30 Продолжить заполнение сводной таблицы «Плюс. Минус. Интересно»



Предварительный просмотр:

Тема урока: Свобода в деятельности человека.

Эпиграф: «Нет ни одного, человека, который не любил бы свободу; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый лишь для себя».

 (Л. Берне, немецкий публицист)

«Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами»

(У. Уайт, американский писатель)

Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, моральных ориентиров, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

1. ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свободы»;

2.Анализ некоторых философских проблем (свобода и необходимость, свобода и ответственность), имеющих не только философский, но и глубоко личностный смысл;

 3.Раскрыть вопросы: почему мы стремимся к свободе? Что ограничивает нашу свободу? Как связаны свобода и ответственность? Какое общество можно считать свободным?

Предполагаемый результат:

1.Учащиеся умеют четкое представление о понятии «свобода», формах ее проявления, необходимости ее ограничения;

2.учащиеся умеют давать оценку различным ситуациям чрезмерного проявления свободы;

3.Учащиеся способны дать анализ своим действиям и действиям своих товарищей;

4.учащиеся имеют представление, как ставить проблему, намечать шаги ее решения, работать  в составе группы, анализировать учебный материал, публично излагать свою точку зрения, вести дискуссию.

Словарь урока: Свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество.

                      План

  1. Понятие «свобода»
  2. Почему не может быть абсолютной свободы?
  3. Что такое свободное общество?

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

Урок начинается с беседы:

- у вас на партах апельсины. У меня тоже есть апельсин. Если я отдам свой апельсин одному ученику, а он подарит мне свой апельсин, у нас у каждого все равно останется по одному апельсину.

- Согласны, ребята?

- Так вот, у меня есть идея раскрыть смысл выражения немецкого публициста Л. Берне «Нет ни одного человека, который не любил бы свободы; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый лишь для себя». Название урока я предлагаю сформулировать  в конце нашего занятия.

Вопросы учащимся:   ……….

Вопрос учащимся: Зачем я задаю все эти вопросы? (ученики высказывают свое мнение)

Учитель обобщает: «Обучение начинается с диалога, с рассуждения, а диалог с постановки вопроса.

У Сократа (знаменитый античный философ) есть высказывание : «Заговори, чтоб я тебя увидел».

Итак, ребята, я увидела вашу интеллектуальную реакцию, ваше настроение. Я поняла, что наш урок – рассуждение должен состояться.

2.Рассмотрение вопросов по плану урока.

Первый вопрос. Понятие «свобода» начинаем  рассматривать с высказывания Ш. Монтьескье: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода»….

Здесь Монтескье говорит о многообразных толкованиях (именное политической) слова «свобода». Это действительно ли так, давайте мы рассмотрим по Конституции РФ. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества? ( учащиеся высказывают свое мнение)

Вывод учителя:….

Второй вопрос по плану: Почему не может быть абсолютной свободы?

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной , безграничной свободы быть не может. Прежде всего, потому что полная свобода означала бы произвол в отношении другого.

Задание: Учащимся проиллюстрировать собственными примерами утверждение о том, что полная свобода ведет к полному произволу в отношении другого, (например, включив на полную мощность магнитофон в ночное время, человек осуществил свое желание, поступил свободно, но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться).

Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. (Ст.29 п.2 из Всеобщей Декларации прав человека)

Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может. Одним из ограничителей – права и свободы других людей.

Свобода- важнейшая общечеловеческая ценность, связанная с выбором, ограниченная правами других людей, закрепленных в законах, нормах морали и традициях.

Третий вопрос по плану: Что такое свободное общество?

Подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

 Вопросы:

  1. Какое же общество может обеспечить такой выбор?
  2. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным?
  3. Свободное общество?
  4. Можно ли считать наше общество свободным? Если да, то почему?

В каком смысле употребляется понятие «свобода» в следующих стихотворных фрагментах?

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

(А.С. Пушкин)

Протек для русского народа

Тьмы и тиранства долгий век.

Я жить хочу, хочу свободы!

Я равен вам, я- человек.

(А. Добролюбов)

4. Итак, ребята мы рассмотрели понятие «свобода» в различных аспектах и смыслах.

Вы согласны с высказыванием немецкого публициста Л. Берне и с высказыванием американского писателя Уайта «свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами»

Свободное общество- общество, где нет слежки за личностью, нет ограничений для самоопределения, самовыражения, самореализации, деятельность, которого направлена на создание совместных благ.

Какое название можно дать нашему уроку?

Таким образом, свобода это-

С- совесть

В-выбор

О- ограничение

Б – борьба

О- ответственность

Д- долг

А - альтернатива

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Свобода…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нет ни одного человека, который не любил бы свободы; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый лишь для себя». (Л. Берне, немецкий публицист)

Слайд 2

«Заговори, чтоб я тебя увидел». ( Сократ)

Слайд 3

« Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода»… ( Ш. Монтескье)

Слайд 4

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. (А.С. Пушкин) Протек для русского народа Тьмы и тиранства долгий век. Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я- человек . (А. Добролюбов)

Слайд 5

Проблемы, выделенные учащимися 11, 12 класса Проблемы свободного человека 1.Повышенная ответственность за свои поступки 2.Проблема постоянного выбора 3.Ответственность перед законом 4.Право на принятие решения 5.Излишняя избалованность 6. Ответственность за будущее Проблемы несвободного человека 1.Необходимость постоянного подчинения 2. Отсутствие собственных целей в жизни, взглядов, безынициативность. 3. Работа по принуждению 4.Страх перед отсутствием выбора (не имеет право выбора), неуверенность при выборе 5.Ограничение в общении и взаимоотношениях 6.Зависимость 7. Проблемы со здоровьем

Слайд 6

Синквейн Свобода. Огромная, могущественная. Живет, действует, выбирает. Любой человек имеет право на свободу Жизнь.

Слайд 7

Таким образом, свобода это- С - совесть В - выбор О - ограничение Б – борьба О - ответственность Д - долг А - альтернатива



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хову-Аксынская открытая (сменная) общеобразовательная школа

Чеди-Хольскогокожууна

Урок - ролевая игра (судебное заседание)

на тему

«И все взыскательнее память к началу  всех моих начал»

(Использование исследовательской работы «Трагические события тувинского народа в годы репрессии»)

Учитель:

ОндарГ.О.

2010 учебный год

И все взыскательнее память

к началу всех моих начал

(ролевая игра - судебное заседание)

Мне на плечи кидается век- волкодав.

О. Мандельштам

    Цели:

 - выявить и проанализировать черты тоталитарного режима, сформированного в 30-е годы;

- На примере жизненных судеб, масштабного характера репрессий показать противоправный  характер тоталитаризма; продолжить формировать у учащихся умения и навыки работы с текстами документов, дополнительными информационными источниками.

Задачи:

- развивать коммуникационные умения и навыки, рефлексию и эмпатические способности;

- дать историческую, правовую и моральную оценку тоталитарному режиму периода правления Сталина.

Оборудование: слайдовая презентация «Урок- суд»; учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина  «История России. XX – начало XXI века»; Конституция РФ 1993 года; пакет документов (текст Всеобщей декларации прав человека, выдержки из Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» 1991 года); анкета для старшеклассников; информация на электронных носителях; компьютерный проектор; выставка книг по теме урока; фотоколлаж «Время помнить наступило».

Методы и технологии: словесный; наглядно-иллюстративный; проблемно- поисковый : исследовательский; дискуссионный; рефлексивный; использование компьютерных технологий.  

 Предварительная работа:

- учащиеся заранее знакомятся с проблемными вопросами для обсуждения;

- формируют 2 группы – «защитников» и «обвинителей» тоталитарного режима;

- работают с текстами документов и «Книгой памяти Республики Тыва»;

- создают слайдовую презентацию;

- собирают информацию о судьбе членов своей семьи в условиях тоталитарного режима;

Ход игры

  1. Подготовительный этап

Во время изучения материала «СССР на путях становления нового общества» перед учащимися была поставлена задача: выразить свое отношение к модели советского общества 1930-х годов.

Учащиеся группы разделились на несколько групп:

- «защитники тоталитарного режима;

- « обвинители» тоталитарной системы.

2. С целью эмоциональной концентрации в начале игры учащимся предлагается заполнить анкету, ответив на следующие вопросы:

- Из каких источников вы узнали о терроре и репрессиях, происходивших в нашей стране в XX веке?

А)Книги

Б)Учебники, уроки истории.

В)Рассказы близких и родных.

Г) Телевизионные передачи.

Д)Другие источники (укажите какие)

- Кто из ваших родных пострадал в 20-50-е годы от произвола властей (репрессии, депортация, раскулачивание)?

- Хотели бы вы жить в стране с тоталитарным режимом при условии улучшения материального положения вашей семьи?

- Как вы считаете, в чем значение подобных уроков?

II. Основной этап.

Учитель.

Тема репрессий  в период тоталитарного режима очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой. Мы видим последствия, к которым привели сталинизм, массовые репрессии, свертывание демократии и истребление людей.

Учащимися предлагается разделиться на группы в зависимости от их отношения к процессам, происходившим в СССР в 30-е годы.

Озвучивается эпиграф.

Определяются цели игры.

Учитель определяет обвиняемого - тоталитарный режим.

Задания:

- Как вы думаете, почему, почему на скамье подсудимых нет конкретных людей?

- С какими историческими личностями у вас ассоциируется тоталитарный режим?

Судья.      Прошу всех встать, суд идет! Для обвинительной речи слово предоставляется прокурору.

Прокурор.

Я обвиняю тоталитарный режим в раскулачивании, массовом терроре, гибели невинных людей. События, происходившие в стране с конца 1920-х гг. до завершения «большого террора» в 1953 г., историки обычно характеризуют как период коренных насильственных изменений в государственном и социально- экономическом строе, проведенных по воле советского руководства и, прежде всего, Сталина. Превратившись в повседневность, репрессии в отдельные периоды отличались особым размахом и жестокостью. В конце 1920- начале 1930-х гг. всплеск террора был связан с проведением коллективизации и так называемом «раскулачиванием», арестами, расстрелами и депортациями сотен тысяч граждан. У меня есть свидетели, подтверждающие мою точку зрения.

Первый свидетель обвинения. В период с 1929 по 1931 годы проходила массовая коллективизация деревни.

Проведение этого курса фактически ввело страну в состояние гражданской войны. Проводились массовые аресты крестьян. В 1929 году было зафиксировано около 1300 массовых выступлений в деревне. Жители, опасаясь репрессий, резали скот и сокращали посевы. Они не желали отдавать свое имущество.

Сталинское руководство понимало, какой террор приносит в деревню, но хотело заставить крестьян почти бесплатно работать  на государство. Многие мирные жители все же шли в колхозы, и только при помощи террористических мер правительству удалось удержать ситуацию под контролем: происходили аресты, депортации, много семей было выслано в Сибирь, на Урал. Оставляли людей без средств к существованию. Ужасные условия содержания, голод, тяжелый труд увеличили смертность, особенно среди детей. Это был «великий перелом» и кровавый процесс.

Второй свидетель обвинения. По разным данным, раскулачено было от 3,5 до 15 миллионов человек. На север России выслано великое множество кулаков и членов их семей, большая часть погибла. Все это проходило под лозунгом «Ликвидация кулачества как класса». Известный писатель О.В. Волков, тогда же отправленный на Север, вспоминал о нескольких  вышвырнутых из своего дома крестьянах: «это были толпы не только грязных, завшивевших и изнуренных, но и голодных, люто голодных людей. И, тем не менее, они не громили комендатуру, не топили в Двине глумливых сытых писарей, не буйствовали и не грабили. Они понуро сидели на бревнах, усеявших берег, не шевелясь, часами уставившись в землю. Не способные сопротивляться…  За ночь не всегда успевают убрать трупы и поутру, в ранний час, натыкаешься у тротуаров или на трамвайных рельсах на распростертых мертвых мужиков».

Оставшись дома, боясь репрессий, записывались в колхозы. Коллективизация окончательно завершилась к середине 30-х годов. «Это была II Гражданская война, - говорил А.И. Солженицын,- теперь против крестьян. Это был Великий Перелом, только чего? – Русского хребта».

Третий свидетель обвинения. …

Четвертый свидетель обвинения…..

Пятый свидетель обвинения….  

Шестой свидетель обвинения…

            Слово в защиту тоталитарного режима.

Адвокат.

История – самый объективный и самый бесстрастный судья. Предлагаю следующий пример в защиту тоталитарного режима. Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая – школы закона («фазця»)- Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинный добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов:

  1. полное единомыслие;
  2. преобладание наказаний над наградами;
  3. жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью);
  4. разобщение людей взаимной  подозрительностью, слежкой и доносительством.

Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля. Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Для правильно организованного государства главное состоит  не в том, «чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, то есть справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины; упраздняются семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей).

В 1925 году на XIV съезде партии впервые появился лозунг индустриализации. Стране необходимо все: шоссейные и железные дороги, судоходные каналы, машиностроение, автомобильный транспорт, армия. Для того чтобы ускорить процесс индустриализации, в 1929году был принят пятилетний план развития экономики (с этой поры пятилетние планы стали традицией). Среди намеченных великих строек пятилетки был и Балтийско- Беломорских канал. Эта стройка имела очень важное значение в военно- стратегическом отношении, а также в отношении, а также в отношении транспорта и народного хозяйства.

Судьи задают вопросы.

- Известны ли случаи сопротивления произволу и насилию властей в 1930- 1950 годы?

Ответ. Прямым следствием сталинской политики «большого скачка» стало разоружение производительных сил деревни и распространение голода. Одним из проявлений кризиса явился новый подъем волны антиправительственных выступлений. В начале 1932 года начались массовые выходы крестьян их колхозов, их сократилось на 1370,8 тысяч, крестьяне из-за голода нападали на государственные хлебные склады.

3 мая 1930 года около 300 женщин села Устиновцы двинулись на железнодорожную станцию, где начали ломать  двери складов, на следующий день толпа женщин деревни Масниковарагромила склад сена, такие восстания вспыхивали  каждый.

Ответ (рассказ о судьбе Раскольникова, Л.Д. Троцкого)

- Репрессии и массовый террор – это проявление силы или слабости советской власти? (Возможна дискуссия)

- Что вы знаете о репрессиях и массовом терроре на территории Республики Тыва.

   Демонстрируются слайды, фотодокументы о найденном в черте города Кызыла захоронении расстрелянных людей, зачитываются факты из исследовательских работ учащихся по теме: «Трагические события тувинского народа в годы репрессии».

    Учитель (задает вопрос). Что нового вы узнали о событиях 1930-50-х годов на территории Тувы?

   Можно ли сказать, что и наша малая родина пострадала от тоталитаризма?

Учащийся. Уважаемый суд! Работая над документами, мы поняли, что машина репрессий уничтожала не только «врагов народа», но и их семьи, их близких и дальних родственников. На родных вешали клеймо - сын, дочь, брат «врага народа». За ними велось наблюдение, они жили в нечеловеческих условиях, малейшее нарушение этих условий грозило им расстрелом.

     Сейчас, когда советские времена позади, ничто не мешает сказать репрессированным людям правду. Только вот многие их этих людей не дожили до наших дней, никто не может рассказать  о реальных событиях тех времен. В Туве было зверски замучено, а затем и убито множество политических деятелей и простых людей.

Аресты, как правило, проводились не днем, а глубокой ночью, что еще раз доказывает их незаконность, осужденных заставляли писать и подписывать ложные показания, иногда даже против себя самих, а затем расстреливали.

Факты в цифрах о Туве.

Численность пострадавших от репрессий в кожуунах Тувы.

Кожууны

Численность пострадавших в годы репрессии (расстреляны)

Улуг- Хемский

151

Кызыл с кожууном

91

Дзун- Хемчикский

87

Пий-Хемский

80

Эрзинский

75

Тес-Хемский

68

Тандынский и Чеди- Хольский

61

Барум- Хемчикский

57

Овюрский

49

Сут-Хольский

39

Бай- Тайгинский

37

Монгун –Тайгинский

20

Тере-Хольский

17

Тоджинский

10

Каа- Хемский

-

Всего у нас в республике было репрессировано 1214 человек, 17 национальностей – тувинцы, русские, китайцы, монголы, корейцы… В Кызыле были 30-е годы  корейский магазин и столовая, это на месте нынешней платной стоянки у почтамта. В списках репрессированных есть даже  поляк, чуваш, еврей, болгарин, латыш.

Слово предоставляется правозащитникам.

        Учитель (задает вопросы). Являются ли раскулачивания, репрессии нарушением прав человека?

Какие именно права нарушались?

Являлась ли Конституция 1936 года, провозглашавшая свободы слова, совести, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища, гарантом этих прав и свобод?

Что и кто может гарантировать гражданам права и свободы?

Работа с текстами «Всеобщая декларация прав человека»:

(принята 10 декабря 1948 года), статьи 2,3, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

Конституция РФ 1993 года, статьи 17, 19, 22, 23, 25, 29, 31.

Присяжным предлагается проголосовать с помощью карточек – выразить свое мнение о виновности режима или необходимости его оправдать.

Заключительное слово обвинителя.

В 1932-1933 гг. методами насилия существующий режим пытался преодолеть острейший социально- экономический кризис, вызванный провалом политики индустриальных скачков и страшным голодом, поразившим страну.

Согласно ведомственной  статистике, в 1930 г. было арестовано более 330 тыс. и осуждено 208 тыс. человек, из них «тройками»- почти 180 тыс. , 114 тыс. из числа осужденных попали в лагеря, а свыше 20 тыс. были расстреляны. Значительную часть арестованных составляли жертвы «операции по кулачеству»- с 1 января по 1 октября 1930 г. по первой категории было арестовано более 283 тыс. «кулаков».

Преступная коллективизация привела  к вымиранию населения Казахстана, оставшиеся в живых бежали в сопредельные страны. Всего в 1932- 1933 гг., по наиболее достоверным подсчетам, от голода умерло от 4 до 5 млн. человек.

В ходе террора в сентябре – ноябре 1938 г. было осуждено 105 тыс. человек, из которых свыше 72 тыс. были приговорены к расстрелу. По подсчетам сотрудников общества «Мемориал», за все время осуществления «национальных операций», то есть с 25 августа 1937 г. по 15 ноября 1938 г. было осуждено 335, 5 тыс. человек, из них приговорено к расстрелу – 247 тыс.

Заключительное слово защиты.

Темпы роста промышленной продукции были высокими- от 7 до 13 % в год (по просчетам современных экономистов).

Появились новые отрасли: машиностроение, электроэнергетика, нефтяная, химическая промышленность и др.

За две первые пятилетки в стране было построено свыше 9 тыс. новых предприятий. По количеству вооружения Красная армия в середине 1930-х годов стала сильнейшая в мире.

По добыче угля и руд, по выплавке металла, по производству электроэнергии СССР сравнялся с ведущими европейскими странами. Многие эксперты западных стран задавались вопросом: как удалось большевикам осуществить это экономическое чудо? Я могу дать ответ на данный вопрос. Единственное, чем могло быть достигнуто это величие, - единство власти, вся страна стала огромным  «стальным» кулаком, который вождь направлял в сторону правого дела.

Сплоченность всех граждан страны привела к высокому уровню производства. Люди работали на заводах, выполняя по 2-3 плана за день. Образовалось движение стахановцев.

Судьи выносят вердикт.

Тоталитарная система – это

- геноцид собственного народа;

- массовое нарушение прав человека;

- индивидуальные и массовые убийства и казни людей, смерть в концентрационных лагерях, голодомор, депортации, пытки, массовое уничтожение приблизительно 30.000 кулаков;

- использование рабского труда и других форм массового физического террора;

- преследование по этническим и религиозным причинам, посягательство на свободу совести, право иметь свое мнение и высказать его, свободу слова и также отсутствие политического плюрализма;

- интерпретация теории классовой борьбы и принципов диктатуры пролетариата узаконивала «ликвидацию» людей, которые мешали строить новое общество, а поэтому были врагами тоталитарного коммунистического режима, огромное количество жертв было именно гражданами СССР;

- народ знал очень мало о преступлениях, совершенных тоталитарными режимами.

Рефлексия.

Заключительное слово учителя.

    Знание истории является условием недопущения подобных преступлений в будущем. Более того, моральная оценка и осуждение совершенных преступлений играют важную роль в воспитании подрастающих поколений. Минута молчания (горит зажженная свеча)

          Учитель.  Заседание окончено, но в наших сердцах остается надежда, что «взыскательная память» вновь и вновь будет возвращать сменяющиеся поколения к тому времени. Священной памяти нет в мире ничего!

Литература:

1.Исследовательская работа «Трагические события тувинского народа в годы репрессии»-учащейся 11 класса МОУ ОСОШ Оюн Марты Каадыр-ооловны

2. Трагические события прошлого. История политических репрессий: уроки, внеклассные мероприятия/ авт.-сост. А.В. Рогозин. – Волгоград: Учитель, 2009.-263 с.

1. Газета «Центр Азия». 24-30 октября 1996 г.  стр. 2-3. №43

2. Газета «Энесозу» №43(543) 24 окт. 2003 г.

3. Газета «Слово..» №44, 2001 г. ноябрь

4. Газета «Шын» июль 32 1992 г.  стр.3

5. Газета «Шын» декабрь 1, 1994 г.  стр.2

6. Газета «Шын», октябрь 30. 2004 стр.9

7. Газета «Тувинская правда» «49 , 2004 г. стр.2


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...