Технологическая карта урока истории на тему "Перестройка"
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Семёнова Ольга Васильевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ 12 КЛАСС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ

ТЕМА УРОКА «ПЕРЕСТРОЙКА»

Тема

   «Перестройка»

Тип урока

Лабораторно –практический

Ф.И.О.

преподавателей

Семёнова Ольга Васильевна - учитель истории и обществознания

План

1) Перестройка-объективная необходимость.

2) Первый этап перестроечных процессов.

3) Второй этап перестроечных процессов.

4) Результаты перестройки.

Цель урока

 Подвести учащихся к пониманию причин нарастания экономического кризиса в стране, с основными переменами, произошедшими в СССР; обобщить понимание термина «перестройка» в истории СССР; подвести учащихся к пониманию причины, сущности, основных мероприятий «перестройки».

Формы и методы
обучения

Форма: групповая, фронтальная

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический

Основные понятия

Перестройка, гласность, ускорение, плюрализм, радикальное реформирование и т.п.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта /
приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое «Перестройка»;

Формировать знания об изменениях политической системы 1985-1991гг;

Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию;Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение;

Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.

Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное ;Способствовать развитию познавательной деятельности;
Формирование навыков сопоставления сравнительных таблиц.

Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей, научить обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.

Метапредметные:

Регулятивные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;

Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках ;грамотно представлять имеющуюся информацию;

Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы;

выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими

Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка класса к уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учительозвучивает план и тему урока.

Подводит учащихся к формулированию цели урока.

Делит класс на три группы.

Группы «социологов», «политиков» и «экономистов» рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме: Дайте оценку  положению СССР к сер. 80-х г.?

Проверка опережающего задания.

Вопросы:

-В экономической области?

- В социальной области?

- Во внутриполитической области?

Вывод: Нарастание застойных, кризисных явлений   наблюдались во всех сферах жизни советского общества.

Завершение изучения вопроса заданием: - Объясните, почему обновление в нашей стране началось «сверху»?

«Экономисты», «Социологи», «Политологи»  заполняют таблицу: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к сер. 80-х гг.».

См. приложение №1

Групповая работа

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения.

Познавательные:

Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя;

Логические: осуществляют поиск необходимой информации.

Устный опрос

Записи в тетрадях

III. Изучение нового материала

17

Работа по таблице № 2

Работа по тексту учебника.

Работа с документами

Работа с учебником

Учитель предлагает работу по таблице: « Основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 1 этапа перестройки.

Вопросы:

-Хронологические рамки периода:

апрель 1985 г.(Пленум ЦК КПСС) – лето 1988 г.( 19 партийная конференция);

- Главная идея:

«Построение социализма с человеческим лицом»;

- Главная задача:

Остановить разложение социалистической системы;

-Средства:

Реформирование при отсутствии  целостной концепции реформ.

Учитель создает условия для свободного выражения собственного мнения.

Задание классу:

-Борьба идей  на данном этапе( раскрыть используя  работу с документами)

См. приложение.

Работа по таблице № 2

« основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика  2 этапа перестройки.

-Хронологические рамки периода:

Лето 1988-1991гг.

-Главная идея:

Радикальное реформирование, смена курса общественного развития.

-Главная задача:

Преобразование социалистической системы.

-Средства:

Смена экономического курса.

Вывод: Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали.

Выступают «политики»- определяют внутриполитические достижения.

1)Идеи ускорения, перестройки,гласности «разбудили» народ, была преодолена социальная политика.

2) Выдвинулись новые лидеры.

3)Утвердилась гласность как свобода слова.

4)Начались процессы демократизации общества.

Проблемы этапа:

1)Продолжение экономического спада.

2)Рост межнациональных проблем.

Вывод:

Перестройка объективно подводила общество к радикальным преобразованиям которые не предусматривались реформаторами.

Выступают «экономисты», «социологи» и «политики».

Достижения:

1)Повышение экономической самостоятельности гос.предприятий.

2)Развитие частной инициативы и предпринимательства

3)Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

4)Приоритетные- продовольственная и жилищная программы.

5)Гласность  привела к политическому и идеологическому плюрализму.

Проблемы этапа:

1)Спад экономики.

2)Снижение жизненного уровня населения.

3)Нарастают противоречия во всех властных структурах.

4)Обостряется идейно-политическая борьба КПСС.

Групповая работа

Групповая работа

Познавательные:

Общеучебные-строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информаци.

Коммуникативные:

Согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные:

Удерживают цель деятельности до получения ее результата;

Целостно-смысловая компетенция.

 Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение.

Устный опрос

Записи в рабочих тетрадях.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Работа по таблице № 3

Задание:

_Сопоставить преобразования,необходимые для вывода  страны из кризиса, и результаты перестройки

Задание:

-Каковы причины неудач экономических реформ М.С.Горбачева?

Учащиеся формулируют вывод о соотношении замыслов ,надежд и ее реальных итогов.

Учащиеся записывают причины:

-Отсутствие четкой программы;

-Сопротивление чиновников, партийной верхушки;

-Неготовность населения к Резким переменам.

Групповая работа.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга.

Задание в рабочей тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вывод: Итогом перестройки стало осознание обществом и властью, невозможности дальнейшего реанимированы социализма. Выход был найден в переходе к рыночной экономике и либеральной демократии.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Фронтальная

Личностные: оценивают собственною учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§39, вопросы для самопроверки, стр.419

Конкретизирует домашнее задание.

Учащиеся записывают задание.

Индивидуальная

Таблица 1

ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ К СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ

Кризисные явления в различных сферах

Экономическая сфера

Социальная сфера

Политическая сфера

Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорции в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т.д.

Проблемы, связанные с понижением уровня жизни.

Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия.

Кризис тоталитарной системы: геронтократия, бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д.

Монополия партии на власть – ее ответственность за углубление кризиса.

Национальные проблемы.

Внешнеполитические проблемы.

Таблица 2

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРЦЕНТЫ)

1981-1985

1986

1987

1988

1989

1990

ТЕМПЫ ПРИРОСТО НАЦИОНОЛЬНОГО ДОХОДА

3,5

2,3

1,6

4,4

2,5

-4

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

3

2,1

1,6

4,8

2,2

-3

Таблица 3

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1985- 1991 ГГ.

Важнейшие политические

мероприятия

Национальные

проблемы СССР

Внешнеполитическая

деятельность

Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. избран М.С. Горбачев.

Апрель 1985 г. – Пленум ЦК: обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, ликвидацию механизма торможения; предшествующий период охарактеризован как застойный.

Лето 1985 г. – XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

СССР вводит мораторий на испытания ядерного оружия (до 1987 г.)

Ноябрь 1985 г. – советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве

Февраль – март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты директивы XII пятилетки (1986-1990). В отчетном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии.

26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС

Апрель – обострение национальных проблем (выступление в Алма-Ате, Казахстан).

Январь 1986 г. – заявление Горбачева о программе полного ядерного разоружения (до 2000 года).

Октябрь 1986 г. – встреча Горбачева с Рейганом в Рейкьявике.

Январь 1987 г. – Пленум ЦК. Рассмотрен кадровый вопрос (омоложение в руководстве партией). Формулируется новое понимание гласности (открытость и правдивость в освещении прошлого и настоящего страны, свобода слова).

Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.

Создание комиссии Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым.

Декабрь 1987 г. – визит Горбачева в США, договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Март 1988 г. – публикация в «Советской России» письма Н. Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация «антиперестроечных» сил.

Июнь 1988 г. – XIX партийная конференция; решение о начале реформы политической системы, дальнейшей демократии общества.

Весна 1988 г. – обострение национальных проблем: начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.

Декабрь 1998 г.- землетрясение в Армении.

Апрель 1988 г. – в Женеве подписан меморандум о выводе войск из Афганистана (начало – 15 мая 1988 г.)

Конец мая – начало июня 1988 г. – визит Рейгана в Москву.

Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах.

25 марта – 9 июня – I съезд народных депутатов СССР.

Декабрь 1989 г. – II второй съезд народных депутатов СССР.

Дальнейшее обострение национальных проблем.

Апрель 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.

Нормализация советско-китайских отношений.

15 февраля 1989 г. – завершен вывод войск из Афганистана.

Декабрь 1989 г. – встреча Горбачева и Буша в районе о. Мальта.

Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению. Президент СССР М.С. Горбачев. Отмена 6-й статьи Конституции СССР.

Май 1990 г.  -  третья сессия ВС СССР. Выступление председателя Совета министров Н.И. Рыжикова «Об экономическом положении страны и концепции перехода к рыночной экономике».

Июль 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Генеральным секретарем избран М.С. Горбачев. Раскол в КПСС.

«Парад суверенитетов» союзных республик.

Февраль 1990 г. – лидеры Литвы провозгласили независимость Литовского государства.

Выборы в Верховный совет РСФСР.

12 июня 1990 г.  – I первый съезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.

Конец мая – начало июня 1990 г.  – визит Горбачева в США.

Ноябрь 1990 г. – визит Горбачева в ФРГ, подписание договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве.

Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий.

19-21 августа 1991 г. – выступление ГКЧП.

24 августа 1991 г. – М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС.

26 августа 1991 г. -  приостановлена деятельность КПСС на территории СССР.

6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики.

25 декабря 1991 г. -  официальное заявление об отставке М.С. Горбачева.

Январь 1991 г. – события в Вильнюсе (13) и в Риге (20), связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.

17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР (76,4% принявших участие высказались «за» сохранение Союза).

Апрель 1991 г. -  начало «новоогаревского процесса» - подготовка нового Союзного договора, его подписание намечено на 20 августа.

12 июня 1991 г. -  выборы Президента РФ (победа Б.Н. Ельцина).

7 декабря 1991 г. -  руководителями России, Белоруссии и Украины подписано Беловежское соглашение – договор об образовании СНГ.

21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.

Апрель 1991 г. -   роспуск ОВД.

Конец июля – начало августа 1991 г. – вихит Буша в СССР. Подписан договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений

19 августа 1991 г. – США заявили о непризнании власти ГКЧП.

24 декабря 1991 г. – прекращение членства СССР в ООН. Права постоянного члена Совета Безопасности переданы России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....