Интеллектуальная игра для учащихся 7-8 классов "Умницы и умники"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Шувалова Марина Николаевна

Данная разработка  в виде интеллектуальной игры позволяет учащимся 7-8 классов проверить свои знания истории России времен правления Екатерины Великой. В  разработке содержатся сведения биографии Екатерины Великой, вопросы внутренней и внешней политики. Вопрос основания Севастополя  при Екатерине как военн-морской базы на Черном море актуален и сегодня в свете событий присоединения Крыма к РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnitsy_i_umniki.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Умницы и умники» 22 апреля 2016г

Вопросы для отборочного тура

1 тур

  1. Назовите точную дату рождения Екатерины II

21 апреля 1729г.

  1. Назовите место рождения Екатерины II

Г. Штеттин –маленький прусский городок на границе с Польшей.

  1. Назовите полное имя Екатерины II

София Фредерика Ангальт-Цербсткая

  1. Назовите дату Дворцового переворота, в результате которого Екатерина стала русской императрицей

28 июня 1762г.

  1. Как назывался документ, принятый Екатериной, в котором были закреплены привилегии дворянства?

«Жалованная грамота дворянству»

  1. Назовите дату Первой русско-турецкой войны времен Екатерины II

1768-1774гг

  1. Назовите место , где был заключен мирный договор с Турцией

Кючук-Кайнарджи        

  1. Назовите дату Второй русско-турецкой  войны

1787-1791гг

  1. Где был подписан мирный договор?

Местечко Яссы

2. тур

1.  Назовите место, где Екатерина была впервые провозглашена императрицей

(Казармы лейб-гвардии Измайловского полка)

2. Какое воинское звание носила императрица?

(Полковник военных дел Семеновского, Преображенского , Конного и Измайловского полка и капитана Бомбардирской роты)

3. По какому случаю в январе 1793 года императрица слегла в постель, а двор на 6 дней облачился в траур?

(по случаю казни французского короля Людовика 16)

4. О чем идет речь?

« Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы… Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается.»

Об утверждении ордена Святого Георгия ноябрь 1769г.

5.  Назовите   имена , наиболее известных полководцев и флотоводцев времен Екатерины Великой     ( Не менее 3)

 А. Суворов и Ф. Ушаков, Спиридов, П.Румянцев, Г.Потемкин, Г.Орлов

6. Что написано на постаменте  «Медного всадника»?

(   Петру Великому Екатерина Великая)

7. Кто автор памятника Петру 1 в Санкт-Петербурге?

Французский скульптор Фальконе

8. С какими европейскими просветителями была хорошо знакома  Екатерина Великая

Дидро, Руссо, Вольтер. Д Аламбер

9.   «Одна из самых ярких личностей из ближайшего окружения Екатерины.
Он за присоединение Крыма мирным путем получил титул светлейшего князя Таврического. Как губернатор Новороссии успешно руководил освоением и заселением этого края.
Он много сделал для создания торгового и военного флота на Черном море.

(Г.А. Потемкин)

3 тур

  1. Назовите дату учреждения  и имя автора герба г. Алексина

(Франциско Санти. 8 Марта 1778 г)

  1. Дайте определение  – небольшое государство , расположенное между двумя или несколькими крупными странами.

(буферное государство)

  1. Дайте определение «Просвещенный абсолютизм»

(государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества)

  1. Кому и за что к фамилии по распоряжению Екатерины было произведено добавление  «Задунайский»

(П.А.Румянцеву, за победу при Кагуле, три раза перешел Дунай)

  1. Австрийский и прусский короли в 1772 г. предложили Екатерине II отведать «пирога». Русская императрица долго сомневалась, но кусочек, предлагаемый ей, оказался чересчур лакомым. О каком пироге идет речь и что за кусочек достался Екатерине II?
    (
    Часть Польши при ее первом разделе- Могилевская и Витебская губернии)
  2. Имя этого человека породило крылатое выражение, обозначающее демонстрацию несуществующих успехов. Однако: «Ему мы обязаны Черным морем», — писал Пушкин. Что это за выражение?
    (
    «Потемкинские деревни».)
  3. Известно, что при Екатерине II в 1769 г. произошло одно изменение в финансовой системе России. Этим нововведением мы пользуемся до сих пор. Что это такое?
    (
    Бумажные деньги — ассигнации.)
  4. В сентябре 1789 года пал приморский турецкий замок Аджибей. Какой русский город скоро возник на этом месте?

( Одесса)

  1. Екатерина положила начало женскому образованию. Назовите учебные заведения, основанные по ее инициативе

(Смольный институт, Екатерининское училище)

Итоговый тур- теоретики

  1. «Намерение сей книги на каждом листе видно — сочинитель оной наполнен и заражен французским заблуждением, выищивает все возможное к умалению почтения к власти, к приведению народа в негодование против начальства... Сии страницы криминального намерения, совершенно бунтовские...» Автора этого произведения Екатерина II называла «бунтовщиком хуже Пугачева». О каком произведении идет речь?
    (
    А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».)
  2. Как в народе называли 100 рублевую ассигнацию с портретом Екатерины

(Катенька)

  1. Какой город был основан по приказу Екатерины на месте бухты Ахтияр в 1783г.?

(Севастополь)

  1. В 1765 г. на средства полиции в Петербурге и Москве, дабы «отвлечь народ от праздного шатания», как известно, порождающего преступления, было открыто одно учреждение. Сейчас это — явление общедоступное, финансируется соответствующим министерством, но никак не полицией. Что же открыли стражи порядка в 1765 г.?
    (
    Театр.)
  2. Этот человек подарил Екатерине II удивительные часы: они имели форму гусиного яйца, каждый час открывались, представляя взорам храм Воскресения Христова, а в 12 часов играли музыку, сочиненную талантливым изобретателем. Как имя этого изобретателя?
    (
    Иван Кулибин.)
  3.  Каким образом Екатерины II устранила возможных претендентов на императорский престол?

(Петр III задушен Орловым через неделю после дворцового переворота, ИванIV Антонович убит в каземате Шлиссельбурга в 1764г. при попытке Мировича освободить его).

  1.   «Настоящий государь Петр III восходит вновь на царство. Раньше он тайно разведывал по государству обиды и тяготы крестьян от бояр и заводчиков, хотел еще три года не давать о себе знать, но не мог претерпеть народного разорения и принужден был себя объявить», — говорили на уральском заводе, крестьяне в деревнях, казаки, башкиры. Нам известно о смерти императора. Почему же в 1773 г. он вдруг оказался живым?
    (
    Под именем Петра III выступал Е. Пугачев.)
  2. С какими мыслями Екатерина ехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны

 (Или буду царствовать или погибну)

  1. Каким именем домашние называли Екатерину

     (Фике)

  1.  Какому политическому деятелю помогла взойти на престол Екатерина

(Станиславу Понятовскому)

  1.  В чем заключался смысл Греческого проекта Екатерины?

(Создать на  Балканских землях Греческое государство со столицей в Константинополе)

  1. Дата Второго раздела Польши

(1793г)


Игра на дорожках

Зеленая дорожка

  1. Будучи просвещенной императрицей Екатерина писала публицистические произведения. Какой журнал был основан по ее инициативе?

(«Всякая всячина»)

  1. Каковы были результаты деятельности Уложенной комиссии?

(Приняты «Проект правам благородных», «Права среднего рода жителей, обсужден проект «права нижнего рода людей»  Екатерине был предложен титул Великая и др.)

  1. Какой документ, принятый Екатериной,  положил начало городскому самоуправлению?
    (
    «Жалованная грамота городам».)
  2. Она осталась единственной женщиной в русской истории, которая занимала посты директора и президента двух главных научных учреждений страны в течение двух лет, была подругой императрицы

 (Екатерина Дашкова.)

Желтая дорожка

  1. Какие три задачи поставила Екатерина, прибыв в Россию: понравиться Петру, назовите еще две

(понравиться Елизавете и русскому народу)

  1. При Екатерине процветал фаворитизм.(15 фаворитов).11апреля 1762г Екатерина родила сына от Григория Орлова. Назовите его полное имя,  какова его дальнейшая судьба?

(граф Алексей Бобринский, проживал в г. Богородицке Тульской области, генерал-майор)

        3. О каком  сражении идёт речь в  документе?

 «Мой флот… под командованием графа Алексея Орлова, разбив неприятельский флот, сжёг его совершенно при порте… Около ста кораблей всякого рода превратились в прах… Я всегда говорила: эти герои рождены для великих дел».

(Чесменское сражение(57 июля1770 Русско-турецкая война 1768-1774)


                                              Красная дорожка


1.Екатерина , несомненно, была одаренным человеком, дальновидным политиком. Она  ставила далеко идущие цели, строила смелые планы и решительно бралась за их осуществление, сметая все преграды на пути к достижению цели.  Что имел в виду В.О.Ключевский говоря «Екатерина совершила двойной захват власти»?

(отняла ее у мужа и не передала сыну – естественному наследнику отца)

  1. Екатерина была проста в общении, дипломатом и тонким психологом, но была очень тщеславна и честолюбива. Ее особенностью была большая нелюбовь к написанию  портретов. Все ее портреты художники писали по памяти. Назовите имя художника, которому единственному она согласилась позировать.

(Федор Степанович  Рокотов)

Спасибо !

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зоологическая интеллектуальная игра для учащихся 5-7 классов "В мире птиц"

Интересное и увлекательное мероприятие, в ходе которого можно узнать много нового о строении,  жизни, поведении птиц....

Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

 Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...

Интеллектуальная игра для учащихся старших классов

Игра проводится по аналогии с телепередачей "Умники и умницы". Участники -  учащиеся 9 - 11 классов...

Интеллектуальная игра для учащихся 6 - 9 классов по литературе и журналистике "Волшебное рядом..."

Материалы для проведения игры по литературе и журналистике: положение, сценарий и программа проведения.Цели интеллектуальной игры:- активизация интереса учащихся к литературе,- стимулирование и ...

Интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов "Час веселой математики".

Это внеклассное мероприятие , которое проводилось в форме игры между командами учащихся 5-х классов в рамках  школьной  математической недели. В разработке представлены разнообразные задания...

Литературная игра для учащихся 6 классов "Умницы и умники"

Интеллектуальная игра для учащихся 6 классов. В задания включены вопросы по изученным в 5 -6 классах произведениям. Задания разноуровневого характера, что помогает вовлечь в игру всех участников....

Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса "Своя игра" (классный час)

Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками. О...