открытый урок по истории "Крымская война"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Борискина Яна Геннадьевна

Данный материал содержит конспект урока по истории для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Крымская война52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Крымская война»

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов истории сформировать представление об этапах Крымской войны, причинах, которые привели Россию к славным победам.

3 ЛР. Историческое мышление. Выявить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать значение мужества и героизма русских людей в годы Крымской войны.

Обязательный минимум:

Крымская война (1853-1856 гг.), оборона Севастополя (сентябрь 1854-август 1855 гг. (349 дней).

Подготовка доски (доска закрыта): левая сторона – «Славная страница», правая сторона – «Проигранная война», средняя часть – «Крымская война», этапы

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Организационный момент — 1 минута

Приветствие, эмоциональный настрой

II. Формулирование темы урока — 2 минуты

Видеоролик — выступление американского президента Б. Обамы в Таллине 3.09.2014 г.

- В связи с какими событиями были произнесены эти слова?

- Какие территории имел ввиду Б. Обама?

- О какой войне XIX века идет речь? Это и будет являться темой нашего сегодняшнего урока

- вхождение Крыма в состав России

- Крым

- Крымская война

Познавательные УУД

1. Находить информацию в разных источниках

2. Анализировать (выделять главное).

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы – 2-3 минуты

- Обратимся к историческим документам. Какой осталась Крымская война в памяти народа — как славная или позорная страница в истории России?

- Как можно оценить итоги войны, судя по условиям Парижского мирного договора, - как победу или поражение?

- Какое наблюдается противоречие?

- Какую проблему урока нам предстоит решить?

- Первый документ. Несмотря на проигрыш,  Крымская война в памяти народа остается славной страницей (открывается левая сторона).

-  Второй документ. Парижский мир, заключенный после войны — позор для России (открывается правая сторона).

- Войну проиграли, но считаем ее славной страницей истории.

- Почему проигранная война считается в России славной страницей истории?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

IV. Версии — 1 минута

– Какие будут гипотезы, предположения?

Принимаются любые версии и предположения.

 Регулятивные УУД

1. Выдвигать версии.

Коммуникативные УУД

  1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

V. Актуализация знаний — 3 минуты

- Кто в данный период был императором нашего государства?

- Приведите 3-4 доказательства того, что Россию в первой половине XIX века можно считать великой державой (фрагмент из фильма «Романовы» для напоминания – Фильм 7, 20.19-20.45 мин.).

- Устраивала ли такая ситуация страны Запада?

- Возвращаемся к теме урока. Какие вопросы мы должны рассмотреть, изучая Крымскую войну? (каждой группе раздается таблица для заполнения)

- Николай I

- Сохранение порядка, установленного Венским конгрессом (подавление восстаний в Польше и Венгрии), успехи в решении «восточного вопроса» (русско-турецкая и русско-иранская война), Николай I – «последний рыцарь в Европе».

- Нет, усиление России не нравилось большинству европейских стран.

- Годы, причины, повод, основные действия, итоги.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника схемы, видео).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

 

VI. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) — 15 минут

 - Используя материал учебника (п.1), докажите, что Николай I в конце 1840-х — начале 1850-х годов совершил внешнеполитическую ошибку.

- Какую главную цель поставил перед собой Николай I (п.1)? Может ли это стать причиной войны? Работа с картой (заполнение таблицы в группах — 2 строка). 

- Используя материал учебника (п.1) заполните первые 4 строчки таблицы — 6 минут

 

- В Крымской войне выделяют 3 этапа. Сейчас нам предстоит работа по группам. 1 группа — I этап, 2 группа — II этап, 3 группа — III этап (п.2, п.3, п.4 соответственно). Необходимо, используя материал учебника, найти хронологические рамки, основные действия на соответствующем этапе войны. У каждой группы имеется набор тезисов, задача — выбрать те, которые соответствуют вашему этапу? По одному представителю от группы сообщают о результатах работы.

6 минут

В это время — индивидуальное задание: используя Интернет-ресурсы, сравнить сухопутную армию и флот России и союзников в Крымской войне (проверяется до заполнения таблицы). Какой исход войны из данных сведений можно предположить? – 1 минута

- Обратите внимание на презентацию. Работа с картой – Синопское сражение, Севастополь; Герои Севастополя (Корнилов, Нахимов, Тотлебен, матрос Кошка, Дарья Севастопольская-Михайлова; воспоминания участников обороны Севастополя) – после работы в группах

- К чему привели мужество и героизм русских людей в Крымской войне? (п.4, последний абзац) — заполняем 5 строку таблицы -2 минуты

- А теперь давайте вернемся к видео в начале урока, в чем же был неправ американский президент?

- Что еще можно добавить в графу «Проигранная война», что было причиной поражения?

- Что можно занести в графу «Славная страница»?

- Не предполагал, что европейские страны объединяться и выступят против России.

(«Проигранная война» - объединение европейских стран против России – внешнеполитическая ошибка императора)

- Овладеть проливами Босфор и Дарданеллы; освободить народы Балкан от турок.

«Крымская война»

Годы войны

1853-1856 гг.

Причины

Овладеть проливами Босфор и Дарданеллы; освободить народы Балкан от турок

Повод

Спор из-за ключей Вифлеемского храма между католиками и православными

Начало войны

Россия ввела войска в дунайские княжества (Молдавию и Валахию), Турция объявила войну России

Итоги

- В армии и флоте у России нет преимуществ. Главная причина — не в количестве, а в качестве: флот устарел (парусники), отсутствие передового вооружения (старые гладкоствольные ружья) (в «Проигранную войну» – устаревший флот, отсутствие передового вооружения). Можно было предположить, что война завершится неудачей для России (результат индивидуальной работы).

«Крымская война»

Годы войны

Заполнены на предыдущем этапе работы

Причины

Повод

Начало войны

Действия

(на доске прикрепляются магнитами)

I этап - октябрь 1853 - март 1854 гг.; Синопское сражение, антироссийский военный союз, вступление в войну Турции, Англии, Франции, Сардинии; победы русских войск на дунайском театре и на Кавказе;

Нахимов П.С.

! Преимущество у России

II этап - март-сентябрь 1854 г.; атаки англо-французской эскадры на Балтийском, Белом и Черном морях; битва на р. Альме; высадка англо-французского десанта в Крыму; Паскевич И.Ф.; Меншиков А.С.

! Инициатива переходит к союзникам

III этап - сентябрь 1854-август 1855 гг. (349 дней); оборона Севастополя; Корнилов В.А.; Нахимов П.С.; первая сестра милосердия - Дарья Севастопольская; мужество и героизм жителей; Севастополь занят войсками союзников;

! Поражение России

Итоги

- Противники были настолько обескровлены и измучены в боях, что оказались неспособны продолжать войну. 1856 г. - Парижский мирный договор

«Крымская война»

Годы войны

Заполнены на предыдущем этапе работы

Причины

Повод

Начало войны

Итоги

1856 г. - Парижский мирный договор: часть Бессарабии и устье Дуная — к Турции, запрет иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы, возврат Севастополя в обмен на крепость Карс

- В ходе войны мы не потеряли Крым и Севастополь, лишь лишились права иметь флот, крепости и арсеналы.

- «Проигранная война»: Отсутствие союзников; объединение европейских стран против России — внешнеполитическая ошибка императора; отсутствие передового вооружения; устаревший флот; отсутствие коммуникаций. Главная причина — военно-экономическая отсталость России, крепостное право.

- «Славная страница»: Оборона Севастополя, сестры милосердия, мужество и героизм русских людей, Синопское сражение.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группе.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

VII. Выражение решения проблемы – 2 минуты

– Как теперь мы можем ответить на проблему урока? (в подтверждение слов — фрагмент фильма «Романовы» - Фильм 7, 21.50-22.55 мин.)

- 18 марта 2014 г. – годовщина воссоединения Крыма с Россией (упомянуть об этой дате)

С одной стороны, Крымская война продемонстрировала военно-экономическую отсталость России от передовых стран Запада, а с другой — стойкость и мужество русских воинов.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные УУД

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

VIII. Применение нового знания -

3 минуты

(Если времени мало, сначала д.з. и рефлексия)

- Единственный ли это пример проявления

мужества и героизма русских воинов именно Севастополя? Какие еще примеры вы знаете? (клип на песню Александра Маршала – Севастополь, Памяти морпехов)

Если остается время синквейн на тему «Крымская война»

- Оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны

IX. Домашнее задание

– Параграф 13, творческое задание «Герои Севастополя в литературе», «Герои Севастополя в изобразительном искусстве», (по желанию); повторить параграфы 1-13 к контрольной работе

Рефлексия

Осуществлялось оценивание действий учеников учителем и самооценивание с отметками.

Оценка своей деятельности на уроке

Регулятивные УУД

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"

1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...

Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"

Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина  история, обществознание и география       Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...

Открытый урок "Дроби и война"

Урок, освященный годовщине Сталинградской битвы....

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...