Открытый урок по истории "Эпоха дворцовых переворотов"
план-конспект урока по истории на тему

Красносумова Марина Николаевна

Конспект открытого урока подготовленный к конкурсу "Преподаватель года 2011"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Эпоха дворцовых переворотов».

Цели:

Познавательная :

Создание условий для:

  • усвоения обучающимися основных понятий, дат, правителей эпохи дворцовых переворотов, общих черт эпохи
  • формирования системы знаний о причинах и последствиях дворцовых переворотов и умений их объяснять
  • формирования умений характеризовать внутреннюю и внешнюю политику, личности преемников Петра I

Развивающая:

  • развитие психических процессов:
  • развитие речи через включение в процесс обсуждения
  • формулирования понятий, обобщения, анализа, сравнения.

Воспитательная

  • формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов;
  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  • формирования умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема)

План урока:

  1. Общая характеристика эпохи
  2. Причины частых дворцовых переворотов
  3. Личностные качества правителей

Ход урока:

  1. Орг. Момент

«Мой друг, таков был век суровый…», так говорил об        

А.С.Пушкин об эпохе которую мы с вами сегодня изучим

    (   Сообщение темы урока, знакомство с планом урока)

- Тема сегодняшнего урока – «Эпоха дворцовых переворотов».

Сегодня на уроке:

  1. Узнаем что такое дворцовые перевороты, в чем их сущность.
  2. Познакомимся с причинами дворцовых переворотов.

3.Узнаем, как происходили дворцовые перевороты, сколько их было, кто в  результате переворотов пришел к власти. Узнаем, почему этот период времени имел другое название - «Женщины на троне».

-Запишите тему и план урока.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:    И мне бы хотелось, чтобы в конце урока вы попытались ответить на следующий вопрос:  

С 1725-1762гг на российском престоле менялись правители. Все они  восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Почему это стало  возможным?

У вас на рабочих местах лежат  таблицы, которые нужно заполнить в течение урока, а в конце урока посмотрим, что вышло.

2. Мотивационный этап.

Преподаватель: «До чего же мы дожили, Россияне!

                                Что же Что же сие есть?

                                 Что видим? Что делаем?

                                 Петра Великого погребаем»!  

Цитата из речи  Ф. Прокоповича на похоронах Петра Великого

Цели для урока:

  • Дать понятие « дворцовые перевороты», Их место и роль в истории России XVIII века, Роль гвардии, Закрепление умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, Воспитание уважения к исторической личности.

Усвоение новых знаний и умений.

  1. 1.Общая характеристика эпохи дворцовых переворотов.

Петра Великого открыло новую эпоху. Россия приобрела европеизированные черты государственного устройства: управление и юрисдикция, армия и флот были реорганизованы на европейский манер.
   

Что такое дворцовые перевороты?

(Смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержки гвардейских полков). Давайте запишем в тетрадь.

-Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают  краткий  период – 37 лет, когда 5 раз при помощи оружия произошла смена правителей России.

Начало положила смерть Петра I  и борьба за власть различных  дворянских  группировок.

Завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Петр I изменил порядок передачи престола: император сам назначал себе наследника.  В 1722 году издав указ о престолонаследии, который оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет.  Сам Пётр так и не успел назначить наследника. Отсутствие законного порядка наследования престола вело к усилению дворцовых интриг и острой борьбе за власть. В итоге у власти часто оказывались люди, неспособные управлять великой страной. Они беспокоились только об удовлетворении собственных интересов и интересов, близких им лиц – фаворитов. 28 января 1725г умер Петр I, оставив свою державу в сложном положении. Его болезнь была стремительной,  и он не успел назначить наследника, В завещании он слабеющей рукой смог только написать «Оставить все…». Начав строить новую Россию, он не довел дело до конца, теперь многое зависело от того, в чьи руки попадет дело Петра

3. 2-В чем причина дворцовых переворотов?

Давайте попробуем выявить причины дворцовых переворотов…

Главной причиной было: 1) усиление роли гвардии в государственных делах (так как она была дворянской по своему составу)

2)Отсутствие законного порядка наследования престола                                                                    3)Появление дворянских группировок, борющихся за власть

1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.

3.3. Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц ».

А.К.Толстой 

Учитель: действительно, и вправду: Царей не очень много, а более цариц.

Кто же был основным претендентом на престол?

(работа со схемой «Династия Романовых» в XVII - XVIIIвв.)

-Правами на престол обладали:

Петр  II, внук Петра Великого, сын умершего царевича Алексея, жена-Екатерина I(вторая жена Петра, коронованная им как правящая царица в 1724г.), дочь Елизавета, Анна не рассматривалась как серьёзный кандидат, так как, выйдя замуж за Голштинского  герцога  Карла Фридриха, она отказалась от престола за себя и своих детей.

Петру II было 9 лет и его поддерживала старая родовая аристократия (князья Долгорукие, Голицыны). Они хотели отменить некоторые преобразования Петра и заявляли, что права на престол принадлежат  именно его внуку как единственному представителю мужского рода Романовых.

Однако ближайшие сподвижники Петра - князь Меньшиков, архиепископ Феофан Прокопович,  ген – прокурор Ягужинский, начальник Тайной канцелярии Толстой стремились возвести на престол Екатерину I, сподвижницу Петра во всех его начинаниях.
Учитель предлагает обучающимся предположить, кто же должен стать по праву правителем и объяснить, почему именно этот человек. В ходе обсуждения учитель даёт пояснения, что дочери Анна и Елизавета были рождены от 2 брака Петра, и считались незаконнорожденными, так как родились, когда Пётр и Екатерина ещё не обвенчались.

В результате I дворцового переворота, здесь решительную роль сыграли гвардейские Семеновский  и  Преображенский полки, на престол была возведена  Екатерина I.

                    1 дворцовый переворот        

                    1725 – 1727гг. – правление Екатерины I

На престол взошла Екатерина - жена Петра I.

Царствовала Екатерина, но фактическим правителем был ее первый министр Светлейший князь А. Меньшиков.

СООБЩЕНИЕ «ЕКАТЕРИНА 1»

Царствовала Екатерина не долго, всего лишь 2 года и, завещав престол внуку Петра умерла».

На престол по завещанию императрицы Екатерины I вступил Петр Алексеевич внук Петра I. В первые месяцы правления царя влияние князя Меншикова достигло своего пика. Он получил звание генералиссимуса, увеличил свои и без того баснословные богатства. Но постепенно против него сплотилась вся знать. Чтобы не потерять влияния при новом государе, Меншиков немедленно обручил Петра со своей дочерью Марией и вскоре удалил от двора неугодных. Самовластие и заносчивость временщика раздражали придворных. Да и сам молодой император не любил Меншикова. Этим воспользовались князья Долгорукие, убедившие Петра арестовать Меншикова. Меншиков вместе с семейством был сослан в Сибирь, а все его имущество конфисковано.

    Падение всесильного Меншикова усилило позиции Долгоруких. Теперь царской невестой стала Екатерина Долгорукая. Молодого императора всячески старались «уберечь» от государственных дел, предлагая ему охоты, балы и пиры. Россия все дальше уходила от свершений и планов Петра Великого. Петр II объявил себя противником преобразований Петра I и ликвидировал созданные дедом учреждения. Вся полнота власти перешла к Верховному тайному совету. Иностранные послы писали, что "все в России в страшном беспорядке". Верховный тайный совет собирался редко, а Петр II предавался развлечениям и не заботился о делах государственных. Из 21 месяца (с февраля 1728 по ноябрь 1729 г.) восемь месяцев он провел в выездах на охоту. Страной от его имени правили Долгорукие. В начале 1728 г. двор переехал в Москву, где в 1730 г. должна была состояться коронация и свадьба Петра II. Однако на очередной охоте царь простудился (говорили и об оспе, косившей тогда московский люд) и умер как раз в тот день, когда должна была состояться свадьба. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых. Вновь со всей остротой встал вопрос о престолонаследии. Долгорукие предприняли попытку провозгласить императрицей невесту Петра, но их никто не поддержал. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного Тайного совета.

Члены Верховного тайного Совета попытались прибрать к рукам государственную власть, ограничить власть монарха.

Период  междуцарствия продолжался 37 дней.

После смерти Петра II Верховный тайный совет избрал на престол дочь царя Иоанна V Анну Иоанновну, вдову герцога Курляндского, решив ограничить ее права на управление государством  особым документом «кондициями». Эти «кондиции» Анна Иоанновна должна была подписать прежде, чем станет правительницей России.

Сообщение «АННА ИОАНОВНА»

Вот как описывает этот период русский историк В.О.Ключевский :

«Это царствование — одна из мрачнейших страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней — сама императрица... Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении ... При разгульном дворе... вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа.

...между тем народное, а с ним и государственное хозяйство расстраивалось.

...многие провинции точно войною или мором опустошены, как писали иностранные наблюдатели.»

К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона – он издавал законы от имени малолетнего царя. Заносчивость, высокомерие и честолюбие Бирона сделали его одиноким в высших кругах двора. Он не мог рассчитывать на поддержку кого бы то ни было.

Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Б.К. Миних. 9 ноября 1740 года он во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регентшей мать Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за 15 лет.

Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти.

Вопрос к учащимся: кто, по вашему мнению, мог быть следующим кандидатом на престол?

25 ноября 1741г последовал новый дворцовый переворот. Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, пришла в казармы Преображенского полка и, призвав гвардию служить ей так же, как служили ее отцу.

Ан. Л. и ее семья были арестованы, наутро двор и столица узнали о 4 дворцовом перевороте, приведшем к воцарению на 20 лет дочери Петра Великого.

                                      4 дворцовый  переворот

                                      1741-1761гг-правление Елизаветы Петровны

                        (доклад учащегося о  Ел. П.)

Вопрос: Как вы считаете была ли Елизавета достойной дочерью своего отца?

Для Елизаветы был крайне важен вопрос о наследнике престола, преемником она назначила своего племянника, сына Анны Петровны.

Императрица женила его на немецкой принцессе Софье- Августе -Фредерике Ангальт- Цербстской, которая после крещения по православному обычаю получила новое имя- Екатерина ( в память о матери Елизаветы).

Елизавета умерла в декабре 1761г. По ее завещанию на русском престоле оказалась фигура случайная и управлять государством не способная.

Самое короткое в русской истории — всего шесть месяцев — царствование Петра III.

                                    1761-1762гг-правление Петра III

                           (доклад учащегося о Петре III)

В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.28июня 17622г Петр III был арестован в небольшом городке Ропше, неподалеку от Петербурга, вскоре убит.На престол вступила Екатерина, вошедшая в историю как Великая.

4. Закрепление

Итак, выслушав, как с1725 по 1762 год прошла  череда правителей, давайте сделаем вывод, почему  на престоле находятся  женщины и дети?

Дворяне в борьбе за власть со старой знатью хотят получить больше привилегий, поэтому им выгоднее,  чтобы на престоле оказывались люди, мало интересующиеся политикой, не способные управлять.

Попробуем ответить на вопрос, поставленный вначале урока:

- Почему стало возможным восхождение правителей на российский престол в результате дворцовых переворотов?

Петр I создал разветвленный адм. аппарат, даже самый слабый монарх, младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот адм. аппарат.

Т. е. правитель оказывался марионеткой в руках политических сил.

Нельзя отрицать помощи гвардейских полков, они в одну ночь могли решить судьбу российской империи на годы и десятилетия вперед.

     

5. Контроль

1. Текст с ошибками.                                _____________________________

                                                              Фамилия, класс

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

2.Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

  • Алексей Михайлович,
  • Петр I,
  • Петр II,
  • Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, она могла стать Российской императрицей:

  • Екатерина I,
  • Анна Иоанновна,
  • Анна Леопольдовна,
  • Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.

  • К.Фридрих,
  • А.И.Остерман,
  • Э.И.Бирон,
  • А.П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу, и ареста Брауншвейгской фамилии началось 20-летнее царствование:

  • Анны Леопольдовны,
  • Елизаветы Петровны,
  • Екатерины II,
  • Анны Иоанновны.

6. Рефлексия

1. Какая из личностей эпохи дворцовых переворотов вызывает у Вас уважение или сочувствие?

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, ставит оценки ученикам.

7. Итог урока, задание для самостоятельной работы

Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок на очень не простую тему «Эпоха дворцовых переворотов». Нам удалось выполнить все поставленные цели.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, ставит оценки ученикам.



Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия

Эпоха дворцовых переворотов

Задачи учебного занятия

  1. Выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику
    императорам XVIII  века;   показать,  что  главной  движущей  силой дворцовых   переворотов становится гвардия.
  2. Формирование у обучающихся умения давать оценку поступкам
    исторических деятелей.

В Результате учебного занятия учащиеся должны знать (минимальный и базовый уровень) основные даты, понятия, характеристику эпохи, уметь ориентироваться в данном периоде истории

Тип учебного занятия

Урок изучение новой темы

Этапы урока

Формы

Методы

Содержание деятельности

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Репродуктивная деятельность

Конструктивная деятельность

Творческая деятельность

1.1.Организационный

( 1 мин)

коллективная

беседа

Приветствие, представление, организация внимания обучающихся

Слушают преподавателя

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

2.Мотивационный

( 2 мин)

коллективная

рассказ

Мотивирует деятельность учащихся на уроке через неожиданную для начала урока фразу Прокоповича ««До чего же мы дожили, Россияне!

Что же сие есть?

Что видим? Что делаем?

Петра Великого погребаем!»

подводит учащихся к самостоятельному  определению цели урока.

Знакомит с планом урока, предлагает записать в тетрадь 

Слушают

Участвуют в формировании целей

Обеспечить мотивацию деятельности,

принятие оучащимися учебно-познавательной деятельности

3.Усвоения новых знаний и умений

Создаёт новую образовательную среду

Включаются в деятельность

3.1.Общая характеристика эпохи дворцовых переворотов

(5 мин.)

коллективная

рассказ

Дает характеристику эпохи

Слушают

Делают самостоятельные выводы

  • Первичное знакомство с основными датами, правителями эпохи,

основными понятиями темы

  • развитие психических процессов:

-внимания и памяти через просмотр презентации;

- развитие речи через включение в процесс обсуждения

3.2.Причины  частых переворотов

( 3 мин.)

коллективная

беседа

Предлагает определить причины частых переворотов

Включаются в деятельность

определяют

  • формирование умений объяснять причины частых переворотов и определять общие черты эпохи дв. переворотов

3.3.Личностные качества правителей

( 18  мин)

групповая

Рассказ,

Демонстрация и иллюстрация, упражнения

Дополнение сообщений обучающихся, задает вопросы, обобщение учебного материала

Слушают и делают выводы

Рассказывают небольшие сообщения о правителях эпохи дворцовых переворотов, отвечают на вопросы

Выявляют качества личности правителей

формирование умений характеризовать

правителей эпохи

4.Закрепление

( 5 мин)

коллективная

беседа

Поводит итог по теме

Слушают и делают выводы

Закрепление знаний, полученных в ходе изучения нового материала

5.Контроль

(7 мин)

индивидуальная

тестирование

Предлагает проверить насколько усвоен материал

Выполняют

задания

Выявления уровня усвоения знаний

6.Рефлексия

( 2 мин)

коллективная

беседа

Какая  из личностей эпохи дв. переворотов у Вас вызывает уважение или сочувствие?

Отвечают

Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через высказывание суждений

7. Итог урока, задание для самостоятельной работы (2 мин)

коллективная

беседа

Поводит итог урока, результат урока

Слушают

Достижение поставленных целей урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории"Дворцовые перевороты" в 7 классе

Урок призван выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.Урок формиру...

Урок по истории "Дворцовые перевороты".

План - конспект урока в 7 классе на тему: "Дворцовые перевороты " с использованием ЭОР....

Презентация к уроку истории "Эпоха дворцовых переворотов"

Урок изучения нового материала на основе технологии системно-деятельностного подхода, групповой работы....

план-конспект урока 7 кл Дворцовые перевороты

В данном файле представлен план-конспект урока истории на тему "Дворцовые перевороты" 7 класс....

Конспект урока по теме "Дворцовые перевороты-2 часть. Анна Иоанновна"

Вторая часть темы по Дворцовым переворотам. Время правления Анны Иоанновны...