Духовно-нравственное воспитание
статья по истории на тему

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstennoe_vospitanie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

            Духовно-нравственное воспитание на уроках истории

                                                                          Бондарь Л.Г.

 

      Каждый из наших воспитанников по окончании школы выбирает жизненный путь, получает определенную профессию, для которой будут особенно нужны знания в одной из областей: в физике, математике, химии, географии и т.д. В 10 – 11классах созданы профильные классы.

     Но история такой предмет, что не будет настоящего специалиста ни в оной из областей, если он не состоялся как гражданин, как патриот, не зная истории своей страны, ее традиций и обычаев.

     Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

    Духовный человек – это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий  здоровый образ жизни.

    Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все сложнее.

    Задача исторического образования - вырастить гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е. личность духовную. В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.

     Где, как не на уроках истории возможна целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств в ребенке? Что такое патриотизм?

Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем, произнося эти слова? Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа.

     История несет большой воспитательный заряд. Вопрос как его реализовать.

     Я хотела бы затронуть тему Великой Отечественной войны. Слово «патриотизм» всегда витает в воздухе, когда  она обсуждается.

    Но с этой темой существует реальная проблема, с которой мы сталкиваемся. Фронтовики и ветераны, которые еще десять лет назад могли находиться в статусе дедушек, однозначно перешли в статус прадедушек, а значит общение с ними затруднено.  Естественно в сознании современного ребенка актуальность исторического материала меняется. Это не то событие, которое происходило с его реальной, современной семьей, а событие, происходившее с кем – то давным – давно. Реальные люди, с которыми он вступает в контакт, в этом событии не участвовали. И Великая Отечественная война интересна для них, как война 1812 года, как события начала XX века. Но это не то, чем является война для учителей среднего и старшего поколений, которые воспринимают ее как прошлое своей семьи.

      У меня есть данные, что доля школы, учителей, вместе взятых, в сообщении учащимся знаний о войне и армии сравнительно невелика – 16 -18%. Но на основании этого нет оснований делать пессимистические выводы о работе школы. Задача учителя состоит,  видимо, нистолько в том, чтобы резко увеличить объем патриотических знаний, сообщаемых учащимся, сколько в том, чтобы в деликатной, тактичной форме помочь своим воспитанникам привести в систему разрозненный, огромный поток фактов. Оценок. Суждений о войне, услышанных и увиденных за порогом школы.

       Не смотря на все эти и другие проблемы воспитание патриотизма – основная задача каждого учителя.

Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.

Его средствами решаются следующие задачи:

  • формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
  • воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
  • привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
  • формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим  событиям.

Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.

.

     Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.

      Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.    

      Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели.
    Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка.

     После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.    

     Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи

     Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.

    Наиболее легко формировать у школьников чувство патриотизма, прививать любовь к Родине, знакомить с общечеловеческими ценностями и культурой на примере конкретных исторических сведений, жизни ярких исторических личностей.

     Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).

    Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

     Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

    Успешное решение задач патриотического воспитания во многом основывается на умении установления межпредметных связей: география, литература, ОБЖ, обществознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...