Конспект урока по истории "Народные движения 17 век"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Багликова Татьяна

Конспект урока по истории "Народные движения  17 век"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России в 7 классе по теме «Народные движения».

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление о народных движениях XVII века.
  • Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;

Развивающие:

  • Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
  • Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: презентация «Бунташный век», мультимедийный проектор, компьютер 

                                                                           Ход урока

I. Организационный момент – 1  минута

Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите на парту, все ли готовы к уроку. Начнем наш урок с проверки  Д/З. На прошлом уроке мы изучали тему «Церковный раскол». Внимание на доску.

II.  Проверка домашнего задания (по теме «Церковный раскол») – 5 – 6 минут

1. Компьютерный вариант проверки:

1 задание – Кто они? Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

- Был в польском плену.  В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси.  Управлял страной вместе со своим неопытным  сыном

- Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых.  Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.  Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович)

- Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон) 

- Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь.  За непокорность,  приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)

2 задание – Объясни даты Какие событие произошли в эти годы?

 -1619 г. – митрополит Филарет Церковным Собором избран патриархом Московским и всея Руси.

- 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова

- 1649 год – принятие Соборного уложения.

- 1651 год – Никон становится патриархом

- 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором

3 задание – Объясните понятия: 

- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала

- Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.

- Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

- Соборное Уложение – общерусский свод законов.

- Старообрядцы – противники церковной реформы

2. Повторение. Актуализация опорных знаний. Выход на проблему и ее постановка.

Озвучивается тема урока «Путешествие из Смутного времени в Бунташый век». На экране появляются иллюстрации с изображением восстаний народов. Некоторые из них (восстание Хлопко, Болотникова) знакомы учащимся из предыдущих тем. (Слайд 2, приложение 1)

Вопрос: Что объединяет данные иллюстрации?

Какие восстания Смутного времени вы помните? Назовите их причину, состав? Смута, восстание Хлопка, выступления под руководством И.Болотникова, Церковный раскол

В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам.  И этот, XVII век,  многие историки называют "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название, какие бунты происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.                                                

Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.   (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)

Проблемой на уроке  будет следующее задание: Вы должны будете дать ответ на следующий вопрос «Почему XVII век называют «бунташным»? (слайд 6)

Сегодня мы познакомимся с новыми народными движениями.

Учащиеся видят на экране слайд с несколькими иллюстрациями, отвечают на опросы, вспоминают предыдущие темы (Смута). Используют свой словарный запас и объясняют термин бунт, бунташный век. (Слайд 3, приложение 1)

3. Постановка задач урока.

Мы подошли к конкретизации данной темы, определения. Это и будет темой нашего урока. «Бунташный век» - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

А вот как стихами можно описать данный период в истории:

17 век неспокойно прошел,
Народ на борьбу за волю пошел.
Восстания, бунты длились 100 лет, 
За это «бунташным» прозвали тот век!

(Слайд 4, приложение 1)

Что же предстоит нам сегодня сделать на уроке? (Смотрим и читаем задачи урока):

  • Объяснить причины бунтов;
  • Узнать дату и ход Соляного, Медного бунтов и Соловецкого восстания;
  • Оценить личность Степана Разина;
  • Узнать дату крестьянской войны под предводительством Разина, ее ход, окончание;
  • Определить роль личности в истории;
  • Высказать свою точку зрения на восстания «бунташного века»;
  • Активно и творчески поработать!

4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.

Причины восстаний:

В истории России есть такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Интересно, как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Вначале мы разберем основные сословия населения в 17 веке. (Слайд 6, приложение 1)

Работа в группах: Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича?

1 группа – посадские люди, 2 группа – крестьяне, казаки, 3 группа – духовенство.

Учащиеся выполняют предложенные задания. Представляют себя в роли сословий 17 века. (Слайд 7, приложение 1)
Теперь выявим общие (совместные) причины восстаний народа:

  • Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
  • Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;
  • Усиление приказной волокиты;
  • Попытки ограничения казачьей вольности;
  • Церковный раскол и расправы со старообрядцами. (Слайд 8, приложение 1)

Соляной, Медный бунты и Соловецкое восстание. (Приложение 2)

Сейчас мы побывали в роли народа 17 века и пришли к выводу, что очень многое нам не понравилось в политике царя. И вот наступают первые бунты. Сейчас каждой группе будет предложено рассмотреть 3 разных бунта – Соляной, Медный и Соловецкое восстания. На столах у вас находятся листы с таблицами. Используя материалы из учебника (стр. 62-63 и 67), заполните их.

А теперь послушаем, что получилось у каждой группы и составим общую таблицу. Слайд 9, приложение 1)

Делаем общие выводы: Несмотря на то, что прошли бунты в городах России, положение народа не улучшилось. Где же искали вольницу крестьяне? (на юге, на Дону).

Восстание Степана Разина

Вершиной “бунташного” века стало восстание С.Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что “в Донском краю между речками Тишиной и Иловлей собираются многие казаки воевать Волгу, взять Царицын и засесть там”. Сведения были достоверны.

Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа.

1 этап (1667-1669гг)- обычно  называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей.

2 этап (1670-1671гг.) – выступления С.Разина.

О первом этапе выступления о появлении и личности С.Разина посмотрите водеоролик

Фронтальный опрос:

Ответьте на вопросы по фильму: (Слайд 13, приложение 1)

  • Почему казаки стали популярны в народе?
  • Откуда появился Степан Разин?
  • Откуда он брал средства на восстание?
  • Состав участников восстания.

Весной 1670 года начался второй этап выступления Разина. Восставшие сходу захватили Царицын и подошли к хорошо укреплённой Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком.

Успех восставших послужил сигналом к переходу на строну Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т.е свободным человеком). Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тысяч человек.

В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил Воевода князь Ю.Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После попыток и суда руководитель восставших был четвертован.

Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 года, царским властям удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправы над разинцами были огромны. Водном Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек. Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Таких расправ страна ещё не знала.

      Память  о С.Разине  долго сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывали легенды. Имя Разина отразилось в песнях: “Из-за острова на стрежень”, “Ой, то не вечер”, “Есть на Волге утес”; в пословицах и поговорках, крылатых выражениях, например, “Стенька вел себя важно, говорил отважно”, “Умел Стенька слово сказать, себя показать”.

Давайте послушаем одну из песен о С.Разине она называется «Казачья притча или сон Степана Разина».

Разные поколения людей в зависимости от своего исторического сознания, нравственных установок по-разному воспринимали и воспринимают имя и дело С.Разина. Ведь у каждой эпохи свое отношение к истории, свои герои и антигерои. Пожалуй, ни один русский человек из столь отдаленной эпохи не отмечен такой народной любовью, не воспет в таких прекрасных песнях, не окружен такой многовековой славой.

7. Рефлексия.

Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. С помощью разноцветных карточек оцените свою работу на уроке:

Красная – тема сложная, работать было  трудно;

Желтая – работать было интересно, но есть   отдельные затруднения;

Зеленая – мне было все понятно и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...