Интегрированный урок для 5 класса "По страницам истории языком математики"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

План-конспект

интегрированного урока

 

Тема урока: «По страницам истории  языком математики»

Цель урока:  на примере истории Древнего Египта и Древнего Китая проследить взаимосвязь таких наук как история и математика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

интегрированного урока

Тема урока: «По страницам истории  языком математики»

Цель урока:  на примере истории Древнего Египта и Древнего Китая проследить взаимосвязь таких наук как история и математика.

Задачи:  создание педагогических условий для:

-  отработки и закрепления  умений и навыков  по выполнению математических действи1 с натуральными числами, обыкновенными дробями и  решению задач;

-  расширения  представлений о  достижениях древневосточной культуры;

-  развития  интереса  к  изучению   математики и истории Древнего мира.

Оборудование:

1.Презентация

2.Графичесий плакат «Лента исторического времени»

3. Задания – карточки

4. Карта

Ход урока

 Учитель истории:

  Ребята! Сегодня мы пригласили вас на необычный урок. Вам предстоит не только повторить знания по истории Древнего Востока, но и убедиться в том, что история немыслима без математики, как ,впрочем, и математика без истории. Вы вспомните основные события, выдающиеся достижения и памятники Древней истории, одновременно вам предстоит выполнить математические действия, проявить смекалку и находчивость,  воображение, точный расчет и сообразительность, подобные тем,  что приходилось применять древним мастерам.

Актуализация темы

 -  Что такое история?  

 -  С какими странами Древнего мира вы познакомились?

Ученик: читает  Хвалебную песнь Нилу и Солнцу.

 -  Какому древнему народу принадлежит это произведение?

 -  Покажите на карте Древний Египет

Ученица:        читает изречения Конфуция

 -  Кто автор этих изречений? К какому народу он принадлежит?

 -  Покажите местоположение древнего Китая на карте

Учитель: история – это непрерывная череда фактов, событий, явлений, которые тесно связаны с другими событиями, они не проходят бесследно, нередко  оказывают большое влияние на жизнь целых поколений людей. Но простое перечисление случайно всплывших в памяти событий еще не история, Эта наука не терпит беспорядка, а  восстановить этот порядок помогает  историкам наука математика. Нельзя дать правильную оценку ни одному факту, не зная в какой  период времени оно происходило. Поэтому история немыслима без хронологии.

Учитель математики:  Сейчас проведем небольшую историко-математическую разминку, которая поможет вам вспомнить даты некоторых исторических событий. Внимание на экран.

Слайд 3.

 Учитель математики:  А теперь  я предлагаю вам решить математические выражения (карточки задания)

Тем, кто раньше других выполнит задания, предоставляется возможность разместить ответы на доске.

Учитель истории: посмотрите внимательно на ваши ответы. Они вам ни о чем не напоминают?

 -  Да,  это даты исторических событий. Каких?

 -  Расположите эти даты на ленте времени в порядке приближения к нашему времени, т.е. от более ранних  к более поздним. (можно  провести в форме состязания);

 - Объясните необычность расположения дат на ленте времени.

Учитель истории :  внимание на экран  слаыды 4-8

- Как называются эти сооружения?

- Какая страна является родиной и страной пирамид?

- Что вы знаете о пирамидах? Для чего они сооружались?

- Какая из пирамид самая высокая? Когда она была построена?

Учитель математики: сооружение пирамид – занятие нелегкое и непростое, Без знаний математики . без точных расчетов здесь не обойтись. Т сейчас я предлагаю вам выполнить ряд заданий, подобных тем, что наверняка приходилось решать древнеегипетским мастерам.

1. В первую очередь нам необходимо перевести древнеегипетские числовые обозначения в современные числа  (выполнение заданий на карточках разного уровня сложности).

2. Выполните задания:

 -  высота пирамиды  Хеопса составляет 147 метров.  Сколько этажей мог бы насчитывать современный дом, если высота одного этажа равна 3-м метрам?

 -  чтобы обойти пирамиду  кругом, нужно прошагать целый километр.

Какова длина основания каждой стены пирамиды?  Какую площадь занимает основание пирамиды Хеопса?

3.Решите задачу:

 - Ученые подсчитали, что на постройку пирамиды Хуфу пошло 2300 000 огромных, гладко отшлифованных  глыб  известняка, каждая из которых весила более 2-х тонн. А сколько весила вся пирамида?

 -  Известный археолог Гонейм решил искать остатки пирамиды, Ученому сопутствовала удача. Однажды из-под многометровой толщи песка , щебня и строительного мусора  появилась массивная  ступень древней  гробницы. Высота ступени  была равна 7 м. Гоннейм определил, что эта пирамида должна иметь  7 ступеней, и  каждая  последующая ступень  выше предыдущей на 1 м. Какова должна была быть высота этой пирамиды?

Учитель истории

 И снова посмотрите на экран – слайды 11-13

 - Какой памятник древневосточной культуры здесь видите?

 -  Кем и с какой целью была построена Великая китайская стена?

Учитель математики: построить такое грандиозное сооружение, которое сохранилось до наших дней, было невозможно без применения математики.

 А значит, у вас есть возможность применить свои математические познания для проникновения в тайны создания этого чуда света.

Посмотрите на экран. Прочтите условие и выполните задания.

Слайд 14.

Учитель истории:

- вам известно выражение «Вавилонское столпотворение»?

- когда и почему оно появилось?

-  объясните его современное значение.

А знаете ли вы, что некоторые историки считают, что Вавилонская башня – не миф, а реальность. Есть и такие, кто долго и , как оказалось небезуспешно вели поиски этого памятника? Посмотрите на экран.

Слайд 15.

Учитель математики:

А я предлагаю вам решить задачу выполнить некоторые интересные задания

Слайд 16

 Итоги урока -  беседа

- В чем необычность нашего урока?

- Что связывает две совершенно разные науки – историю и математику?

- Как вы думаете, почему древние памятники культуры. сооруженные 3-5 тыс, лет назад,  сохранились до нашего времени?

- Назовите другие выдающиеся архитектурные сооружения, памятники, произведения литературы Древнего Востока.

- Можно ли продлить существование этих и других замечательных произведений архитектуры, литературы и искусства?  Что для этого может сделать каждый из нас?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем

Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка». 5 класс

    Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федер...

Интегрированный урок по теме "Время" : английский язык и математика.

Интегрированный урок английского языка и математики по теме "Время" в 4-ом классе....

Интегрированный урок в 6 классе "Имя числительное" (математика+русский язык)

Тип урока: повторительно-обобщающий.Вид: урок-путешествие.Технологии, применяемые на уроке:интегрированного обучения,интерактивные игровые,РКМЧП,проблемно-поисковые,информационно-коммуникационные;здор...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...