методическая разработка урока
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Славгородская Людмила Валентиновна

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx55.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:        История России

ТЕМА  УРОКА: Династический кризис 1825г. Восстание декабристов.

ТИП  УРОКА: комбинированный

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: Данилов А.А.,  История России . Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.6-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов , Л.Г. Косулина ,Морозов.-М.: Просвещение,2011.

Тема:. Династический кризис 1825г. Восстание декабристов.

        Основная цель: раскрыть сущность династического кризиса; рассказать о восстании декабристов на Сенатской площади; показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшегося против самодержавия; выяснить значение восстания.

        Задачи:

       Обучающие: способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов.

       Развивающие:  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации; развивать навыки самостоятельной  оценки учащимися исторических событий.

       Воспитательные: формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности; воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.

       Определения и даты: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

       Персоналии: Александр I,  Николай II, М. А. Милорадович, П.И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.

Оборудование:

  • Учебник - А.А.Данилов История России: XIX век: учеб для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение ,2009.
  • Репродукция картины;
  • Исторические документы (См в приложении 2);
  •  Материалы для записи в тетрадь (См. в приложении 3).

План

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Подготовка к изложению нового материала
  4. Изложение нового материала

1. Выступление 14 декабря 1825 года

2. Следствие, суд, расправа

3. Историческое значение движения декабристов

    V.  Подведение итогов

    VI. Рефлексия

Домашнее задание              

Тип урока: комбинированный.

        Педагогические технологии: проблемное обучение.

Ход урока.

I. Организационный этап.

а) Взаимное приветствие учителя и учащихся.

б) Определение отсутствующих.

в) Проверка внешнего состояния класса.

г) Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место,  внешний вид).

д) Организация внимания учащихся.

  • Здравствуйте. Садитесь.  

II. Проверка домашнего задания.

Форма:

  1. Объяснение.
  2. Фронтальная беседа с учащимися.

Учитель: В ходе предыдущего урока мы выяснили причины зарождения декабризма: война 1812 года, влияние  французских просветителей,  Великая французская революция во Франции. Но от рассуждений к восстанию довольно долгий путь.

       - Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали организации будущих декабристов. Назовите их. (Ответы учащихся)

     - А теперь ответьте, почему эти организации были самораспущены? (Ответы учащихся)

1. Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России, и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.

     - Назовите тайные организации, возникшие в России в 1820-1821 гг. (Северное и Южное общества)

        - Выделите их общие черты и отличия. (Ответы учащихся)

Ш.Подготовка к изложению нового материала

а) Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала.

б) Показ практической значимости изучения нового материала.

в) Постановка перед учащимися учебной проблемы

Формы:

1)Вступительная речь учителя.

  1. Беседа (вводная).
  2. Тема фиксируется на доске.
  3. Основные понятия темы записаны на доске.

Тема урока: Династический кризис 1825г. Восстание декабристов.

 Проблема: 

        - Кто такие декабристы? Как вы себе представляете, что это были за люди?

        - Насколько сегодня эти люди вам понятны, интересны? Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?

         «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» - утверждал Л. Толстой. Я предлагаю через призму  исторических источников взглянуть на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него и определить наше отношение к высказыванию великого русского писателя.

IV.        Изложение нового материала (34 мин.)

        Форма:

 1) Объяснение.

 2) Беседа.

 3) Демонстрация наглядного материала.

 4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом.

5) Рецензирование.

6) Составление справки.

7) Ответы учащихся.

        Учитель: 1 сентября 1825 года Александр I покинул Петербург и отправился в Таганрог. Простудившись, 19 ноября он скончался. Неожиданная смерть императора вызвала большое волнение в стране. Ведь у Александра  I не было детей. Согласно закону о престолонаследии, трон переходил к его бату – великому князю Константину Павловичу. Слайд 3.

       В 1823 году  Константин Павлович,  поселившийся в Варшаве,  отказался от престола, о чем письменно уведомил Александра  I. Царь принял отречение  и в особом манифесте назначил своим наследником другого брата – Николая Павловича. Но по непонятной причине Александр I не стал обнародовать документ и  в запечатанном пакете переслал его московскому митрополиту Филарету для хранения в Успенский собор Московского Кремля.  Копия, тоже секретно, была передана на хранение в Государственный совет. На всех пакетах с текстом император  напечатал: Хранить до моего востребования. А в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия.

        Сама смерть Александра I и по сей день остается загадкой истории и семьи Романовых.  

        Существует версия, что с согласия и при поддержке близких людей Александр I тайно отбыл из Таганрога в Палестину, в Святые места, а затем уже в виде странствующего старца, пилигрима Федора Кузьмича, появился в России, умер в возрасте 87 лет  на далёкой лесной заимке близ Томска в ореоле великой святости и всенародного признания.

        Известие о смерти императора отправилось из Таганрога и  в Петербург, и в Варшаву. Возникла путаница, в Петербурге новым царем

считали Константина, а в Варшаве – Николая. 12 декабря был вскрыт пакет с манифестом.

          Данной  ситуацией, смены власти, воспользовались   члены тайных обществ, вынашивавшие планы захвата власти, решили, что сложившаяся  обстановка благоприятствует им, и наметили своё выступление на 14 декабря 1825 года. Слайд 4.

      Учитель:   Какой же план вынашивали декабристы?  

( Работа с учебником  стр.53)

      Добавление учителя.   Слайд 5.   Вечером 13 декабря декабристы, собравшиеся на квартире больного Рылеева, составили план:

-  Якубович А.И. должен был захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью;

-  вывести войска на Сенатскую площадь и не допустить переприсяги;        

- Каховский вызвался убить Николая, а Булатов - захватить Петропавловскую крепость;

- диктатором восстания стал С.Трубецкой;

- в случае успеха предстояло обнародовать манифест со своими требованиями.

План будущего восстания

  1. Начать выступление 14 декабря 1825 года в Петербурге.
  2. Не допустить переприсяги Николаю I  и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления.
  3. Занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец.
  4. Арестовать царскую семью.
  5. Учредить Временное революционное правительство.
  6. Ликвидировать крепостное право, всех граждан уравнять перед законом, отменить  рекрутскую повинность и военные поселения.
  7. Рассмотреть программу переустройства России.

              Слайд 6.

       Запись на слайде 7 и в тетради:

14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади

       Учитель: У вас на столах представлены следующие источники: воспоминания очевидцев, воспоминания декабристов.  

Работа в группах

       Ваша задача:   Установить подробный повременной план событий на Сенатской площади, используя описания и учебник на стр. 54.  ( На работу группы отводится 7 минут). Чтобы ускорить работу, выделите в тексте то, что будете зачитывать из отрывка.

            - Какая группа хочет начать представление своей версии событий? Другие группы проверяют (учитель отслеживает по карте ответа).

  Задание 1. Приложение №1.

     Учитель:   А теперь давайте поработаем с репродукцией  К.И. Кольмана  «Выступление декабристов на Сенатской площади».  (Слайд 8)

Работа в группах.

       На столах схема, почасовой план событий, репродукция картины.

Задание №2

1. Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий  К.И. Кольманом и ответьте на вопросы.

 Совпадает ли изображение событий на схеме и картине художника? (каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре декабристов, народ)

 Сравните поведение простонародия на картине Кольмана  с приведенными выше свидетельствами.

 Определите примерное время изображенных на гравюре событий.

Как вы полагаете, можно ли считать эту картину историческим источником?  Что дает нам основание считать картину  Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях?

( Время выполнения работы 7-10 минут)

Выступления групп.

      Учитель:  Вскоре после событий в Петербурге взбунтовался расквартированный на Украине Черниговский полк.  Слайд 9.

Запись на слайде и в тетради:

29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

       Восстанием руководил член южного общества С. И. Муравьев – Апостол и М. П. Бестужев – Рюмин, но воинские части не поддержали восставших, и выступление удалось быстро подавить.

      Учитель:  Почему же восстание декабристов потерпело поражение?

        - Прочитайте точки зрения по итогам восстания. Какая  из них вам ближе?

- Сформулируйте  причины поражения декабристов 14 декабря 1825 г.,   запишите в тетрадь. (Ответы учащихся).  Слайд 10.

      Учитель: После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Пять декабристов были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением.

На основе презентации учитель показывает результаты судебного процесса.

Слайд 11-14

        (Следствие и суд. К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 545 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев. С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании).

Казнь.

     Приговор Верховного уголовного суда был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

      При проведении казни Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев сорвались с петли и были повешены вторично. Это противоречило традиции недопустимости вторичного приведения в исполнение смертной казни, но,с другой стороны, объяснялось отсутствием казней в России на протяжении нескольких предшествовавших десятилетий (исключение составляли казни участников восстания  Пугачева).

        Учитель:  Настал момент рассмотреть подробнее личности декабристов, вспомнить высказывание Л. Толстого.  Слайд 15.

        Сообщения учащихся о декабристах.  (Приложения №2)

Работа в группах. Приложение №3.

Задание 3. Тексты ________________________

1. Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?

2. Объясните поступок сенатора Д. С. Ланского, выдавшего своего племянника А.И. Одоевского, генерала Н.И. Депрерадовича, предавшего своего сына в «руки правосудия».

3. Как Н. Д. Дурново объяснил поступки родственников -  декабристов?  Какие этические нормы лежали в основе оценки Дурново?

4. Ваша оценка поступков декабристов на следствии?

Задание №4

Второй блок воспоминаний.  Тексты   № ______________________

       Изменилось ли ваше понимание смысла поведения декабристов в результате изучения свидетельств  Муравьева,  Боровкова?  Если да, то что послужило причиной изменения вашей оценки поведения декабристов на следствии?

Как вы теперь отнесетесь к словам Л. Толстого? Согласитесь, опровергнете?

(Ответы учащихся)  

        Учитель:   ( о женах декабристов в ходе презентации)  Слайд 16-17.

       Еще больше возвысили славу декабристов их  жены и любимые, последовавшие за ними в ссылку. Княгини Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская и А.Г. Муравьева были первыми.

       Чтобы остановить женщин, Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами… Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы, уголовники… Но они все равно поехали, и оказалось, что чиновники, чинившие всевозможные препятствия и вымогавшие бесконечные взятки, много хуже уголовников.

Забыла я родной свой град,

Богатство, почести и знатность,

Что б с ним делить в Сибири хлад

И испытать судьбы превратность

Наталия Долгорукова (Рылеев)

       Учитель:   Так в чем значение этого восстания,  завершившегося полным провалом задуманного?

       - Что изменило оно в России?

  - Сегодня мы неоднократно обращались к культурному наследию: воспоминания, картины, стихи. Как вы определите роль декабристов в истории и культуре? (Ответы учащихся). Слайд 18. Записать значение  восстания  декабристов в тетрадь.

V.     Подведение итогов (4 мин.)

Формы:

  1. Индивидуальные ответы учащихся.
  2. Беседа (закрепляющая).

       Учитель: Решили ли мы проблемы, поставленные в начале урока?

  1. Кто же такие декабристы?
  2. Понятны ли они вам?
  3. Достойны ли они нашей памяти?

(Ответы учащихся)

  1. Рефлексия  (1 мин.)  Слайд 19. 

        Учитель: Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

Как я усвоил материал?

1. Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

2. Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.

3. Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

1. Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.

2. Допустил ошибки – 7-8 баллов.

3. Не справился – 4-6 баллов.

  1. Домашнее задание (1 мин.)  Слайд  20.

Формы:

  1. Объяснение.
  2. Беседа.

  §9 стр. 53- 55. Найти  дополнительный материал по дальнейшей судьбе одного из декабристов. По желанию разгадать кроссворд.(Приложение №4)

Источники

  1. http://www.hrono.info/dokum
  2. http://allstude.ru/Istoriya/Dvizheniya_dekabristov.html
  3. http://www.baikalvisa.ru/irkutsk/dekabtist 
  4. http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic.php?id=95
  5. http://www.new-fact.ru/?p=859
  6. http://wordweb.ru/andreev/89.htm
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki
  8. Декабристы в воспоминаниях современников, М., 1988.
  9. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. - Л., 1989. с. 11-13
  10.  Нечкина M. «Декабристы». Москва, издательство «Наука», 1983 г.
  11.  Рылеев К. Ф. // Полн. собр. стих., Л., 1971, стр.168

Приложение № 1

      1.  Из воспоминаний очевидца событий: «14 декабря... термометр показывал более 5 или 6 градусов по Реомюру... За половину 10-го один из моих сослуживцев рассказал, что на Исаакиевскую площадь пришел лейб-гвардии  Московский полк, отказавшийся присягнуть императору Николаю, и с криками требуют Константина!..»

     2. Из воспоминаний неизвестного:

Короткий день клонился к вечеру. Уже было 3 часа дня, и стало заметно темнеть. Николай боялся наступления темноты.  Как позже сам записал в своем дневнике, чтобы « волнение не сообщилось черни», Николай приказал стрелять.  К ночи все было кончено.

       3. Из работы современного историка

Через 2 часа  Николай прибег к посылке для переговоров с восставшими митрополита Серафима. Но в ответ на речь митрополита донеслось: « Какой ты митрополит, когда на двух неделях двум императорам присягнул…  Не верим вам, пойдите прочь!..»

Сбор всех восставших войск произошел спустя  2 часа  с лишним после начала восстания.

За час до конца восстания декабристы выбрали нового диктатора – князя Оболенского, начальника штаба восстания.

      4. Из воспоминаний современника: «Приказано артиллерии первоначально выстрелить холостыми зарядами. Орудия прогремели... Середина Сенатской площади порасчистилась, все смолкло, и каре окостеневших от холоду непокорных открылась  в своем ничтожестве!.. Вслед за тем конногвардейцы... с обнаженными... саблями справа  и слева понеслись на каре и, подскакав к нему в упор, приступили к обезоруживанию несчастных жертв горьких заговорщиков... Почти совсем смерклось...»

       5.   Голицын Н. С. «14 декабря, в 12-м часу дня (когда все уже съезжались в Зимний дворец к выходу), я и брат мой Александр находились... в доме графини Строговой, у Полицейского моста, как вдруг мы узнали, что «гвардия бунтует, не хочет присягать Императору Николаю Павловичу и собирается на Сенатской площади».

     

  6.      Каратыгин П.А. «День был пасмурный, перепадал мелкий снег, и к трем часам значительно стемнело; мы все сидели у окошек и видели беспрестанную народную беготню; то проскачет казак, то жандарм, то фельдъегерь промчится во всю прыть. Часу в четвертом с той стороны, где Петровская площадь, что-то мелькнуло, и через секунду раздался пушечный выстрел, другой, третий..»

       7.  Из воспоминаний очевидца событий:

«Около половины 2-го часа пополудни выехал из-за Конногвардейского манежа на  Сенатскую площадь  санкт - петербургский  военный генерал-губернатор граф Михаил  Андреевич Милорадович... Петр Каховский выстрелил из пистолета, попал левою пулею графу Милорадовичу в левый бок.  В это только время (не ранее 2-го часа по полудни) начали собираться с разных сторон на площадь правительственные войска для прекращения мятежа».

       8.  Из рассказа очевидца событий (адресован декабристу М.А.Бестужеву):

«Народ как есть вплотную запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок — это было ваше каре...  Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ

 « не пойдем,  умрем вместе с ними».

...Видел, как понеслась на вас кавалерия,  как плавно склонились штыки, как опрокидывались кони со всадниками, наткнувшись на эту стальную щетину, и с каким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров... Повсюду замечал на мрачных лицах солдат,  окруживших вас,  общее недовольство, везде слышалось громкое сетование на ваше бездействие. «Пусть они двинутся, — говорили солдаты, — мы пойдем вместе с ними».

Задание №1

Вопросы и задания к текстам  1-8:

1.        Найдите в текстах  указание на время выступления и время разгрома выступления декабристов 14 декабря 1825 г.;

2.          Составьте краткий план событий 14 декабря 1825 г., используя тексты (вы размещаете отрывки источников и приклеиваете по порядку).  

3.        Определите, сколько часов продолжалось выступление декабристов.

4.        Как вы охарактеризовали бы тактику декабристов на Сенатской площади.

Приложение 2.

Кондратий Федорович Рылеев.(1795-1826)

Отставной подпоручик. Воспитывался в первом Кадетском корпусе. Участник заграничного похода 1814 года. В 1821-1824 годах- заседатель от дворянства Петербургской палаты Уголовного суда, затем- правитель канцелярии Российско-американской компании. С 1823 года вместе с Бестужевым-Марлинским издавал альманах «Полярная звезда», который выражал взгляды будущих декабристов и объединял все прогрессивные силы русской литературы. Поэт. Автор «Дум», поэм и од на гражданские темы. Вождь «Северного общества», главный организатор восстания 14 декабря 1825 года

Поставленный вне разрядов, повешен 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.

Павел Иванович Пестель(1793-1826)

Сын Сибирского генерал-губернатора, сенатора И.Б. Пестеля.

Полковник, командир Вятского пехотного полка. Воспитанник Пажеского корпуса. Участник Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения, где был ранен, заграничных походов 1813-1814 годов. Награжден золотым оружием с надписью «За храбрость», а также орденами Владимира !У степени с бантом и                                          

Анны !! класса, австрийским орденом Леопольда !!! степени, баденским Карла-Фридриха и прусским «За заслуги».                                                                

Член «Союза спасения», «Союза благоденствия», член и директор «Южного общества», автор»Русской правды». Идейный вождь наиболее революционно настроенных декабристов.

Отличался выдающимся умом, твердой волей, разносторонним образованием, прекрасными организаторскими способностями.

Поставленный вне разрядов, повешен 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.

Сергей Иванович Муравьев-Апостол(1795-1826)

Сын писателя. Члена Российской академии И.М. Муравьева-Апостола. Подполковник Черниговского пехотного полка. Воспитывался в корпусе инженеров  путей сообщения. Офицером Квартирмейстерской частив возрасте 16 лет был участником Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения, а в 1813-1814 годах- заграничных походов. Награжден орденами Анны !У и !! классов, Владимира !У степени с бантом и золотой шпагой с надписью «За храбрость», с 1815 года- в лейб-гвардии Семеновском полку, по расформировании полка переведен в Полтавский, а затем- в Черниговский  пехотный полк.

Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия», член «Южного общества», активнейший его деятель. Глава Васильковской управы. Руководил вооруженным восстанием Черниговского пехотного полка.

Поставленный вне разрядов, повешен 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.                                                                                    

Михаил Павлович Бестужев-Рюмин (1801-1826)

Подпоручик Полтавского пехотного полка. Переведен в 1820  году из восставшего Семеновского полка.

Один из энергичнейших деятелей Южного общества», замечательный организатор, ближайший друг С.И. Муравьева- Апостола и его соавтор в составлении «Православного катехизиса2.Вел агитацию среди солдат. Содействовал  присоединению «Общества соединенных славян» к «Южному обществу». Вместе с С.И. Муравьевым- Апостолом возглавил восстание Черниговского полка.                                    

Осужден  в числе 5 лиц, поставленных вне разрядов; повешен 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.

                                      Петр Григорьевич Каховский (1799-1826).                                

Отставной поручик. Воспитанник московского университетского пансиона.

Член «Северного общества». Организовал ячейку «Северного общества» в лейб-гвардии  Гренадерском полку. Известны слова П.Г. Каховского». Для  Отечества я всем готов пожертвовать». Намечался К. Ф. Рылеевым для покушения  на Николая! 14 декабря 1825 года. Однако во время восстания Каховский  этого выполнить не сумел, но смертельно ранил военного генерал-губернатора Петербурга графа М .А. Милорадовича и

командира лейб-гвардии Гренадерского полка Н. К. Стюрлера.

Поставленный вне разрядов, повешен 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.

Сергей Петрович Трубецкой князь.(1790-1860)

Сын Нижегородского губернского предводителя дворянства. Полковник лейб-гвардии Преображенского полка. Участник  Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения и заграничных походов 1813-1814 годов. Награжден орденами Анны !У и !! класса, Владимира !У степени с бантом, прусским «За заслуги»и кульмским крестом.

Член «Союза спасения», «Союза благоденствия»,»Северного общества». Был назначен «диктатором» восстания, но на Сенатскую площадь не явился.

Осужден по ! разряду. В Благодатском руднике, в Чите и Петровском заводе-с 1826-1839 годы. На поселении в селе Оек под Иркутском. С 1845 года- в Иркутске. С 1857-жил в Киеве. С 1859- в Москве, где и умер. Автор «Записок».

Никита Михайлович Муравьев(1795-1843)

Сын Михаила Никитича Муравьева, одного из прогрессивных деятелей своего времени, писателя, товарища министра народного просвещения, попечителя Московского университета.

Капитан Гвардейского Генерального штаба.  Участник заграничных походов 1813-1814 годов. Награжден орденами Анны !У класса и

Владимира !У степени с бантом. Один из крупнейших деятелей и идеологов движения , член первых декабристских организаций                                          

«Союз спасения» и «Союз благоденствия», член Верховной думы «Северного общества», автор проекта «Конституции

                                           

Осужден по ! разряду. С 1827 года- в тюрьмах Читы  и Петровского завода, куда к нему приехала жена. С 1835 года- на поселении в селе Урик, пригороде Иркутска, где и скончался.

Составленный им «Разбор донесения тайной следственной комиссии в 1826 году» отличается меткостью и смелостью суждений. Опубликован А.И. Герценом в «Полярной звезде» в 1850 году.

Евгений Петрович Оболенский князь(1796-1865)

Поручик лейб-гвардии Финляндского полка.

Член «Союза благоденствия» и «Северного общества» деятельный член его думы. Активный участник восстания 14 декабря 1825 года.

   Осужден по ! разряду. В Благодатском руднике- с 1826 года, затее в тюрьмах Читы  и Петровского завода. С 1839 года- на поселении в селе Итанца Верхнеудинского округа. С 1841 года- в Туринске, затем в Ялуторовске. С 1856-го- жил в Калуге, где и умер. Автор «Воспоминаний о К.Ф. Рылееве».

Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837)

Штабс-капитан лейб-гвардии Драгунского полка.

Член «Северного общества». Активный участник восстания 14 декабря 1825 года. Вывел вместе с братом М. А. Бестужевым на Сенатскую площадь роты московского полка

Осужден по ! разряду. В 1827 году отправлен в город Якутск. В 1829- отправлен рядовым на Кавказ. В 1836 году  за храбрость произведен в прапорщики.? Июня 1837 года при занятии русскими мыса Адлер на Черноморском побережье Кавказа А. Бестужев погиб в бою.

 Выдающийся критик и писатель, имя которого уже в 20-х годах Х!Х века было известно в России. Член «Вольного общества любителей российской словесности». В 1823-25 годах с К.Ф. Рылеевым издавал альманах «Полярная Звезда».

Приложение № 3

Задание №3

1.        Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?

2.        Объясните поступок сенатора Д.С. Ланского, выдавшего своего племянника А.И. Одоевского, генерала Н.И. Депрерадовича, предавшего своего сына в «руки правосудия».

3.        Как Н.Д. Дурново объяснил поступки родственников - декабристов?  Какие этические нормы лежали в основе оценки Дурново.

4.        Ваша оценка поступков декабристов на следствии?

Тексты

       9.  Из дневника  флигель-адъютанта Н.Д. Дурново:

 16 декабря

<...>Не проходит ни минуты, чтобы не находили и не сажали в тюрьму кого-нибудь из заговорщиков. Все Бестужевы в наших руках… Князь Одоевский. Офицер - конногвардеец, был выдан своим дядей сенатором Дмитрием Ланским, у которого он скрылся. Этот плут Якубович, который так хорошо разыграл искреннее раскаяние, оказался одним из главных руководителей заговора. Мы дали ему «бесплатное» помещение в крепости

19 декабря

<...> Пообедав и отдохнув у моей подруги, я пошел во дворец. Туда привели четырех офицеров-конногвардейцев, обвиняемых в причастности к заговору. Один из них... был отпущен за то, что выдал подсудимых. Остальные трое были отправлены в Шлиссельбургскую крепость, где они проведут несколько месяцев. Каково было наше удивление, когда генерал Депрерадович пришел со своим старшим сыном. Он, подобно некоему Бруту, пришел, чтобы передать своего отпрыска в руки правосудия. Маленький негодяй был членом тайного общества. Так как он принес чистосердечное раскаяние и сообщил кое-что новое, то император простил его и даже велел возвратить ему шпагу. Я нисколько не сомневаюсь, что сам отец поступит иначе, и думаю, что дорогой сын получит изрядную встряску. Выходя из кабинета, он имел вид мертвеца».

Тексты

       10. Из записки Д. А.  Кропотова «Несколько сведений о Рылееве»:

«Пред Следственной комиссией он принес полное раскаяние, нисколько не увлекаясь надеждой избегнуть тяжкой, но заслуженной кары. На все вопросы комиссии он отвечал со всей откровенностью, о которой можно судить по последнему показанию: «Впрочем, я признаю себя главным виновником происшествий 14 декабря: я мог остановить и, напротив, был для других пагубным примером преступной ревности. Если кто заслужил казни, вероятно, нужную для блага России, то, конечно, я, несмотря на мое раскаяние и совершенную перемену образа мыслей».

       11.  Н. Я. Эйдельман, современный автор

Практически все декабристы давали признательные показания, свидетельствуя не только против себя, но и против других (потом извиняясь и прощая друг друга),  многие раскаивались в содеянном, но мало кто просил о снисхождении для себя лично,  возможно уповая на милосердие императора, который многих, как принято говорить сегодня, «завербовал» при личных встречах, т.е. на допросах.

       Задание №4

       Прочитайте тексты 12,13,14, ответьте на вопросы:

  1.         Изменилось ли ваше понимание смысла поведения декабристов в результате изучения свидетельств  Муравьева,  Боровкова?  Если да, то что послужило причиной изменения вашей оценки поведения декабристов на следствии?

Тексты

12. Декабрист А.М.Муравьев:

«Секретный комитет был инквизиторским трибуналом... Они предъявляли ложные показания, прибегали к угрозам очных ставок, которых затем не производили. Чаще всего они уверяли пленника, что его преданный друг во всем им признался; обвиняемый, затравленный, терзаемый без пощады и милосердия, в смятении давал свою подпись».

13. Правитель дел Следственной комиссии А.Д. Боровков:

«Главное упорство большей части допрашиваемых состояло в сокрытии соумышленников; но когда им показали бывшие в комитете списки членов их общества, когда сказали им, что они почти все уже забраны, тогда стали они чистосердечнее».

14. Современный историк:

«Эти слова Боровкова, на наш взгляд, позволяют критически отнестись к давно сложившемуся и, к сожалению, весьма распространенному суждению, будто бы декабристы вообще вели себя на следствии «не должным образом» и чуть ли не с первых допросов выдавали своих товарищей».

Приложение №4

  1. Рудник, на котором работали большинство декабристов…
  2. Первая из женщин-декабристок.
  3. Император, который взошёл на престол в 1825 году.
  4. Император, который разрешил декабристам в 1856г. вернуться в Россию.
  5. В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.
  6. Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.
  7. Помилование, объявленное декабристам в 1856г.
  8. Этот декабрист несколько лет служил в Омске.
  9. Большинство декабристов были осуждены на …… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...