Разработка урока 5 класса .
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Древняя Спарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_sparta.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  по истории Древнего мира на тему:

"Древняя Спарта"

Учитель истории МКОУ ВСОШ г. Кызыла

Ондар Роман Онер-оолович

Цель: формирование у учащихся представления о Спарте  как о военном, дисциплинированном и олигархическом государстве.

Образовательные:

- характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам;

-раскрыть черты общественно-политического устройства;

Развивающие:

-  продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

-познакомить с особенностями воспитания спартанских детей.

-   продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с учебной  информацией.

Воспитательные:

-  способствовать  реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-  продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнивать с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, обучающим тестом.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Древняя Греция”, карточки с основными терминами, а также отрывки произведений из хрестоматии по истории древней Греции, тесты.

Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, Совет Старейшин, Лаконика.

Ход урока.

I. Организационный момент (3м). Проверка готовности класса к уроку, работа с журналом: отметить отстутствующих.

II. 1-й этап. Вызов и  актуализация знаний учащихся.

  1. Подготовительная деятельность (Звучит народная музыка Греции, приветствует на греческом языке («Хайрете, пайдес!» - «Здравствуйте, дети!»)

Обучающиеся отвечают:

-- «Хайрете!» «Здравствуйте!»  (Слайд №1)

     2. Мотивация. Проверка домашнего задания.

Учитель обращается к ученикам.

-- Тема урока зашифрована в кроссворде, лишь разгадав его, вы узнаете, какова тема нашего занятия.

Приложение №1 (Слайд № 2, ответы)

В ходе решения кроссворда обучающиеся определяют тему  урока.

--  Молодцы, вы узнали тему урока. А теперь посмотрите на название темы и скажите, что нам нужно узнать на уроке?

Ученики (ставят цели): Что такое Спарта?  Кто жил в этом государстве? Чем занимались?

Учитель:

-- Хорошо, молодцы, ребята! Вы правильно поняли цель своей работы на этом уроке. Ещё на этом уроке мы познакомимся с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса. Кроме того, мы с вами попытаемся сравнивать Спарту с Афинами: чем же отличаются эти два полиса друг от друга, а чем они похожи между собой, для этого в ходе урока продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте.

-- Ребята, скажите, что вы уже знаете о Древней Спарте?

Ученики дают разные ответы. 

Учитель: Ребята, в  исторических документах написано, что в Спарте детей сбрасывали с обрыва. Почему они делали, и действительно это так было? Об этом и жизни Древней Спарты  мы узнаем на этом уроке.

(Вопрос-интрига, заинтересовавший учащихся).

III. Учебный материал.

Учитель: 

-- Один из самых главных видов работы на уроках истории – это умение работать с картой. Что мы можем рассказать о стране по карте?

Ученики отвечают,  о местоположении государства на карте, о природных особенностях страны, о населении, проживающим на территории государства и его занятиям, о государственной власти.

Учитель: 

-- Сейчас мы на уроке будем работать с картой и учебником по этому плану.

1. План урока:

  1.  Географическое положение Спарты.
  2.  Жители Древней Спарты.
  3.  Управление Спартой.
  4.  Спартанское воспитание.

2. Словарная работа. На доске новые слова - термины. Слайд№3.

-- При изучении этой темы нам встретятся такие новые слова: спартанцы (спартиаты), илоты, Совет Старейшин, Лаконика. Что они обозначают? Запомните их, они вам пригодятся при сдаче ОГЭ по истории, если кто-то из вас будет сдавать историю на экзамене 9 класса. Напишите на тетрадь новые слова.

3.  Географическое положение Спартанского государства. Слайд №4 (Когда ученик делает сообщение, учитель или ученик показывает на карте географическое положение Спарты)

Сообщение ученика:

Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес. Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Пришедшие с севера греческие племена постепенно подчинили себе области Мессению и Лаконику. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.

2. Жители Древней Спарты. Спартанцы и илоты.

Учитель:

-- Чтобы понять, как жили спартанцы, необходимо познакомиться с природными условиями Спарты.

 Сообщение ученика:

         Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды. Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство.

Учитель:

 -- Предположите, каким занятиям населения благоприятствовали природные условия Спарты?

 --  Мы узнали из сообщения, что земля Спарты плодородная, богатая железной рудой. Но Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство. Тогда чем же они занимались? Про это мы узнаем из исторического документа.

3.  Работа с историческим документом.

--  Какое занятие у спартанцев было самым главным?

-- Из сообщения вашего одноклассника мы узнали, что главным врагом спартанцев были илоты, почему, давайте узнаем это из учебника.

4. Работа с учебником.

Учитель:

 -- Найдите ответы из учебника по этим вопросам:

- кого называли илотами?

- какие обязанности существовали у илотов?

- как обращались с илотами спартанцы?

(1. Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.

2. Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов

3. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству).

IV. Проведение физкультминутки

--Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Я буду называть имена и понятия. Если то, что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши.

Будьте внимательны!

 Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Гомер, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

5.Управление в Спарте. Слайд №11

Во главе государства стояли два царя – полководца из разных родов и Совет из 28 старейшин, который решал все важные вопросы. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть царей была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству.

Главной задачей государства было держать в повиновении илотов.

Учитель объясняет систему управления, организует зарисовку в тетрадь схемы управления

Схема управления в Древней Спарте

Совет старейшин

2 царя – военачальники, командовавшие войском

28 старейшин-

самые достойные не моложе 60 лет

Народное собрание

Мужчины - спартанцы, не моложе 30 лет

Учитель: 

-- Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие).

6.  Воспитание спартанцев. Слайд №12,13. Сообщение ученика.

7.  Работа с иллюстрацией учебника. Слайд №9,10

Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, короткий меч, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса. Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему? спартанцы носили во время войны красную одежду. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем.

-- А сейчас предлагаю вам погостить в военном лагере Спарты и познакомиться со спартанским воспитанием.

Понравилась ли вам жизнь в Спарте?

- Кто нес большую ответственность за воспитание? Родители или государство?

- Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

- С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

- Почему питание мальчиков было скудным?

- Какой должна быть речь спартанцев?

Сделайте вывод, для чего нужна была такая система воспитания? Что вам в ней нравится?

V. Закрепление изученного материала. Групповая работа

Учитель:

-- Как вы усвоили  и поняли тему урока, мы проверим, сделав сравнительную таблицу «Особенности государственного управления древних государств Афин и Спарты». Задание общее для групп, но линии сравнения разные. Вы заполняете только линии сравнения Спарты, а линии Афин у нас есть. Работаем быстро, какая группа закончит первым, сразу поднимаем руку и отвечаем, получаем оценки, ребята, так как это групповая работа, всем членам группы  поставлю оценки.

1 группа:

Задание: сравните население Афин и Спарты, заполните таблицу.

Линии  сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

Рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы, периэки.

2 группа:

Задание: сравните занятия Афин и Спарты, заполните таблицу.

Линии  сравнения

Афины

Спарта

Занятия

Садоводство, Мореплавание

Виноградарство

Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

3 группа:

Задание: сравните занятия Афин и Спарты, заполните таблицу.

Линии  сравнения

Афины

Спарта

Управление

Закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих

VI. Вывод.

Учитель:

-- Давайте подведем итог проделанной работе. Мы сравнили Афины со Спартой, выявили отличия. Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой?

-- Что вас удивило в Афинах и Спарте. Что разочаровало?

-- Какое государственное устройство вам больше понравилось – афинское или спартанское? Почему?

-- Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?

-- Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?

Линии  сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

Рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы, периэки.

Занятия

Садоводство, Мореплавание

Виноградарство

Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Управление

Закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих

VII. Рефлексия.

Учитель:

-  Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось еще узнать …

VIII. Домашнее задание:

1. прочитать стр. ___________;

2. подготовить сжатый пересказ о Древней Спарте;

3. письменно ответить на вопросы _________ на стр. ________.

Учитель:-- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока "Класс Насекомые"

Разработка и презентация урока...

Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....