Методическая разработка урока истории 6 класс.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Попов Георгий Георгиевич

Годы правления Александра Невского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevskiy.docx984.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории. Князь Александр Невский. Битвы. Внешняя и внутренняя политика.

"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет"

Цель: содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.

Задачи:

расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности Александра Невского – яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика; на его примере формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков; побуждать ребят проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России.

развивать личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях национальной культуры (при этом собственно интеллектуальные способности могут развиваться на основе мыслительных операций по сопоставлению и анализу исторических фактов).

Ресурсы к мероприятию:

1.Карта, посвященная ключевым событиям Руси в XIII веке.

2.Портрет А. Невского. C:\Users\maslovalm\Desktop\aleksandr-nevskii-cc-86.jpg

3.Стихотворение К. Симонова "Ледовое побоище".

4.Презентация.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть. Организация начала.

1.Проверка готовности к мероприятию.

2.Сообщение целей и задач мероприятия.

II. Основная часть.

1. Слово учителя. Личность Александра Невского. Презентация. Слайд 1.

Князь Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском, а с 1222 года жил в Городище под Великим Новгородом, где княжил его отец великий князь Ярослав Всеволодович.

В 1225 Ярослав учинил сыновьям «княжеский постриг», после которого их начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович. В 1228 вместе со старшим братом Фёдором были «ставлен» отцом в Новгороде, но по случаю волнений княжичи в том же году принуждены были уйти к отцу (по другим сведениям, в феврале 1229). В 1230 великому князю Ярославу удалось снова оставить Новгород за Фёдором и Александром, однако три года спустя, в пятнадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.

В 1234 состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.

В 1236 Ярослав уехал княжить в Киев и Александр стал самостоятельно править в Новгороде, который гордился своим князем. Он выступал защитником сирот, вдовиц, был помощником голодающих.

Князь смолоду чтил священство и монашество, т.е. был князем от Бога и послушным Богу.

2. Рассказ ученика. Деятельность Александра Невского как полководца. Презентация. Слайды 2-3.

Перед молодым князем возникла проблема татар и другая более близкая и более серьёзная опасность со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 – разрозненные силы ливонцев – тевтонского ордена и меченосцев – объединились против русских.

В 1238 году к Новгородским землям подступили монгольские полчища. С надеждой на Премудрость Божию князь Александр молился о подании защиты в храме святой Софии, укреплял город и пределы, и враг не вторгся.

В 1239 году князь обвенчался с княгиней Александрой из Полоцка. Но спокойной жизни у него не было. Князь приступил к укреплению западной границы своей области по реке Шелони. В следующем году немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством самого правителя страны, королевского зятя Биргера. C:\Users\maslovalm\Desktop\0010-009-.pngУверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки.

Князь тогда молился на коленях в соборной церкви Софии Премудрости Божией, а обращаясь к воинам, он сказал слова и поныне крылатые: "Не в силе Бог, но в правде".

3. В исполнении ученика звучат отрывки из произведения Константина Симонова "Ледовое побоище". Презентация. Слайды 4-5. C:\Users\maslovalm\Desktop\iLS3SDSNZ.jpg

Князь перед русскими полками

Коня с разлета развернул,

Закованными в сталь руками

Под облака сердито ткнул.

"Пусть с немцами нас бог рассудит

Без проволочек тут, на льду,

При нас мечи, и, будь что будет,

Поможем божьему суду!"

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.

В рубахах стираных нательных,

Тулупы на землю швырнув,

Они бросались в бой смертельный,

Широко ворот распахнув.

Они с открытыми глазами

На немцев голой грудью шли,

До кости пальцы разрезая,

Склоняли копья до земли.

5 апреля 1242 произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно, как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. По данным новгородской летописи русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных.

4. Интерактивная часть.

Определить характерные черты Александра Невского. C:\Users\maslovalm\Desktop\002.jpg

Деятельность Александра Невского. Презентация. Слайды 6-8.

Обсуждение спорных вопросов в его биографии (сотрудничество с Ордой, борьба за власть, давление на Новгород).

Другую политику проводил Александр по отношению к татарам. С одной стороны при тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было, и думать об освобождении из-под их власти и оставалось положиться на великодушие победителей. С другой стороны считают, что борьба с татарами могла бы быть успешной, но Александр хотел использовать их помощь для установления своей жёсткой власти над вольными городами. В любом случае Александр решил ладить с татарами, во что бы то ни стало.

Князь был православным человеком и непобедимым в открытом бою, на поле брани полководцу предстояло одержать наивысшую победу – над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя беспредельным смирением, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю в интересах горячо любимой Родины, и в этом наивысший подвиг благоверного князя Александра Невского. Смирение приводит к постижению истины, к пониманию, что необходимо исполнить в данный момент во благо Родины.

Заполнение таблицы по полученным ранее заданиям и выступлениям учащихся. Презентация. Слайд 9.

Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с двух сторон – католического Запада и татар с Востока. Александр Невский проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (и при этом более веротерпимым) врагом – татарами – и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена (яркий пример – талантливый, но исторически недостоверный фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна), а также Русской Православной Церковью.

Ряд историков не придают личности Александра Невского столь большого значения. Крупнейшие русские историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский посвятили деятельности князя минимум строк, но при этом воздавали должное уважение его деятельности. C:\Users\maslovalm\Desktop\TCYOzDR5AQ.jpg

C:\Users\maslovalm\Desktop\img17.jpg

Сергей Соловьев: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Петербурга.

В древнерусской литературе Основная статья: Повесть о житии Александра Невского.

Литературное произведение, написанное в XIII веке и известное во множестве редакций.

Последние годы жизни Александра Ярославовича, увековечение его памяти в российской истории.

В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах Александра Невского говорится, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем не был побежден. Рыцарь, пришедший с Запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошел много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях, ни в князьях князя». Такой отзыв о нем дал сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов. Выводы.

Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю свою жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь.

Недаром в 2009 году Александр Невский был выбран Именем России.

2. Рефлексия: Что понравилось в мероприятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует  требованиям ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...