конспект урока
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Бахшалиева Эльмира Эльдаровна

История Древнего мира.5 класс. Военные походы фараонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl._konspekt_sovremennogo_uroka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бахшалиева Эльмира Эльдаровна

Район

Сергачский

Место работы

МБОУ «Сергачская СОШ №5»

Должность

Учитель истории и обществознания

Общая информация

Тема урока

Военные походы фараонов (5 класс)

Тип урока

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов и их целях.

Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на основании исторических источников.

Воспитательные: показать, что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.

Необходимое оборудование

мультимедийный проектор, компьютер,  иллюстративный материал по теме «Древний Египет», настенная карта.

Дидактическое обеспечение

Раздаточный материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах

Планируемые результаты  урока

  • личностные

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса к истории древнего мира

  • предметные

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей…

- усвоение основных дат по теме

- понимание причин военных походов фараонов

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнеегипетского государства

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный опрос, тестирование, рефлексия

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная

  • Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2015г.
  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. ч.1. – М, 2015.
  • Михайловский Ф.А. История Древнего мира. – М., 2015.
  • Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. – М., 2015.
  • Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2015.
  • Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. 2003.
  • Искусство Древнего Египта. CD. 2004

Интернет-ресурсы

ЭОРы

http://fcior.edu.ru/


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

1 мин

Проверить готовность учащихся к уроку

2. Вводно-мотивационный

2-3 мин

Создает условия для актуализации знаний обучающихся

Отвечают на поставленные вопросы;

3. Актуализация знаний

2-3 мин

- Какую большую тему мы изучаем?

 - Вспомним, что мы знаем о населении Древнего Египта и их занятиях

Актуализируют свои знания о населении Древнего Египта;

4. Изучение нового материала

25 мин

- Организует проблемную ситуацию; Определите тему урока с помощью карт и иллюстраций. Демонстрация карт «Древний Египет» и «Военные походы фараонов». Иллюстрации «Портрет Тутмоса III», изображение войска фараона.

- Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

Учитель обращает внимание учащихся на то, что с одной картой они уже знакомы- «Древний Египет» и просит сравнить с картой «Военные походы фараонов». Какие новые условные обозначения появились на карте?

Учитель фиксирует правильность работы с картой (работают ли учащиеся с легендой карты).

Правильным будет ответ – На карте появились завоевательные походы фараонов, отмеченные стрелками.

Что было сделано неправильно при работе с картой (Нет работы с легендой карты)

Сегодня на уроке мы будем работать с картой №2.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

«Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске -  формирование «корзины  идей»

Учитель помогает:

Что необходимо, чтобы фараон мог отправиться в военный поход?

Может ли карта рассказать нам как выглядело войско фараона?

С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения?

- Создает учебную ситуацию целеполагания.

- Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

-Структурирует предложенные формулировки. 

1.Сообщение по первому вопросу (в объеме материала учебника). Основу войска составляли пешие воины. Кто они?

Учитель предлагает прочесть первый абзац п.1 учебника стр. 46 и найти ответ на вопрос

Учитель просит рассмотреть рисунок «Египетское войско» и записать в тетради чем были вооружены пешие воины?

Учитель предлагает проверить все ли вооружение выписали учащиеся.

А что изображено на этом рисунке? (изображение колесницы)

Как она выглядит?

Мог ли рядовой воин иметь колесницу?

Учитель предлагает прочесть п.2, начиная со

2 абзаца и выяснить какую роль играла колесница в войске фараона, подобрав ряд глаголов

Учитель предлагает подумать – какую роль играло войско в египетском государстве?

Учитель проводит аналогию с современным государством – какую роль армия играет сегодня в государстве?

2. Работа с историческим источником. Учитель зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Вопросы:

•        Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?

•         Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?

•        Какой характер носили войны?

Запись в тетради (причины и характер военных походов)

3. Работа с картой. Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

•        Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

•        В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

•        Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

  1. Все географические названия учитель показывает на карте и просит учеников сравнить карту на доске с картой учебника и показать, как и он, все географические названия. Направление походов         ( учебник  с.47 – работа с картой, составление схемы)

                                                                                                                      ЮГ

-Нубия              ЗАПАД-Ливия                        СЕВЕРО-ВОСТОК –                          

                                                            Палестина

                                                                         Сирия, Финикия

Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.

Знакомит с понятиями

-

- Организует работу учащихся с учебником, с атласом

- Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности

- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы

В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;

Определяют тему урока;

- Формулируют цели урока,

предлагают пути их достижения, составляют план урока

- Ведут записи в тетради, используя учебник и презентацию урока.

- Осуществляют поиск информации и ее преобразование

- Узнают и запоминают существующие понятия

- Осуществляют поиск информации по картам атласа

- Работают с текстом учебника, с атласом и анализируют данные.

Оформляют схему

 Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации

Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 – 5 вопросы плана самостоятельно).

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа – п. 4, 3 группа – п. 5). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2.

Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.

- Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия информацией из презентации по плану урока.

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают – «Каждого 10-го юношу забирали в армию на долгие годы».

Рассматривают рисунок, записывают в тетради: копье, топорик, лук и стрелы, щит

Слушают и сверяют свои записи в тетради.

Рассматривают рисунок, отвечают – колесница

Учащиеся описывают колесницу

Дают аргументированный ответ

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают:  мчались, вносили беспорядок в ряды врагов, преследовали врага

Предполагаемый ответ учащихся: совершало военные походы

Учащиеся отвечают – Охраняет границы, защищает

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

5 мин

Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог

ЦЕЛЬ ПОХОДОВ

…………    ……  ……….

-Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

- Почему успешные военные походы привели в итоге к ослаблению Египта?

6. Подведение итогов урока

5 мин

- Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока: Куда? Зачем? Каковы результаты? И просит ответить на них, используя свои записи в тетрадях.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах)

 Вернемся к целям урока. Все ли достигнуты теперь?

- Как думаете, что еще можно узнать о военных походах египтян из дополнительной литературы?

Отвечают на вопросы

7. Организация изучения домашнего задания

3 мин

§ 9, учить термины по истории Древнего Египта. 

1.Ответьте на вопросы – Как было устроено войско фараона? Какова судьба пленников?

2.Найдите территорию Египетского царства при Тутмосе III, сделайте вывод. Подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса III.

3. Опишите рисунок «Войско фараона в походе». Предположите куда и с какими целями движется войско.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...