Рабочая программа по Истории России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Трипольская Лилия Сергеевна

Рабочая программа для 6 класса по истории России по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_rossii_6_klass.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИПОЛЬСКАЯ ЛИЛИЯ СЕРГЕЕВНА,

Учитель истории и обществознания МКОУ «Шегарская СОШ №2»

6 КЛАСС

ИСТОРИЯ РОССИИ

  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  3. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  4. Учебный план МБОУ «Шегарская СОШ №2»;
  5. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  7. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Шегарская СОШ №2»;
  8. Положение о рабочей программе учебного курса МКОУ «Шегарская СОШ №2».

Место курса «История Росси с древнейших времен до конца XVI века»

Системное изучение Отечественной истории начинается с данного курса. Сведения, полученные обучающимися в начальной школе, носили фрагментарный характер, поэтому данный курс является основополагающим для изучения курса «История России». Именно в данном курсе закладываются основы формирования личностых УУД, таких как: историко-географический образ, воспитание гражданственности, знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры и другие.

Возрастные особенности

Данный курс изучается обучающимися шестого класса (возраст 12-13 лет).

Этот возраст характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором в личности подростка возникает и развивается самосознание, чувство взрослости, а также переориентацией подростка от морали послушания на нормы поведения взрослых.

Исходя из этого, можно выделить следующие особенности данного возраста:

  1. Происходит переход к способности проектирования собственной учебной деятельности.
  2. Начало формирования научного типа мышления.

Цель курса

Формирование основ личности школьника, способной к самоидентификации, определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны.

Задачи курса

  • Сформировать первичные (базовые) ориентиры для гражданской, социальной, этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом.
  • Овладеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
  • Овладеть пониманием основных принципов жизни общества в прошлом и настоящем, взаимосвязи между природными, социальными, экономическими, политическими и культурными явлениями, их влияния на жизнь человека.
  • Сформировать умения определять исторические и общественно - политические понятия и использовать их для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном мире.
  • Воспитать уважительное и толерантное отношение к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

2.Общая характеристика учебного курса

Данный курс рассматривает период от Древней Руси до образования Великого княжества Московского. Закладываются основы понимания понятий «единое государство Русь», «единое Древнерусское государство».

Основу данного курса составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
  2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
  3. Историческое движение.
  4. Сквозная линия: человек в истории.

Мировоззренческие доминанты дидактических единиц курса:

  • ценность христианства как системообразующего компонента российского исторического процесса;
  • представление о соответствии процессов российской истории общеевропейским тенденциям с самого начала зарождения российской государственности;
  • трактовка силы государства на международной арене как безусловной ценности;
  • ценность государственного единства, осуждение и неприятие сепаратизма.

  1. Описание места учебного курса в учебном плане

В соответствии с Учебным планом МКОУ «Шегарская СОШ №2» на изучение предмета История в 6 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). На изучение курса «История Росси с древнейших времен до конца XVI века» отводится 44 часа.

  1. Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения учебного курса

Предметные результаты:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов
  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней
  • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве

Личностные и метапредметные результаты:

Согласно ООП ООО МКОУ «Шегарская СОШ №2» данный предмет формирует в основном личностные УУД.

УУД

Уточнение УУД, расшифровка

Класс/уровень сформированности элементов УУД

Урочная

Внеурочная

Внеклассная

Урочная

Внеурочная

Внеклассная

Урочная

Внеурочная

Внеклассная

Урочная

Внеурочная

Внеклассная

Урочная

Внеурочная

Внеклассная

5

6

7

8

9

ЛУУД

Историко-географический образ

К

О

О

О

О

Р

Р

П

ЛУУД

Воспитание гражданственности

К

О

О

О

Р

О

П

ЛУУД

Знание исторических событий развития государственности и общества

К

О

Р

О

Р

О

Р

О

Р

П

  1. Содержание учебного курса

От Древней Руси к Великому княжеству Московскому

В ходе расселения славян по Восточноевропейской равнине в VI – VIII вв., являвшего собой завершающий этап т.н. Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Европейский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX – X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под единой княжеской властью, под главенством одной династии, варяжской (скандинавской) по происхождению (династия Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь или «Русская земля», со столицей в Киеве. В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны.

Период с конца X по начало XII столетия - время существования относительно единого Древнерусского государства. Оно было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях. Ведущую роль в общественных отношениях в стране играли князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Монополия на власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей, между членами которого распределялись княжеские столы(престолы) в составных частях, территориально-административных единицах государства –волостях.

В XII веке государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных образований – земель. В большинстве из них правили определенные ветви разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую суверенность земель (выражавшуюся в том числе в ведении собственной внешней политики), продолжало существовать представление о формальном единстве Руси, о Киеве как общерусской столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми Рюриковичами. Единой оставалась и русская церковная организация во главе с митрополитом всея Руси. В каждой земле формируются собственные культурные центры, возникают оригинальные памятники литературы и искусства.

К началу XIII века определились сильнейшие земли, боровшиеся за ведущую роль на Руси – Черниговская, Смоленская, Суздальская и Волынская. Период с середины XIII по XV столетие – время кардинальных перемен в судьбе Руси. Нанесенный по русским землям завоевателями из Золотой Орды в середине XIII века удар серьезно изменил их развитие, в первую очередь политическое.

Русские земли оказались политически и экономически ослабленными и попали в зависимость от иноземной власти. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Золотая Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом, сохранявшееся до середины XIII столетия, несмотря на наступившую в XII веке политическую раздробленность. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав иноэтничных по происхождению государственных образований – Великого княжества Литовского и Польского королевства. В Северо-Восточной Руси через некоторое время после установления зависимости от Орды начался процесс объединения русских земель. Центром его стало возникшее во второй половине XIII века Московское княжество, чьи князья к концу XIV столетия закрепили за собой великое княжение Владимирское – главное в Северо-Восточной Руси, а с ним – право именоваться «великими князьями всея Руси». Особое место среди русских земель занимали Новгородская и Псковская боярские республики.

В XV столетии политическая карта Восточной Европы выглядела совсем иначе, чем до Батыева нашествия. Вместо более десятка земель на ней доминировали два крупных государства – Великое княжество Литовское (включившее в себя значительную часть русских, восточнославянских территорий) и Великое княжество Московское. Они вели между собой борьбу за первенство в условиях постепенного ослабления и последующего распада Орды.

Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточные, западные и южные. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Язычество.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Тюркские каганаты.

Образование государства Русь

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Первые известия о руси. Проблема образования Древнерусского государства. Очаги формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии Рюриковичей. Политогенез в странах Европы.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Путь из варяг в греки. Русь в международной торговле. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X – начале XII в.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Владимир-Волынский, Ростов, Полоцк. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура - волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь до начала XII в.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина и ее состав: бояре, отроки, детские. Духовенство. Городское население («люди градские», «гражане»). Купцы. Категории рядового населения: люди, смерды, закупы, холопы. «Служебная организация». Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Внешняя политика и международные связи Руси: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Архитектура и живопись.

Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Русь в середине XII – начале XIII вв.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.

Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель. История церкви. Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII - XIV вв.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Образование Золотой Орды. Система зависимости русских земель от ордынских ханов.

Судьбы русских земель после Батыева нашествия. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией  крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Повседневная жизнь.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Завершение разделения русских земель между Литовским и Московским государствами. Распад Золотой Орды: выделение Крымского, Казанского, Сибирского ханств, Ногайской Орды.

Объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула царь. Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование аппарата управления единого государства: Дворец и Казна. Войско и поместная система.

Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси).

Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь.

Понятия и термины:

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье. Натуральное хозяйство и рынок. Город. Концы и улицы (Новгород). Село. Дань, полюдье. Монархия, республика. Князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, детские. Дружина. «Люди градские», «гражане». Купцы. Гости. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Епархия. Монастырь. Митрополит. Патриарх. Автокефалия (церковная). Десятина. Раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк. Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход». Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Государственная символика. Герб.

Персоналии:

Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Всеслав Полоцкий. Святополк Изяславич. Владимир Мономах. Мстислав Великий. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Мстислав «Удатный». Игорь Святославич. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Юрий Всеволодич. Ярослав Всеволодич. Михаил Всеволодич Черниговский. Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт. Узбек. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тимур. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тёмный.  Иван III.

Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Стефан Пермский. Митрополиты Пётр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Юрий Дмитриевич. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев.  ЕвфимийII (новгородский архиепископ). Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти.

События/даты:

VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Европы

860 – поход Руси на Константинополь

862 – «призвание» Рюрика

882 – захват Олегом Киева

907 – поход Олега на Константинополь

911 – договор Руси с Византией

941 – поход Игоря на Константинополь

944 – договор Руси с Византией

964-972 – походы Святослава

978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве

988 – крещение Руси

1015-1026 – усобицы между сыновьями Владимира

1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого

XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)

1068 – восстание в Киеве

1097 – Любечский съезд

1113 – восстание в Киеве, «Устав» Владимира Мономаха

1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого

1130-е – завершение разделения Руси на земли

Начало XII в. – «Повесть временных лет»

XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)

1147 – первое упоминание Москвы

1185 – поход Игоря Святославича на половцев

1199 – объединение Галицкой и Волынской земли

1223 – битва на р. Калке

1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей

1240, 15 июля – Невская битва

1242, 5 апреля – Ледовое побоище

1242-1243 – образование Золотой Орды

1325-1340 – княжение Ивана Калиты.

1327 – антиордынское восстание в Твери

1359-1389 – княжение Дмитрия Донского

1378, 11 августа – битва на р. Вожже

1380, 8 сентября – Куликовская битва

1382 – разорение Москвы Тохтамышем

1383-1389 – закрепление великого княжения Владимирского за московским княжеским домом

1389 – 1425 – княжение Василия I

1395 – разгром Золотой Орды Тимуром

1410, 15 июля – Грюнвальдская битва

1425-1453 – междоусобная война в Московском княжестве

1425-1462 – княжение Василия II

1448 – установление автокефалии Русской церкви

1462-1505 – княжение Ивана III

1472 – прекращение выплаты дани в Орду

1478 – присоединение Новгородской земли к Москве

1480 – «стояние» на р. Угре

1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве

1487-1503 – присоединение Чернигово-Северской и части Смоленской земель

1497 – принятие общерусского Судебника


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема учебных занятий

Характеристика деятельности

учащихся

Характеристика деятельности учителя

1

Введение . Что изучает история Отечества.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

I.ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ.

2

Древние люди на территории нашей страны.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

3.

Образование первых государств.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

4.

Восточные славяне.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

II.Русь в IХ- I пол. ХII в.

5.

Формирование Древнерусского государства.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

6.

Становление Древнерусского государства.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

7.

Русь при князе Владимире.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

8.

Расцвет Древнерусского государства.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

9.

Жители Древней Руси.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

10

Начало распада Древнерусского государства.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

11

Культура Руси IХ- нач. ХII века.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

12

Обобщающий урок по теме «Киевская Русь.»

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

III.Русь в ХII-ХIV в.в.           Русь во второй половине ХII-ХIII в.в.

13

Раздробленность русских земель.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

14

Владимиро- суздальское княжество.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

15

Новгородская республика.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

16

Нашествие Батыя на Русь.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

17

Борьба русских земель с западными завоевателями.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

18

Русь и Орда в ХIII-ХIV веках.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

19

Великое княжество Литовское и Русское в ХIII-ХIV веках.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

20

Обобщающий урок по теме   « Раздробленность на Руси.»

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

IV.Образование единого русского государства.

21

Усиление Московского княжества в северо- восточной Руси в I пол. ХIV в.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

22

Собирание русских земель во II пол. ХIV в.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

23

Развитие культуры в русских землях во II пол.ХIII-ХIV в.в.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

24

Московское княжество в I пол. ХV в.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

25

Распад Золотой Орды.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

26

Российское государство во II пол.ХV- нач. ХVI.в.в.

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

27

Основные социальные слои Российского государства во II пол. ХV –нач. ХVI.в.в.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

28

Русская культура в ХV-нач. ХVI.в.в.

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

29

Обобщающий урок по теме «Московская Русь»

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа.

Комбинированный урок с организацией самостоятельной  и аналитической деятельности учащихся

30

Итоговое обобщение по темам «Киевская Русь», «Раздробленность на Руси», «Московская Русь».

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

31

Резервное время.

32

Резервное время


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Стандарт основного общего образования по истории

Д

Стандарт по истории, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета истории.

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)

Д

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень)

Д

1.4

Примерная программа основного общего образования по истории

Д

1.5

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории

Д

1.6

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории

Д

1.7

Авторские рабочие программы по курсам истории

Д

Д

Д

1.8

Учебник по истории Древнего мира

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете истории, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу истории. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

1.9

Учебник по истории Средних веков

К

1.10

Учебник по Новой истории (XVI – XVIII вв.)

К

1.11

Учебник по Новой истории (XIX – начало ХХ вв.)

К

1.12

Учебник по Новейшей и современной истории зарубежных стран

К

1.13

Учебник по истории России (с древнейших времен до конца XV в.)

К

1.14

Учебник по истории России (XVI – XVIII вв.)

К

1.15

Учебник по истории России (XIX – начало ХХ вв.)

К

1.16

Учебник по Новейшей и современной истории России

К

1.17

Учебник по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

К

1.18

Учебник по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

К

К

1.19

Учебник по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

К

1.20

Учебник по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

К

К

1.21

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

1.22

Рабочая тетрадь по истории Средних Веков

К

1.23

Рабочая тетрадь по Новой истории (XVI – XVIII вв.)

К

1.24

Рабочая тетрадь по Новой истории (XIX – начало ХХ вв.)

К

1.25

Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории зарубежных стран.

К

1.26

Рабочая тетрадь по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.)

К

1.27

Рабочая тетрадь по истории России (XVI –XVIII вв.)

К

1.28

Рабочая тетрадь по истории России (XIX – начало ХХ вв.)

К

1.29

Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории России

К

1.30

Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение исторических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.

1.31

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.32

Хрестоматия по истории Древнего мира

К

1.33

Хрестоматия по истории Средних веков

К

1.34

Хрестоматия по Новой истории (XVI – XVIII вв.)

К

1.35

Хрестоматия по Новой истории (XIX – начало ХХ в.)

К

1.35

Хрестоматия по новейшей и современной истории зарубежных стран

К

1.35

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.)

К

1.36

Хрестоматия по истории России (XVI – XVIII вв.)

К

1.37

Хрестоматия по истории России (XIX – начало ХХ вв.)

К

1.38

Хрестоматия по новейшей и современной истории России

К

1.39

Хрестоматия по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

К

В перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения истории на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по истории.

1.40

Хрестоматия по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

К

К

1.41

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

К

1.42

Хрестоматия по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

К

К

1.43

Практикумы по истории России и Всеобщей истории

Ф/П

Ф/П

1.44

Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории

П

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

1.45

Научная, научно-популярная, художественная историческая литература.

П

1.46

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.)

П

П

П

1.47

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).

Д /Ф

Д/Ф

Д/ Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на цифровых носителях.

2.2

Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф

2.3

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

2.4

Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории.

Д

В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты исторических деятелей, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом. Кроме того, целесообразно иметь портреты исторических деятелей, не указанных в обязательном минимуме стандарта, но изучение которых предполагается примерной программой (эти портреты могут содержаться в полиграфических изданиях и на цифровых носителях).

2.5

Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт

К

В состав объектов материального обеспечения учебного процесса в основной школе целесообразно включать атласы нового поколения, представляющие собой комплексные учебно-методические издания и содержащие помимо картографического материала иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии.

2.6

Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт

К

2.7

Атлас по Новой истории (XVI – XVIII вв.) с комплектом контурных карт

К

2.8

Атлас по Новой истории (XIX – начало ХХ в.) с комплектом контурных карт

К

2.9

Атлас по Новейшей и современной истории зарубежных стран с комплектом контурных карт

К

2.10

Атлас по истории России (с древнейших времен до конца XV в.) с комплектом контурных карт

К

2.11

Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт

К

2.12

Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт

К

2.13

Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт

К

2.14

Атлас по истории России

К

К

2.15

Атлас по Всеобщей истории

К

К

2.16

Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Картографические материалы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

2.17

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.)

Ф

Ф

Ф

3.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1

Цифровые обучающие, моделирующие, контролирующие компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

3.2

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу истории.

Д

Д

Д

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов,  объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

3.3

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Д/П

Д/П

Д/П

Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов №№ 1.30 и 1.31

3.4

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций

3.5.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

Специализированные инструменты учебной деятельности могут включать следующие ресурсы:

учебная картографическая система; временная ось; редактор генеалогических деревьев

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1

Видеофильмы по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом виде

4.2

Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

4.3

Слайды по тематике курсов истории России и всеобщей истории.

Д

Д

Д

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Принтер лазерный

Д

Д

Д

Входят в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения - кабинета

Цифровая видеокамера

Д

Д

Д

Цифровая фотокамера

Д

Д

Д

Мультимедиа проектор

Д

Д

Д

Кронштейн проектора

Д

Д

Д

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

2 × 1,5 м

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...