Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Попок Виктория Александровна

Рабочая программа 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_i_ktp_rossiya_doc.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИСТОРИИ РОССИИ

      Рабочая программа курса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования, составлена на основе программы «История России»  6 – 9 классы автора  А.А. Данилова, М.: «Просвещение», 2014. Программа курса «История России» разработана на основе образовательного стандарта второго поколения и предназначена учащимся второй ступени системы общего образования с учётом его концептуальных и методических особенностей. 

 Потребность в современном прочтении исторического прошлого России диктуется новым этапом в развитии нашей страны и всего мира: в условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Начавшийся переход ведущих мировых стран к постиндустриальному этапу развития ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами в настоящее время становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Это, в свою очередь, требует более тщательного и углублённого изучения опыта мирового исторического развития, основных этапов исторического пути России.

В условиях повышенной профессиональной мобильности историческое образование становится неотъемлемым атрибутом формирующейся системы непрерывного образования. Определение целей и задач исторического образования на каждом из этапов непрерывного образования также становится одной из важных насущных задач. По существу, речь идёт о разработке системы непрерывного исторического образования граждан России на протяжении всей жизни. Такая задача прежде никогда ещё не ставилась.

В настоящее время, когда основной задачей является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства, важно разработать и предложить на обсуждение такую систему исторического образования, которая не только сообщала бы совокупность знаний о прошлом, но и ориентировала обучаемых на извлечение из него практических уроков для сегодняшнего дня.

Направленность обновляемой образовательной системы России на социальные эффекты, производимые образованием (консолидация общества и формирование гражданской идентичности, снижение рисков социально-психологической напряжённости между различными этническими и религиозными группами населения, достижение социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями), требует от системы исторического образования изучения исторического опыта взаимодействия различных общественных страт между собой и с государством, анализа взаимодействия в прошлом представителей различных социальных и национальных групп, конфессиональных и культурных общностей. В новых условиях возрастает роль исторического образования как ключевого фактора социализации подрастающего поколения, его воспитания на традициях своего народа, ориентира в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России. Провозгласив в качестве цели построения демократического общества в России девиз «Свободный человек в свободной стране», органы государственной власти Российской Федерации ориентируют систему исторического образования страны на изучение исторических корней мирового опыта развития демократии, а также на историческую специфику её проявления в истории России.

Провозгласив в качестве цели построения демократического общества в России девиз «Свободный человек в свободной стране», органы государственной власти Российской Федерации ориентируют систему исторического образования страны на изучение исторических корней мирового опыта развития демократии, а также на историческую специфику её проявления в истории России.

Все эти принципиальные подходы составляют не только основу новой концепции исторического образования, но и разрабатываемых новых учебников по всемирной и отечественной истории.

В рамках разработки новой концепции исторического образования для средней школы особое значение при составлении учебных программ и пособий для старших классов приобретают не только новые научные подходы к её содержанию, но также и инновационные приёмы и приёмы обучения, методики изложения нового материала, самостоятельного поиска и усвоения учащимися как  объёмов исторической информации, так и раз- личных  научных    концепций  исторического  развития  России, её места и роли в мировой   истории.

При этом разработчики исходят из того, что на новом этапе своего развития Россия нуждается в историческом образовании, оперативно  откликающемся  на  актуальные  задачи  современного развития. Исторические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будущего, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению  его  в  жизнь  и  разнообразные  формы  деятельности,  имеющие  позитивное  общественное  значение.  Учащемуся  надо  дать не только определённый объём знаний, замкнутых на конкретных исторических периодах и цивилизациях, но важнее выявить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны с современностью, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что современный мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений.

Исходя из этого основной воспитательной задачей исторического образования в современной российской школе становится формирование российской идентичности, которое является одним из важнейших факторов дальнейшего укрепления российской государственности, формирования граждански сознательной и патриотически настроенной личности, без чего невозможно развитие России как сильного и стабильного государства. Важно отметить при этом, что вся эта работа строится не на отвлечённо-субъективных, конъюнктурных началах, а на объективно-научной основе, современных данных исторической науки. Именно научное знание в настоящее время является определяющим фактором инновационного развития, составляет его основу и главное содержание. В связи с этим основной образовательной целью современной российской школы является формирование у учащихся основ исследовательского, научного взгляда на мир, который позволит им в дальнейшем интегрироваться в динамичное, инновационно развивающееся общество в качестве не только потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально значимых материальных и духовных ценностей, способных отвечать на нестандартные вызовы мирового развития, общественного и технологического прогресса. От этого напрямую зависит как конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе, так и по большому счёту её будущее.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5–9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на важные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает её значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времён, культур, образа мыслей, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д. Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего с учётом принципа историзма в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ 

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории включают:
  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Учебно-методические материалы по курсу.

  1. История. России в XX – начале  XXI века : учебник для 9-го кл. общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.А. Данилов. – М. : Просвещение, 2014.
  2. История.  Россия  в  XX  —  начале  XXI  века.  Тетрадь-тренажёр. 9 класс. Авт. А.А. Данилов, А.В. Лукутин, И.А. Артасов
  3. История.  Россия  в  XX  —  начале  XXI  века.  Тетрадь-экзаменатор. 9 класс. Авт. И.А. Артасов.
  4. История. Россия в XX — начале XXI века. Поурочное тематическое планирование. 9 класс. Под ред. А.А. Данилова.

Литература  для  учителя:

  1. С.И. Евдокимов . Игры на уроках  истории. .- М.: Просвещение, 2006
  2. Сборник. Нестандартные  уроки  истории в 9 кл. М.: Просвещение, 2006
  3. Л.В. Колесова. Исследовательская  деятельность  школьников. История.

       М.: Просвещение, 2008..

Литература  для  учащихся

  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б.  Россия в первой половине XX века. - М., 1994.
  2. Боханов А.Н. Период советской власти – М., 1998.
  3. Зайончковский П.А.  Тайные страницы Гражданской войны. - М., 1958
  4. Литвак Б.Г. Переворот 1991 года в России: очерки социально-политической истории. – М., 2005
  5. Леонтович В.В. История либерализма в России:. – М., 1995
  6. Энциклопедия  для  детей. Всемирная  история.   М.: Просвещение, 2005
  7. Мироненко С.В. Странницы тайной истории самодержавия: установления советской власти. – М., 1990

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  

. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией: 
  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и все& общей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

       3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

       4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

      5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; # излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

   6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и приводить их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, в учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

    Критерии  оценивания  различных  видов  работ:

  а) Устные  ответы  учащихся

Отметки

Критерии оценивания

«5»

Дано полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы

«4»

Названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности

«3»

Приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); ответ неполон, непоследователен

 

Б) письменные  проверочные  работы

Отметка

Критерии оценивания

«5»

События, явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с  другими  событиями:  раскрыты  причинно-следственные  связи;  при сравнении показаны черты общего и различия (в общей сложности не менее 4 положений)

«4»

События, явления характеризуются неполно, изолированно от исторического контекста; недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность;  при  сравнении  черты  общего  и  различия  раскрыты  неполно (в общей сложности 2-3 положения)

«3»

Изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указаны только одна общая черта или только единичное различие

     В) письменные  ответы  на задания  тестового  типа

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Количество  правильных  ответов  от  90 до 100%  объема    проверочного  теста

«4»

Количество  правильных  ответов  от  70 до 90 % объема    проверочного  теста

«3»

Количество  правильных  ответов  от  50  до 70% объема    проверочного  теста

«2»

Количество  правильных  ответов  ниже   50  %  объема    проверочного  теста

                               

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Российская империя в начале XX в.

8

3

Россия в 1917–1921 гг.

5

4

СССР в 1922–1941 гг.

8

5

Великая отечественная война в 1941–1945 гг.

2

6

СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг.

3

7

Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.

2

8

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

3

9

СССР в годы перестройки (1985–1991)

3

10

Российская федерация в 90-е гг. хх в.

2

11

Российская федерация в 2000–2008 гг.  

5

ИТОГО 42 часа

 

Контроль уровня обученности

Формы промежуточного контроля: тесты, диктанты по датам и терминам

Формы итогового контроля: тесты, устный зачет, рефераты

Плановые итоговые контрольные работы: защита проекта, выполнение контрольной работы.

Тема контрольной работы (контрольного диктанта)

Дата проведения

Коррекция

Российская империя в начале XX в.

СССР В 1922–1941 гг.

«СССР в 1950-1991 гг.

«Россия в XX – начале XXI вв.»


Календарно – тематическое планирование

История России.

Дата проведения

п/п

Тема урока

Основное содержание

Требования к уровню подготовки учащихся (к уроку и / или теме, и/или разделу)

План

Факт

(коррекция)

Введение (1 час)

1

Введение. Россия в Новейшее время.

Периодизация и основные этапы отечественной   истории   ХХ   —   начала ХХI в.

Называть и характеризовать основные этапы отечественной истории XX в., раскрывать критерии (основания) периодизации.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В НАЧАЛЕ XX в. (8 ч)

2

Российское государство и общество в конце XIX — начале ХХ в.  Экономическое развитие России в начале XX в.

Задачи и особенности модернизации страны. Особенности      социальной структуры российского общества начала XX в. Характеристика русской буржуазии, её неоднородность. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Чиновничество. Духовенство.  Интеллигенция. Динамика  промышленного  развития. Роль государства  в  экономике  России. Монополистический капитализм.  Иностранный  капитал  в  России. Аграрный вопрос.

Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России  в  начале  XX  в.  (в  том  числе на материале истории края). Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах.

Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в.

Раскрывать сущность аграрного  вопроса  в  России  в  начале XX в.

3

Общественно-политическое развитие России в 1894–1904 гг.

Характеристика  политической  системы Российской империи начала XX в., необходимость    её    реформирования. Император  Николай  II,  его  политические воззрения. Необходимость преобразований.  Либеральная  (земская) программа   политических  преобразований.   Борьба   в   высших   эшелонах власти по вопросу политических преобразований.  Нарастание  противоречий между властью и обществом. «Зубатовский  социализм».  Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского. Характеристика консервативного движения. Радикализация либерального движения. Возникновение социалистических партий. II съезд РСДРП, принятие программы и устава. Большевики и меньшевики: суть разногласий. В.И. Ленин. Ю.О. Мартов. Г.В. Плеханов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В.М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е.Ф. Азеф.

Объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России в начале XX в.

Давать характеристику императора Николая II. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в. Систематизировать   материал об основных политических течениях в России в начале XX в., характеризовать их определяющие черты.

4

Внешняя политика России в начале  века.  Русско-японская  война

1904–1905 гг.

Гаагская   конференция. Дальневосточная  политика Русско-японская война  1904–1905  гг.:  планы  сторон, основные  сражения. Портсмутский мир.  Причины  поражения  России  в войне.  Сближение  России  и  Англии. Воздействие  войны  на  общественную и политическую жизнь страны.

Характеризовать        основные направления внешней политики России, причины русско- японской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту.

Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе информации учебника и исторических документов.

Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России.

5

Первая российская революция. Реформы политической системы. Экономические реформы.

Причины, движущие силы, характер революции. Развитие революционного процесса. Советы рабочих депутатов. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Реформы политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич). Деятельность I и II Государственных дум. Итоги и значение революции. Аграрная  реформа:  цели,  основные мероприятия, итоги и значение.

Раскрывать причины и характер      российской      революции

1905–1907 гг.

Рассказывать об основных событиях революции 1905–1907 гг. и их участниках.

Объяснять смысл понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы.

Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России.

Излагать оценки значения отдельных  событий  и  революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку.

Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина,  давать  оценку  её  итогов и значения.

Объяснять смысл понятий: отруб, хутор, переселенческая политика.

Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию.

6

Политическая жизнь в 1907–

1914 гг.

Новый  избирательный  закон.  III Государственная        дума. Ужесточение национальной  политики.  Общество  и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума.

Раскрывать основную сущность и последствия изменений в политической и общественной жизни России после революции

1905 г.

7

Культура России в начале XX в.

Духовное состояние русского общества в начале XX в. Просвещение. Открытия российских учёных в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Декаданс. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Изобразительное искусство: традиции реализма и новые стилевые направления. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала ХХ в. — составная часть мировой культуры.

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе  и  искусстве  начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения.

Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их  художественных  достоинств и т. д.

Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов).

Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов).

8

Россия в Первой мировой войне.

Международные противоречия на рубеже  ХIХ–ХХ  вв.  Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы воюющих сторон. Начало войны. Отношение народа и партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914–1916 гг. Брусиловский прорыв. Перестройка экономики. Человек на фронте и в тылу. Обострение внутриполитической ситуации. «Распутинщина». Прогрессивный блок. Нарастание оппозиционных настроений.

Раскрывать причины и характер Первой мировой войны.

Рассказывать о ходе военных действий на Восточном и Западном фронтах, используя историческую карту.

Характеризовать положение людей на фронте и в тылу на основе анализа различных источников.

Раскрывать экономические и социальные последствия войны для российского общества.

9

Контрольная работа по теме: «Российская империя в начале XX в.»

РОССИЯ В 1917-1921 гг. (5 часов)

10

Свержение  монархии в России. Россия весной—летом

1917 г.

Причины   Февральской революции и

её  начало.  Образование  новых  органов  власти.  Отречение  Николая II. Двоевластие. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны.  Национальный вопрос после Февраля. Политические партии, их лидеры.   Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и июньский кризисы власти. Образование первого коалиционного правительства. А.Ф. Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Июльский кризис власти. Курс большевиков на вооружённое восстание. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Социально-экономическая  ситуация в стране.

Объяснять причины и сущность Февраля 1917г.

Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917г.

Давать характеристики позиций политических партий и лидеров в 1917г на основе документов, дополнительной литературы.

11

Октябрьская революция. Формирование советской государственности.

Подготовка  и  проведение  вооружённого        восстания        в Петрограде. Л.Д. Троцкий. II съезд Советов . Декреты о мире и о земле. Установление новой власти в Москве и на местах.  Создание новых органов государственной власти. Уничтожение национального  и  сословного  неравенства.  Созыв и роспуск Учредительного собрания. III съезд Советов.   Борьба в советском руководстве по вопросу о сепаратном мире с Германией. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Принятие Конституции 1918 г.

Раскрывать причины прихода большевиков к власти.

Анализировать различные версии и оценки Октября 1917г, высказывать и аргументировать свою оценку. Раскрывать характер и значение первых преобразований большевиков, используя тексты декретов и других документов советской власти.

Объяснять смысл понятий: национализация, рабочий контроль, Учредительное собрание, военный коммунизм.

Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Учредительного собрания.

Характеризовать обстоятельства и последствия заключения Брестского мира.

12

13

Гражданская война

Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Выступление Чехославацкого корпуса . Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.   Создание   региональных   правительств.   Формирование   Восточного фронта. Уфимская директория. А.В. Колчак. Контрнаступление Красной армии. Красный террор.  Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана П.Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А.И. Деникина. Формирование Южного фронта. Белый террор. Движение зелёных. Н.И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.

Походы генерала Н.Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Война с Польшей, её классово-политический смысл и итоги. Разгром генерала П.Н. Врангеля. Национальные окраины в Гражданской войне.

Раскрывать причины Гражданской войны и интервенции.

Давать характеристики белого и красного движений (цели, участники, методы борьбы).

Рассказывать, используя карту, о наиболее значительных военных событиях.

Проводить поиск информации о событиях 1918-1921 гг в крае, представлять её в устном сообщении (очерке,презентации)

14

Экономическая политика белых и красных. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

Политика военного коммунизма. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика  белых.  Реформаторская  деятельность П. Н. Врангеля. Положение населения в годы войны. Причины поражения белых и победы красных. Итоги Гражданской войны. Массовые крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Политические и экономические требования. Переход к новой экономической политике.

Определять задачи политики военного коммунизма.

Характеризовать сущность и значение новой экономической политики белых и красных.  

Давать общую характеристику причин  и  последствий  кризиса в начале 1920-х гг.

СССР В 1922–1941 гг. (8 часов)

15

Новая экономическая политика.

Экономический и политический кризис  начала  1920-х  гг.  Сущность  нэпа и его экономические итоги. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. Альтернативные варианты        преодоления    кризисных явлений. Причины свёртывания нэпа. Социальная структура и социальная психология в 1920-е гг. Кризис нэпа, его причины.

Рассказывать о жизни общества в годы нэпа, используя различные источники.

Высказывать суждения о причинах свертывания нэпа

16

Образование СССР. Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.

Предпосылки объединения социалистических   республик.   Альтернативные   проекты   объединения.   Первая Конституция    СССР.    Национальная политика  и  межнациональные  отношения. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Укрепление позиций страны на международной арене. Соглашения со странами Востока. Усиление международной напряжённости в конце 1920-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране. Создание и деятельность Коминтерна.

Характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР.  Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1920-е гг.

17

Политическое развитие в 20-е гг.

Сращивание  государственного  и  партийного  аппарата.  Утверждение  однопартийной  политической  системы. Обострение  внутрипартийных  разногласий и борьба за лидерство в партии и государстве. И.В. Сталин.

Раскрывать основное содержание и последствия внутриполитической борьбы в 1920-е гг. 

18

Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

Индустриализация: цели, методы, источники. Первая пятилетка: цели, итоги, социальные  проблемы. Второй пятилетний план: задачи и особенности. Итоги первых пятилеток.  Рабочий класс: источники пополнения, производственные навыки, жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства.

Коллективизация сельского хозяйства: причины, формы, методы, экономические и социальные последствия. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян.

Объяснять, в чем состояли причины, характер и итоги индустриализации в СССР.

Рассказывать о ходе индустриализации в своём городе, районе на основе материалов краеведческих музеев, воспоминаний участников. 

Объяснять, в чем состояли причины, характер и итоги коллективизации в СССР.

Рассказывать о ходе коллективизации в своем районе на основе краеведческих музеев, воспоминаний участников.

19

Политическая система в СССР в 30-е гг.

Роль   партии   в   жизни   государства. Роль  идеологии,  контроль  над  обществом. Формирование культа личности  Сталина.  Массовые  репрессии  и их последствия. Конституция 1936 г. ГУЛАГ  как  структурное  подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Раскрывать сущность и последствия политических процессов 1930-х гг.

Сопоставлять, как оценивались итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-егг в Конституции 1936г и как они оцениваются в современном учебнике.

Характеризовать внутреннее развитие советской страны в конце 1930-начале 1940-х гг

20

Духовная жизнь в СССР в1920-1930-е гг.

Культурная        революция:        задачи        и

направления.  Ликвидация  неграмотности.  Создание  системы  народного образования.   Власть   и   интеллигенция.  Идеологический  контроль  над духовной  жизнью  общества.  Развитие   советской   науки.   Утверждение

метода  социалистического  реализма в  литературе  и  искусстве.  Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.

Характеризовать основные направления и итоги культурной революции.

Представлять описание известных произведений советской литературы, искусства, объяснять причины их популярности.

Подготовить обзор «Советское кино 1930-х гг: жанры и герои»

21

Внешняя политика СССР в 30-е гг. СССР накануне Великой Отечественной войны

Новый  курс  советской  дипломатии. Участие  СССР  в  деятельности  Лиги Наций. Борьба СССР за создание системы        коллективной безопасности. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Война в Испании   и   СССР.   Дальневосточная

политика СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии. Развитие  политического  процесса  в Европе  после  заключения  Мюнхенского договора.

Причины  нового  советско-германского  сближения.  Советско-германские договоры  1939  г.  Реализация  СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и её итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчёты.

Подготовка   Германии   к  нападению на СССР.

Характеризовать   направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1930-е гг.

Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиций СССР и других государств. Приводить и сравнивать излагаемые в учебниках и общественной литературе оценки советско- германских договоров 1939 г., высказывать и аргументировать свою точку зрения.

22

Контрольная работа по теме: « СССР В 1922–1941 гг.»

Великая Отечественная война в 1941-1945 гг (2 часа)

23

24

Великая Отечественная война  1941-1945 гг.

Начало  Великой  Отечественной  войны. Боевые  действия  зимой—летом1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом— осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии.  Нацистский  «новый порядок» на оккупированной территории, массовое   уничтожение   людей.   Приказ № 270. Битва под Москвой.

Разгром  немецких  войск  под  Москвой.   Зимнее   наступление   Красной Армии, его итоги. Неудачи  советских  войск  в  Крыму  и под  Харьковом.  Летнее  наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская    битва. Сражения    на Кавказе.  Создание  антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Тыл.  Морально-психологическое  состояние советских людей после вторжения  немецких  войск.  Церковь  в период  Великой  Отечественной  войны.  Эвакуация.  Героический  труд  в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Битва на Курской дуге, её итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта. Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских   войск   летом   1944   г.   Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в  Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. Советские полководцы. Г.К. Жуков. К.К. Рокоссовский. А.М. Василевский. И.С. Конев. И.Д. Черняховский.  

Объяснять причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

Рассказывать о крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, используя карту.

Объяснять смысл понятий: блицкриг, эвакуация, «новый порядок», коренной перелом, второй фронт.

Характеризовать  жизнь  людей в годы войны на основе информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т.д.).

Представлять биографические справки, очерки об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла (в том числе представителях старших поколений своей семьи).

Подготовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, кинематографе (по выбору).

СССР С СЕРЕДИНЫ 1940-х ДО СЕРЕДИНЫ 1950-х гг. (3часа)

25

Восстановление экономики. Состояние экономики страны после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945–1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства.  Голод  1946–1947  гг.  Жизнь и быт людей.

Рассказывать о жизни людей в послевоенные годы на основе воспоминаний представителей старших поколений.

26

Политическое развитие. Идеология и культура

«Демократический  импульс»  войны.

Изменения в структурах власти. Система  ГУЛАГа  в  послевоенные  годы. Национальная  политика.  Правящая партия  и  общественные  организации в первые послевоенные годы.

Идеологические кампании 1940-х гг. Эволюция   официальной   идеологии. Образование.  Противоречия  в  развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Характеризовать политическое развитие страны конца 1940-х — начала 1950-х гг.

Характеризовать идеологические кампании и развитие культуры    конца  1940-х  —  начала

1950-х гг.

27

Внешняя политика.

СССР  в  системе  послевоенных  международных  отношений.  Укрепление статуса  СССР  как  великой  мировой державы.  Формирование  двух  военно-политических  блоков  государств. Начало  «холодной  войны».  Роль  Советского  Союза  в  установлении  коммунистических   режимов   в   странах Восточной Европы и Азии.

Объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы.

Раскрывать    смысл    понятий: «холодная   война»,   железный

занавес.

Советское общество в середине 1950-х – первой половине 1960-х г. (2 часа)

28

Изменения политической системы.

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа  КПСС  (1961).  Разработка новой Конституции СССР. Противоречия внутриполитического курса Н.С. Хрущёва. Причины отставки Н.С. Хрущёва.

Экономический  курс  Г.М.  Маленкова.  Сельскохозяйственная  политика Н.С.  Хрущёва.  Начало  освоения  целинных и залежных земель. Реформа управления  промышленностью.  Создание совнархозов. Завершение построения  экономических  основ индустриального        общества        в        СССР. Особенности   социальной   политики. Жилищное строительство.

Характеризовать  итоги  борьбы за власть после смерти Сталина. Раскрывать  общественный  импульс                и        значение решений XX  съезда  на  основе  информации        учебника и источников (воспоминаний, записок и т.д.). Высказывать  суждение  о  причинах отставки Н.С. Хрущёва. Составлять характеристику (политический портрет) Н.С. Хрущёва на основе биографической и мемуарной литературы.

Объяснять, в чём заключались новые подходы к решению хозяйственных и социальных проблем в рассматриваемый период.

29

Развитие  науки  и  культуры. «Оттепель»

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.

Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 года. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С.В. Королев, М.В. Келдыш, И.В. Курчатов, А.Д.Сахаров. Реформа школы 1958 г. Зарождение обновленческого направления      в      советской      литературе. И.Г.       Эренбург.       В.Ф.       Панова. А.Т.     Твардовский.     Д.А.     Гранин. В.Д. Дудинцев. Р.И. Рождественский. Е.А. Евтушенко. А.А. Вознесенский. А.И. Солженицын. ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Выработка  новых  подходов  во  внешней  политике.  Мирное  сосуществование  государств  с  различным  общественным        строем. Возобновление диалога  с  Западом.  Попытки  начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

Рассказывать   о   достижениях советской  науки  и  техники  в конце 1950-х — 1960-е гг. Характеризовать  период  «оттепели»  в  общественной  жизни, приводя   примеры   из   литературных произведений и др.

Объяснять, в чём заключалась противоречивость партийной культурной политики.

Раскрывать значение выдвижения  концепции  мирного  сосуществования  государств  с  различным общественным строем. Подготовить сообщение о Карибском  кризисе  и  его  преодолении (по выбору — в виде репортажа, мнения историка и др.). Характеризовать        взаимоотношения   СССР   с   государствами социалистического        лагеря        и странами «третьего мира».

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг (3 часа)

30

Консервация политического режима.

Экономика «развитого социализма»

Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.  Л.И. Брежнев. А.Н. Косыгин. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение контрреформ в политической сфере. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 г. Предпосылки и основные задачи ре$ формирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты.      Реформа      промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере.  Особенности социальной политики.

Объяснять, в чём заключались альтернативы развития советского общества в середине 1960х гг.

Участвовать в дискуссии о характере экономического развития страны в 1970е  гг.

31

Общественная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х гг.

Литература.        А.И. Солженицын. В.С. Гроссман.      И.А. Бродский. Ф.А Абрамов. В.М.  Шукшин. В.Г. Распутин. Ю.В. Трифонов. Советский театр.       Г.А.    Товстоногов. Ю.П. Любимов. А.В. Эфрос. М.А. За$ харов.  О.Н.  Ефремов.

 Г.Б.Волчек.«Магнитофонная   революция». В.С. Высоцкий.  Б.Ш. Окуджава.  Советская     музыка.     Г.В.     Свиридов. А.Г. Шнитке.   Балет. М.М. Плисецкая.  Р.Х. Нуреев. Оперное искусство. И.К.     Архипова.     Е.В.     Образцова. Г.П. Вишневская.    Кинематограф. С.Ф. Бондарчук. Л.И. Гайдай. Г.Н. Данелия. Г.М. Козинцев. С.И. Ростоцкий. Э.А. Рязанов. М.М. Хуциев.

Рассказывать о развитии отечественной        культуры в  1960–1980е гг.,  характеризовать творчество её выдающихся представителей.

Раскрывать, в чём проявлялись противоречия  культурной  жизни в рассматриваемый период. Проводить поиск информации  о  повседневной  жизни  людей  в 1960е —  середине  1980х гг. на основе воспоминаний членов семьи, представителей старших

поколений.

32

Политика разрядки: надежды и результаты.

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряжённости в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма.

Объяснять,  в  чём  выражалась разрядка    международной    напряжённости в 1970е гг., благодаря чему она была достигнута. Раскрывать  значение  достижения  военно-стратегического  паритета между СССР и США для международных отношений. Объяснять, в чём выразилось и чем   было   вызвано   обострение международной  напряжённости в конце 1970$х  гг. Участвовать в обсуждении дискуссионных вопросов, например о вводе советских войск в Чехословакию (1968), Афганистан (1979).

СССР в годы перестройки (1985-1991) 3 часа

33

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. Ю.В.Андропов. М.С.     Горбачёв. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки.

Образование новых политических партий и движений. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ. Состояние экономики СССР в середине  1980$х гг.  Стратегия  ускорения социально- экономического развития. Экономическая реформа 1987 г. и причины её незавершённости. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик и её последствия.

Объяснять причины перехода к политике перестройки.

Раскрывать смысл понятий: перестройка, гласность, политический плюрализм, правовое государство, парад суверенитетов.

Характеризовать сущность и значение преобразования политической системы.

Раскрывать причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в Советском государстве.

Участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской системы и распада СССР.

Излагать   и    аргументировать суждения  о  сущности  событий 1985–1991 гг. в СССР.

Составлять характеристику (политический портрет) М.С. Горбачёва  на  основе  биографической и мемуарной литературы. Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики  и  общественной  жизни  в

годы перестройки, представлять её в устном сообщении (эссе, реферате).

Анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки, представлять их в виде устной или письменной презентации.

34

Политика гласности: достижения и издержки. Диалектика нового мышления.

Пересмотр партийной идеологии. Политика гласности. Возрастание роли средств массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.

Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных          конфликтов.          Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления

Проводить поиск информации об изменениях в сфере культуры и общественной жизни в годы перестройки, представлять её в устном сообщении (эссе, реферате).

Характеризовать   направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки.

Систематизировать материал о результатах осуществления политики   нового   политического мышления.

Излагать приводимые в учебнике оценки политики «нового мышления», высказывать и аргументировать своё суждение.

35

Контрольная работа по теме «СССР в 1950-1991 гг»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 90-е гг. ХХ в. (2 часа)

36

 Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь

Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена     реформ.     Финансовый     кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный  характер  экономики  страны в 1990-е  гг. Декларация  о  государственном  суверенитете  России  (12  июня  1990  г.).Выборы  Президента  России  12  июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны, Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 1990$е  гг.

Объяснять, в чём заключались трудности перехода к рыночной экономике, на основе свидетельств современников.

Характеризовать события, ознаменовавшие становление новой российской государственности.

Составлять биографическую справку (очерк) о Б. Н. Ельцине.

37

Духовная жизнь.

Строительство обновлённой федерации. Геополитическое  положение и внешняя политика России

Исторические        условия        развития культуры.        Литература.        Кинематограф.  Музыка.  Театр.  Изобразительное искусство. Средства массовой информации.  Традиционные  религии  в современной России. Народы  и  регионы  России  накануне и после распада СССР. Федеративный   договор   1992   г.   Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е  гг. Положение  России  в  мире.  Россия  и Запад. Балканский кризис 1999 г. Россия и Восток. Отношения России со странами СНГ и Балтии. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг. Страны  СНГ  и  Балтии  в  1990-е гг. Русское зарубежье в 1990-е  гг.

Рассказывать об исторических условиях развития культуры в этот период. Систематизировать материал о национальных    отношениях    в 1990-е гг.  (задачи  национальной политики, причины противоречий между Центром и регионами, межнациональные конфликты). Систематизировать   материал об основных направлениях и событиях    внешней    политики России в 1990-е  гг., составлять обзорную характеристику.

Российская Федерация в 2000-2007 гг. (5 часов)

38

Политическое развитие. Экономика России в 2000-2007 гг. Повседневная и духовная жизнь общества

Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение политической стабильности, гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы.

Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.

Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение русской православной церкви с Русской зарубежной церковью

Характеризовать ключевые  события политической истории России в XXI в. Представлять характеристики крупнейших политических партий и деятелей современной России. Рассказывать о государственных символах России.

Анализировать и обобщать информацию различных источников об экономическом и социальном развитии России в XXI в.

Систематизировать материал печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представлять их в виде обзора, реферата.

Давать характеристику и оценку явлений современной российской культуры, произведений литературы, искусства, кинофильмов и т.д., аргументировать своё мнение.

39

Внешняя политика России. Россия на пути к инновационному развитию.

Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе международных отношений. Президент России Д.А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях  мирового экономического кризиса.

Проводить обзор текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности страны.

Называть и характеризовать основные периоды истории России в XX- начале XXI в. Давать оценку ключевых событий и явлений отечественной истории новейшей эпохи, исторических личностей

40

Контрольная работа по теме «Россия в XX – начале XXI вв.»

41-42

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...