Урок по истории России "Феодальная раздробленность"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Варакина Елена Николаевна

Методическая разработка урока по истории России для 10 класса "Феодальная раздробленность Киевской Руси"; конспект урока, презентация, план ответа учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России (10 класс)

Тема: Феодальная раздробленность Киевской Руси. Характеристика княжеств и земель.

Класс:  10 «а»

Цель урока: разобрать особенности и последствия феодальной раздробленности на примере развития русских княжеств.

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие феодальной раздробленности, её причин и последствий, сильных и слабых сторон;
  2. Сформировать представление об особенностях развития разных регионов страны, их отличительных особенностях;
  3. Развивать навыки работы с учебником и конспектом.

План урока:

  1. Причины феодальной раздробленности.
  2. Особенности процесса распада государства  на примере Киевской Руси.
  3. «Виртуальное путешествие по княжествам» (особенности развития разных регионов страны)

А) Владимиро-Суздальское княжество

Б) Новгородская боярская республика

В) Галицко-Волынское княжество

      4.    Последствия феодальной раздробленности.

      5.    Объединяющие факторы.

      6.    Рефлексия.

Оборудование урока:  презентация, карточки для работы в группах.

ХОД УРОКА

1.Учитель кратко рассказывает о предпосылках феодальной раздробленности и событиях, предваривших этот период (1097г. – Любечский съезд князей). Учащиеся вспоминают причины феодальной раздробленности и перечисляют их.

2.По карте учитель рассказывает о нарастании центробежных процессов в государстве, измельчании княжеств и земель, их постепенном отдалении друг от друга и ослаблении (середина XIIвека – 15 княжеств, начало XIIIвека – 50 княжеств).

 Вопросы к учащимся:

-Почему мельчают княжества?

-Чем опасен этот процесс?

3.Учитель предлагает рассмотреть особенности развития отдельных княжеств и совершить виртуальное путешествие в отдельные регионы Киевской Руси. Класс разбивается на группы, каждая группа получает памятку для изучения своего княжества. Задача каждой группы не только рассказать о княжестве, но и сделать выводы, почему судьба княжества складывается именно так, а не иначе.

А) Первое путешествие совершается во Владимиро-Суздальское княжество. Путешествие проходит по плану:

- Географическое положение княжества, особенности ландшафта и климата;

- крупные города княжества;

- категории населения, основные занятия жителей;

- выдающиеся князья.

Учащиеся в группе дают краткую характеристику княжества, рассказывают о деятельности князей и формулируют вывод:

- дальнейшее возвышение княжества, его процветание и первенство в общегосударственных делах обусловлены сильной властью князей, насаждение самовластья в дальнейшей истории позволило княжеству стать лидером.

Б) Новгородская боярская республика развивалась совершенно иначе, поэтому группе предложен другой план изучения:

- экономические и политические особенности развития региона;

- роль вече в делах Новгородской земли;

- какова роль князей в жизни Новгородской республики.

После рассказа о Новгородской земле группа делает вывод:

-боярская демократия, отсутствие политического единства ослабляли этот экономически развитый регион и не позволили ему в дальнейшей занять лидирующие позиции среди русских земель и княжеств.

В) Галицко-Волынское княжество изучается по плану:

- географическое положение и климат региона;

- политическое развитие княжества;

- выдающиеся князья.

После всесторонней характеристики княжества группа делает вывод:

-  у Галицко - Волынского княжества изначально были самые благоприятные условия для развития и возвышения. Но постоянная смута, борьба за власть между князьями и местным боярством ослабили княжество изнутри и привели его к постепенному упадку.

4.Учашися вспоминают последствия феодальной раздробленности, самостоятельно разделяют последствия на положительные и отрицательные.

5.Учитель напоминает учащимся, что, не смотря на процесс распада государства, Киевская Русь никогда не теряла своей целостности окончательно (в отличие от государств Западной Европы). Учащиеся вспоминают факторы, которые помогли сохранить целостность государства в период феодальной раздробленности.

6.В конце урока проводится рефлексия. Учащимся предлагается небольшой тест по материалам урока, чтобы проверить, насколько они усвоили материал.

Использованная литература:

  1. Н.С.Борисов История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Просвещение, 2012г.
  2. А.Н.Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времён до конца XVIIвека: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; Просвещение, 2006г.
  3. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов История России до XVII века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; «Русское слово», 2007г.
  4. Б.Н.Серов, А.Р. Лагно Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века; ВАКО, 2005г.
  5. В.Бутромеев Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия для школьника; «ОЛМА-ПРЕСС», 1999г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси".

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси"....

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)

Урок по истории России по теме:Политическая раздробленность Руси(с применением элементов технологии критического мышления)...

Конспект урока по истории в 6 классе "Политическая раздробленность на Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Методическая разработка урока истории "Повторение "Раздробленность Руси"

Данная методическая разработка поможет организовать повторение темы "Раздробленность Руси" в 6 классе в соответствиии с требованиями ФГОС. Форма проведения урока - квест-игра - помогает сделать урок и...

Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"

Цели:1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и пол...