Рабочая программа.5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Дегтярева (Сергеева) Татьяна Николаевна

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы:

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова – М.: Просвещение, 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istriya_5_kl.doc557 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

Зам. директора по УВР

____________ / Т.Д. Котельникова/

«___»__________________2018г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Ширыштыкская СОШ __________ /С.В.Гордиенко/

«___»___________________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Всеобщая История. История России»

предмет: история Древнего мира

класс: 5

учебный год: 2018– 2019

ФИО учителя-разработчика: Дегтярева Татьяна Николаевна

Квалификационная категория: высшая

с. Ширыштык, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена:

  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
  • в соответствии с Историко-культурным стандартом разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина  от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
  • с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.).
  • в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории, в связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории,

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы:

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова – М.: Просвещение, 2015

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Цели изучения истории:

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи изучения предмета следующие:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю в течение одного учебного года). В курсе изучения предмета предусмотрено 6 часов уроков повторительно-обобщающего характера и 2 часа резерва учебного времени.

Планируемые  результаты освоения предмета

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях:
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание программы учебного курса:

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

1

Введение

1

Источники знаний о прошлом. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

2

Жизнь первобытных людей

7

Первобытные собиратели и охотники (3 часа)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. (1 час)

Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

3

Счет лет в истории

1

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

4

Древний Восток

20

Древний Египет (8 часов)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Орсительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.  Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности (7 часов)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности (5 часов)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

5

Древняя Греция.

21

Древнейшая Греция (5 часов)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия». Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям. Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 часов)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 часа)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра, Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

6

Древний Рим

17

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме (4 часа)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против  Цезаря.  Убийство   Цезаря   в  сенате.   Понятия   «ветеран»,«диктатор». Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары». Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (2 часа)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

7

Итоговое обобщение

2

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.


ПРОГРАММНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

№ урока

Тема урока

Виды деятельности

Примечание

Дата

План

Факт

Введение 1 ч

Откуда мы знаем, как жили наши предки

Работа с текстом учебника, знакомство со структурой учебника. Фронтальная работа с классом

03.09

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)

Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Древнейшие люди

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, элементы дискуссии, фронтальная работа с классом

07.09

Родовые общины охотников и собирателей

Фронтальная работа с классом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра, работа у доски и в тетрадях

10.09

Возникновение искусства и религиозных верований

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, видеофрагментвми, деловая игра, исследовательская работа, дискуссия

14.09

Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

Возникновение земледелия и скотоводства

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, деловая игра, исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм»

17.09

Появление неравенства и знати

Деловая игра, работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, с творческими заданиями

21.09

Жизнь первобытных людей

Составление обобщающих схем, работа с документами, творческими и проблемными заданиями, проектная деятельность

24.09

Счет лет в истории (1 ч)

Счет лет в истории

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, лентой времени, решение задач, проектная деятельность

28.09

ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч)

Древний Египет (8 ч)

Государство на берегах Нила

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, деловая игра, работа в малых группах, инсценирование

01.10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра, проектная деятельность

05.10

Жизнь египетского вельможи

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, художественными источниками, работа в группах, проектная деятельность

08.10

Военные походы фараонов

Работа с исторической картой, исследовательская работа, ролевая игра, выполнение творческих заданий, инсценирование

12.10

Религия древних египтян

Работа с учебником, работа в малых группах, выполнение творческих заданий, решение проблемных задач

15.10

Искусство древних египтян

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в малых группах, выполнение творческих заданий, решение проблемных задач

19.10

Письменность и знания древних египтян

«Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в малых группах, выполнение творческих заданий, решение проблемных задач

22.10

Древний Египет

Работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в парах и группах, исследовательская работа

26.10

Западная Азия в древности (7 ч)

Древнее Двуречье

Работа с текстом учебника и исторической картой, исследовательская работа в группах

29.10

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Работа с первоисточниками законов Хаммурапи, ролевая игра, мини-дискуссия

02.11

Финикийские мореплаватели

Исследовательская работа, «мозговой штурм», деловая игра, диагностика и самодиагностика

12.11

Библейские сказания

Работа с исторической картой, текстом учебника и фрагментами Библии, исследовательская работа в группах

16.11

Древнееврейское царство

«Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра, инсценирование

19.11

Ассирийская держава

Работа с исторической картой, исследовательская работа, ролевая игра, выполнение творческих заданий, инсценировиние

23.11

Персидская держава «царя царей»

Работа с исторической картой, исследовательская работа, работа в группах, «мозговой штурм»

26.11

Индия и Китай в древности (5 ч)

Природа и люди Древней Индии

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, исследовательская работа в группах

30.11

Индийские касты

«Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра

03.12

Чему учил китайский мудрец Конфуций

«Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника, ролевая игра

07.12

Первый властелин единого Китая

Деловая игра, работа с текстом и иллюстрациями учебника, «мозговой штурм», «древо целей»

10.12

Древний Восток

Работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в парах и группах, исследовательская работа

14.12

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)

Древнейшая Греция (5 ч)

Греки и критяне

Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, решение проблемных задач, исследовательская работа, проектная деятельность

17.12

Микены и Троя

Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, экспериментальная и исследовательская деятельность

21.12

Поэма Гомера «Одиссея»

Работа с учебником, составление схемы, таблицы, решение проблемных заданий

24.12

Поэма Гомера «Илиада»

28.12

Религия древних греков

Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, экспериментальная и исследовательская деятельность

11.01

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

Земледельцы Аттики теряют свободу

Работа с текстом учебника, составление схем, игровая деятельность, мини-дискуссия, проектная деятельность

14.01

Зарождение демократии в Афинах

Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, игровая деятельность, мини-дискуссия, проектная деятельность

18.01

Древняя Спарта

Работа с исторической картой, мини-дискуссия, игровая деятельность, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации

21.01

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, игровая деятельность, мини-дискуссия, проектная деятельность

25.01

Олимпийские игры в древности

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, диагностика и самодиагностика, игровая деятельность

28.01

Победа греков над персами в Марафонской битве

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, мини-дискуссия, «мозговой штурм», исследовательская деятельность

01.02

Нашествие персидских войск

Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, экспериментальная и исследовательская деятельность

04.02

Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

В гаванях афинского порта Пирей

Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность

08.02

В городе богини Афины

Работа со схемами, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность

11.02

В афинских школах и гимнасиях

Работа с иллюстрациями, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность

15.02

В театре Диониса

Работа с иллюстрациями, «мозговой штурм», дискуссия, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность

18.02

Афинская демократия при Перикле

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление таблицы, мини-дискуссия, проектная деятельность

25.02

Македонские завоевания в IV веке до н. э. (4 ч)

Города Эллады подчиняются Македонии

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, игровая деятельность, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации

01.03

Поход Александра Македонского на Восток

Работа с исторической картой, текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, исследовательская и проектная деятельность

04.03

В Александрии Египетской

Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, исследовательская и проектная деятельность

08.03

Обобщение знаний по теме «Древняя Греция»

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, диагностика и самодиагностика, игровая деятельность

11.03

ДРЕВНИЙ РИМ ( 17 ч)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Древнейший Рим

Работа с исторической картой, текстом и иллюстрациями учебника, исследовательская деятельность, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации

15.03

Завоевание Римом Италии

Работа с исторической картой, текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная и исследовательская деятельность

18.03

Устройство Римской империи

Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная деятельность

22.03

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Вторая война Рима с Карфагеном

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия

01.04

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации

05.04

Рабство в древнем Риме

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации

08.04

Гражданские войны в Риме (4 ч)

Земельный закон братьев Гракхов

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, исследовательская деятельность

12.04

Восстание Спартака

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, исторической картой, элементы дискуссии, фронтальная работа с классом

15.04

Единовластие Цезаря

Работа с текстом учебника, составление схем, мини-дискуссия, проектная деятельность

19.04

Установление империи

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия

22.04

Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

Соседи Римской империи

Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная деятельность

26.04

В Риме при императоре Нероне

Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, мини-дискуссия, проектная деятельность

29.04

Первые христиане и их учение

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия

03.05

Расцвет империи во II веке

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность

06.05

Вечный город и его жители

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия

10.05

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

Римская империя при Константине

Работа с картой, «древо целей», выполнение творческих заданий, решение проблемной ситуации

13.05

Взятие Рима варварами

Работа с текстом учебника, решение проблемных ситуаций, мини-дискуссия, игровая деятельность

17.05

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные исторические события и явления, Сопоставлять факты, выявлять общее и особенное

20.05

Итоговое повторение (2 ч)

Итоговое повторение «Историческое и культурное наследие Древнего мира»

Игровая деятельность, решение тестов

24.05

27.05

70

Резерв учебного времени

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...