Рабочая программа.6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Дегтярева (Сергеева) Татьяна Николаевна

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы:

  • Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"
  • История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istriya_6_kl.doc575.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

Зам. директора по УВР

____________ / Т.Д. Котельникова/

«___»__________________2018г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Ширыштыкская СОШ __________ /С.В.Гордиенко/

«___»___________________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Всеобщая история. История России»

предмет: История Средних веков. История России

класс: 6

учебный год: 2018– 2019

ФИО учителя-разработчика: Дегтярева Татьяна Николаевна

Квалификационная категория: высшая

с. Ширыштык, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена:

  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
  • в соответствии с Историко-культурным стандартом разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина  от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
  • с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.).
  • в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории, в связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории,

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы:

  • Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"
  • История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Таким образом, целью школьного исторического образования является:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
  • части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
  • формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
  • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.

Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Таким образом, целью школьного исторического образования является:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
  • формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
  • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю в течение одного учебного года). В курсе изучения предмета предусмотрено:

  • 28 часов на изучение Истории Средних веков
  • 42 часа на изучение Истории России
  • 7 уроков повторительно-обобщающего характера

Планируемые  результаты освоения предмета

В соответствии с ФГОС ООО школьники должны овладеть: личностными, метапредметными и предметными результатами  учебного предмета

Личностные результаты:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей Родины;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
  • использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
  • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
  • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
  • определять исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
  • составлять и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • определять и использовать исторические понятия и термины;
  • владеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
  • излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
  • описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
  • понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
  • высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
  • описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
  • находить в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
  • анализировать информацию, содержащуюся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
  • использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  • понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
  • оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности исторических личностей;
  • различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
  • сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
  • определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;
  • систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, примененять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
  • получить опыт историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  • личностно осмыслить социальный, духовный, нравственный опыта периода Древней и Московской Руси;
  • уважать к древнерусскую культуру и культуру других народов, понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

Содержание программы учебного курса:

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

28

1

Введение

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

2

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.).

4

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье.

3

Византийская империя  и славяне в VI-XI вв.

2

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.

4

Арабы в VI-XI вв.

1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

5

Феодалы и крестьяне.

2

Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.

7

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.

2

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.

8

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  

6

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

9

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

10

Культура Западной Европы в Средние века.

3

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

11

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

2

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

ИСТОРИЯ РОССИИ

34

10

Введение

1

Наша Родина Россия. Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории.

11

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

5

Древние люди и их стоянки на территории современной России.  Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.

12

Русь в IX — первой половине XII в..

11

Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности

13

Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.

14

Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси.

15

Формирование единого Русского государства.

8

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Тема урока.

Виды деятельности

Примечание

Дата

План

Факт

История Средних веков (28 часов)

Введение   1час

1

Введение. Живое Средневековье

Определять место средневековья на ленте времени. Характеризовать источники по истории средневековья. Изучать историческую карту мира Средневековья

03.09

Становление средневековой Европы(VI-XI вв) – 4 часа

2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры

04.09

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела

10.09

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей

11.09

5

Англия в раннее Средневековье

Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы

17.09

Византийская империя  и славяне в VI-XI вв. – 2 часа

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на при- мере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; по- чему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись

18.09

7

Образование славянских государств

Составлять логически стройный рас- сказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

25.09

Арабы в VI – XI вв. – 1 час

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полу- острова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в PowerPoint об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

26.09

Феодалы и крестьяне – 2 часа

9

Средневековая деревня и ее обитатели

Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земле- дельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа

02.10

10

В рыцарском замке

Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных от- ношений. Анализировать роль замка в культу- ре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

03.10

Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 часа

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Доказывать, что города – центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов

09.10

12

Торговля в Средние века

С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

10.10

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы – 2 часа

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков

16.10

14

Крестовые походы

Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

17.10

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) – 6 часов

15

Как происходило объединение Франции

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания к п. 4 «Генеральные штаты» для дальней- шей совместной работы в группах

23.10

16

Что англичане считают началом своих свобод

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства

24.10

17

Столетняя война

Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Составлять логичный рассказ о при- чинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д’Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон

30.10

18

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции

31.10

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии

13.11

20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Определять причины ослабления императорской власти. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи

14.11

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. – 2 часа

21

Гуситское движение в Чехии

Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения

20.11

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Находить и показывать на кар- те Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

21.11

Культура Западной Европы в Средние века – 3 часа

23

Образование и философия. Средневековая литература.

Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

27.11

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

Составлять рассказ-экскурсию о па- мятниках средневекового искусства (на выбор). Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор). Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки

28.11

25

Научные открытия и изобретения.

Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

04.12

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века – 2 часа

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интернет-ресурсов (Китай, Индия, Япония по выбору). Характеризовать религию индийцев – индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов

05.12

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки

11.12

Итоговое обобщение – 1 час

28

Наследие Средних веков в истории человечества.

Объяснять смысл понятия Средневековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средневековья

12.12

История России (42 часа)

Введение   1час

29

Наша Родина Россия

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

18.12

Народы и государства на территории нашей страны в древности – 5 часов

30

Древние люди и их стоянки

на территории современной России

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

19.12

31

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

25.12

32

Образование первых государств

Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

26.12

33

Восточные славяне и их соседи

Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян.

15.01

34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Руси. Сопоставлять факты развития государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

16.01

Русь в IX — первой половине XII в. – 11 часов

35

Первые известия о Руси

Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основе текста учебника и отрывков из летописей

22.01

36

Становление Древнерусского государства

23.01

37

29.01

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Составлять характеристику Владимира Святославича. Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

30.01

39

Русское государство при Ярославе Мудром

Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X — первой трети XII в. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

05.02

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

06.02

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

Характеризовать социально-экономический и политический  строй Древней Руси при Ярославе Мудром. Рассказывать о положении от дельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха.

12.02

42

Культурное пространство

Европы и культура Древней Руси

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Характеризовать развитие устного народного творчества, литературы, живописи и др. Рассказывать о быте и нравах Древней Руси.

13.02

43

Повседневная жизнь населения

19.02

44

Повторительно-обобщающий

урок по теме: Русь в IX — первой половине XII в.

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Руси, роль отдельных исторических личностей.

Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

20.02

45

История и культура родного края в древности

Рассказывать о развитии края. Описывать памятники истории культуры края

26.02

Русь в середине ХII — начале XIII в. – 5 часов

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Объяснять смысл понятия «политическая раздробленность». Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности.

27.02

47

Владимиро-Суздальское княжество

Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально_политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

05.03

48

Новгородская республика

06.03

49

Южные и юго-западные русские княжества

12.03

50

Повторительно-обобщающий

урок по теме: Русь в середине XII — начале XIII в.

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории, роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты раздробленности  на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

13.03

Русские земли в середине XIII — XIV в. – 10 часов

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской

литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

§ 17 вопр.1– 5

19.03

52

Батыево нашествие на Русь

20.03

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище. Составлять характеристику Александра Невского.

02.04

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей.

§ 18 вопр.1 – 2

03.04

55

Литовское государство и Русь

Характеризовать особенности развития Великого княжества Литовского. Показывать на карте русские

территории, отошедшие к Литве.

§ 18 вопр.3 – 5

09.04

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Показывать на исторической карте территорию Северо_Восточной Руси, основные центры объединения русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

§ 19 вопр.1 – 6

10.04

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

битва

Рассказывать о Куликовской битве на основе текста учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

§ 20 вопр.1– 5

16.04

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

Рассказывать о развитии культуры русских земель.

Объяснять особенности развития просвещения, научных знаний, литературы и др. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи. Характеризовать идею единства Русской земли (по «Слову о полку Игореве»).

§ 21 вопр.1– 5

17.04

59

Родной край в истории и культуре Руси

Рассказывать о развитии края. Описывать памятники истории культуры края

§ 22 вопр.1– 7

23.04

60

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XIII-XIV вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

24.04

Формирование единого Русского государства – 8 часов

61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Характеризовать отношения Москвы с другими государствами.

30.04

62

Московское княжество в первой половине XV в.

Объяснять смысл понятия «централизованное государство». Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составлять характеристику Ивана III.

01.05

63

Распад Золотой Орды и его последствия

07.05

64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Объяснять суть изменений в политическом строе при Иване III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них  ведения в рассказе о положении крестьян.

08.05

65

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять смысл понятий:  ересь, «Москва — Третий Рим». Приводить оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

14.05

66

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные исторические события и явления, Сопоставлять факты, выявлять общее и особенное

15.05

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV — начале XVI в. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Участвовать в оформлении альбома, посвящённого памятникам культуры родного края изучаемого периода.

21.05

68

История и культура родного края

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XV–XVI вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

22.05

Итоговое повторение – 2 часа

69

Итоговое повторение

Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XV–XVI вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

28.05

70

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...