Конспект урока
план-конспект урока по истории (7 класс)

План-конспект урока по теме: "Смута в Российском государстве". 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН- КОНСПЕКТ

Смута в Российском Государстве: причины, начало

Тип урока: комбинированный

Цели учебного занятия:

1.Образовательные: познакомить учащихся с основными событиями  Смутного времени, а также  с историческими личностями и теми ролями, которые они сыграли  в судьбе России;

2. Развивающие: сформировать  умения работы  с историческими источниками, а также развивать  коммуникативные навыки, умения доказывать и обосновывать свою позицию;

3. Воспитательные:  воспитать  у учащихся  чувство патриотизма на примерах героев, боровшихся за независимость России

Учебное оборудование: презентация, рабочая тетрадь, карты и атласы на тему: Смутное время».

Ход урока:

I. этап урока:

Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

II. этап урока:

Проверка домашнего задания по теме параграфа «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI-XVII века:

карточка № 1: Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны

карточка № 2: Россия и Речь Посполитая в конце XVI-XVII века

карточка № 3:Россия и Крымское ханство XVI-XVII века

Работа с классом: тест "Повторение раннее изученного материала"

Когда произошли данные события:

1. Правление Федора Ивановича.

2. Гибель царевича Дмитрия в Угличе.

3. Указ об урочных летах.

4. Возникновение патриаршества на Руси

5. Избрание на царство Бориса Годунова.

Ответьте на вопросы:

1. Перечислите города, построенные по инициативе БорисаГодунова.

2. Назовите оборонительные сооружения, созданные в Москве в XVI веке?

3. Как повлияло учреждение патриаршества на политическую карьеру Бориса Годунова?

4. Расскажите о причинах опалы бояр Романовых.

Ответ учащихся по карточке.

III этап урока.

Мотивационно-целевой.

События рубежа XVI - XVII по праву называются Смутным временем. Временем, затронувшим   не только экономическую и политическую сторону жизни российского общества, но и моральные и нравственные ценности. Для того, чтобы осознать как жилось в те страшные, но столь значимые годы для истории нашей страны, необходимо перенестись в ту удивительную эпоху.

IV. этап урока. Изучение нового материала ( Запись в рабочей тетради темы и плана урока).

План:

1. Экономические трудности начала XVII века

2. Народные выступления

3. Самозванец

4. Политика нового правителя

5. Боярский заговор

6. Царь Василий Шуйский

7. Восстание Болотникова

По словарю В. И. Даля, смута - это возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между народом и властью.

Смутное время -  период в отечественной истории, когда в стране до предела обострились  экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России Гражданская война

В чем же заключались причины возникшего Смутного времени?

 Внимательно прочитайте с текстом § 14  стр. страница 10, сформулируйте и запишите эти причины в тетрадь.

1. Пресечение законной московской династии;

2. Хозяйственная разруха (голод, запустение центральной части русских земель);

3. Ужесточение политики закрепощения крестьян;

4. Массовые народные волнения;

5. Противоречия между боярами и дворянами, так как шла борьба за влияние на того или иного царя;

6. Увеличение налогового гнета;

7. Ослабление центральной власти.

Проверка письменного задания.

Работа с документом "Из курса русской истории» В.О. Ключевского стр. 19

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы:

1. О ком идет речь в отрывке?

2. Согласны ли вы с мнением историка  об этом человеке?

Работа с картой: проследить путь следования Лжедмитрия I и его войска на Москву. Выявить основные сражения страница 17.

Запись в тетради: 1605 - 1606 - царствование Лжедмитрия I.

          30 июня 1605 года Дмитрий венчался на царство. Новый царь не собирался выполнять обещания, данные польскому королю и воеводе Юрию Мнишек, за их помощь в восшествии на российский престол.

С самого начала своего правления новый монарх активно принялся за переустройство своего государства:

1. Запретил брать взятки;

2. Повысил должностные оклады;

3. Каждый день присутствовал на заседании Боярской думы;

4. Лично принимал дважды в неделю челобитные и выслушивал челобитчиков;

5. Нарушил вековой русский обычай послеобеденного отдыха; любил гулять по Москве, заходил в ремесленные лавки, разговаривал с купцами и торговцами;

6. Любил охоту и мог сам единолично охотиться на зверя;

7. Не осенял себя крестным знамением, не разрешал себя окроплять святой водой.

Жители Москвы с недоверием наблюдали за действиями «чудом спасенного»  царя, которой не желал считаться с устоявшимися  русскими традициями и обычаями. Чашу  народного терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с польской панной Мариной Мнишек. Неприязнь москвичей вызвал приезд Марины Мнишек с огромной польской свитой, пытавшейся жителям Москвы навязать свои порядки.

Задание: Найдите в тексте параграфа подтверждение данным фактам страница 11-12( он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал; приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.)

К началу весны 1606 г. в Москве возник  заговор с целью свержения самозванца. Во главе заговора стояли Иван и Василий Голицыны, Василий, Дмитрий и Иван Шуйские, Михаил Татищев.

17 мая 1606 г.  заговорщики приступили к осуществлению своего плана. Бояре и дворяне под предводительством Голицыных и Шуйских ворвались в Кремль. В Москве тревожно звонили колокола. Народ бежал к Красной площади. Лжедмитрий I, воспользовавшись замешательством, попытался бежать, но выпрыгивая из окна, повредил ногу. Стрельцы попытались взять под защиту Дмитрия, но заговорщики схватили его, сорвали с него царский кафтан и застрелили. Тело, обвязав веревкой, потащили по земле из Кремля через Спасские ворота. Тело еще два дня находилось не погребенным, и каждый желающий мог надругаться над ним.

Выступление ученика, получившего опережающее задание: рассказать об исторической личности Василия Шуйского.

Запись в тетради: 1606-1610 - царствование Василия Шуйского.

В. Шуйский стал первым российским царем, который присягнул своим подданным:

1. не допускать безграничного самовластия;

2. не слушать каких-либо ложных доносов;

3. полагаться только на справедливое расследование.

Восстание Ивана Болотникова (работа в группах)

Задание:

1 группа: охарактеризовать состав участников восстания. Какие слои общества сыграли активную роль в восстании?

2 группа: определить, совпадали ли цели и интересы различных слоев общества, объединившихся в лагерь И. Болотникова.

3 группа: проследить, охарактеризовать ход движения восставших.

4 группа: причины поражения. Почему, на ваш взгляд, В. Шуйский сумел подавить восстание И. Болотникова?

( учащиеся работают с текстом учебника, картой "Смутное время в России начала XVII в", стр. 17 учебника и текстом документа "Из московской хроники» немецкого мемуариста очевидца Смуты К. Буссова страница 19 учебника)

Выступление групп 

 ( Ученики формируют и записывают в тетрадь понятие "гражданская война" и дату восстания)

Гражданская война – война, в которой соотечественники воюют друг против друга.

1606-1607 - восстание под предводительством И.И. Болотникова.

V этап урока.

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Очень долго бытовало мнение, что причиной Смуты в России является исключительно лишь династический кризис. Назовите еще причины Смутного времени в России, разделите их на три группы: экономические, политические, социальные.

VI этап урока.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа:

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

- Что в новом материале вас заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: § 14, ответить на вопросы 1,2,3 страница 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...