разработка урока
план-конспект урока по истории (8 класс)

Бриллиантова Маргарита Михайловна

Рааработка Урока "Дворцовые перевороты" для 8 класса с применением кейс технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dv_per.docx394.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов»

Тема: «Эпоха дворцовых переворотов».

Тип занятия: повторительно-обобщающий.

Вид занятия: урок-исследование.

Цель:  Восстановить и расширить знания учащихся об эпохе Дворцовых переворотов

Задачи:

1) сформировать у обучающихся историко-познавательные компетенции: выделять общее и особенное в процессах смены властителей в послепетровскую эпоху, устанавливать причинно-следственные связи между социально-экономическими и политическими процессами; выяснить значения эпохи в историческом процессе развития Российской государственности                                                                                                                                      

2) информационно-коммуникационные: анализ исторической ситуации, формирование собственной позиции в ходе обсуждения, формирование умений работать с различными источниками информации, картой, интернет-источниками, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений

 3) социально-мировоззренческие: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Актуализация

  Сегодня мы с вами повторяем изученную эпоху в истории нашей страны. О какой эпохе идет речь:«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой –  в особенностях той среды, которая управляла делами». (С. Ф. Платонов).

  Смерть такой масштабной и грандиозной личности как личность царя-реформатора -  Петра Великого не могла не вызвать катастрофы, началась смена престолонаследников вследствие отсутствия закона о престолонаследии

  Проблемное задание: Определите, какую роль сыграли правители в России в 1725-1762 гг.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Делятся на 4 группы

2. Информационно-аналитический

1 задание каждая из групп определяет правителя

2 задание выбирается определенный правитель и соответствующие задания

3 задание работа с источником и ответы на вопросы к нему (необходимо сформулировать и аргументировать собственное мнение при ответе на вопросы, опираясь на конкретный исторический материал)

Организовывают работу в группе, распределяют задание, приступают к работе

3.Организационно-практический

1. Время (25 мин.), отведённое на работу над заданиями. Проверка заданий

Представляют работу в группах

4.Подведение итогов урока.

Прошу оценить участие каждого

Предлагают вниманию всего класса свои выводы по теме.

Оценивают участие каждого ученика в работу группы.

     

Группа №1 О каком правителе идёт речь?

В.И. Буганов – советский историк. «Судьба бывшей портнихи сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».

  • Создать синквейн о правителе.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Группа №2 О каком правителе идёт речь?

А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

  • Создать синквейн о правителе.

 Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Группа №3 О каком правителе идёт речь?

 По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»

  • Создать синквейн о правителе .

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Группа №4 О каком правителе идёт речь?

 В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.

  • Создать синквейн о правителе.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Группа №5 О каком правителе идёт речь?

А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». 

  • Создать синквейн о правителе.

        Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Тем не менее, некоторые полагают, что последним правителем из династии Рома...

Петр III

5 января 1762г. (25 декабря 1761 г.) Елизавета Петровна скончалась, а императором стал Петр III. Его правление продлилось недолго, всего 186 дней, причем коронации не было. Петр с упорством изучал русский язык и основы православной веры.  Когда Петр стал императором, он вернул ко двору многих вельмож, которые были в ссылке, значительно увеличил привилегии дворянства. Кроме того, при Петре была ликвидирована Тайная канцелярия. В этот же период усилилось крепостное право, теперь помещики могли переселять своих крепостных из одного уезда в другой, огромное количество государственных крестьян стало крепостными, все это привело к периодическим бунтам. Петр III начал секуляризацию церковных земель, чем вызвал сильное недовольство среди духовенства. В армии он начал вводить порядки, как в прусских военных частях, что, конечно, было не по душе гвардии. Внешняя политика также вызывала недовольство, первым делом Петр III прекратил войну с Пруссией и вернул ей завоеванные земли. Это решение свело «на нет» все затраты и жертвы русской армии и всего народа, кроме того, такое действие предотвратило поражение Пруссии. Таким образом, для России Семилетняя война закончилась ничем. Петр III также начал войну со своей бывшей союзницей – Данией. Такие действия привели к тому, что против императора планировались заговоры. Заговоры против Петра III Разговоры о том, что Петр не должен управлять страной, возникли еще во время правления Елизаветы Петровны. Канцлер Бестужев-Рюмин планировал заговор, но в 1758 г. его замысел был раскрыт. Незадолго до смерти Елизаветы был сформирован еще один заговор, зачинщиками были: Н. И. Панин, М. Н. Волконский, К. П. Разумовский, братья Орловы, а с ними офицеры Преображенского и Измайловского полков. Но когда Елизавета скончалась, стало очевидно, что не следует осуществлять переворот, поскольку на тот момент Екатерина II была беременна от Григория Орлова, кроме того, положение жены императора было недостаточно крепким, поэтому она хотела подождать, пока популярность Петра станет еще меньше, а количество ее союзников увеличится.
Отношения между супругами сильно ухудшились, Петр III открыто говорил о возможности развода, позже он даже планировал ее арестовать, но в дело вмешался его дядя – фельдмаршал Георг Гольштейн-Готторпский. После этих событий Петру периодически сообщалось о возможных заговорах, но он не придавал этому внимания. 28 июня 1762 г. император отправился в Петергоф на торжественный обед, где, как он думал, его встретит супруга. В это время Екатерина уехала в Петербург, где ей присягнули на верность Сенат, Синод, гвардия и народ. После гвардейцы двинулись в сторону Петергофа, Петр же отправился в Кронштадт, который уже присягнул на верность его жене. В результате Петр III принял решение вернуться в Ораниенбаум, где и отрекся от российского престола. Петр III: смерть После переворота Петра отправили в Ропшу в сопровождении гвардейцев, которыми руководил А. Г. Орлов. Но уже 17 июля 1762 года он скончался. Истинная причина смерти на настоящий момент неизвестна, но имеются разные точки зрения. Существует мнение, что к летальному исходу привели проблемы со здоровьем. Есть и другая точка зрения: причиной смерти стало убийство Петра III собственной стражей, когда он замышлял заговор против Екатерины. Его похоронили 21 июля 1762 года в Александро-Невской лавре, т.к. Петр не был коронован, его нельзя было хоронить там, где и других императоров. Но когда главой государства стал Павел I, он приказал перенести останки своего отца в церковь при Зимнем дворце, а после в Петропавловский собор, причем он сам короновал прах Петра III. После смерти Петра появлялось множество самозванцев, они пытались свергнуть Екатерину, представляясь им. Большего успеха достиг Емельян Пугачев, который в 1773 г. стал предводителем Крестьянской войны, которая, правда, в итоге закончилась поражением.

Дайте характеристику ПетруIII по плану:

1.        Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии), условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов.

2.        Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их историческим задачам, которые решал данный человек.

3.        Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения.

4.        Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности.

5.        Ваше отношение к данному историческому деятелю.

http://www.e-reading.mobi/illustrations/1063/1063380-i000000140000.jpg

 Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) 

(5 (15) апреля 1684, Лифляндия — 6 (17) мая 1727, Санкт-Петербург), российская императрица (с 28 января 1725 г.), вторая жена Петра I.   Происхождение Марты точно неизвестно. По некоторым сведениям, она была дочерью латышского крестьянина Самуила Скавронского, по другим — шведского квартирмейстера И. Рабе. Образования она не получила, а ее юность прошла в доме пастора Глюка в Мариенбурге (ныне город Алуксне в Латвии), где она была одновременно прачкой и кухаркой. Вероятно также, что она короткое время была замужем за шведским драгуном. В 1702 г. после взятия Мариенбурга русскими войсками будущая русская императрица стала военным трофеем и оказалась сначала в обозе Б. П. Шереметева, а затем у А. Д. Меншикова. Около 1703 г. ее заметил Петр I и пленился красотой Марты. Она стала одной из его любовниц. Постепенно отношения между ними становились все более близкими. Марта (вскоре крещенная по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны) отличалась веселым, ровным, ласковым характером; она легко приспосабливалась к капризам Петра, мирилась с его вспышками беспричинного гнева, умела помогать во время приступов эпилепсии, легко делила с ним трудности походной жизни. Одинокий и несчастный в личной жизни, Петр все больше привязывался к Екатерине, признавал рожденных ею от него детей. Екатерина не принимала непосредственного участия в решении политических вопросов, но имела на царя определенное влияние, в частности, считается, что она нередко выступала перед царем заступницей Меншикова. По преданию, она спасла царя во время Прутского похода, когда русские войска были окружены. Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, тем самым склонив его к подписанию перемирия. По возвращении в Петербург 19 февраля 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной, а их дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна) получили официальный статус цесаревен. В 1714 г. в память Прутского похода царь учредил орден Св. Екатерины, которым наградил жену в день ее именин. В мае 1724 г. Петр впервые в истории России короновал Екатерину в качестве императрицы. Существует предположение, что царь собирался официально провозгласить ее своей преемницей, но не сделал этого, узнав об измене жены с камергером В. Монсом.    После смерти Петра усилиями Меншикова и при опоре на гвардию Екатерина была возведена на престол. Поскольку сама она не обладала способностями и знаниями государственного деятеля, при ней был создан управлявший страной Верховный тайный совет, руководителем которого стал Меншиков. Среди наиболее значительных мероприятий этого времени — открытие Академии наук, заключение союза с Австрией и др. Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье, и почти не интересовалась делами управления. Перед смертью по настоянию Меншикова Екатерина подписала завещание, по которому престол должен был отойти к великому князю Петру Алексеевичу, а в случае его смерти к ее дочерям или их потомкам.  Дайте характеристику Екатерине I по плану:

1.        Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии), условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов.

2.        Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их историческим задачам, которые решал данный человек.

3.        Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения.

4.        Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности.

5.        Ваше отношение к данному историческому деятелю.

https://mtdata.ru/u19/photoCB0E/20845994850-0/original.jpg

Пётр II

Петр II (12.10.1715-18.1.1730), император, внук Петра I, сын царевича Алексея и принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской (мать его умерла вскоре после его рождения). Шансы Петра Алексеевича на престол увеличились особенно после смерти в 1719 сына Петра I и Екатерины I Петра Петровича. Народ видел в нем законного наследника (только раскольники не признавали его потомком царя, так как он родился от брака с иностранкой). После смерти Петра I на престол вступила Екатерина I; за царевича Петра Алексеевича были только представители старых знатных родов - Голицыны, Долгорукие, Репнины, Трубецкие, Долгоруковы, Головкины, Нарышкины, Салтыковы. На воспитание царевича Петра как при Петре Великом, так и при Екатерине I не обращалось много внимания; из его учителей известны двое - Семен Афанасьевич Маврин и Иван Алексеевич Зейкин, обучавший царевича истории, географии, математике и латинскому языку. Стремясь сохранить свое влияние при дворе, Меншиков добился от Екатерины I передачи трона Петру. Император Петр II вступил на престол 7 мая 1727. Власть сосредоточивалась в руках Меншикова; для усиления своего влияния последний хотел женить своего сына на сестре императора Наталье Алексеевне, а самого Петра II женить на своей дочери Марии. Этот брак одобрил Верховный тайный совет, и 24 мая состоялось обручение. Не было, однако, недостатка и в других лицах, которые старались захватить в свои руки фактическое управление делами при двенадцатилетнем императоре; таков был и А. И. Остерман. Последний назначил учителями к императору академика И.Б. Гольдбаха и архиепископа Феофана Прокоповича. Была разработана обширная программа обучения императора различным наукам, рассчитанная на два года. В конце 1727 императорский двор переехал в Москву, где особое влияние на императора стали оказывать Долгорукие. Молодой император относился очень почтительно к своей бабке, постриженной в монахини царице Евдокии, которая в это время была переведена из Ладожского монастыря в московский Новодевичий монастырь. Для усиления своего влияния Долгорукие всячески старались забавами и увеселениями отвлечь императора от занятия делами. Особенно Петр II сблизился с Алексеем Григорьевичем Долгоруким и его сыном Иваном Алексеевичем, который был всего на шесть лет старше царя. В сентябре 1727 Меншиков попал в опалу и был сослан в Сибирь. Составленная Остерманом программа обучения не выполнялась; большую часть времени император проводил в забавах. Власть находилась в руках Долгоруких, которые решили женить Петра на старшей дочери Алексея Григорьевича Долгорукого княжне Екатерине. 30 ноября 1728 произошло обручение Петра II с невестой, однако все замыслы были разрушены смертью Петра II от оспы. Говорить о самостоятельной деятельности Петра II, умершего на шестнадцатом году своей жизни, нельзя; он постоянно находился под тем или другим влиянием, являлся орудием в руках какой-либо из многочисленных дворцовых партий того времени. За время его короткого царствования было, однако, издано несколько указов, в т.ч. указ 4 мая 1727 о переносе важных дел из Кабинета прямо в Верховный тайный совет, указы о более правильном сборе подушной подати и об упразднении Главного магистрата; указ 16 июня 1727 о переносе малороссийских дел из Сената в Коллегию иностранных дел, Вексельный устав 1729; указ 29 сентября 1729 о запрещении духовенству носить мирскую одежду.

Вопросы и задания

Дайте характеристику Петру II по плану:

1.        Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии), условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов.

2.        Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их историческим задачам, которые решал данный человек.

3.        Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения.

4.        Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности.

5.        Ваше отношение к данному историческому деятелю.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5c/Coronation_portrait_of_Anna_of_Russia_%28priv.coll.%29.jpg

Анна Иоановна

Анна Ивановна, (28.1.1693, Москва - 17.10.1740, Санкт-Петербург), императрица (с 1730). Средняя дочь царя Ивана V Алексеевича и Прасковьи Федоровны, урожденной Салтыковой, племянница Петра I. Детство Анны Ивановны прошло в подмосковном селе Измайлово, где она жила с матерью и сестрами после смерти отца, окруженная множеством богомольцев, юродивых, гадальщиц, калек, уродов и странников, находивших постоянный приют при дворе царицы Прасковьи. Обучали царевен русскому языку, истории, географии и каллиграфии. Петр желал, чтобы они знали иностранные языки и танцы, а потому к ним был приставлен в качестве гувернера и учителя немецкого языка А.И. Остерман (старший брат знаменитого впоследствии вице-канцлера), а в 1703 для преподавания французского языка и танцев приглашен француз Рамбурх. В 1708 царица Прасковья и ее дочери переехали из Измайлова в Санкт-Петербург. В июле 1710 началось сватовство Анны, а 31 октября того же года она была обвенчана с племянником прусского короля герцогом курляндским Фридрихом Вильгельмом. Несмотря на смерть герцога, семнадцатилетняя вдова должна была, согласно воле Петра, поселиться в Митаве и окружить себя немцами;. В 1718-1719 царь послал в Митаву состоять при герцогине Анне Ивановне ее дядю, Василия Федоровича Салтыкова, человека грубого и даже жестокого. Письма Анны Ивановны не только к Петру, к его жене Екатерине и к цесаревне Елизавете, но даже к некоторым царедворцам, как, например, к князю Меншикову и вице-канцлеру Остерману, были наполнены жалобами на судьбу, на безденежье и написаны заискивающим, униженным тоном. То же продолжалось и при Екатерине I и Петре II. Последняя надежда Анны Ивановны на замужество была разрушена, и она стала все более и более обращать внимание на одного из своих придворных, камер-юнкера Э.И. Бирона. Неожиданная смерть Петра II коренным образом изменила судьбу Анны Ивановны: Верховный тайный совет на заседании в Лефортовском дворце (19.1.1730) принял решение пригласить Анну Ивановну на престол при условия подписания ею «пунктов» (т.н. кондиций), ограничивающих самодержавную власть. Кондиции эти решено было отправить Анне в Мигаву с тремя депутатами от Верховного тайного совета, Сената и генералитета. В депутацию были избраны князь В.И. Долгорукий, брат князя Дмитрия Михайловича Голицына, сенатор князь Михаил Михайлович (Младший) и генерал Леонтьев. Они должны были вручить Анне письмо от Верховного тайного совета и получили от него инструкцию с наставлениями, как действовать в Митаве. В то же время в Митаву к Анне Ивановне прибыл гонец с уведомлением от Рейнгольда Левенвольде, что вовсе не весь народ желает ограничения ее самодержавия, позднее приехал посланный Сумароков с советом Анне не верить всему, что станут ей представлять депутаты Верховного тайного совета. Архиепископ новгородский Феофан Прокопович, будучи убежденным сторонником неограниченного самодержавия, тоже поторопился отправить гонца к Анне. Несмотря на эти предупреждения, 28.1.1730 Анна Ивановна подписала кондиции, которые были оглашены в Кремле 2.2.1730 на собрании высших военных, гражданских и придворных чинов. 15.2.1730 Анна Ивановна прибыла в Москву, где 25 февраля в Кремле приняла представителей оппозиции Верховному тайному совету (A.M. Черкасский, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др.), вручивших ей челобитную от дворянства о восстановлении самодержавной власти, и разорвала кондиции.Уже 4 марта уничтожила Верховный тайный совет и восстановила Правительствующий Сенат в том виде, в каком он существовал при Петре I. В Москве Анна Ивановна жила в небольшом деревянном дворце - «Анненгофе», построенном в Кремле по ее приказу рядом с Арсеналом, любила бывать в Слободском дворце, Измайлове. В Лефортове, на берегу реки Яузы, в 1731 был построен деревянный дворец - «летний Анненгоф» (архитектор В.В. Растрелли; дворец сгорел в 1746), за которым был разбит парк. В «летнем Анненгофе» Анна Ивановна часто устраивала балы и маскарады, в парке - фейерверки, затмившие «огненные потехи» Петра I. По указу Анны Ивановны был отлит Царь-колокол. Не будучи подготовлена к той роли, какая выпала ей на долю в зрелом возрасте, Анна Ивановна оказалась вдали от забот правления. За нее думали и работали другие По отзывам всех современников, Анна Ивановна обладала здравым умом; некоторые находили, что сердце ее не было лишено чувствительности; но с самого детства ни ум, ни сердце ее не получили надлежащего направления. При внешнем благочестии она проявляла не только грубость нравов и суровость, но даже жестокость. Было бы несправедливо приписывать исключительно влиянию Бирона все гонения, ссылки, пытки и мучительные казни, совершившиеся в ее царствование: они обусловливаются и личными свойствами Анны Ивановны. Вся власть во время правления Анны Ивановны находилась в руках выходца из Курляндии Э.И. Бирона и его ставленников. В 1731 императрица издала манифест о всенародной присяге наследнику, учредила Кабинет министров. Был восстановлен центральный орган политического сыска - Тайная розыскных дел Канцелярия во главе с А.И. Ушаковым, где при расследовании «слова и дела государева» применялись жестокие пытки. В 1732 Анна Ивановна вместе с двором и высшими государственными учреждениями переехала из Москвы в Санкт-Петербург. В 1730 по указу Анны Ивановны составлена опись всем казенным заповедным лесам. Проводилась регламентация торговли хлебом, особенно во время голода 1734. Был обнародован новый горный устав - Берг-регламент (1739). В 1730 Анна Ивановна издала манифест Синоду с требованием соблюдения чистоты православной веры, искоренения ересей, расколов и суеверий; распорядилась о предании сожжению колдунов (1731); в 1738 установлена смертная казнь за богохульство. В 16 городах империи были открыты духовные семинарии. Под руководством Миниха проводилась военная реформа; были сформированы Измайловский и Конный гвардейский полки. В 1733-1735 русские войска участвовали в изгнании из Саксонии С. Лещинского, что помогло избранию польским королем Станислава Августа курфюрста Саксонского (Август III). Бирон был избран герцогом Курляндским и Семигальским. Как бы желая вознаградить себя за стеснения, испытанные ею в течение почти двадцатилетнего пребывания в Курляндии, Анна Ивановна тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады, торжественные приемы послов, фейерверки и иллюминации. Даже иностранцы поражались роскоши ее двора. Стремясь закрепить право на российский престол за потомками Ивана V, перед смертью Анна Ивановна назначила своим преемником Ивана Антоновича, а регентом до его совершеннолетия - Бирона.

Вопросы и задания

Дайте характеристику Анне Иоанновне по плану:

  1. Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии), условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов.
  2. Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их историческим задачам, которые решал данный человек.
  3. Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения.
  4. Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности.
  5. Ваше отношение к данному историческому деятелю.

 

https://im5.kommersant.ru/Issues.photo/RADIO/2017/10/27/KMO_119236_00007_1_t218_161525.jpg

Елизавета I.

Елизавета Петровна Романова Род. 18 декабря 1709 г. Объявлена царевной 6 марта 1711 г. и цесаревной 28 декабря 1721 г.; вступила на престол 25 ноября 1741 г., короновалась 25 апреля 1742 г. Императрица Всероссийская в 1741-1761 г. Елизавета родилась в селе Коломенском 18 декабря 1709 года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву; за ним везли шведских пленных. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. "Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь", - сказал он. Петр нашел Екатерину и новорожденного младенца здоровыми, и на радостях устроил пир. Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елизавета уже обращала на себя внимание своей красотой. Как в раннем отрочестве, так и в зрелом возрасте, она при первом появлении поражала всех своей красотой. Ее роскошные волосы, не обезображенные пудрой по тогдашней моде, распускались по плечам локонами, перевитыми цветами. Решительно неподражаема была цесаревна в русской пляске, которой в веселые часы забавлялась императрица со своими шутами и шутихами. Жажда власти была совершенно не в характере Елизаветы. Свидетельство тому хотя бы то, что она не принимала участия ни в одном из предшествовавших государственных переворотов и даже не старалась заявить о своих правах на престол. Если она и оказалась в 1741 году вовлеченной в вихрь политических событий, то обязана была этим скорее внешним обстоятельствам, чем склонностям своей натуры. После смерти Анны в Петербурге началось сильнейшее брожение умов. Заявила о своем существовании так называемая национальная партия. Засилье   немцев, которое покорно сносили в течение десяти лет,  сделалось вдруг невыносимым. Бирона ненавидели все поголовно, Миниха и Остермана не любили. Антона Брауншвейгского презирали. Анну Леопольдовну не уважали. В этих обстоятельствах как-то само собой приходило на ум имя Елизаветы, тем более что в гвардии ее знали очень хорошо. Спрашивали, с какой стати принимать немецкого императора и его родню, когда жива и здравствует родная Дочь Петра Великого. То, что она родилась до заключения брака и считалась вследствие этого незаконной, уже никого не смущало. Разговоры о возможном перевороте начались еще в феврале 1741 года. К семи часам утра 25 ноября переворот завершился. Арестованных отправили в крепость, а во дворец Елизаветы стали собираться петербургские вельможи. Все были растеряны, многие опасались за свою судьбу, но императрица приняла всех милостиво. Опала постигла лишь немногих, да и из них никого не казнили, а лишь сослали в Сибирь. С самого начала своего правления Елизавета хотела показать пример гуманности и великодушия. Затем пошли награды. Рота Преображенского полка, совершившая переворот, была наименована лейб-компанией. Елизавета объявила себя капитаном этой роты. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями. Грюнштейну было пожаловано три тысячи душ. Другие участники переворота также получили чины и подарки. Лестока пожаловали в графы. Чтобы обезопасить себя со стороны Гольштинской линии, императрица немедленно по принятии власти отправила в Киль за своим племянником, которого собиралась сделать наследником. В ноябре кабинет министров был упразднен, а правительствующие функции возвращены сенату. В вице-канцлеры на место Остермана был возведен Алексей Бестужев. 23 февраля императрица выехала со всем двором в Москву, где должна была состояться коронация. 28 февраля Москва торжественно встречала Елизавету. Праздник Пасхи государыня встретила в Покровском селе, после чего 25 апреля состоялась коронация, 29-го императрица переехала в Яузский дворец, после чего здесь стали устраиваться бесконечные празднества и торжества, балы и маскарады, на которых Елизавета собирала до 900 человек. До конца 1742 года они проходили в Москве, а потом возобновились в Петербурге. Так началось веселое царствование Елизаветы. Среди мужчин, всегда игравших большую роль в жизни Елизаветы, Разумовский долгое время стоял на первом месте. В конце 1742 года она сочеталась с ним тайным браком в подмосковном селе Перове. После этого Разумовский поднялся на недосягаемую высоту. Поселившись во дворце, в апартаментах, смежных с покоями государыни, он сделался открыто признанным участником всех удовольствий, всех поездок Ее Величества, со всеми внешними признаками почета, принадлежащими принцу-супругу. Выходя из театра в сильный мороз, императрица заботливо запахивала шубу Алексея Григорьевича и оправляла ее, а на официальных обедах Разумовский всегда сидел за столом рядом с государыней. Непосредственно в политику он не вмешивался и продержался в милости императрицы до последнего дня ее жизни. Другие пристрастия Елизаветы никогда не нарушали добрых отношений четы. Со свойственным ему смирением Разумовский не настаивал на своих правах, чтобы перечить Елизавете и стеснять ее свободу. Не считая мимолетных увлечений, фаворитами императрицы были Петр Шувалов, Роман и Михаил Воронцовы, Сивере, Лялин, Войчинский и Мусин-Пушкин. С 1749 года самым близким фаворитом стал Иван Иванович Шувалов. С начала своего правления Елизавета была очень озабочена тем, чтобы не посрамить имени и наследия своего отца. Она настолько была привержена этой идее, что даже пыталась заниматься делами, но с годами лень и нерадение все более брали над ней вверх. Уже в 1742 году Бестужев горько жаловался саксонскому министру на беспечность и рассеянность императрицы. Среди занимавших ее удовольствий государыня с трудом находила время для чтения бумаг и слушания докладов. Важнейшие документы неделями лежали, ожидая подписи Елизаветы. Тем не менее царствование ее можно считать .удачным и даже блестящим. При ней уничтожены были внутренние таможни, при ней основали первый русский университет, при ней Европа вновь увидела русскую армию и услышала о ее победах. Впрочем, и в,о внешней политике императрица руководствовалась более личными пристрастиями, нежели изощренным расчетом. Она терпеть не могла прусского короля и дважды успешно воевала с ним. Только внезапная смерть русской государыни спасла Фридриха II от полного разгрома. С 1757 года Елизавету стали преследовать тяжелые истерические припадки. Она то и дело лишалась чувств, а после очень тяжело приходила в себя и в течение нескольких дней чувствовала себя такой слабой, что не могла внятно говорить. В довершение несчастья на ногах у нее открылись незаживающие раны и кровотечения. За зиму 1760-1761 года Елизавета только раз была на большом выходе. Всегда непоседливая и общительная, она теперь большую часть времени проводила, запершись в своей спальне. Красота ее быстро разрушалась, и это более всего удручало больную. От скуки Елизавета пристрастилась к крепкой наливке. 12 декабря 1761 года у нее явился упорный кашель и кровохарканье. Через десять дней, после нового сильного кровотечения врачи объявили, что положение императрицы безнадежно. Она исповедовалась и причастилась. Но мучительная агония продолжалась еще несколько дней. Смерть наступила 25 декабря.

Вопросы и задания

Дайте характеристику Елизавете Петровне по плану:

  1. Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии), условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов.
  2.  Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их историческим задачам, которые решал данный человек.
  3.  Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения.
  4. Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности.
  5. Ваше отношение к данному историческому деятелю.

   

Задания по группам

Группа №1 О каком правителе идёт речь?

В.И. Буганов – советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».

Екатерина I

  1. Отметить события внутренней политики периода правления Екатерины I.
  2. Отметить события внешней политики периода правления Екатерины I.
  3. Сформировать свое отношение к личности Екатерины I используя материал параграфа, текст документа.
  4. Создать синквейн о Екатерине I.

Группа №2 О каком правителе идёт речь?

А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

 Петр II

  • Отметить события внутренней политики периода правления Петра II.
  • Отметить события внешней политики периода правления Петра II.
  • Сформировать свое отношение к личности Петра II используя материал параграфа, текст документа.
  • Создать синквейн о Петре II.

 Группа №3 О каком правителе идёт речь?

 По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»

Анна Иоанновна

  1. Отметить события внешней политики периода правления Анны Иоанновны.
  2. Подвести итоги правления Анны Иоанновны во внутренней политике.
  3. Сформировать свое отношение к личности Анны Иоанновны используя материал параграфа и текст документа.
  4. Создать синквейн об Анне Иоанновне.

Группа №4О каком правителе идёт речь?

. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.

Елизавета Петровна

  1. Отметить события внутренней политики периода правления Елизаветы Петровны.
  2. Отметить события внешней политики периода правления Елизаветы Петровны.
  3. Сформировать отношение к личности Елизаветы Петровны используя материал параграфа, текст учебника.
  4. Создать синквейн о Елизавете Петровне.

Группа №5 О каком правителе идёт речь?

А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». 

 Петр III

  • Отметьте события внутренней политики периода правления Петра III.
  • Отметьте события внешней политики периода правления Петра III.
  • Сформулируйте свое отношение к личности Петра III используя материал параграфа, текст документа.

Создать синквейн о Петре III.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...