Урок истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводства" ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс)

Анашкина Оксана Михайловна
К учебнику: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2015 - 303с.
К уроку: §4. Возникновение земледелия и скотоводства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_zemledeliya_i_skotovodstva.docx419.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Возникновение земледелия и скотоводства»

Класс: 5

дата, номер урока, время проведения: 25.06.2018 г. 5 урок

предмет: история

Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства»

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: комбинированный

Цель урока: получение  систематических знаний  о  причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы  и выявления причинно-следственных связей, продолжить формирование навыков работы с картой.

Задачи урока:

  • Образовательные: Формировать  систему знаний  с помощью ключевых понятий урока: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.
  • Развивающие: Развивать умение - составлять учебную задачу, развивать монологическую речь, образное и творческое мышление, навыки анализа, сравнения, описания; развивать умение работать с текстом учебника, находить нужную информацию, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; формировать собственную точку зрения; Развивать   и совершенствовать  навыки  совместной деятельности в группе.
  • Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учению

Планируемые результаты урока:

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Метапредметные:

Регулятивные:  Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.  Обозначить последствия появления ремёсел в жизни общины.

Коммуникативные: Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.   Выделить и прокомментировать освоенные древним человеком ремёсла.

Познавательные:  Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.  Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

Личностные: Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе.   Ориентация в системе моральных норм и ценностей

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, классная доска, учебная карта «Расселение первобытных людей», бумажные листы с текстами вопросов.        

Литература: Вигасин А.А.  История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2010.

Приложения: тест: «Искусство и религиозное верование у первобытных людей»; кроссворд «Возникновение земледелия и скотоводства»

Технологическая карта урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Цель этапа: создание эмоционального настроения на совместную коллективную деятельность. Психологический настрой.

1-2 мин.

Предлагаю начать урок с позитива. Давайте улыбнемся друг другу, и каждый кивнет своему соседу.

Похлопаем себе в ладоши.

Присаживайтесь!

Дети улыбаются, хлопают и садятся

  1. Актуализация изученной темы.

Цель этапа: повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

5 мин.

Мы продолжаем экскурсию по истории Древнего мира. Давайте вспомним, что рисовали первобытные художники?

Молодцы, ребята! А сейчас, ребята, обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выполнить тестовые задания. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, выделите.

Первобытные художники на стенах пещеры изображали животных (мамонтов, бизонов, коз и др), оружия охоты.

Выполняют тест: «Искусство и религиозное верование у первобытных людей».

(Приложение 1.)

Самопроверка: ответы:

1-б

2-а

3-а

4-в

5-в

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

5 мин.

Для того, чтобы узнать как развивался первобытный человек, мы должны ответить на несколько вопросов:

1. Ребята, откройте стр21, прочитайте название параграфа 4, предположите, о каких видах деятельности мы будем с вами сегодня говорить?

2. А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

  1. О скотоводстве и земледелии.

  1. Нет, сначала первобытный человек занимался собирательством и охотой.

 

  1. Постановка учебной задачи

Цели:  подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий

2 мин.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, как зарождалось земледелие и скотоводство.

На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, который стал ключевым моментом в переходе от присваивающего хозяйства к производящему?

Обсуждение  в классе, формирование вопросов:

Как?

Почему?

Что изменилось?

  1. Физкультминутка

Цели: снять физическое, психическое перенапряжения, легко переключиться с одного вида деятельности на другой, повысить общую работоспособность, в целях сохранения здоровья, предотвращения утомляемости.

5 мин.

Появление скотоводства и земледелия не говорит о том, что люди совсем перестали охотиться. Даже в наше время люди так развлекаются.

давайте вспомним песню первобытных охотников.

повторяем за мной:

1.мы идём на охоту, через лес и болото                

шаги на месте с  высоким поднятием колена, рука над головой сжимает воображаемое копьё.

2.звери нас не видят

присели и закрыли руками свои глаза.  

3. звери нас не слышат  

остаёмся в присядке и закрываем руками уши.

4.хип-хоп мы сильны

выпрыгиваем с присядки, делаем хлопок ладонями перед собой и напрягаем бицепсы рук.

5.хип-хоп мы дружны!

делаем хлопки ладонями над головой.                

6.носорог нас прости,      

ладони соединяем вместе и делаем наклон вперёд.

7. у тебя мы взять должны

руки перед собой, ладони вверх, сгибаем в локтях.

8.твою силу, твою мощь, и ты, должен нам помочь  

напрягаем бицепсы рук.

8. сезон дождей

пережить

изображаем руками «домик» над головой.

12.и до лета дожить!  

разводим руки в стороны и   делаем хлопки ладонями перед собой.   

     

Дети повторяют движения за учителем

  1. Решение учебной задачи

Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

15 мин.

Работа в группах: Давайте обратимся к учебнику стр21, 22. Мальчики читают статью «Приручение животных», а девочки – «Мотыжное земледелие», выделяя в тексте ключевые слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

Проверка: «Что получилось»?

Может показаться, что добыть муку и испечь хлеб это не такое уж и сложное занятие. Предлагаю вам перенестись в эпоху первобытного человека и попробовать добыть муку, чтобы потом замесить тесто для приготовления лепешек.

Необходимо:

На полу расстелить ткань (плед) коричневого цвета (имитация земли), или стол задрапировать темной и серой тканью (обоями) = большой камень.  

На «столе» расположить  камни (плоские) и горсть зерна.

Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство, давайте узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь.

Рассказ учителя: скотоводы начали разводить коз и овец, которые одновременно давали мясо, шерсть, молоко. Возникали и ремесла.

С развитием хозяйства люди стали больше уделять внимание изготовлению орудий труда и домашней утвари.

Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода.

Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой. Посмотрите на изображение глиняного сосуда на странице 22. Что вы можете о нем сказать?

В это же время появилось ткачество. Был изобретен простейший ткацкий станок, который вы можете увидеть на странице 23.

Нити делали изо льна, или пряли из шерсти животных.

У людей появилась льняная и шерстяная одежда, и они стали более защищенными перед непогодой.

Обратите внимание на карту. Как вы думаете, каковы причины  расселения земледельческих общин?

Правильно! Первые земледельцы появились в Передней Азии, потому что именно там очень мягкий климат, способствующий росту земледельческих культур.

(учитель показывает на карте пути расселения общин)

При помощи учебника, используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени? Кто его избирал, и с кем он должен был советоваться?

Мальчики: страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детенышей животных, за которыми ухаживали, растили и разводили. Так зародилось скотоводство.

Первым человек приручил собаку, потом свиней, овец, коз и коров.

Девочки: догадались, что вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, можно выращивать их рядом с домом. Научились обрабатывать землю при помощи каменного топора и мотыги. При помощи серпа собирали колосья.

Так зародилось земледелие.

Потом зерно перетирали на зернотерках, смешивали с водой и пекли лепешки.

Вывод детей: это сложный и длительный процесс.

Он расписан узорами, а это значит, что даже среди первобытных людей были творческие люди.

Вывод детей: в связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приемы ведения хозяйства, что способствовала появлению новых вещей: посуды, циновки, шерстяной ткани.

Поиск более хороших условий для выращивания зерна.

Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народного собрания.

  1. Рефлексия деятельности

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

6 мин.

Сегодня мы закрепим пройденный материал разгадкой кроссворда «Возникновение земледелия и скотоводства».

Что нового узнал на уроке?

Что понравилось?

Что не удалось сделать?

Дети работают, коллективно обсуждая правильный ответ

 (Приложение 2.)

Проверяют:

Ответы:
По горизонтали: 

1. Ткачество;

2. Молитва; 3. Идол; 4. Скотоводство;

5. Производящий;

6. Глина.

По вертикали: 

1. Земледелие;

2. Собака; 3. Мотыга; 4. Серп;

5. Старейшина;

6. Племя.

  1. Домашнее задание

1 мин.

Д.З.

Обязательное:

Проект «Словарь в рисунках»

Читать Параграф 4. Творческое задание по выбору:

Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или

«Занятие первобытного человека » или

используя ключевые понятия составь рассказ на эти темы.

Приложение 1.

Тест: «Искусство и религиозное верование у первобытных людей»

1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:

а) Альтама;

б) Альтамира;

в) Ильмира.

2. Что называется религией?

а) вера человека в сверхъестественные существа;

б) наука о сотворении мира;

в) наука о появлении человека.

3. Выберите причину появления религии:

а) неумение человеком объяснять явления природы;

б) боязнь человека перед стихией природы;

в) желание человека отличаться от животного.

4. Что называется искусством?

а) стремление человека объяснить загадки природы;

б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;

в) творческое воспроизведение окружающего мира.

5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?

а) Северной Америке;

б) Северной Африке;

в) Северной Италии.

Приложение 2.

Кроссворд: «Возникновение земледелия и скотоводства»

По горизонтали:

1. Способ изготовления материала для льняной и шерстяной одежды. 

2. Просьба, обращенная к духу или божеству. 

3. Деревянное или каменное изваяние, которому поклонялись первобытные люди.

4. Новое занятие, возникшее благодаря охоте.

5. Новый тип хозяйства, который пришел на смену присваивающему.

6. Материал, из которого делали горшки и сосуды.

По вертикали:

  1. Новое занятие, возникшее благодаря собирательству.

2. Первое животное, прирученное человеком.

3. Орудие труда для рыхления земли. 

4. Орудие труда для срезания колосьев.

5. Опытный пожилой мужчина, возглавлявший родовую общину.

6. Союз нескольких родовых общин.

1

1

2

2

3

4

5

6

3

5

6

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/012f/000a3a5e-d81fbd3a/img2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс

Урок  с  использованием ЭОР. Материал урока способствует формирования у учащихся умения обобщать материал и делать выводы....

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему «Возникновение земледелия и скотоводства»

Методическая разработка урока истории "Возникновение земледелия и скотоводства"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС,  образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников  ...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, котор...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводства"

технологическая карта по истории на тему "Возникновение земледелия и скотоводства", цели, задчи урока, деятельность учителя, учащихся, итог, рефлексия...

Презентация к уроку истории 5 класс "Возникновение земледелия и скотоводства"

Презентация к уроку истории 5 класс "Возникновение земледелия и скотоводства"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ 5 КЛАССА "ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ "вОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"...