Урок истории в 5 классе "Вклад древних эллинов в мировую культуру" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
план-конспект урока по истории (5 класс)
Цели урока: Формирование целостного представления о цивилизации Древней Греции, вклада древних эллинов в мировую культуру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
49._obobshchenie_dr._gretsiya.docx | 760.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока №49 Тема: Вклад древних эллинов в мировую культуру (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
Дата __________________ Класс 5д/5а;5г/5б;5в;
Цели урока: формирование целостного представления о цивилизации Древней Греции, вклада древних эллинов в мировую культуру.
Оборудование: карточки с заданиями
ХОД УРОКА
1. Конкурс «Разминка»
Командам по очереди задаются вопросы, на которые они дают ответы.
- Назовите полуостров, где располагалась Древняя Греция. (Балканский п-ов)
- Назовите самый крупный остров у берегов Греции. (Крит)
- Назовите три части Греции. (Южная, Средняя и Северная).
- Назовите главный город Аттики (Афины)
- По берегам каких морей греки основывали свои колонии. (Черное и Средиземное)
- Каковы были источники рабства в Древней Греции. (плен, пиратство, долговое – до реформ Солона).
- Кого в Греции называли отцом истории. (Геродота)
- Назовите самый могущественный город на п-ове Малая Азия, с которым греческие города вели длительную войну. (Троя).
- Греческий верховный бог? (Зевс)
- Название острова, на котором Дедал сделал крылья для побега себе и своему сыну Икару? (Крит)
- Название горы – места обитания богов? (Олимп)
- Главный герой «Илиады»? (Ахилл)
- Мифическое существо, полуконь-получеловек? (Кентавр)
- Муза истории? (Клио)
- Имя чудовища, для которого Дедал построил лабиринт? (Минотавр)
- Лесные низшие божества, демоны плодородия, составлявшие свиту Диониса. Тело их покрыто шерстью и имеет хвост и копыта? (Сатиры)
- Жена Одиссея? (Пенелопа)
- Царь острова Итаки, участник осады Трои? (Одиссей)
- Сопровождающий ребенка в школу? (Педагог)
- Места для зрителей, орхестра, скене – все вместе? (Театр)
- Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
- Назовите самое знаменитое сооружение на острове Крит. (лабиринт)
- Как звали мифологического героя, который отправился на остров Крит? (Тесей)
- Кто является автором поэмы «Илиада»? (Гомер)
- Кто был лучшим воином у греков? (Ахиллес)
- Кто был лучшим воином у троянцев? (Гектор)
- Назовите родной остров Одиссея. (Итака)
- Что явилось главной заслугой Солона? (отмена рабства)
- В честь какого бога проводились Олимпийские игры? (Зевс)
- Когда состоялись первые Олимпийские игры? (776 год до н.э.)
- Почему греческих богов называли олимпийскими? (жили на горе Олимп)
- Как звали бога морей у греков? (Посейдон)
- Как звали покровителя кузнецов у греков? (Гефест)
- Прекраснейшая из богинь, символ женского обаяния. (Афродита)
- Чем олимпийские боги отличались от людей? (бессмертием)
- Кто был вестником богов? (Гермес)
- Легендарный великий и мудрый царь, который в далекой древности правил на острове Крит. (Минос).
- В школе дети учились петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. О какой школе идет речь: афинской или спартанской? (Афинская).
- Известный скульптор Греции создавший статую Афины. (Фидий).
- Этот коварный титан – бог времени, обманом сверг своего отца Урана и воцарился в мире. (Крон).
- Кому запрещалось присутствовать и принимать участие в Олимпийских играх? (Женщинам).
- Назовите автора и две его поэмы о войне Греции и Трои. («Илиада», «Одиссея», Гомер).
- Металлическая палочка для письма и исправления ошибок. (Стиль).
- Назовите особенности греческого алфавита. (Алфавит состоит из 24 букв, обозначавшие гласные, согласные звуки).
- Кого называли «отцом истории». (Геродота).
- Что в Греции называли «школой для взрослых»? (Театр).
- Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. (Портик).
- Какой факт доказывает, что греки с уважением относились к Олимпийским играм? (Во время Олимпийских игр запрещались войны).
- Боевой порядок македонской пехоты (фаланга)
- Афинский оратор, сплотивший греков для борьбы с Македонией. (Демосфен)
- Одно из царств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского. (Сирийское)
- В сражении возле этого города македоняне захватили не только лагерь, но и семью персидского царя. (Исс)
- В этом городе завершился поход Александра Македонского. (Вавилон)
- Греческий город, жители которого подняли восстание после убийства македонского царя. (Фивы)
- Друг Александра Македонского, спасший его от гибели в битве при Гранике. (Клит)
- Он разгромил греков в битве при Херонее. (Филипп)
- Культурный центр Александрии. (Музей)
- Учитель юного Александра. (Аристотель)
- С этими животными македонские воины столкнулись в долине Инда. (Слоны)
- Одно из семи чудес света. (Маяк)
- Любимая книга Александра Македонского. (Илиада)
- В этой стране македонский царь был провозглашен богом. (Египет)
- Шестиметровое оружие македонского воина. (Копье)
- Персидский правитель, потерявший в борьбе с Александром свою власть и свою жизнь. (Дарий3)
2. Конкурс «Черный ящик: Закончи крылатое выражение»
Учитель подходит поочереди к командам и предлагает выбрать из «черного ящика» половинку крылатого выражения. Задача команд: дополнить выражение и найти соответствующую иллюстрацию на доске.
1. Нить (Ариадны) - Путеводная нить, то, что помогает дойти к цели.
2. Гордиев (узел) - непростое сплетение обстоятельств, коварный план, чрезмерно тяжелая задача, решение которой потребует много сил, времени, нестандартного подхода по достижению желаемого результата
3. Драконовские (законы) - крайне суровые, жестокие законы.
4. Ахиллесова (пята) - означает наиболее уязвимое место у человека.
5. Авгиевы (конюшни) - нечто чрезмерно заброшенное, требующее наведения порядка
6. Кануть в (Лету) - погрузиться в небытие
7. Между Сциллой и (Харибдой) - оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны
8. Прометеев (огонь) - неугасимое стремление к достижению высоких целей
9. Яблоко (раздора) - означает причину ссоры
10. Эгейское (море).
11. Лаконичная (речь) - краткое изложение мыслей с использованием небольшого количества слов
12. 300 (спартанцев).
3. Конкурс «Черный ящик».
Учитель вносит «черный ящик». Из него по очереди представители команд достают предмет. Нужно назвать крылатое выражение, связанное с этим предметом, и объяснить его.
1. Клубок («Нить Ариадны»).
2. Яблоко (« Яблоко раздора»).
3. Конь («Троянский конь»).
4. Конкурс «Если бы герои мифов заговорили…»
Учитель зачитывает высказывания. Задача обучающихся: отгадать, кому могут принадлежать зачитываемые высказывания. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку.
1. «Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек – не птица… Верьте, людям станет подвластно небо! (Дедал, миф «Дедал и Икар»)
2. «Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!» (Эгей, миф «Тесей»)
3. «Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!» (Тесей, миф «Тесей»)
4. «Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии ста лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!» (Дедал)
5. «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?» (Прометей)
6. «Все считали моего мужа погибшим, но я не переставала верить, что он жив. Я ждала его целых 20 лет и все – таки дождалась!» (Пенелопа)
7. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал.)
8. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое! (Геракл.)
9. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей.)
10. Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона.)
4. Конкурс «Убери лишнее».
1. Гефест – Гермес – Аид – Посейдон – Аристотель – Дионис
2. Агора – Царь - Акрополь – Керамик - Стратег
3. Ахиллес – Одиссей – Парис – Софокл – Гектор
4. Орхестра –– скене – маски – мужчины – женщины
5. Софокл – Геродот – Перикл – Солон – Фидий
6. Ольвия – Херсонес – Пантикапей – Карфаген – Танаис
6. Знатоки искусства
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Перечень тем | |
А) шумерские города-государства В) Древний Египет | Б) Древняя Индия Г) Древняя Греция |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
3 | 2 | 1 | 4 |
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Перечень тем | |
А) Древняя Индия В) Шумерские города-государства | Б) Древняя Греция Г) Древний Китай |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | ||
2 | 4 | 1 | 3 | ||
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Перечень тем | |
А) Вавилонское царство В) Древняя Палестина | Б) Древний Египет Г) Древняя Греция |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
4 | 3 | 1 | 2 |
5. Конкурс «Неизвестная земля»
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась Древняя Греция
6. Конкурс капитанов
Задание на доске - на линию времени прикрепляются карточки с датами. 594 г. до н. э. 490 г. до н. э. 480 г. до н. э. 776 г. н. э.
Кто больше назовет исторических событий по датам, связанных с историей Древней Греции? (594 г. до н. э. - реформы Солона, 490г. до н. э. -Марафонская битва, 480г. до н. э. - Саламинское сражение, 776 г. н. э. - Олимпийские игры.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в игровой форме. Обобщение пройденного.11 класс.
Урок проходит в виде игры «Кто лучше всех знает информатику?» по сценарию игры ...
Компьютерная мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме: «Десятичные дроби» МАТЕМАТИКА 5 класс.
Компьютерная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме : "Десятичные дроби", математика 5 класс...
Урок в игровой форме "Прогулка в лес"
Урок-игра...
Урок в игровой форме "Прогулка в лес"
Урок-игра...
Карточки к уроку-игре "Вклад древних эллинов в мировую культуру"
Карточки к урок "Вклад древних эллинов в мировую культуру" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)...
Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)
В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...
Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Д...