Главные вкладки

    Урок истории в 5 классе "Вклад древних эллинов в мировую культуру" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
    план-конспект урока по истории (5 класс)

    Анашкина Оксана Михайловна

    Цели урока: Формирование целостного представления о цивилизации Древней Греции, вклада древних эллинов в мировую культуру

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 49._obobshchenie_dr._gretsiya.docx760.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    План урока №49 Тема: Вклад древних эллинов в мировую культуру (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

    Дата __________________ Класс 5д/5а;5г/5б;5в;

    Цели урока: формирование целостного представления о цивилизации Древней Греции, вклада древних эллинов в мировую культуру.

    Оборудование: карточки с заданиями

    ХОД УРОКА

    1. Конкурс «Разминка»

    Командам по очереди задаются вопросы, на которые они дают ответы.

    1. Назовите полуостров, где располагалась Древняя Греция. (Балканский п-ов)
    2. Назовите самый крупный остров у берегов Греции. (Крит)
    3. Назовите три части Греции. (Южная, Средняя и Северная).
    4. Назовите главный город Аттики (Афины)
    5. По берегам каких морей греки основывали свои колонии. (Черное и Средиземное)
    6. Каковы были источники рабства в Древней Греции. (плен, пиратство, долговое – до реформ Солона).
    7. Кого в Греции называли отцом истории. (Геродота)
    8. Назовите самый могущественный город на п-ове Малая Азия, с которым греческие города вели длительную войну. (Троя).
    9. Греческий верховный бог? (Зевс)
    10. Название острова, на котором Дедал сделал крылья для побега себе и своему сыну Икару? (Крит)
    11. Название горы – места обитания богов? (Олимп)
    12. Главный герой «Илиады»? (Ахилл)
    13. Мифическое существо, полуконь-получеловек? (Кентавр)
    14. Муза истории? (Клио)
    15. Имя чудовища, для которого Дедал построил лабиринт? (Минотавр)
    16. Лесные низшие божества, демоны плодородия, составлявшие свиту Диониса. Тело их покрыто шерстью и имеет хвост и копыта? (Сатиры)
    17. Жена Одиссея? (Пенелопа)
    18. Царь острова Итаки, участник осады Трои? (Одиссей)
    19. Сопровождающий ребенка в школу? (Педагог)
    20. Места для зрителей, орхестра, скене – все вместе? (Театр)
    21. Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
    22. Назовите самое знаменитое сооружение на острове Крит. (лабиринт)
    23. Как звали мифологического героя, который отправился на остров Крит? (Тесей)
    24. Кто является автором поэмы «Илиада»? (Гомер)
    25. Кто был лучшим воином у греков? (Ахиллес)
    26. Кто был лучшим воином у троянцев? (Гектор)
    27. Назовите родной остров Одиссея. (Итака)
    28. Что явилось главной заслугой Солона? (отмена рабства)
    29. В честь какого бога проводились Олимпийские игры? (Зевс)
    30. Когда состоялись первые Олимпийские игры? (776 год до н.э.)
    31. Почему греческих богов называли олимпийскими? (жили на горе Олимп)
    32. Как звали бога морей у греков? (Посейдон)
    33. Как звали покровителя кузнецов у греков? (Гефест)
    34. Прекраснейшая из богинь, символ женского обаяния. (Афродита)
    35. Чем олимпийские боги отличались от людей? (бессмертием)
    36. Кто был вестником богов? (Гермес)
    37. Легендарный великий и мудрый царь, который в далекой древности правил на острове Крит. (Минос).
    38. В школе дети учились петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. О какой школе идет речь: афинской или спартанской? (Афинская).
    39. Известный скульптор Греции создавший статую Афины. (Фидий).
    40. Этот коварный титан – бог времени, обманом сверг своего отца Урана и воцарился в мире. (Крон).
    41. Кому запрещалось присутствовать и принимать участие в Олимпийских играх? (Женщинам).
    42. Назовите автора и две его поэмы о войне Греции и Трои. («Илиада», «Одиссея», Гомер).
    43. Металлическая палочка для письма и исправления ошибок. (Стиль).
    44. Назовите особенности греческого алфавита. (Алфавит состоит из 24 букв, обозначавшие гласные, согласные звуки).
    45. Кого называли «отцом истории». (Геродота).
    46. Что в Греции называли «школой для взрослых»? (Театр).
    47. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. (Портик).
    48. Какой факт доказывает, что греки с уважением относились к Олимпийским играм? (Во время Олимпийских игр запрещались войны).
    49.  Боевой порядок македонской пехоты (фаланга)
    50. Афинский оратор, сплотивший греков для борьбы с Македонией. (Демосфен)
    51. Одно из царств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского. (Сирийское)
    52. В сражении возле этого города македоняне захватили не только лагерь, но и семью персидского царя. (Исс)
    53. В этом городе завершился поход Александра Македонского. (Вавилон)
    54. Греческий город, жители которого подняли восстание после убийства македонского царя. (Фивы)
    55. Друг Александра Македонского, спасший его от гибели в битве при Гранике. (Клит)
    56. Он разгромил греков в битве при Херонее. (Филипп)
    57. Культурный центр Александрии. (Музей)
    58. Учитель юного Александра. (Аристотель)
    59. С этими животными македонские воины столкнулись в долине Инда. (Слоны)
    60. Одно из семи чудес света. (Маяк)
    61. Любимая книга Александра Македонского. (Илиада)
    62. В этой стране македонский царь был провозглашен богом. (Египет)
    63. Шестиметровое оружие македонского воина. (Копье)
    64. Персидский правитель, потерявший в борьбе с Александром свою власть и свою жизнь. (Дарий3)

    2. Конкурс «Черный ящик: Закончи крылатое выражение»

    Учитель подходит поочереди к командам и предлагает выбрать из «черного ящика» половинку крылатого выражения. Задача команд: дополнить выражение и найти соответствующую иллюстрацию на доске.

    1. Нить (Ариадны) - Путеводная нить, то, что помогает дойти к цели.

    2. Гордиев (узел) - непростое сплетение обстоятельств, коварный план, чрезмерно тяжелая задача, решение которой потребует много сил, времени, нестандартного подхода по достижению желаемого результата

    3. Драконовские (законы) -  крайне суровые, жестокие законы.

    4. Ахиллесова (пята) - означает наиболее уязвимое место у человека.

    5. Авгиевы (конюшни) -  нечто чрезмерно заброшенное, требующее наведения порядка

    6. Кануть в (Лету) - погрузиться в небытие

    7. Между Сциллой и (Харибдой) -  оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны

    8. Прометеев (огонь) -  неугасимое стремление к достижению высоких целей

    9. Яблоко (раздора) -  означает причину ссоры

    10. Эгейское (море).

    11. Лаконичная (речь) -  краткое изложение мыслей с использованием небольшого количества слов

    12. 300 (спартанцев).

    3. Конкурс «Черный ящик».

    Учитель вносит «черный ящик». Из него по очереди представители команд достают предмет. Нужно назвать крылатое выражение, связанное с этим предметом, и объяснить его.

    1. Клубок («Нить Ариадны»).

    2. Яблоко (« Яблоко раздора»).

    3. Конь («Троянский конь»).

    4. Конкурс «Если бы герои мифов заговорили…»

    Учитель зачитывает высказывания. Задача обучающихся: отгадать, кому могут принадлежать зачитываемые высказывания. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку.

    1. «Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек – не птица… Верьте, людям станет подвластно небо! (Дедал, миф «Дедал и Икар»)

    2. «Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!» (Эгей, миф «Тесей»)

    3. «Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!» (Тесей, миф «Тесей»)

    4. «Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии ста лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!» (Дедал)

    5. «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?» (Прометей)

    6. «Все считали моего мужа погибшим, но я не переставала верить, что он жив. Я ждала его целых 20 лет и все – таки дождалась!» (Пенелопа)

    7. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал.)

    8. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое! (Геракл.)

    9. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей.)

    10. Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона.)

    4. Конкурс «Убери лишнее».

    1. Гефест – Гермес – Аид – Посейдон – Аристотель – Дионис

    2. Агора – Царь - Акрополь – Керамик - Стратег

    3. Ахиллес – Одиссей – Парис – Софокл – Гектор

    4. Орхестра –– скене – маски – мужчины – женщины

    5. Софокл – Геродот – Перикл – Солон – Фидий

    6. Ольвия – Херсонес – Пантикапей – Карфаген – Танаис

    6. Знатоки искусства

    Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

    Перечень тем

    А) шумерские города-государства

    В) Древний Египет

    Б) Древняя Индия

    Г) Древняя Греция

     

    https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=113

     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

    А

    Б

    В

    Г

    3

    2

    1

    4

    Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

     Перечень тем

    А) Древняя Индия

    В) Шумерские города-государства

    Б) Древняя Греция

    Г) Древний Китай

    https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=971

     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

    А

    Б

    В

    Г

    2

    4

    1

    3

    Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

     Перечень тем

    А) Вавилонское царство

    В) Древняя Палестина

    Б) Древний Египет

    Г) Древняя Греция

    https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=1091

     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

    А

    Б

    В

    Г

    4

    3

    1

    2

    5. Конкурс «Неизвестная земля»

    Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась Древняя Греция

    https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=969

    6. Конкурс капитанов

    Задание на доске - на линию времени прикрепляются карточки с датами. 594 г. до н. э. 490 г. до н. э. 480 г. до н. э. 776 г. н. э.

    Кто больше назовет исторических событий по датам, связанных с историей Древней Греции? (594 г. до н. э. - реформы Солона, 490г. до н. э. -Марафонская битва, 480г. до н. э. - Саламинское сражение, 776 г. н. э. - Олимпийские игры.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в игровой форме. Обобщение пройденного.11 класс.

    Урок проходит в виде игры «Кто лучше всех знает информатику?»         по сценарию игры  ...

    Компьютерная мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме: «Десятичные дроби» МАТЕМАТИКА 5 класс.

    Компьютерная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме : "Десятичные дроби", математика 5 класс...

    Повторительно - обобщающий урок в игровой форме по истории Древнего мира

    Задания для повторительно - обобщающего урока по т. "Древний Восток"...

    Карточки к уроку-игре "Вклад древних эллинов в мировую культуру"

    Карточки к урок "Вклад древних эллинов в мировую культуру" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)...

    Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

    В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...