Игра "Представления человека о Вселенной: от мифологии к науке"
тест по истории

Шишкин Алексей Сергеевич

В нашем лицее (физико-математическом) проводилась игра для учащихся 5-7 классов. Тема "Космос". Наша программа по истории довольно далека по теметике, поэтому я подготовил блок заданий, опираясь преимущественно  на мифологию. Вот что получилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavleniya_o_vselennoy.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний мир Средневековье Раннее Новое время Представления о Вселенной

Слайд 2

С древнейших времен человек стремился к познанию мира, в котором он живет и к пониманию своего места в этом мире. Ранние системы представлений о Вселенной существовали в форме мифологии; с течением времени они корректировались и изменялись, становясь все ближе к научной картине мира. Сам термин «Космос» («Порядок») пришел к нам из древней Греции, где этим словом обозначали упорядоченный, сотворенный древними богами мир, лежащий за пределами изначального неоформленного Хаоса. Христианский Космос. «Нюрнбергская хроника», 1493 г.

Слайд 3

К эпохе неолита относится формирование мифа о Великой небесной охоте – созвездия Большой и Малой Медведиц представлялись как Лось и преследующий его хищник – Медведь. Их вечный бег воплощал идею вращения Вселенной и циклического бега времени. Позже Медведя сменил человек-охотник. В эпоху Средневековья эти представления легли в основу мифа о мчащихся по ночному небу легионах мертвых, демонов, эльфов, возглавляемых Одином, Вотаном или каким-либо из древних героев. Как называется этот миф и сам отряд всадников?

Слайд 4

Между прочим, один из древнейших астрономических мифов - о чудовище, проглотившем Солнце, - был использован в популярнейшей российской книжке для детей. Назовите книгу и ее автора.

Слайд 5

В картине мира древнего Египта структура Космоса выражалась в виде пары древних богов - боге земли, изображавшемся в виде лежащего мужчины и богине звездного неба, выгнувшейся над ним дугой. Между ними помещался их отец – бог воздуха. Назовите имена всех троих божеств.

Слайд 6

В Древнем Египте звезды являлись объектами почитания. В частности, в них видели души умерших. Изображения звездного неба – обязательный элемент оформления погребальных камер фараонов. Однако одна из звезд считалась особенной, она ассоциировалась со страшными бедами – засухами и войнами, голодом и эпидемиями. За ее движением по звездному небу следили особенно внимательно, стараясь предугадать будущие бедствия. В современной астрономии эта звезда – альфа созвездия Большого Пса. Как она называется?

Слайд 7

Ход Солнца по небу для древних египтян олицетворялся в образах двух божеств. Одно из них совершало ежесуточное путешествие через мир мертвых и небесный океан на Солнечной ладье, а другое – в облике гигантского скарабея- катило раскаленный солнечный шар по небосводу. Напишите имена обоих богов.

Слайд 8

Мифологическая Вселенная всегда имеет центр – наиболее священную часть, опору, ось, где Верхний и Нижний миры соприкасаются со Средним. В разных традициях таким центром может быть гора, дерево, храм, Полярная звезда и т.д. Перед Вами священная гора индийцев – центр мира и место обитания бога Шивы, на втором изображении – шумерский храм, изображавший такую гору и также воплощавший центр шумерского Космоса. Назовите имя горы и общее название такого рода храмов.

Слайд 9

Это – иллюстрация к книге «Христианская топография» Козьмы Индикоплова , VI в. По этой книге наши предки изучали естественные науки, в т.ч . географию и астрономию. Вселенная изображена в форме иудейского храма-шатра. Он напоминает ящик с крышкой. Верхняя часть откроется только в конце времён. Плоская земля расположена на дне «ящика». Обитаемая часть суши находится в центре Океана, который, в свою очередь, окружён другой сушей. В её восточной части расположен Рай. Четыре моря, являющиеся по теории Козьмы заливами Океана, вклиниваются в массив суши. Как назывался иудейский храм, в форме которого представлена Вселенная?

Слайд 10

В Западной Европе символом учености была другая схема, помещавшая в центр Космоса нашу планету. Все остальные космические тела вращаются вокруг Земли. Автором этой схемы является величайший ученый поздней античности, выдающийся натуралист, географ и астроном. Назовите его имя.

Слайд 11

Научную революцию в естествознании совершил польский астроном, через 15 веков опровергнувший геоцентрическую модель Космоса и доказавший, что центром нашей планетарной системы является не Земля, а Солнце, вокруг которого вращаются планеты. Назовите его имя.

Слайд 12

И наконец, немного современной науки. Назовите имя галактики, в которую входит наша Солнечная система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

«Человек открывает вселенную»

Внеклассное мероприятие по теме «Человек открывает вселенную». Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к величайшему событию в истории России – первому полёту человека в космос....

Внеклассное мероприятие "Человек открывает Вселенную"

Материал может быть использован на уроке обобщающего повторения по теме"Земля- планета Солнечной системы" или как внеклассное мероприятие...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена « Человек открывает Вселенную»

Цель: познакомить детей с историей праздника, с людьми, завоевавшими пространство Земли и космоса; способствовать развитию творческих интересов детей ( презентация сборника  стихотворений учащихс...

Программа дополнительного образования. Экологическое объединение "Человек. Земля. Вселенная"

Программа «Человек. Земля. Вселенная» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 3-11 классов и рассчитана на два года (144 часа – 2 часа в неделю)....

Человек и Вселенная

Цель урока - разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы её строения....

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...