Метод интервального запоминания в изучении истории
статья по истории

Мозжерина Марина Алексеевна

Метод интевального запоминания в изучении итории. Материал поможет облегчить запоминание дат и терминов при изучении истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_intervalnogo_povtoreniya_v_izuchenii_istorii.docx135.35 КБ

Предварительный просмотр:

«МЕТОД ИНТЕРВАЛЬНОГО ПОВТОРЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ»

Мозжерина  Марина Алексеевна

Учитель истории, обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 84» г. Барнаул

  В процессе изучения истории серьёзной проблемой становится запоминание фактологического материала: дат, определений. Учащимся сложно запомнить последовательность событий, а без этого невозможно понять логику исторического процесса, причинно-следственные связи.  Кроме того, при изучении истории необходимо постоянно возвращаться к ранее изученным событиям, а значит, они должны быть чётко усвоены в сознании ученика.

   Решением данной проблемы может стать метод интервального повторения, как раз и предназначенный для грамотного запоминания больших объёмов информации, основан на том, что существует некий оптимальный момент для повторения того, что вам нужно выучить. Повторить информацию необходимо именно тогда, когда мозг готов её забыть. То есть, повторяя раньше этого времени, мы просто воспроизводим известную нам информацию, а повторяя позже – заново учим незнакомое.

    Метод состоит в том, что информация повторяется через определённые, всё возрастающие промежутки времени, причём каждый следующий раз вы обращаетесь к этой информации ровно в тот момент, когда вы её уже практически (но не совсем!) забыли.

  Согласно исследованиям  психолога Германа Эббингауза  человеческий мозг забывает по данному графику.

http://n-man.ru/wp-content/uploads/2014/12/srs1.gif

На графике видно, что через 1 час мы можем забыть до 60% информации!

На основании данных исследований создана система повторений:

  • 1й повтор – сразу после прочтения
  • потом – через 20 минут
  • потом – через 1 день
  • потом – через 2-3 недели
  • потом – через 2-3 месяца

Чем дальше, тем реже надо повторять, но тем крепче ты помнишь!

  Так для усвоения исторических дат и терминов необходимо разбить информацию на блоки. Такие, чтобы на их воспроизведение хватало 5-10 минут. Данная информация изучается, и после повторяется по представленной схеме.

   Можно приготовить карточки, на которых с одной стороны – дата, на другой – событие (для визуализации можно иллюстрацию, портрет, символ…). Сам процесс изготовления этих пособий уже будет важным элементом запоминания. Карточки раскладываются по конвертам и на конвертах указываются сроки для повторения.

     Здесь особенно важно, чтобы график повторений строго соблюдался, иначе метод не имеет смысла. Для этого можно использовать имеющиеся сейчас в каждом гаджете устанавливаемые «напоминания».

    Еще      секретов запоминания новой информации:

1) Учите осознанно. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.

2) Определитесь со списком дат и терминов. Для запоминая необходимо выбрать наиболее значимые и важные события.

3) Учтите, что лучше запоминаются год или определение в начале и в конце списка («эффект края»).

4) Дозируйте информацию. При большом объёме информации сразу она смешивается в одну «кучу» и путаются. Сформируйте тематические блоки. Например, всё, что касается правления Ивана IV, Николая II.

5) Стройте свои «чертоги памяти». Суть метода в том, что нужно связать заучиваемые слова с конкретным местом. Например, прогуливаясь по комнате, ассоциируйте новые термины с отдельными деталями в интерьере. Повторите несколько раз и покиньте помещение. После восстановите в памяти комнату и вместе с тем выученные с ее подсказками определения.

6) Используйте прием «слова-гвозди». Суть метода в присоединении заучиваемого термина или даты к уже известным для запоминания. Так, когда вы думаете о «гвозде», вы сможете вспомнить и другое слово. Например, Иван Калита – Дмитрий Донской. Курская дуга – танковое сражение под Прохоровкой, и т.д.

7) Пользуйтесь диктофоном. Произносите термины и определения, даты и события под запись, а потом прослушайте их несколько раз. Этот метод особенно подходит тем, кто лучше воспринимает информацию на слух.

8) Записывайте и зарисовывайте схемы. Если вы по особенности восприятия визуал или кинестетик, это поможет запоминанию.

9) Можно написать термины, имена, даты на крупных листах и разместить в комнате так, чтобы взгляд постоянно натыкался на них. Так стимулируется непроизвольная память.

10) Листы с датами, именами, иллюстрациями лучше расположить в логической связи в виде кластера. Так разрозненные факты соединятся в чёткую схему, более понятную для запоминания.

 



https://sun9-28.userapi.com/c849132/v849132970/143769/ViW4TDGOM4s.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории...

Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории

Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории...

Техники и технологии запоминания при изучении иностранного языка

рассмотрены техники и технологии запиминания при изучении иностранного языка...