технологическая карта урока истории в 5 классе "Возвышение Македонии"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Бешукова Лариса Вадимовна

Возвышение Македонии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе «Возвышение Македонии»  

Технологическая карта урока

Тема

Возвышение Македонии

Цель

Объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии

Задачи

Образовательные: Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции  и подчинению её  Македонскому царству.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы РКМЧП.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки,  воспитать чувство уважения, сострадания.

УУД

  1. ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.
  2.  Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.

  1.  Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

  1. Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Планируемые результаты

(предметные)

  1. углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;
  2. Знание причин возвышения Македонии;
  3. Знание причин упадка Греции  и подчинение её Македонии

Основные понятия

Пелопонесская война, междоусобные войны, Македония, фаланга, осадная башня, царь Филипп, Демосфен

Ресурсы

карта «Древняя Греция»,  учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. -  М.Просвещение, 2010, презентация; проектор;  первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», задания, иллюстративный материал.

Формы урока / методы

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Технология / приёмы

Технология  развития критического мышления через чтение и письмо (далее – РКМЧП)

Приёмы: «Мозговой штурм», «Синквейн», «Тонкие и толстые  вопросы», «фишбоум»

Сценарий урока

Этап (элемент)
урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Оргмомент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Наблюдение учителя

Актуализация опорных знаний по теме: «Афинская демократия при Перикле».

Приём «Мозговой штурм»

«Синквейн»

Вопросы  учителя:

Вспомним изученный материал.

- Что изучали на прошлом уроке?

Работа с понятиями предыдущего урока: Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор Слайд № 1

-О ком древнегреческий поэт сказал следующие слова? 

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Слайд № 2

Предлагает зачитать синквейны о Перикле

- Перечислить главные заслуги Перикла?

Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока

Предполагаемые ответы учащихся:

Афинская демократия при Перикле. Власть народа. Свободный афинянин у кого мать и отец были гражданами. Орган управления. И т.д.

Выступления учеников

Стратег. Руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами. Провёл реформы и др.

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.

Наблюдение учителя

Умение составлять синквейн

Стадия - вызов

Приём «Мозговой штурм»

- Мы с вами  на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые  не только здесь жили, но и приезжали  по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.

Краткий рассказ учителя о Пелопонесской  войне (431-404 г. до н.э.)

Вопрос:

-  К каким последствия приводит война?

Учитель продолжает сой рассказ.

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Вопрос:

- Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

Направляет и помогает учащимся в  формулировке вопросов.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы  внутри гражданского общества

Предполагаемые ответы учащихся:

Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству

Наблюдение учителя

Работа в тетради. Запись темы и плана урока: Слайд № 3

1.Причины возвышения Македонии.

2. Причины подчинения Греции Македонии.

Стадия осмысление

Приём «Тонкие и толстые  вопросы»

  1. Рассказ учителя о Македонии и царе Филиппе

Слайд №  4,5

- в середине  4 в. до н.э. во главе Македонского государства, маленькой небольшой страны, располагающейся на Балканском полуострове, встал мудрый и энергичный  царь Филипп…..

Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос:

- Чем македонская армия отличалась от греческой?

- Сделайте вывод о македонском войске.

Слайд № 6,7

Учащиеся начинают заносить в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был? Что сделал?

Филипп II, середина 4 в. до н.э., Македония, царь, объединил страну, провёл реформы, переустроил армию.

Предполагаемые ответы:

1.Греческая фаланга меньше, чем македонская.

2.Копья греков имели длину 2 метра, а у македонцев они были разной длины.

3. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев.

Самостоятельная работа в тетради

Работа учащихся с учебником. Ответы учащихся.

Наблюдение учителя

Стадия рефлексия

Домашнее задание

Приём «фишбоум»

Учитель подводит итог по высказываниям учеников.

Вопросы:

- Вспомним, о чём вы хотели узнать на уроке?

- Главные вопросы, на которые мы должны были ответить?

- Вспомним начало урока. А что в это время представляла из себя Греция?

 

Учитель подводит итог урока.

Мы познакомились сегодня только с причинами возвышения Македонии и упадка Греции

Предлагает дома самостоятельно прочитать о том,  как Македония завоёвывала Грецию. О противниках Македонии (Демосфене) и её сторонниках (Исократ).

Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.

Параграф, вопросы.

Рассказ о приходе к власти Александра.  сообщение об Александре Македонском.

Ученики заполняют схему

http://festival.1september.ru/articles/419391/img1.gif

В голове: Причины возвышения Македонии?

Скелет:

верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства

В хвосте делают вывод:

Покорение Греции, потеря ею независимости.

Ответы учащихся

Запись домашнего задания

Список использованной литературы и источников.

  1. Алексашкина  Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2015г
  2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2013.
  3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно - методическое-пособие. – М., 2012.
  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2014.
  6. Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс методической разработки по истории по теме:Технологическая карта урока по теме:Возвышение Македонии

Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции  и подчинению её  Македонскому царству....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....