Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи
методическая разработка по истории (5 класс)

Сиренко Олег Ростиславович

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской религии императорской властью; обеспечение понимания изменения положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века; закрепление знаний, навыков и умений,  в том числе, и использовать историческую карту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №511, г. Санкт-Петербург, Пушкинский район

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.

Тема: «Падение Западной Римской империи»

Учитель истории:   Сиренко Олег Ростиславович

2018-2019 учебный год.

Технологическая карта урока истории.

Тема урока:  Падение Западной Римской империи.

Адресная аудитория:  5 класс

Оборудование:  Учебник Годер  Г.И., Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс, М: Просвещение 2004 г.,

                        электронное приложение к учебнику; карта «Римская империя в IV в. н.э.»,  доска,  экран,

 проектор, компьютер.

Место урока в системе в системе уроков:  глава 15  Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Форма урока:  урок-дискуссия.

Форма работы:  групповая,  индивидуальная,  фронтальная.

Используемые  педагогические  технологии:  развивающее обучение.

Цель урока:  охарактеризовать деятельность императора Римской империи Константина.

Задачи:

    Предметные

  1. Познакомить учащихся с деятельностью императора Константина, подвести их к пониманию изменения характера императорской власти в годы его правления.
  2. Разъяснить изменения в положении христиан и признании христианской религии императорской властью.

  1.  Обеспечить понимание изменения положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века; закрепить знания, навыки и умение  при ответе использовать историческую карту.

 Метапредметные

  1. Способствовать формированию умения работать с графической информацией, составлять план, проявлению и развитию  индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности, представление творческих работ; развитие мышления и умения анализировать; развивать интерес к предмету; воспитать внимательность и аккуратность.

Личностные

  1. Развивать коммуникационные способности учеников, умение слушать и вступать в диалог; формировать национальную гордость, патриотические чувства учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Регулятивные

  1.  Способствовать развитию у учащихся умения планировать свою работу, оценивать работу товарищей и свою; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Ход урока

Этапы урока

Вре-мя

(мин.)

Деятельность

Приемы методы, формы работы, техноло-гии

Прогнозируемые результаты

Учителя

Деятельность учащихся

Предметные

УУД

1.  Организационный момент

1

Организует внимание, готовность к уроку.

Какую тему мы изучали  на прошлом уроке?

Включаются в деловой ритм урока.

Римская империя при Константине

словесный

Психологическая готовность к уроку

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Актуализация знаний

7

Актуализация опорных знаний уча-щихся по теме

«Римская империя при Константине»

Подготовка ответов

по карточкам № 1, № 2, № 3

Работа с классом. Решение задачи.

В IV в. император Константин изменил отношение государства к христианству, признав её и сделав государственной религией.

- почему христианская религия стала государственной в Римской империи?

ОЦЕНКИ  ?

Отвечающие по карточкам готовятся к ответу

Остальной класс отвечает на вопрос задачи

Ответы учеников по карточкам

Остальные дети слушают отвечаю-щих, анализируют, оценивают полноту ответов

Фронтальная

Индивиду-альная

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и плани-ровать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и ре-зультатов деятельности

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. 

Переход к изучению новой темы.

4

Огромная держава управлялась из Константинополя. Племена германцев переправлялись ч-з Рейн и Дунай с набе-гами, грабя и захватывая области импе-рии. В 395 г. Римская империя была раз-делена на 2 гос-ва – Восточную империю и Западную империю. В 476 г. Западная империя потеряла свою независимость

Проблемный вопрос:

Почему Римская империя пала?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы:

Кого римляне называли варварами?

Какое государство называют империей?

Фронтальная

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4.

Изучение новой темы

14

Вопросы урока:

1. Римляне и варвары.

2. Падение Западной Римской империи.

      Работа по карте:

- как на карте обозначена граница раздела Римской империи;

- какие территории вошли в состав Западной империи , а какие – в Восточной;

- какие племена римляне называли варварами, как обозначены направления их вторжений.

       Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника:    самостоятельно прочитать п.п.1,2,3 § 60 учебника.

 Выписать главные даты, события, имена

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь вопросы урока.

Фронтальная

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5. Усвоение новых знаний

3

2. Беседа по прочитанному :

- какие племена угрожали Риму?

- кто поддерживал готов во время их вторжений в империю?

- кто служил в римском войске?

- почему император казнил военачальника Стилихона?

Основные понятия:

Аларих, готы, вандалы, Стилихон, Гонорий, Ромул.

Обсуждают прочитанное. Отвечают,

предлагают ответы на вопросы, записывают их в карту урока

_________________

Записывают в тетрадь основные понятия.

Фронтальная, наглядно иллюстративный

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы.

Анализировать текст учебника, извлекать необходимую информацию

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулиро-вание познавательной цели;

логические - формулирование проблемы.

6. Физкультминутка

1

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»
Всем ребятам надо сесть – это «шесть»

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

7.

Изучение новой темы

5

Рассказ учителя.

      После казни Стилихона, Аларих снова пошел на Рим.          Привожу  фрагмент исторического документа:

Зосим. Римская история, V

Какие выводы можно сделать из этого документа?        Ответьте на вопросы:

- что стало с языческими богами римлян ?

- как римляне это восприняли?

- почему с исчезновением богов римляне окончательно лишились сил?

- почему бежали рабы?

Даты:  

395 год,    410 год,  455 год,  476 год.

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь основные понятия и даты.

Фронтальная, наглядно иллюстративный

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы.

Анализировать и осмысливать материал, извлекать необходимую информацию

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

8.

Ответ на проблемный вопрос

3

Вопрос учителя:

      Почему империя пала?

Как можно было спасти империю?

По выбору учителя формулируют ответ на заданный проблемный вопрос

Фронтальная

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

10.

Закрепление изученного материала.

4

      Учитель выявляет качество и уро-вень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок.

      С падением Западной Римской империи закончился период рабовладения в Западной Европе.

Какие из перечисленных ниже причин падения империи, являются главными? Выпишите их в тетрадь.

а) Взятие Рима готами.

Б)Разделение империи на Западную и Восточную.

В)Незаинтересованность рабов в труде

Г)непрочность императорской власти

Д)обострение классовой борьбы рабов и бедноты

Е)упадок хозяйства

Ж)вторжение варваров

З)ослабление римского войска

И)разорение крестьян

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность ответов.

Фронтальная

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

11. Подведение итогов урока.

2

Подводит итоги работы.

Объявле-ние оценок

Дать количественную оценку работы учащихся

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

12. Информация о домашнем задании

1

    § 60 учебника, отвечать на вопросы, выполнить задания параграфа; контурная карта 16.

       Подготовить устное предположение

Как можно было спасти империю?

Учащиеся записывают в дневники задание.

Словес-ный

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Карточка № 2

Подготовить ответ на вопрос:

Что изменилось в Римской империи в период правления Константина? Для этого вспомните:

- когда и после каких событий Константин начал править в Римской империи?

- кто стал служить в армии кроме римлян?

- как изменилось положение колонов?

Карточка № 3

Подготовить ответ на вопрос:

Что изменилось в Римской империи в период правления Константина? Для этого вспомните:

- какие перемены и когда произошли в положении христиан?

- почему Константин убедился, что христиане не опасны императорской власти?

- из каких частей состоит Библия?

- какой город и когда стал столицей империи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 9 класс "Западная Сибирь"

Технологическая карта урока 9 класс "Западная Сибирь"...

Рабочая карта ученика урока "Падение Западной Римской империи"

Рабочая карта подготовлена с целью систематизации, облегчения учащимся процесса работы по усвоению вопросов темы урока...

Технологическая карта урока истории Римская империя при императоре Константине

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина,  изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской р...

Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"

Технологическая карта урока истории  по теме: "Установление империи"...

Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс

Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание...