Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustanovlenie_imperii.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Всеобщая история
Класс: 5
Тема урока: «Установление империи»
Тип урока: урок изучения нового.
Цель урока: дать представление о предпосылках и причинах установления империи, об исторических личностях: Антонии, Октавиане и Клеопатре; формировать умения работать с картой, текстом учебника, составлять схемы; воспитывать интерес к истории.
Задачи: Обеспечить усвоение понятия «империя». Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.
Ожидаемые (Прогнозируемые) результаты:
Личностные:
-формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;-понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
-формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
метапредметные:
Регулятивные:
-формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные:
выбирать самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. -готовность к сотрудничеству с соучениками;
Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории;
Методы обучения:
– метод проблемного изложения;
- репродуктивный.
Ресурсы:
- основные учебник, атлас
- дополнительные проектор; мультимедийная презентация
Средства обучения (Оборудование):
Презентация к уроку.
Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» -«Гражданские войны в Риме 40-30 гг. до н.э.».
Компьютер, проектор, экран
Раздаточный материал:-отрывок из исторического источника: Дион Кассий «Римская история»-энциклопедическая информация о правлении Октавиана Августа; -тестовые задания на стадии рефлексии.
Организационные формы:
– фронтальная;
– групповая.
Педагогические технологии:
- обучение в сотрудничестве,
- критического мышления;
- ИКТ
ХОД УРОКА | ||||||||||||
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Технология, метод, прием | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представ-ления | Формируемые УУД | ||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Предметные | |||||||||
1. Мотивация учебной деятельности | Словесный. Слово учителя. | Организует работу. Приветствует, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Включаются в работу. | Быстрое включение в работу. | ||||||||
2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | Вопросы к тексту | Организует работу. | Отвечают на вопросы. Работают с иллюстративным материалом учебника. Составляют 3 тонких вопроса к рисунку на стр. 242 «Император Август». Формулируют характерные черты Римской Республики, используя изученный материал параграфа 47. | Пытаются решить задачу известным способом. - обще учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Воспринимают ответы обучающихся | |||||
3. Изучение новой темы. | Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Фиксация новой учебной задачи. | Фронтальная беседа. Объяснение | Организует работу. Цезарь- диктатор убит. Какую форму правления предлагаете римлянам: республику без диктатора или, как было при Цезаре? Римляне установили новую форму правления. ТЕМА УРОКА «Установление империи в Риме?» | Предположительно: Как было при Цезаре, т.к. не подкупали народное собрание и т.д. | Сопоставляют | Фиксируют проблему. | Развитие речи. Умение строить высказывание | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | ||||
4. Изучение нового материала. Стадия «ВЫЗОВ» | Поиск решения учебной задачи | проблемно-поисковый | Организовывает погружение в проблему. Сформулируйте проблему урока? Сформулируйте цель и задачи. Какие средства обычно используем? | Предположительно: Проблема: «Мы не знаем, что такое империя, кто, когда и как ее установил». Изучить установление империи, Даты, личности, понятия, события. Лента времени, карта, рассказ учителя, презентация, текст учебника и документа. | Целеполагание | Формулируют проблему урока. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | ||||||
5. Изучение нового материала. «ОСМЫСЛЕНИЕ». | Создание проблемной ситуации | Линия времени Работа в парах. Работа с историческим документом. Эл-т театрализации ( чтение по ролям) | Организует учебное исследование. Рассказ учителя. В 43 г. до н.э. началась гражданская война. Великий римский философ Цицерон, убитый во время этой войны сказал: «Тиран убит, а тирания жива». Слайд -Цицерон и его высказывание. Слайд - перед вами сравнительная таблица участников гражданской войны. Колонка цезерианцев заполнена. -Лидеры цезарианцев: Октавиан, Антоний. Заполните колонку республиканцев, используя пункт 1, п.53. Учитель. Итак, победили цезарианцы, но гражданская война продолжалась между Октавианом и Антонием. Слайд - раздел территории Антоний женился на царице Египта –Клеопатре. Слайд -фото Клеопатры. Октавиан начал военные действия, с целью устранения своего соперника в борьбе за единоличную власть. Слайд -сражение у мыса Акций. Решающее сражение произошло у мыса Акций. Учитель. Сражение произошло в 31 году до н.э. Учитель. Победу у мыса Акций одержал Октавиан. Октавиан боялся, что его, также как Цезаря убьют за единоличное правление, поэтому решил пойти на хитрость. Прочитайте отрывок из «Римской истории» Диона Кассия. Ответьте на вопрос. С помощью кого и чего Октавиан стал единоличным правителем? Октавиан согласился быть Принцепсом – Первым гражданином. Найдите в п. 3 учебника, какое звание дал Октавиану сенат Таким образом мы видим ЕДИНОНАЧАЛИЕ власти императора. Учитель. Началось правление Октавиана (30 год до н.э.-14 год н.э.) Учитель. Что помогло Октавиану править долго? Слайд –схема общества. Слайд – деятели искусства. -Октавиан попросил своего богатого друга Мецената помочь укрепить свою власть без оружия. Сценка. У нас в гостях Гораций | - Отметить на ленте времени дату начала гражданской войны между республиканцами и цезарианцами. -Записывают в тетрадь имена лидеров. - Ученики заполняют и озвучивают результат. -записывают имя в тетрадь. Ученики. Ищут на карте в атласе, и отмечают место сражения на контурной карте в тетради и на доске. Ученики. Отмечают на ленте времени 31 год до н.э. Ученики. Читают по ролям Отвечают (предположительно) Октавиан, зачитывает сенату свое отречение, а сенат его уговаривает принять власть. -записывают понятие в тетрадь -находят в тексте учебника «император» и записывают в тетради. Отмечают на ленте времени годы правления Октавиана. Решают задачу. Сколько лет длилось правление Октавиана? (44 года) -работают с информационным листом и выполняют задание. - Записывают в тетради: понятие преторианцы, фиск. - записывают имена деятелей искусства. | Работают с хронологией. Поиск информации в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информации. Отмечают цели сторон в гражданской войне. Показывают по карте и комменти-руют расположение м. Акций . Характеризуют правление Октавиана Перечисляют причины долгого правления Октавиана (44 года) Работают с хронологией, личностями, основными событиями. Работают с понятиями, географическими названиями, личностями, событиями. | Устанавливают причинно-следствен-ные связи, строят логическое рассуждение | Учатся самостоятельно контроли-рвать своё время и управлять им. Отображают в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | Оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Участвуют в обсуждении содержания материала | Находят в тексте требуемую информацию: читают текст глазами, определяют его основные элементы, находят необходимую единицу информации в тексте. | |||
6. Контроль на этапе окончания учебной темы | Первичный контроль | Фронтальный опрос. Тестирование | Кто установил империю в Риме? Когда была установлена империя в Риме? Какими способами устанавливали империю? | Решение теста. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | |||||||
7. «РЕФЛЕКСИЯ» | Самооценка | Рефлексия деятельности | Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки | Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | Осуществляют самоконтроль | Умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности | |||||
8. Оценка учителя | ||||||||||||
9. Домашнее задание | Сообщение учителя. | § 53 Комментирует задание. Выучить: даты, понятия. По желанию – сообщения об изучаемых личностях. | Воспринимают задание. | Принимают учебную задачу для самостоятельного понимания. | Обобщают и систематизируют исторический материал. |
Литература:
- История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /А . А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — 17-е изд. — М .: Просвещение, 2010
- Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение
- КИМ «История древнего мира» 5 класс, М., «Вако», 2018г. (со значком ФГОС)
Приложение № 1
Гражданская война в Риме
43 год до н.э.
РЕСПУБЛИКАНЦЫ | ЦЕЗАРИАНЦЫ | |
1.Лидеры | ||
Октавиан, Антоний. | ||
2.Цели | ||
Единоличная власть | ||
3.Результат | ||
Приложение № 2
Дион Кассий. Римская история.
Прочитайте отрывок из сочинения римского историка Диона Кассия и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника.
Пока Октавиан зачитывал свое отречение от власти, разнообразные чувства волновали сенаторов. Хвалить его одни не отваживались, другие не хотели, но и во время его чтения и после часто поднимался крик: просили, чтобы он взял на себя единодержавие, и приводили всякие доводы в пользу этого до тех пор, пока, разумеется, не принудили его принять единоличную власть.
1.С помощью кого и чего Октавиан стал единоличным правителем?
Приложение № 3
Соотнесите деятельность Октавиана и сферу общества.
Политика (деятельность) Октавиана | Сферы общества |
1. Октавиан создал государственную казну(фиск), и сам распоряжался деньгами для содержание своей большой армии. 2. Восстановил разрушенные храмы, за что его нарекли Августом, т.е. божественным. 3. Издал закон о создании семей. 4. Создал личную стражу – ПРЕТОРИАНЦЕВ. |
|
Приложение № 4
ТЕСТ К УРОКУ: «Установление империи в Риме. | |
Установление империи в Риме. Вариант №1 | Установление империи в Риме. Вариант №2 |
А1.Какая страна в Средиземноморье потеряла независимость последней?
А2.Состоятельный человек, бескорыстно помогающий людям искусства: 1.Гражданин 2.Меценат 3.Имперптор 4.Сенатор А3. Частое изображение Октавиана Августа рядом с богами свидетельствовало:
А4. С какими событиями связаны слова Цицерона «Тиран убит, а тирания жива.»?
В1. Какие события произошли в правление Октавиана Августа?
| А1. Место морского сражения между Октавианом и Антонием:
А2. Слово означающее звание Первого гражданина:
А3. Пожизненное звание императора и народного трибуна, дарованное сенатом Октавиану, означало:
А4. Тит Ливий прославился тем, что:
В1. Какие события произошли в правление Октавиана Августа?
|
Приложение № 5
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Ф.И._______________________________________________ Дата: _____________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: |
За работу на уроке: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Соседи Римской империи"
Файл содержит технологическую карту урока по теме "Соседи Римской империи"....
Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"
Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....
Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской ре...
Технологическая карта урока истории Римская империя при императоре Константине
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской р...
Технологическая карта урока истории в 9 классе "Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи"
Технологическая карта урока истории в 9 классе...
Технологическая карта урока истории в 6 классе "Византийская империя в IV—XI вв."
Технологическая карта урока истории в 6 классе...
Технологическая карта урока "Возникновение и распад империи Карла Великого"
Технологическая карта урока истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого"...