Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Анжела Александровна Ивченко

Технологическая карта урока истории  по теме: "Установление империи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustanovlenie_imperii.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Всеобщая история

Класс: 5

Тема урока: «Установление империи»

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: дать представление о предпосылках и причинах установления империи, об исторических личностях: Антонии, Октавиане и Клеопатре; формировать умения работать с картой, текстом учебника, составлять схемы; воспитывать интерес к истории.

Задачи: Обеспечить усвоение понятия «империя». Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

Ожидаемые (Прогнозируемые) результаты:

Личностные:

-формирование  историко-географического    образа, включая  представление  о территории   и   границах Древнего Рима;-понимание  культурного многообразия мира, уважение к  истории  других  народов мира;

-формирование  устойчивого познавательного  интереса  и становление смыслообразующей  функции познавательного мотива.

метапредметные: 

Регулятивные:

-формирование  умения  определять  цели своей  деятельности  и  представлять  ее результаты; выбирать и использовать нужные средства  для  учебной  деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные:

выбирать самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. -готовность к сотрудничеству с соучениками;

Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории;

Методы обучения:

– метод проблемного изложения;

- репродуктивный.

Ресурсы:

- основные учебник, атлас

- дополнительные проектор; мультимедийная презентация

Средства обучения (Оборудование):

Презентация к уроку.

Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» -«Гражданские войны в Риме 40-30 гг. до н.э.».

Компьютер, проектор, экран

Раздаточный материал:-отрывок из исторического источника: Дион Кассий «Римская история»-энциклопедическая информация о правлении Октавиана Августа; -тестовые задания на стадии рефлексии.

Организационные формы:

– фронтальная;

– групповая.

Педагогические технологии:

- обучение в сотрудничестве,

- критического мышления;

- ИКТ

ХОД УРОКА

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель

этапа

Технология, метод, прием

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Предметные

1. Мотивация учебной деятельности

Словесный.

Слово учителя.

Организует работу.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Включаются в работу.

Быстрое включение в работу.

2.    Проверка

домашнего

задания.

Подготовка к

работе на

основном

этапе.

Организовать

актуализацию изученных

способов действий,

достаточных для построения

новых знаний.

Вопросы к тексту

Организует работу.

Отвечают на вопросы.

Работают с иллюстративным материалом учебника. Составляют 3 тонких вопроса к рисунку на стр. 242 «Император Август». Формулируют характерные черты Римской Республики, используя изученный материал параграфа 47.

Пытаются решить задачу известным способом.

- обще учебные умения

структурировать знания, контроль

и оценка процесса и результатов

деятельности.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Воспринимают ответы обучающихся

3. Изучение новой темы.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Фиксация новой учебной задачи.

Фронтальная беседа. Объяснение

Организует работу.

Цезарь- диктатор убит.

Какую форму правления предлагаете римлянам: республику без диктатора или, как было при Цезаре?

Римляне установили новую форму правления.

ТЕМА УРОКА «Установление империи в Риме?»

Предположительно:

Как было при Цезаре, т.к. не подкупали народное собрание и т.д.

Сопоставляют
, анализируют, высказывают предположения.

Фиксируют проблему.

Развитие речи. Умение строить высказывание

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

4.  Изучение нового материала. Стадия «ВЫЗОВ»

Поиск решения учебной задачи

проблемно-поисковый

Организовывает погружение в проблему.

Сформулируйте проблему урока?

Сформулируйте цель и задачи.

Какие средства обычно используем?

Предположительно:

Проблема: «Мы не знаем, что такое империя, кто, когда и как ее установил».

Изучить установление империи, Даты, личности, понятия, события.

Лента времени, карта, рассказ учителя, презентация, текст учебника и документа.

Целеполагание

Формулируют проблему урока.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

5. Изучение нового материала. «ОСМЫСЛЕНИЕ».

Создание проблемной ситуации

Линия времени

Работа в парах.

Работа с историческим документом. Эл-т театрализации ( чтение по ролям)

Организует учебное исследование.

Рассказ учителя.

В 43 г. до н.э. началась гражданская война.

Великий римский философ Цицерон, убитый во время этой войны сказал:

«Тиран убит, а тирания жива».

Слайд -Цицерон и его высказывание.

Слайд - перед вами сравнительная таблица участников гражданской войны.

Колонка цезерианцев заполнена.

-Лидеры цезарианцев: Октавиан, Антоний.

Заполните колонку республиканцев, используя пункт 1, п.53.

Учитель.

Итак, победили цезарианцы, но гражданская война продолжалась между Октавианом и Антонием.

Слайд - раздел территории

Антоний женился на царице Египта –Клеопатре.

Слайд -фото Клеопатры.

Октавиан начал  военные действия, с целью устранения своего соперника в борьбе за единоличную власть.

Слайд -сражение у мыса Акций.

Решающее сражение произошло у мыса Акций.

Учитель.

Сражение произошло в 31 году до н.э.

Учитель.

Победу у мыса Акций одержал Октавиан.

Октавиан боялся, что его, также как Цезаря убьют за единоличное правление, поэтому решил пойти на хитрость.

Прочитайте отрывок из «Римской истории» Диона Кассия.

Ответьте на вопрос.

С помощью кого и чего Октавиан стал единоличным правителем?

Октавиан согласился быть Принцепсом – Первым гражданином.

Найдите в п. 3 учебника, какое звание дал Октавиану сенат

Таким образом мы видим ЕДИНОНАЧАЛИЕ власти императора.

Учитель.

Началось правление Октавиана (30 год до н.э.-14 год н.э.)

Учитель.

Что помогло Октавиану править долго?

Слайд –схема общества.

Слайд – деятели искусства.

-Октавиан попросил своего богатого друга Мецената помочь укрепить свою власть без оружия.

Сценка.

У нас в гостях Гораций

- Отметить на ленте времени дату начала гражданской войны между республиканцами и цезарианцами.

-Записывают в тетрадь имена лидеров.

- Ученики заполняют и озвучивают результат.

-записывают имя в тетрадь.

Ученики.

Ищут на карте в атласе, и отмечают место сражения на контурной карте в тетради и на доске.

Ученики.

Отмечают на ленте времени 31 год до н.э.

Ученики.

Читают по ролям Отвечают (предположительно)

Октавиан, зачитывает сенату свое отречение, а сенат его уговаривает принять власть.

-записывают понятие в тетрадь

-находят в тексте учебника «император» и записывают в тетради.

Отмечают на ленте времени годы правления Октавиана.

Решают задачу.

Сколько лет длилось правление Октавиана? (44 года)

-работают с информационным листом и выполняют задание.

- Записывают в тетради: понятие преторианцы, фиск.

- записывают имена деятелей искусства.

Работают с хронологией. Поиск информации в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информации.

Отмечают цели сторон в гражданской войне. Показывают по карте и комменти-руют расположение м. Акций . Характеризуют правление Октавиана

Перечисляют

причины долгого правления Октавиана (44 года)

Работают  с хронологией, личностями, основными событиями.

Работают с понятиями, географическими названиями, личностями, событиями.

Устанавливают причинно-следствен-ные связи, строят логическое рассуждение

Учатся самостоятельно контроли-рвать своё время и управлять им.

Отображают в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Оказывают в  сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Находят  в тексте  требуемую информацию: читают  текст глазами, определяют его основные элементы, находят  необходимую единицу информации в тексте.

6. Контроль на этапе окончания учебной темы

Первичный контроль

Фронтальный опрос.

Тестирование

Кто установил империю в Риме?

Когда была установлена империя в Риме?

Какими способами устанавливали империю?

  Решение теста.

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

7. «РЕФЛЕКСИЯ»

Самооценка

Рефлексия деятельности

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

Осуществляют  познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Осуществляют

самоконтроль

Умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и

общей учебной деятельности

8. Оценка учителя

9. Домашнее задание

Сообщение учителя.

§ 53 Комментирует задание. Выучить: даты, понятия.

По желанию – сообщения об изучаемых личностях.

Воспринимают

задание.

Принимают учебную

задачу для

самостоятельного

понимания.

Обобщают и систематизируют исторический материал.

Литература:

  1. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /А . А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — 17-е изд. — М .: Просвещение, 2010
  2. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват.  организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение
  3. КИМ «История древнего мира» 5 класс, М., «Вако», 2018г. (со значком ФГОС)

Приложение № 1

                                            Гражданская война в Риме

                                                       43 год до н.э.

РЕСПУБЛИКАНЦЫ

ЦЕЗАРИАНЦЫ

1.Лидеры

Октавиан, Антоний.

2.Цели

Единоличная власть

3.Результат

Приложение № 2

Дион Кассий. Римская история.

Прочитайте отрывок из сочинения римского историка Диона Кассия и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника.

Пока Октавиан зачитывал свое отречение от власти, разнообразные чувства волновали сенаторов. Хвалить его одни не отваживались, другие не хотели, но и во время его чтения и после часто поднимался крик: просили, чтобы он взял на себя единодержавие, и приводили всякие доводы в пользу этого до тех пор, пока, разумеется, не принудили его принять единоличную власть.

1.С помощью кого и чего Октавиан стал единоличным правителем?

Приложение № 3

Соотнесите деятельность Октавиана и сферу общества.

Политика (деятельность) Октавиана

Сферы общества

1. Октавиан создал государственную казну(фиск), и сам распоряжался деньгами для содержание своей большой армии.

2. Восстановил разрушенные храмы, за что его нарекли Августом, т.е. божественным.

3. Издал закон о создании семей.

4. Создал личную стражу – ПРЕТОРИАНЦЕВ.

  1. Политическая
  2. Экономическая
  3. Социальная
  4. Культурная

Приложение № 4

ТЕСТ К УРОКУ: «Установление империи в Риме.

Установление империи в Риме.

Вариант №1

Установление империи в Риме.

Вариант №2

А1.Какая страна в Средиземноморье потеряла независимость последней?

  1. Греция
  2. Парфия
  3. Британия
  4. Египет

А2.Состоятельный человек, бескорыстно помогающий людям искусства:

              1.Гражданин

              2.Меценат

              3.Имперптор

              4.Сенатор

А3. Частое изображение Октавиана Августа рядом с богами свидетельствовало:

  1. О признании спортивных заслуг императора
  2. Об обожествлении личности Августа
  3. О распространении христианства
  4. О восстановлении республики

А4. С какими событиями связаны слова Цицерона «Тиран убит, а тирания жива.»?

  1. С захватом Цезарем власти в Риме
  2. С гражданскими войнами между республиканцами и цезарианцами
  3. С заключением мира с Парфией
  4. С борьбой за власть между Октавианом и Антонием

В1. Какие события произошли в правление Октавиана Августа?

  1. Взятие Карфагена
  2. Завоевание Галлии
  3. Завершение гражданских войн
  4. Создание личной императорской стражи

А1. Место морского сражения между Октавианом и Антонием:

  1. Мыс Акций
  2. Бухта Пирей
  3. Остров Саламин
  4. Александрийская бухта

А2. Слово означающее звание Первого гражданина:

  1. Преторианец
  2. Сенатор
  3. Император
  4. Принцепс

А3. Пожизненное звание императора и народного трибуна, дарованное сенатом Октавиану, означало:

  1. Установление республики
  2. Установление единоначалия Августа
  3. Признание полководческих талантов Октавиана
  4. Прекращение действия сената и Народного собрания

А4. Тит Ливий прославился тем, что:

  1. Возглавил восстание рабов
  2. Написал стихотворение «Памятник»
  3. Возглавил заговор против Цезаря
  4. Написал 142 тома истории Рима

В1. Какие события произошли в правление Октавиана Августа?

  1. Принятие земельного закона
  2. Превращение Римского государства в империю
  3. Вергилий написал поэму «Энеида»
  4. Подавление восстания Спартака

Приложение № 5

ЛИСТ САМООЦЕНКИ         Ф.И._______________________________________________    Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Соседи Римской империи"

Файл содержит технологическую карту урока по теме "Соседи Римской империи"....

Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....

Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской ре...

Технологическая карта урока истории Римская империя при императоре Константине

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина,  изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской р...

Технологическая карта урока "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого"...