Технологическая карта урока истории в 6 классе "Византийская империя в IV—XI вв."
план-конспект урока по истории (6 класс)

Технологическая карта урока истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizantiyskaya_imperiya_v_iv-xi_vv.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 6 классе

Тема:  Византийская империя в IV—XI вв.

Дата урока

№ урока: 8

Класс: 6

Цель

дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

выявить особенности развития феодализма в Византии

осваивать научную картину мира; умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; продолжать развитие умения раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты

формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Тип урока

открытия нового знания

Осн. понятия

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

обществознание

парная, индивидуальная, фронтальная

Учебник под ред. Бойцова М.А., Шукурова Р.М., историческая карта «Восточная Римская (Византийская) империя в VI-XIв.в.», иллюстрации учебника; мультимедийная презентация

Домашнее задание:

§ 1

План: 1. Территория, население, столица Византии

2. Власть василевса

3. Век Юстиниана

4. Византия после Юстиниана: войны и дипломатия

5. Византия и Русь в IX—XI вв.

.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Приветствие учащихся.

приветствие учителя, друг друга

Постановка цели и задач урока. Мотивация УД уч-ся

В каком году произошел раскол Римской империи? 395 год. Именно эта дата считается датой  возникновения Византии, а просуществовала она до 1453 года, когда была завоевана турками-османами. Т.о. ее история насчитывает более 1000 лет.

Тема, план

Определить, что было общего в развитии феодализма в Византии и Западной Европы, в чем различия?

Актуализация знаний

1.Что было общего в занятиях и общественном устройстве германцев и славян в I-IIвв. н.э.?

2. Как возникали государства франков и славян? Общее и особенное

3.Причины норманнских походов

4.Роль христианства в укреплении королевской власти и в развитии культуры

5. Что такое феодальная раздробленность

Ответы учащихся

Античная образованность, представление о Вселенной, о других странах, школы, литература: жития святых, хроники

Первичное усвоение новых знаний 

1. Территория, население, столица Византии. Восточная половина Римской империи изначально была богаче западной. В нее вошли Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет. Ее населяло множество народов. Какие? Сирийцы, армяне, евреи, но больше всего было греков, и со временем греческий язык стал государственным языком империи. В Европе и на Руси всех жителей империи называли греками, а сами они называли себя ромеями, т.е. римлянами. Название Византия появилось намного позже, уже после падения империи.

Историки любят говорить, что «Византия родилась, достигла расцвета и погибла вместе с Константинополем». Действительно, в судьбе столицы отразилась вся история империи. Город был основан императором Константином Великим как «второй Рим». Находился он на перекрестке важнейших торговых путей. Давайте определим каких (сухопутный из Европы в Азию, морской из Черного моря в Средиземное).

2. Власть василевса. Во главе Византии стоял император, который по-гречески именовался василевс. Считалось, что василевс намного выше всех других смертных, что он Божий избранник.

Двор императоров поражал своей роскошью. Давайте прочитаем воспоминания германского посла, который попал на прием к василевсу (с.  

+ вопрос). Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными и над иноземными гостями, в прямом и переносном смысле. Это было очень важно для авторитета императора как внутри страны, так и с точки зрения дипломатии.  Привычны ли послу такого рода механизмы? Может быть, в Западной Европе, откуда он прибыл, в них не видели ничего особенного? Так тщательно и с явным восхищением можно было описать лишь то, с чем никогда не сталкивался.

Теперь давайте  прочитаем в учебнике о широте власти императора (с.           «Император назначал..»). Очень широкие полномочия. Титул императора не был в полной мере наследственным. Просто император мог назначить своего сына соправителем, и тогда после смерти отца сын становился императором. Священным считался титул, положение же самого императора иногда было очень неустойчивым. Часто императоров свергали. За тысячелетнюю историю Византии сменилось 109 правителей. Подсчитано, что только 34 из них умерли своей смертью, находясь в императорском сане. Остальные были убиты, свергнуты или отреклись от престола.

3. Век Юстиниана (527—565). Своего наибольшего могущества Византия достигла в период правления Юстиниана (527-565).

4. Византия после Юстиниана: войны и дипломатия. Именно при Юстиниане Византия занимала ту обширную территорию, которую мы видели на карте в учебнике. После его смерти империя стала терять свои земли. Византия воевала с германцами, арабами, славянами, русскими князьями, с турками.

Дипломатия – умение вести переговоры, заключать союзы, ссорить врагов друг с другом. Византийцы были очень искусными дипломатами. Многие их приемы легли в основу современной дипломатии.

5. Византия и Русь в IX—XI вв. Из текста учебника (с.  ) выделить многообразие форм контактов между Византией и Русью.

Давайте посмотрим на карту на странице 49, посмотрите, как менялась территория империи с VI по XI век. Как вы думаете, история Византии была мирной?  Т.е. ее длительное существование связано отнюдь не с тем, что на нее никто не покушался.

Все это определило быстрый рост населения города и расцвет его экономики. Несколько веков Константинополь был самым большим городом Европы. Дома вы можете самостоятельно ознакомиться с планом Константинополя в учебнике.

Посмотрите на иллюстрацию на с.  . На представленной миниатюре сам Христос благословляет императора на царство. Но это обожествление касалось титула, а не самой персоны императора.

О чем это говорит? О высочайшем уровне материальной культуры и технической мысли византийцев, сконструировавших такие хитроумные механизмы.

Давайте вспомним, каким был характер власти в странах Западной Европы и как она изменялась. Королевская и императорская власть в государствах была наследственной, однако к Х в. раздробленность привела к ослаблению королевской власти и усилению феодалов. Король распоряжался лишь своим доменом, он был «первым среди равных». Сравним с властью василевса.

Давайте составим таблицу «Правление Юстиниана». Запишите в тетрадь, заполните дома по тексту учебника.

Вопросы: можно ли было все эти проблемы решать только военными средствами? Какими еще средствами решались внешнеполитические проблемы?

военные походы, торговля, принятие христианства, усвоение на Руси византийских культурных традиций, династические браки

Первичная проверка понимания

Византия в условиях гибели Западной Римской империи сохранила процветающую культуру. Окруженная так называемыми варварскими государствами и кочевыми племенами, благодаря изощренной дипломатии Византия смогла еще надолго сохранить свое влияние и могущество в мире молодых государств. Сильная власть императора. Cакрализация власти василевса приобрела в Византии форму полного обожествления, но касалась титула, а не самого правителя.

Почему Западная римская империя пала вскоре после раздела 395 года, а Восточная просуществовала еще тысячу лет?

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Первичное закрепление

Между феодалами конфликта, вражда, междоусобные войны. Почему это было возможно? И какие имело последствия?

«возвращаемся» к Проблемному заданию, поставленному в начале урока

Инф. о д/з.

§ 1

Рефлексия (подведение итогов занятия)

—        Что нового узнали на уроке?

—        Какие умения и навыки отрабатывали?

—        С какими новыми терминами познакомились?

—        Что понравилось и что не понравилось на уроке?

—        Какие выводы сделали?

Оценивают работу одноклассников, аргументируют оценку.

Цель

Восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 г.

Законодательство

Создан Свод Юстиниана — собрание законов римских императоров и комментариев к ним, упорядоченное лучшими знатоками права

Внешняя политика

Разгромлены королевства вандалов в Северной Африке и остготов в Италии, отвоевана часть Испании у вестготов

Церковное строительство

создан храм Св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне с мозаичными портретами Юстиниана и Феодоры

Отношение к подданным

Зависть, подозрительность, доверие к доносам, быстрые жестокие расправы по непроверенным обвинениям

Итог

Восстановление на краткий срок власти императора над частью территорий Западной Римской империи. Пустая казна, разоренное население, обескровленная армия, сильные враги на всех границах; прекрасные храмы в Константинополе и Равенне; свод законов, на века ставший главным источником сведений о римском праве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской ре...

Технологическая карта урока истории Римская империя при императоре Константине

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина,  изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской р...

Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"

Технологическая карта урока истории  по теме: "Установление империи"...

Технологическая карта урока "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого"...