Технологическая карта урока истории Римская империя при императоре Константине
методическая разработка по истории (5 класс)
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской религии императорской властью; понимание изменений положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnolog_karta_uroka_istorii_rimskaya_imperiya_pri_konstantine.docx | 39.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №511, г. Санкт-Петербург, Пушкинский район
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
5 класс
Тема: «Римская империя при Константине»
Учитель истории: Сиренко Олег Ростиславович
2018-2019 учебный год.
Технологическая карта урока истории.
Тема урока: Римская империя при Константине.
Адресная аудитория: 5 класс
Оборудование: Учебник Годер Г.И., Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс, М: Просвещение 2004 г.,
электронное приложение к учебнику; карта «Римская империя в IV в. н.э.», доска, экран,
проектор, компьютер.
Место урока в системе в системе уроков: глава 15 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-дискуссия.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Используемые педагогические технологии: развивающее обучение.
Цель урока: охарактеризовать деятельность императора Римской империи Константина.
Задачи:
Предметные
- Познакомить учащихся с деятельностью императора Константина, подвести их к пониманию изменения характера императорской власти в годы его правления.
- Разъяснить изменения в положении христиан и признании христианской религии императорской властью.
- Обеспечить понимание изменения положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века; закрепить знания, навыки и умение при ответе использовать историческую карту.
Метапредметные
- Способствовать формированию умения работать с графической информацией, составлять план, проявлению и развитию индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности, представление творческих работ; развитие мышления и умения анализировать; развивать интерес к предмету; воспитать внимательность и аккуратность.
Личностные
- Развивать коммуникационные способности учеников, умение слушать и вступать в диалог; формировать национальную гордость, патриотические чувства учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Регулятивные
- Способствовать развитию у учащихся умения планировать свою работу, оценивать работу товарищей и свою; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Ход урока:
Этапы урока | Вре-мя (мин.) | Деятельность | Приемы методы, формы работы, техноло-гии | Прогнозируемые результаты | ||
Учителя | Деятельность учащихся | Предметные | УУД | |||
1. Организационный момент | 2 | Организует внимание, готовность к уроку. Какой раздел мы изучали на прошлом уроке? Что показалось наиболее интересным? | Включаются в деловой ритм урока. Римская империя в первые века нашей эры | словесный | Психологическая готовность к уроку | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. Актуализация знаний | 5 | Опираясь на текст изученных параграфов главы 15 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи, класс разгадывает кроссворд по карточкам заданиям. 9 - 10 правильных слов – оценка «5» 7 - 8 – «4» 5 - 6 – «3» менее 5-ти правильных слов – «2» ОЦЕНКА ? | ученики отгадывают кроссворд, оценивают друг друга | Индивиду-альная Группо-вая, | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и плани-ровать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и ре-зультатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Переход к изучению новой темы. | 5 | Со времени императора Траяна римляне не вели завоевательных войн. Но необходи-мость вынуждала их держать на своих грани-цах большие армии, поскольку в пределы им-перии вторгались племена варваров. Римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть. В конце III в. серьёзные реформы гос-й власти провёл император Диоклетиан. Он усилил вой-ско, подавил народные движения, отра-зил набеги варваров, но в 305 г. отказался от власти. После этого между полковод-цами империи началась борьба за власть, в которой победителем вышел Константин, ставший императором. Проблемный вопрос: Что изменилось в государстве в период правления императора Константина? Почему императора Константина назвали Великим? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы: Кого римляне называли варварами? Какое государство называют империей? | Фронтальная | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Изучение новой темы | 5 | Вопросы урока: 1. Деятельность императора Константина. 2. Перемены в положении христиан 3. Перенос столицы. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: прочитав п.1, 2, 3 § 59 учебника, выяснить, какие изменения во власти, армии, земледелии Римской империи произошли в начале IV века. | Слушают учителя. Записывают в тетрадь вопросы урока. | Фронтальная | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
5. Усвоение новых знаний | 5 | 2. Беседа по прочитанному : - как изменился численный и национальный состав армии Римской империи? - как изменилось положение колонов? - для чего Константин издал указ, запрещающий колонам уходить со своих участков? Основные понятия: Армия увеличилась, Галлы, германцы, сирийцы | Обсуждают прочитанное. Отвечают, предлагают ответы на вопросы Записывают в рабочие карты Записывают в тетрадь основные понятия. | Фронтальная, наглядно иллюстративный | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы. Анализировать текст учебника, извлекать необходимую информацию | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
6. Физкультминутка | 1 | Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | ||
7. Изучение новой темы | 8 | Рассказ учителя. В период правления Константина измени-лось и положение христиан. Он понял, что они не призывают людей к свержению импе-ратора и разрушению государства, поэтому в 313 г. издал указ, разрешающий верующим строить храмы и ходить молиться. Гонения на христиан прекратились. Вскоре все епис-копы договорились создать единую церковь для всей империи, книги об Иисусе и его уче-никах считать священными. Эти книги соста-вили Новый Завет. В 330 году Константин перенёс столицу империи на берег пролива Босфор в грече-ский Византий, переименовав её в Константинополь. Показ видео Основные понятия: ВАРВАРЫ, НОВЫЙ ЗАВЕТ, ЕПИСКОП Даты: 313 год, 330 год. | Слушают учителя. Записывают в тетрадь основные понятия и даты. Презентация ученика | Фронтальная, наглядно иллюстративный | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы. Анализировать и осмысливать материал, извлекать необходимую информацию | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
8. Работа на карте. | 5 | Вопросы учителя: - покажите, где был основан Константино-поль, на берегу какого пролива? - почему император Константин перенёс столицу империи? - покажите, какие два моря соединяет этот пролив? - какие традиционные для Рима объекты были построены в новой столице? | Один ученик показывает на карте, остальной класс работает с атласами, отвечают на вопросы, Заполняют карту | Фронтальная | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Познавательные: умение осознанно найти и пока-зать на карте ответы на вопросы Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог. |
9. Ответ на проблемный вопрос | 4 | Вопрос учителя: Что изменилось в государстве в период правления императора Константина? Почему императора Константина назва-ли Великим? Кого в русской истории назвали «Великим»? Почему? | По выбору учителя формулируют ответ на заданный проблемный вопрос | Фронтальная | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диа-лог, участвовать в кол-лективном обсуждении вопроса. |
10. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 5 | Учитель выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок. Впишите недостающие буквы: - этим словом римляне называли народности, чей язык не понимали в _____ ы. - в начале IV века борьбу полководцев за императорскую власть выиграл К ________ н. - жители Римской империи, которым Константин запретил уходить с обрабатываемых участков- к ____ ы . - священники целой области выбирали главного в ней руководителя христиан, который назывался е _____ п. - организация христиан - Ц _____ ь. - с 330 года столицей Римской империи стал город К-------------ь. - вторая часть Библии – Н ____ й З ____ т. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность ответов. | Фронтальная | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
11. Подведение итогов урока. | 2 | Подводит итоги работы. | Объявле-ние оценок | Дать оценку работы учащихся | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | |
12. Информация о домашнем задании | 1 | § 59 учебника, отвечать на вопросы параграфа, контурная карта 16, задание 1. Подготовить устное высказывание о величии Константина | Учащиеся записывают в дневники задание. | Словесный | Обеспечение понимания детьми содер-жания и спосо-бов выполне-ния дом. за-ия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Соседи Римской империи"
Файл содержит технологическую карту урока по теме "Соседи Римской империи"....
Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"
Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....
Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской ре...
Рабочая карта ученика урока "Римская империя при императоре Константине"
Рабочая карта разработана для систематизации учащимися в письменной форме матетиала изучаемого по теме урока...
Технологическая карта урока истории древнего мира «Рим при императоре Нероне». (5кл)
На данном уроке планируется познакомить обучающихся с личностью Нерона, выяснить основные черты его правления, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в исто...
Технологическая карта урока "Османская империя и Персия в XVIII веке"
Технологическая карта урока "Османская империя и Персия в XVIII веке" по учебгнику "Всеобщая история. История Нового времени". 8 класс - Юдовская А.Я.,...
Римская империя при императоре Константине
Римская империя при императоре Константине...