Открытый урок "Восточные славяне" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Эрдыниева Людмила Дмитриевна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vostochnye_slavyane.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Восточные славяне в древности.

Это урок изучения нового материала с опорой на знания, полученные ранее. Это урок первый в теме.

Цели урока:

Сформировать представление у учащихся о происхождении славян, территории их расселения, занятиях, верованиях, быте, нравах, общественном строе.

способствовать овладению технологией исторического исследования на основе комплекса исторических источников.

формировать умения работы с различными источниками информации: учебником, ист. Картой, видео материалами.

формировать понятия.

воспитывать уважение и любовь к отечественной истории.

воспитывать чувство патриотизма, в духе толерантности

умственное воспитание – формирование системного мышления, владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: анализом, синтезом, классификацией.

Этапы урока.

организационный.

подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

усвоение новых знаний.

закрепление нового материала.

информация о д/з. инструктаж по его выполнению.

Методы обучения: исследовательский, поисковый, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный Соответствовали задачам урока, обеспечивали активный характер познавательной деятельности

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная

Большая роль отводилась самостоятельной работе, которая также обеспечивала развитие познавательной самостоятельности учащихся.

Пыталась добиться активной познавательной деятельности учащихся на уроке, чтобы учащиеся непосредственно участвовали в приобретении и углублении своих знаний и развитии умений.

Стимулировалось положительное отношение учащихся к учению

Старалась преподнести тему урока в широком междисциплинарном контексте, используя знания и умения учащихся, полученные на других школьных предметах.

Упор на обязательное использование учебника как ведущего источника информации.

Технологии: личностно ориентированная, технология сотрудничества, развивающая

Использовался дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Благодаря этим технологиям обучение происходило на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Урок отличает гуманистическая направленность содержания.

Тема сегодняшнего урока: Восточные славяне в древности.

На уроке мы попытаемся представить с вами загадочный мир наших предков.

Получим представление об их происхождении, территории расселения, занятиях, верованиях и общественно-политическом строе. Тема очень важна. Ведь речь сегодня пойдет о начальной истории нашего Отечества. Важно знать историю Отечества, т.к. история родины – наша память, а человек без памяти – ничто. Тот, кто забывает прошлое, обречен пережить его еще раз. Поэтому необходимо изучать опыт прошлых эпох, ведь прошлое и настоящее неразрывно.

Пожалуйста, запишите тему и план урока в тетрадь.

План урока.

Происхождение восточных славян.

Территория расселения.

Занятия.

Быт и нравы.

Верования.

Общественный строй.

 Сегодня на уроке вы будете историками- исследователями.

А кто такие историки?

Историки - это те, кто изучает прошлое.

А какие науки помогают историку изучать прошлое?

Археология

Топонимика

Лингвистика

Этнография

Палеография

Нумизматика

Труд историка, ребята, достаточно тяжел, он сродни труду следователя. Только следователь идет по горячим следам преступника, а историк идет по следам, оставленным людьми в далеком прошлом. И эти следы называются Исторические источники.

А как называются эти исторические источники, по которым историк изучает прошлое?

Письменные

Вещественные

Устные

Выделяют еще и такие источники, как кинофотодокументы, картографические источники.

Вот с этими историческими источниками вам придется сегодня поработать, ребята, чтобы получить представление о восточных славянах.

У каждого из вас на парте лежит маршрутный лист, который вы в течение урока должны заполнить и сдать в конце урока. Это ваш научно- исследовательский труд.

Итак, начнем с определения происхождения славян.

Для этого нам необходимо выполнить задание 1 маршрутного листа.

Как называется  задание?

Чтобы выполнить его, обратимся к письменному источнику – это Учебник, п. 1, с.7.

Да, действительно, это ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ – далекие предки не только восточных славян, но также и англичан, германцев, греков, французов и т.д.

- это обобщающее, (как вы помните из курса Всеобщей истории), понятие для племен, выделившихся из индоевропейской языковой семьи и имеющих на ранней стадии своего развития общие корни, что проявляется в самых ранних словах, названиях богов, первых цифрах.

Славянские племена проживали на территории Восточной Европы, по берегам рек Висла, Дунай.

Сначала они были единым народом, а затем разделились на 3 группы.

А вот на какие 3 группы узнаем из видео документа.

Смотрим документ и заполняем задание 2. (19 сек.)  Действительно, в 5 веке славяне разделились на 3 ветви.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, какая группа славян является предками русских, украинцев и белорусов? Ответив на этот вопрос, вы Выполните 3 задание маршрутного листа.

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.

Первоначально, восточные славяне поселились в Среднем Поднепровье.

Как вы думаете, почему оно так называется? И где находится? Это 4 задание и чтобы с ним справится, нам необходим новый  источник информации – это картографический.

Откройте карту в Учебнике с. 33. Найдите реку Днепр, поделите пополам – получим СР. Поднепровье. Какой город и племя там находятся?

Киев, поляне

Покажите на карте Среднее Поднепровье.

К 8 веку восточные славяне расселились на обширной территории, ее мы определим, поработав с тем же картографическим источником на с. 33.

Найдите на карте географические объекты:

На севере - озера: Ладога, Онега.

На юге – реки: Прут, Днестр.

На западе – горы: Карпаты.

На востоке – реки: Ока, Волга.

На этой обширнейшей территории славяне создавали союзы племен.

Как вы думаете, зачем? Что такое союз?

Какие союзы племен создавали восточные славяне? Перечислите их устно, используя картографический источник, выполнив, таким образом, 6 задание листа.

Каким цветом обозначены на карте союзы племен?

Найдите в письменном источнике – учебнике,

Что означают: поляне - жители полей, древляне – жители лесов, дреговичи – жители болот, полочане – жители реки Полота. Вот вы и справились с 7 заданием.

Переходим к заданию 8: заполните схему ЗАНЯТИЯ славян с опорой на письменный источник на с.8. Назовите главное занятие славян? ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.

А еще чем занимались славяне? Лесов много было? Рек?

Какие 2 системы земледелия описаны в учебнике? Подсечно-огневая и переложная.

Дома, когда будете готовиться к уроку,  обратите внимание на эти системы земледелия и сравните их, найдя различия.

Чтобы представить быт и нравы восточных славян, обратимся к видео источнику.(3 мин.)

Составьте план по теме: Верования славян.

славяне – язычники.

боги славян.

вера в загробную жизнь.

волхвы и кудесники.

Дайте определение понятиям: вервь, вече, народное ополчение. В.Д. – управление племенем князей и дружинников при сохранении вече.

Подведем итоги нашей работы. Все ли исследователи заполнили маршрутные листы? Подпишите ваши фамилии. Итак, уважаемые исследователи, что сегодня узнали на уроке?

Восточные славяне- предки РУБ. Их далекими предками были индоевропейцы. Их главным занятием было земледелие. Они были хорошими воинами, все вопросы решали сообща, на вече. Жили в общине – верви.

Закрепление изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...