Статья "К вопросу об организации исследовательской деятельности обучающихся"
статья

Проскурина Надежда Викторовна

К вопросу об организации исследовательской деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу об организации исследовательской деятельности                обучающихся

     

         Активизация процесса познания обеспечивает направленность образовательного процесса на развитие способностей учащихся самостоятельно добывать нужные им знания.
Современные дети очень изменились по сравнению с тем временем, когда сложилась на сегодняшний  день действующая система образования. Принятие стандартов второго поколения продиктовано этими изменениями. Проведение обучения на основе технологии АМО (активные методы обучения) приводит к росту мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и формированию способностей. Творческий характер обучения, позитивный настрой учащихся оказывают положительное действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и доброе настроение

      Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

      На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения. В первую очередь это связано с потоком необработанной информации, который идет на учеников, и нежеланием последних учиться. Исходя из этого, активизация познавательной деятельности на уроках истории, формирование исторического сознания учащихся относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов. Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать, разрабатывать и внедрять более эффективные формы и методы работы.

     ФГОС второго поколения дают ключ к решению многих проблем современного школьного образования: это учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.

      Учебное исследование – это творческая субъективно новая задача, которую обучающийся еще не решал. С другой стороны, учебное исследование- это активный процесс приобретения знаний учащимися, а не простое усвоение готовых истин. Смыслом исследования в учебном процессе есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке

          За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Автор опыта убеждена, что исследовательская практика - не самоцель, она средство развития личности ребёнка, совершенствования его интеллектуально-творческого потенциала.

Исследовательское поведение  - один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение» . Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и выстраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, и помочь ему это  правильно  сделать —  задача наставника.

      Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках приводит педагога к поискам и размышлениям о том, как сделать учеников участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями. Каждый урок с использованием исследовательского метода или приемов исследовательской деятельности – это процесс совместной работы учащегося и педагога, где создаются условия для развития творчества, самоопределения, самореализации школьников. При этом педагог выступает не как носитель готовых знаний, а равным ученикам в открытии новых истин. Просто он, в силу возраста , накопленного опыта и приобретенных знаний , может помочь юным исследователям найти оптимальный путь к ответам на поставленные вопросы. Но не будем лукавить: именно от педагога зависит ход и исход исследования .

        Нельзя сказать, что до появления новых стандартов мы не использовали элементы учебно-исследовательского обучения. В практику преподавания истории и обществознания давно вошли самостоятельная работа учащихся с учебником, когда школьники ищут ответы на поставленные учителем вопросы, заполнение таблиц, изучение и обсуждение первоисточников, исторических документов, написание рефератов, и т.д. Все это имело место быть, но в силу ряда  причин носило игровой , эпизодический характер. В известном смысле ситуация не изменилась и сегодня. И сегодня у учащихся нет возможности   на уроке в школе , например, сравнить мнения по изучаемому вопросу разных исследователей, т.к.  обучение ведется по одному учебнику и других в школьной библиотеке просто нет. Юные исследователи могли бы поискать ответы на поставленные вопросы в Интернете, но пользоваться мобильниками во время уроков им запрещено, а использование учительского компьютера в этих целях не всегда продуктивно. В начале статьи мы констатировали факт, что большинство учащихся старших классов без интереса относятся к изучению истории, в том числе, истории Отечества. На наш взгляд, одной из главных причин является то, что история не относится к числу предметов, обязательных для сдачи ЕГЭ. С другой стороны, предмет сложный, изобилующий массой различных материалов, дат, фамилий исторических деятелей. А современные дети, как известно, учиться ( трудиться) не желают. С другой стороны , в силу известных возрастных особенностей, все подвергают сомнению и не хотят «проглатывать» готовые знания, и из этого можно извлечь пользу.

     И в прежние времена, и еще долго более или менее серьезная исследовательская работа по предмету - удел немногих, наиболее развитых, думающих, заинтересованных в приобретении новых знаний учащихся. Они есть в каждом классе и сегодня. Они много знают, имеют свое суждение по любому вопросу, скептически относятся к готовым знаниям. Они ищут противоречия в том, что говорит учитель и задают провокационные вопросы. Часто они мешают вести урок, но если их заинтересовать, увлечь поиском истины, они станут фанатами предмета , а в последствии, не исключено,- столпами исторической науки. Таким ученикам общения с учителем на уроке недостаточно-для них организованы кружки и факультативы.

     А что же остальные ученики? Как привлекать их к исследовательской работе, чем увлечь? Думается, что нужно спокойно, не стремясь в одночасье все перестроить, продолжить внедрять в учебный процесс современные методики преподавания, перенимать положительный опыт коллег, нарабатывать собственный опыт. Нет сомнения в том, что при таком подходе с каждым годом будет расти число «любителей истории», и тогда можно будет всерьез говорить о переходе к исследовательскому типу изучения предмета. Организаторы учебного процесса должны позаботиться об оснащении учебных кабинетов современными средствами обучения, обеспечении свободного доступа школьников к Интернет-ресурсам.

      И давно назрел вопрос о включении истории Отечества в список обязательных для итоговой аттестации учащихся. Человек, не знающий истории своей страны, не может быть достойным гражданином и ее защитником. Без знаний нет убеждений, без убеждений нет практических действий. А не на воспитание ли активной, деятельностной личности ориентируют нас новые Стандарты образования?

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Обобщение работы кафедры естествознания по организации исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены цель и задачи работы кафедры естествознания гимназии. Рассмотрены функции и приемы организации исследовательской деятельности. Обозначены этапы организации. Для каждого этапа опр...

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...

инновационные приемы в организации исследовательской деятельности обучающихся

Мастер-класс раскрывает основные приемы в организации исследовательской деятельности с детьми. В нем разбираются приемы, которые помогут обучающимся определиться с темой исследования, поднимут ин...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...